Коррекционно-развивающие занятия «Я в мире других людей»

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___

от «__» __________20___г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______ /__________________ /

«__»____________20___г.

Утверждаю:

Директор школы

_______/__________________ /

Приказ № __от «_»____20__г._г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционно-развивающим занятиям


«Я в мире других людей»










Педагог-психолог

Машкина Елена Сергеевна


















на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достяжения взаимопонимания в контактах между ними актуальна во все времена. Это объясняется тем, что общение, наряду с деятельностью, является одной из основных форм преобразующей активность людей. В процессе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира. В общении формируется социальная общность и утверждается индивидуальность людей, реализуется и развивается общественные и межличностные отношения.

В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Многочисленные психические исследования ясно показывают, что осознание человеком причин и закономерностей своего проведения может радикально изменить его отношение к жизненным ситуациям. У него возникает возможность поднимать их глубже, видеть несколько вариантов собственных действий там, где раньше усматривался только один, предполагать несколько причин развития событий там, где приходила на ум только одна. Практическая значимость данного курса заключается в оказании помощи обучающимся в понимании возможного многообразия причин и способов поведения, ясного и, вместе с тем, гибкого видения ситуации общения, которые позволяют сделать наилучший выбор из нескольких возможных вариантов реагирования, что делает человека более свободным, «хозяином своего общения».

Основной целью программы является оказание помощи обучающимся в самопознании и социальной адаптации. Поставленная цель требует решения следующих задач:

  1. Помочь обучающимся раскрыться, сформулировать свои проблемы.

  2. Оказать им помощь в решении этих проблем.

  3. Развитие представлений у обучающихся о ресурсах собственной личности.

  4. Знакомство обучающихся со структурой процесса общения.

  5. Обучение школьников основам коммуникативным навыкам.

Настоящая программа предназначена для знакомства обучающихся 9 классов с особенностями процесса общения и трудностями, которые могут в нем возникать, и рассчитана на 35 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Данная программа может быть использована в качестве коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 9 классов.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются практическими упражнениями, которые помогают обучающимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение обучающихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в ролевых играх, выполнении упражнений.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Контрольно-измерительные материалы.

Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выполнения уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения. Он осуществляется в виде практических упражнений во время урока или домашних заданий. Выполнение практических упражнений помогает устанавливать степень усвоения материала. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание обучающимся содействия в самоопределении.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу обучения по данному курсу.

  1. Обучающиеся должны иметь четкие представления о ресурсах собственной личности.

  2. Знать структуру процесса общения, его виды и формы.

  3. Владеть основными коммуникативными навыками.

  4. Уметь находить конструктивное решение конфликтной ситуации.


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

В том числе

Методы работы

лекций

практик

1

Введение. Цель и задачи занятий

1


1

Беседа, практические упражнения

2

Мои проблемы

2


2

Практические упражнения

3

Дом моей души

2


2

Практические упражнения

4

Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей

2

1

1

Беседа с обучающимися, практические упражнения

5

Общение как коммуникация

2

1

1

Беседа с обучающимися, практические упражнения

6

Общение как часть профессиональной деятельности

2

1

1

Беседа с обучающимися, практические упражнения

7

Вербальные и невербальные средства общения

3

2

1

Беседа с обучающимися, док. фильм, практические упражнения

8

Роль эмоций и чувств в процессе общения

2

1

1

Беседа с обучающимися, док. фильм, практические упражнения

9

Взаимодействие в системе групповой деятельности

2

1

1

Беседа, практические упражнения

10

Психологические механизмы воздействия на других людей

2

1

1

Беседа, проведение эксперимента

11

Жизнь без конфликта

3

2

1

Беседа с обучающимися, док. фильм, практические упражнения

12

Типы личности и их диагностика

2

1

1

Методика Дж.Холланда «Типы личности», практические упражнения, беседа

13

Ролевые игры: реалистический и социальный типы личности

2


2

Беседа, практические упражнения

14

Интеллектуальный, предприимчивый и конвенциональный типы личности

2


2

Практические упражнения

15

Артистический тип личности

1


1

Практические упражнения

16

Интеллект. Диагностика интеллекта

2

1

1

Тест Кеттела, практические упражнения

17

Мотивация. Диагностика мотивации

1


1

Беседа, тест Т. Элерса

18

Рефлексия

2


2

Беседа, практические упражнения

Итого

35

12

23

Программа курса

Введение. Цель и задачи курса (1ч)

Знакомство с обучающимися, формирование в коллективе благоприятного психологического климата, сплочение группы. Ознакомление обучающихся с целью и задачами курса.

Практические упражнения: «Здравствуй, это я», «Путешествие в мир «Я»».

Домашнее задание: написать оду Лени, восхваляя ее во всех ее проявлениях.

Мои проблемы (2ч)

Чтение сказки Д. Соколова «Лень река». Обсуждение домашнего задания: зачитывание рассказов о Лени.

Сочинение общей сказки по заданным направлениям.

Практические упражнения: «Преодоление», рисунок «Дракон», сочинение сказки о том, как кто победит своего дракона, ответы на вопросы «Держу ли я удар?».

Домашнее задание: подготовить рисунки на тему «Мой герб».

Дом моей души (2ч)

Определение личностных ценностей обучающихся, формирование способности понимать невербальное поведение, актуализация личностных ресурсов. Диагностика структуры коллектива и того, какое место занимает в нем каждый обучающийся.

Обсуждение рисунков обучающихся на тему «Мой герб».

Практические упражнения: рисунок «Дом моей души», «Оптимисты и пессимисты», игра «Цепочка хороших и плохих следствий», коллективный рисунок «Дерево моей души» , рисунок «Дерево души класса».

Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей (2ч)

Дать определение понятию «общение». Структура, содержание, формы и виды общения. Диагностика степени общительности обучающихся при помощи теста «Общительный ли вы человек».

Общение как коммуникация (2ч)

Дать определение понятию «коммуникация». Барьера общения и причины их возникновения.

Проведение эксперимента на практическое испытание и преодоление барьеров общения.

Общение как часть профессиональной деятельности (2ч)

Дать определение понятиям «профессия», «специальность», «профессионально важные качества».

Практические упражнения: «Заборы и овраги», «Мои профессиональные желания».

Вербальные и невербальные средства общения (3ч)

Вербальные и невербальные средства общения и их место в повседневной жизни.

Практические упражнения: инсценировка ситуации при помощи различных систем, деление обучающихся по ведущей модальности, сочинение текста из 10 предложений с использованием характерных для данной модальности слов. Зачитывание текстов.

Роль эмоций и чувств в процессе общения (2ч)

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его. Диагностика самочувствия, активности и настроения обучающихся при помощи опросчика САН.

Практические упражнения: «Любящий взгляд», «Имена чувств», «Карта страны чувств», «Зеркало».

Взаимодействие в системе групповой деятельности (2ч)

Рассмотреть типы взаимодействия, его структуру.

Практические упражнения: сбор пазлов на время, «Сиамские близнецы», «Контакт руками», «Неваляшка», «Общее настроение», «Скульптура», «Робот», рисунок «Части моего «Я»».

Домашнее задание: нарисовать четыре своих «Я»: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.

Психологические механизмы воздействия на других людей (2ч)

Психологические механизмы воздействия: убеждение, внушение, заражение. Обсуждение домашнего задания.

Практические упражнения: «Зеркало», эксперимент «Можно ли влиять на чужое поведение?».

Жизнь без конфликта (3ч)

Дать определение понятию «конфликт». Структура и функции межличностного конфликта. Диагностика типов реагирования в конфликтной ситуации при помощи теста Томаса.

Практические упражнения: «Снимаем маски», «Дискуссия», «Вердикт», разработка учащимися способов предотвращения конфликта.

Типы личности и их диагностика (2ч)

Диагностика типов личности обучающихся при помощи методики Дж. Холланда «Типы личноти».

Практические упражнения: «Ужасный секрет».

Притча «Сказка о милостивой судьбе» и ее обсуждение.

Ролевые игры: реалистический и социальный типы личности (2ч)

Создание условий для профессиональной пробы в игровой ситуации «Взаимодействие миров».

Притча «Пустыня» и ее обсуждение.

Интеллектуальный, предприимчивый и конвенциональный типы личности (2ч)

Создание условий для профессиональной пробы в игровой ситуации «Олени».

Практические упражнения: для интеллектуального типа личности: «Собока для Гарри», «Падишах».

Упражнения для конвенционального типа личности: «Чужие коленки», «Считалка», «Муха».

Упражнение для предприимчивого типа: «Прямой эфир».

Артистический тип личности (1ч)

Создание условий для профессиональной пробы в игровой ситуации.

Игры и упражнения по актерскому мастерству: «Пуськи бятые», «Казючки», выполнение различных этюдов.

Интеллект. Диагностика интеллекта (2ч)

Диагностика коэффициента интеллекта при помощи невербального теста Кеттела.

Практические упражнения: «Левый мозг - Правый мозг» (теория мозговой доминанты Неда Херрманна), поиск аналогий, упражнения на развитие творческого мышления.

Мотивация. Диагностика мотивации (1ч)

Роль мотивации в процессе профессионального самоопределения. Диагностика мотивации обучающихся при помощи методики Т. Элерса.

Рефлексия (2ч)

Практические упражнения: «Путешествие в мир «Я»», «Счастливого пути», «Могущество», «все у меня в руках», создание коллажа на тему «Я в мире других людей».

Литература:

  1. Анцупова А. Я. Конфликтология

  2. Бодалев А.А. Личность и общение

  3. Донцов А.И. Психология коллектива

  4. Самостоятельные разработки

© 2010-2022