- Преподавателю
- Школьному психологу
- Адаптивная программа для 5-х классов по внеурочной работе «Я – пятиклассник!»
Адаптивная программа для 5-х классов по внеурочной работе «Я – пятиклассник!»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тришкина Л.Л. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ростовская область
г. Каменск-Шахтинский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
-
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 14
Приказ от ___________ № ____
________________Трофимук Г. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной работе «Я - пятиклассник!»
Уровень общего образования (класс): основное общее образование 5 класс
Количество часов: 35
Педагог-психолог: Тришкина Людмила Леонидовна
Программа разработана на основе на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).
2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптивная программа на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы
Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
• формирование устойчивой учебной мотивации детей;
• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
• освоение детьми школьных правил;
• выработка норм и правил жизни класса;
• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Общая характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы изучается мотивационная сфера учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД. Так же исследуется уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей.
На втором этапе основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На третьем этапе проводится работа с основными психологическими проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
На четвертом этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.
На пятом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.
На шестом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе
1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
2. Психологические занятия и тренинги.
3. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
4. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
5. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
6. Метафорические истории и притчи.
Принципы работы тренинговой группы
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.
Программа психологических занятий и тренингов рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю.
Последовательность 35 занятий и количества часов по каждой из них состоит из:
-
Тестирование: - изучение учебной мотивации; - определение уровня школьной тревожности - 1 ч.
-
Занятие: «Давайте познакомимся» - 1 ч.
-
Занятие: «Начинаем разговор. Букварь класса» - 1 ч.
-
Занятие: «Что такое 5-й класс?» - 1 ч.
-
Занятие: «Мы такие интересные» - 1 ч
-
Занятие: «Доверие» - 1 ч
-
Занятие: «Вместе»
-
Тренинг "В первый раз в пятый класс" 1-й день - 1 ч.
-
Тренинг "В первый раз в пятый класс" 2-й день - 1 ч.
-
Занятие: «Планета моего класса» - 1 ч.
-
Занятие: «Познай себя» - 1 ч.
-
Занятие: «Техника каракулей» - 1 ч.
-
Занятие: «Новичок в средней школе» - 1 ч
-
Занятие: «Я и учеба» - 1 ч.
-
Занятие: «Я глазами других» - 1 ч.
-
Занятие: «Понимаем ли мы друг друга?» - 1 ч.
-
Занятие: «Мир эмоций» - 1 ч.
-
Занятие-игра: «Наши эмоции» - 1 ч.
-
Занятие: «Хозяин эмоций» - 1 ч.
-
Занятие: «Наши учителя» (По Слободяник) - 1 ч.
-
Занятие: «Ищу друга» - 1 ч.
-
Занятие: «Мы и наше настроение - от кого и от чего оно зависит» - 1 ч.
-
Занятие: «Мы и наши близкие» - 1 ч.
-
Занятие: «Режим дня пятиклассника» - 1 ч.
-
Занятие: «Мы и наши привычки (режим дня)» - 1 ч.
-
Занятие: «Мы и наши привычки (правила личной гигиены)» - 1 ч.
-
Занятие: «Мы и наши привычки (здоровое питание)» - 1 ч.
-
Занятие: «Наши недостатки и наши достоинства» - 1 ч.
-
Занятие: «Наши права и наши обязанности» - 1 ч.
-
Занятие: «Будь внимателен» - 1 ч.
-
Занятие: «Самоорганизация» - 1 ч.
-
Тренинг: «Золотая рыбка» - 1 ч.
-
Занятие: «Культура учебного труда» - 1 ч.
-
Занятие: «Наш дружный 5 класс» - 1 ч.
-
Занятие: «Мы и наш класс» (по Родионову, Ступницкой) - 1 ч.
Программа адаптационных встреч для пятиклассников
Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи: Создание условий для снижения тревожности; выполнения упражнений и тренингов в игровой форме, проведения дискуссий; развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Календарно-тематическое планирование занятий
№
Название занятия
Цели
Задачи
Количество часов
Сроки
1.
Тестирование:
- Изучение учебной мотивации;
- определение уровня школьной тревожности.
Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу (по методике М. Р. Гинзбурга).
Тест уровня школьной тревожности Филипса.
Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей при переходе из начальной школы в среднюю.
1
2.
Занятие: «Давайте познакомимся»
Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала приветствия и прощания.
Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности).
Формирование групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях.
1
3
Занятие: «Начинаем разговор. Букварь класса».
Закрепление правил психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, закрепление ритуала приветствия и прощания. Знакомство с классом, личностями характеристиками каждого.
Формирование групповой сплоченности, навыков совместной групповой деятельности.
Развивать умение сотрудничать в группе, самостоятельность, активность.
1
4
Занятие: «Что такое 5-й класс?»
Познакомить детей с целями занятий, формой работы; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.
Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать
каждому ребенку возможность представить себя другим детям.
1
5
Занятие: «Мы такие интересные»
Создание непринужденно, доброжелательной атмосферы в группе.
Формирование положительной школьной мотивации.
Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого.
1
6
Занятие: «Доверие»
Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.
Сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты; учить детей сочувствию
1
7
Занятие: «Вместе»
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
Способствовать формированию открытых отношений между членами группы
1
8
Тренинг "В первый раз в пятый класс"
1-й день
Создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я- концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Мобилизация внутреннего ресурса, умения находить и оказывать поддержку.
1
9
Тренинг "В первый раз в пятый класс"
2-й день
Закреплять формирование социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю.
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
1
10
Занятие: «Планета моего класса»
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.
Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.
Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.
Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
1
11
Занятие: «Познай себя»
Создание у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.
Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию.
1
12
Занятие: «Техника каракулей»
Снятие психологического напряжения
Повысить самооценку, развить творческие способности.
1
13
Занятие: «Новичок в средней школе»
Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.
Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.
1
14
Занятие: «Я и учеба»
Создание доброжелательной атмосферы в группе. Диагностика преобладающих мотивов в учении подростков
Формирование положительной учебной мотивации, снятие чувства тревоги подростков связанной с системой оценивания знаний.
1
15
Занятие: «Я глазами других»
Создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.
Развить в детях открытость в отношениях с другими; выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.
1
16
Занятие: «Понимаем ли мы друг друга?»
Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.
Предоставить детям возможность моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки.
1
17
Занятие: «Мир эмоций»
Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.
1
18
Занятие-игра: «Наши эмоции»
Снятие психофизического напряжения, сплочение группы. Знакомство учащихся с понятием «эмоции».
Формирование навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности; развитием коммуникативных умений.
1
19
Занятие: «Хозяин эмоций»
Развитие эмоционально-волевой сферы. Обучать умению определять эмоциональное состояние других людей.
Овладение приемами по снижению психического напряжения в школьных ситуациях. Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха
1
20
Занятие: «Наши учителя»
(По Слободяник)
Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.
Помощь учащимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.
1
21
Занятие: «Ищу друга»
Помочь учащимся в самораскрытии; способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения.
Помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя.
1
22
Занятие: «Мы и наши близкие»
Осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.
Развивать представления о роли близких в жизни человека; формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни; помогать осмыслить свои возможности по оказанию поддержки близким людям.
1
23
Занятие: «Мы и наше настроение - от кого и от чего оно зависит»
Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения.
Актуализировать представления о факторах, влияющих на настроение людей; развивать навыки произвольного влияния на собственное настроение; помочь осмыслить и отработать приобретенный опыт.
1
24
Занятие: «Режим дня пятиклассника»
Уточнение представлений о режиме дня.
Обучение планированию своей деятельности.
Формировать убеждение в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.
Способствовать формированию привычки планировать свою деятельность с учётом индивидуальных особенностей.
1
25
Занятие: «Мы и наши привычки (режим дня)»
Формирование представления о режиме дня, умения самостоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек.
Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей; формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели.
1
26
Занятие: «Мы и наши привычки (правила личной гигиены)»
Закрепление навыков соблюдения правил личной гигиены, развитие убеждения в преимуществах опрятности, стремления быть аккуратным.
Актуализировать представления о гигиене и ее правилах; развивать убеждения в необходимости соблюдать правила личной гигиены; осмысление и коррекция своих гигиенических привычек.
1
27
Занятие: «Мы и наши привычки (здоровое питание)»
Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания, укрепление привычки к режиму питания и избеганию пищевых рисков.
Актуализировать представления об основных питательных веществах; развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов; укреплять привычку соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.
1
28
Занятие: «Наши недостатки и наши достоинства»
Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.
Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.
1
29
Занятие: «Наши права и наши обязанности»
Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои права.
Актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.
1
30
Занятие: «Будь внимателен»
Познакомить подростков с эффективными способами самоорганизации внимания
Развивать мышление, внимание, расширять словарный запас.
Продолжать работу на групповое сплочение, снятие возбуждения.
1
31
Занятие: «Самоорганизация»
Учить способам самоорганизации, умению поддерживать доброжелательную атмосферу.
Стимуляция познавательных способностей.
Развивать познавательные способности. Продолжать работу на групповое сплочение, снятие возбуждения
1
32
Тренинг: «Золотая рыбка»
Снятие эмоционально-мышечного напряжения, формирование желательного поведения
Развитие фантазии; укрепление мелкой моторики, обучение перевоплощению
1
33
Занятие: «Культура учебного труда»
Закрепление навыков соблюдения распорядка дня.
Развитие умений учиться.
Способствовать принятию новой социальной позиции - ученик средней школы.
Содействовать осознанию особенностей учебного процесса в средней школе.
Развивать навыки сотрудничества, умения учиться, правильно воспринимать и сравнивать свои учебные достижения с успехами других.
1
34
Занятие: «Наш дружный 5 класс»
Сплочение коллектива учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
Формирование открытой, дружелюбной атмосферы в классе.
Развитие навыков взаимодействия в группе.
Создание условий для самовыражения и сплочения группы.
Формирование понятия «дружный коллектив».
1
35
Занятие: «Мы и наш класс»
(по Родионову, Ступницкой)
Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».
Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; осмыслить себя как члена группы.
1
Итого:
35
Предполагаемые результаты реализации программы «Я - пятиклассник»
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
- осознавать качества необходимые для учащегося средней школы;
- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
- учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
- осознавать ответственность за своё речевое поведение;
- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
-
осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.
Формы и виды контроля:
- анкетирование.
Методические рекомендации:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебников и учебных пособий:
-
Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.
-
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007
-
Голубева Ю. А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2013.-206 с.
-
Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград:Учитель,2011.-238 с.
-
Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии, СПб.: Издательство «Речь», 2006.
-
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1999.
-
Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.
-
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
-
Панченко С. Проективная методика "Школа зверей" (диагностика адаптации учащихся в школе) // Школьный психолог, 2000. №12.
-
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1996.
-
Чистякова М. Психогимнастика. М., 1995.
Технические средства обучения:
-
Компьютер
-
Колонки
-
Мультимедийный проектор
-
Аудио и видеоматериалы
-
Расходные материалы: картон, фломастеры, цветные карандаши, ватман, альбом для рисования, краски и т.д.
-
Выход в Интернет
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ № 14
от ______________ № ____
_______________Трофимук Г. В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________Татаринова М. А.
«___» __________________2014 г.