Адаптивная программа для 5-х классов по внеурочной работе «Я – пятиклассник!»

Адаптивная программа для 5-х классов по внеурочной работе «Я – пятиклассник!» Количество часов: 35 Адаптивная программа составлена  на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).  Цель - способствовать психологической адаптации пятикласс...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ростовская область

г. Каменск-Шахтинский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 14

Приказ от ___________ № ____

________________Трофимук Г. В.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной работе «Я - пятиклассник!»


Уровень общего образования (класс): основное общее образование 5 класс


Количество часов: 35


Педагог-психолог: Тришкина Людмила Леонидовна


Программа разработана на основе на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).








2014-2015 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптивная программа на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: «Генезис», 2005).

Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

• навыки уверенного поведения;

• навыки совместной (коллективной) деятельности;

• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

• навыки самоподдержки;

• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

Цели и содержание программы

Цель - способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).

В соответствии с целью сформулированы задачи:

• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

• формирование устойчивой учебной мотивации детей;

• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

• освоение детьми школьных правил;

• выработка норм и правил жизни класса;

• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.



Общая характеристика основных этапов работы

На первом этапе работы изучается мотивационная сфера учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД. Так же исследуется уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей.

На втором этапе основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.

На третьем этапе проводится работа с основными психологическими проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.

На четвертом этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.

На пятом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.

На шестом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.

Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе

1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).

2. Психологические занятия и тренинги.

3. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

4. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).

5. Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, нами подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

6. Метафорические истории и притчи.


Принципы работы тренинговой группы

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.

Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.

Программа психологических занятий и тренингов рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю.

Последовательность 35 занятий и количества часов по каждой из них состоит из:

  1. Тестирование: - изучение учебной мотивации; - определение уровня школьной тревожности - 1 ч.

  2. Занятие: «Давайте познакомимся» - 1 ч.

  3. Занятие: «Начинаем разговор. Букварь класса» - 1 ч.

  4. Занятие: «Что такое 5-й класс?» - 1 ч.

  5. Занятие: «Мы такие интересные» - 1 ч

  6. Занятие: «Доверие» - 1 ч

  7. Занятие: «Вместе»

  8. Тренинг "В первый раз в пятый класс" 1-й день - 1 ч.

  9. Тренинг "В первый раз в пятый класс" 2-й день - 1 ч.

  10. Занятие: «Планета моего класса» - 1 ч.

  11. Занятие: «Познай себя» - 1 ч.

  12. Занятие: «Техника каракулей» - 1 ч.

  13. Занятие: «Новичок в средней школе» - 1 ч

  14. Занятие: «Я и учеба» - 1 ч.

  15. Занятие: «Я глазами других» - 1 ч.

  16. Занятие: «Понимаем ли мы друг друга?» - 1 ч.

  17. Занятие: «Мир эмоций» - 1 ч.

  18. Занятие-игра: «Наши эмоции» - 1 ч.

  19. Занятие: «Хозяин эмоций» - 1 ч.

  20. Занятие: «Наши учителя» (По Слободяник) - 1 ч.

  21. Занятие: «Ищу друга» - 1 ч.

  22. Занятие: «Мы и наше настроение - от кого и от чего оно зависит» - 1 ч.

  23. Занятие: «Мы и наши близкие» - 1 ч.

  24. Занятие: «Режим дня пятиклассника» - 1 ч.

  25. Занятие: «Мы и наши привычки (режим дня)» - 1 ч.

  26. Занятие: «Мы и наши привычки (правила личной гигиены)» - 1 ч.

  27. Занятие: «Мы и наши привычки (здоровое питание)» - 1 ч.

  28. Занятие: «Наши недостатки и наши достоинства» - 1 ч.

  29. Занятие: «Наши права и наши обязанности» - 1 ч.

  30. Занятие: «Будь внимателен» - 1 ч.

  31. Занятие: «Самоорганизация» - 1 ч.

  32. Тренинг: «Золотая рыбка» - 1 ч.

  33. Занятие: «Культура учебного труда» - 1 ч.

  34. Занятие: «Наш дружный 5 класс» - 1 ч.

  35. Занятие: «Мы и наш класс» (по Родионову, Ступницкой) - 1 ч.


Программа адаптационных встреч для пятиклассников

Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

Задачи: Создание условий для снижения тревожности; выполнения упражнений и тренингов в игровой форме, проведения дискуссий; развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.



Календарно-тематическое планирование занятий


Название занятия

Цели

Задачи

Количество часов

Сроки

1.

Тестирование:

- Изучение учебной мотивации;


- определение уровня школьной тревожности.

Методика изучения мотивации учащихся при переходе в основную школу (по методике М. Р. Гинзбурга).

Тест уровня школьной тревожности Филипса.

Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД. Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей при переходе из начальной школы в среднюю.


1


2.

Занятие: «Давайте познакомимся»

Знакомство с правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала приветствия и прощания.

Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга (совместной деятельности).

Формирование групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях.


1


3

Занятие: «Начинаем разговор. Букварь класса».

Закрепление правил психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, закрепление ритуала приветствия и прощания. Знакомство с классом, личностями характеристиками каждого.

Формирование групповой сплоченности, навыков совместной групповой деятельности.

Развивать умение сотрудничать в группе, самостоятельность, активность.


1


4

Занятие: «Что такое 5-й класс?»

Познакомить детей с целями занятий, формой работы; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.

Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы; дать

каждому ребенку возможность представить себя другим детям.


1


5

Занятие: «Мы такие интересные»

Создание непринужденно, доброжелательной атмосферы в группе.
Формирование положительной школьной мотивации.

Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого.


1


6

Занятие: «Доверие»

Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

Сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты; учить детей сочувствию


1


7

Занятие: «Вместе»

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Способствовать формированию открытых отношений между членами группы


1


8

Тренинг "В первый раз в пятый класс"

1-й день

Создание социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я- концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Мобилизация внутреннего ресурса, умения находить и оказывать поддержку.


1


9

Тренинг "В первый раз в пятый класс"

2-й день


Закреплять формирование социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю.

Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.


1


10

Занятие: «Планета моего класса»

Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.


1


11

Занятие: «Познай себя»

Создание у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии у учащихся и уверенности в себе.

Формировать позитивное отношение к своим возможностям, принятие себя и стремление к совершенствованию.


1


12

Занятие: «Техника каракулей»

Снятие психологического напряжения

Повысить самооценку, развить творческие способности.


1


13

Занятие: «Новичок в средней школе»

Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе.

Развивать навыки сотрудничества и умение соревноваться со сверстниками, правильно воспринимать и сравнивать свои достижения с успехами других.


1


14

Занятие: «Я и учеба»

Создание доброжелательной атмосферы в группе. Диагностика преобладающих мотивов в учении подростков

Формирование положительной учебной мотивации, снятие чувства тревоги подростков связанной с системой оценивания знаний.


1


15

Занятие: «Я глазами других»

Создание устойчивых представлений ребят друг о друге, о том, как они выглядят в глазах других и в своих собственных.

Развить в детях открытость в отношениях с другими; выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.


1


16

Занятие: «Понимаем ли мы друг друга?»

Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.

Предоставить детям возможность моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные); развивать ответственность за свои поступки.


1


17

Занятие: «Мир эмоций»

Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.

Актуализировать представления о факторах, влияющих на проявление тех или иных эмоций; развивать навыки произвольного влияния на собственное эмоциональное состояние.


1


18

Занятие-игра: «Наши эмоции»

Снятие психофизического напряжения, сплочение группы. Знакомство учащихся с понятием «эмоции».

Формирование навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности; развитием коммуникативных умений.


1


19

Занятие: «Хозяин эмоций»

Развитие эмоционально-волевой сферы. Обучать умению определять эмоциональное состояние других людей.

Овладение приемами по снижению психического напряжения в школьных ситуациях. Разработка способов преодоления страха; отработка навыков преодоления страха


1


20

Занятие: «Наши учителя»
(По Слободяник)

Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.

Помощь учащимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.


1


21

Занятие: «Ищу друга»

Помочь учащимся в самораскрытии; способствовать преодолению барьеров в общении; совершенствовать навыки общения.

Помочь учащимся определить критерии дружеского общения; формировать представление о друге как о единомышленнике; осмыслить и получить опыт предъявления себя.


1


22

Занятие: «Мы и наши близкие»

Осмысление роли ближайшего окружения как источника поддержки.

Развивать представления о роли близких в жизни человека; формировать убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни; помогать осмыслить свои возможности по оказанию поддержки близким людям.


1


23

Занятие: «Мы и наше настроение - от кого и от чего оно зависит»

Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения.

Актуализировать представления о факторах, влияющих на настроение людей; развивать навыки произвольного влияния на собственное настроение; помочь осмыслить и отработать приобретенный опыт.


1


24

Занятие: «Режим дня пятиклассника»

Уточнение представлений о режиме дня.

Обучение планированию своей деятельности.

Формировать убеждение в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.

Способствовать формированию привычки планировать свою деятельность с учётом индивидуальных особенностей.


1


25

Занятие: «Мы и наши привычки (режим дня)»

Формирование представления о режиме дня, умения самостоятельно планировать дела с учетом своих индивидуальных особенностей, интересов, привычек.

Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей; формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели.


1


26

Занятие: «Мы и наши привычки (правила личной гигиены)»

Закрепление навыков соблюдения правил личной гигиены, развитие убеждения в преимуществах опрятности, стремления быть аккуратным.

Актуализировать представления о гигиене и ее правилах; развивать убеждения в необходимости соблюдать правила личной гигиены; осмысление и коррекция своих гигиенических привычек.


1


27

Занятие: «Мы и наши привычки (здоровое питание)»

Развитие представлений о назначении пищи в жизни человека, формирование убеждений в необходимости полноценного рационального питания, укрепление привычки к режиму питания и избеганию пищевых рисков.

Актуализировать представления об основных питательных веществах; развивать убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов; укреплять привычку соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.


1


28

Занятие: «Наши недостатки и наши достоинства»

Развитие умения учитывать свои сильные и слабые стороны, стремиться преодолевать слабости и использовать преимущества.

Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности; развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ; принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.


1


29

Занятие: «Наши права и наши обязанности»

Развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать чужие права и стремления отстаивать свои права.

Актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.


1


30

Занятие: «Будь внимателен»

Познакомить подростков с эффективными способами самоорганизации внимания

Развивать мышление, внимание, расширять словарный запас.

Продолжать работу на групповое сплочение, снятие возбуждения.


1


31

Занятие: «Самоорганизация»

Учить способам самоорганизации, умению поддерживать доброжелательную атмосферу.

Стимуляция познавательных способностей.

Развивать познавательные способности. Продолжать работу на групповое сплочение, снятие возбуждения


1


32

Тренинг: «Золотая рыбка»

Снятие эмоционально-мышечного напряжения, формирование желательного поведения

Развитие фантазии; укрепление мелкой моторики, обучение перевоплощению


1


33

Занятие: «Культура учебного труда»

Закрепление навыков соблюдения распорядка дня.

Развитие умений учиться.

Способствовать принятию новой социальной позиции - ученик средней школы.

Содействовать осознанию особенностей учебного процесса в средней школе.

Развивать навыки сотрудничества, умения учиться, правильно воспринимать и сравнивать свои учебные достижения с успехами других.


1


34

Занятие: «Наш дружный 5 класс»

Сплочение коллектива учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

Формирование открытой, дружелюбной атмосферы в классе.

Развитие навыков взаимодействия в группе.

Создание условий для самовыражения и сплочения группы.

Формирование понятия «дружный коллектив».


1


35

Занятие: «Мы и наш класс»
(по Родионову, Ступницкой)

Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».

Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому участнику обратную связь от группы; осмыслить себя как члена группы.


1



Итого:

35





Предполагаемые результаты реализации программы «Я - пятиклассник»

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий

- осознавать качества необходимые для учащегося средней школы;

- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

  • осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.

Результаты формирования личностных универсальных учебных действий

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, понимать точку зрения другого.

- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

- признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.

Формы и виды контроля:

- анкетирование.

Методические рекомендации:

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.

Предпочтение отдается многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов. Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебников и учебных пособий:


  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.

  2. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007

  3. Голубева Ю. А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. Волгоград: Учитель,2013.-206 с.

  4. Коробкина С. А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах: система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград:Учитель,2011.-238 с.

  5. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии, СПб.: Издательство «Речь», 2006.

  6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1999.

  7. Вачков В.И. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.

  8. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растяников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.

  9. Панченко С. Проективная методика "Школа зверей" (диагностика адаптации учащихся в школе) // Школьный психолог, 2000. №12.

  10. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1996.

  11. Чистякова М. Психогимнастика. М., 1995.


Технические средства обучения:


  1. Компьютер

  2. Колонки

  3. Мультимедийный проектор

  4. Аудио и видеоматериалы

  5. Расходные материалы: картон, фломастеры, цветные карандаши, ватман, альбом для рисования, краски и т.д.

  6. Выход в Интернет


СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ № 14

от ______________ № ____

_______________Трофимук Г. В.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

______________Татаринова М. А.

«___» __________________2014 г.



© 2010-2022