Программа групповых коррекционных занятий с элементами сказкотерапии для младших школьников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»


СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО _____Е.Б.Сунцова

«_____» ___________2012 г.

Заместитель директора________Н.И.Фролова

«____» ____________2012 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МБОУ «СОШ № 5»

_______________ В.А. Кошкарева

от _______ № ________________




Программа групповых коррекционных занятий с элементами сказкотерапии

для младших школьников

2012-2013 учебный год

Педагог-психолог: Е.А. Васильева


Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов курса: 20часов

Составлена в соответствии с:

  1. Конституцией РФ;

  2. Конвенцией ООН о правах ребенка;

  3. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»;

  4. Законом РФ "Об образовании".

Рассмотрена на заседании методического объединения учителей.

Протокол от «__»_________2012г. №__

г. Нефтеюганск

2012год

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ




  1. Пояснительная записка.

    1. Актуальность программы.

    2. Цель, задачи. Основной метод.


  1. Условия реализации программы.

Основные блоки, цели, задачи и результаты выполнения программы.


  1. Тематическое планирование.

    1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.


  1. Используемая литература.





1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность проблемы.

Данная коррекционная программа рассчитана для детей младшего школьного возраста, для которых характерен низкий уровень самооценки. Самооценка - ценность, которая припи­сывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с неадекватной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необхо­димость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей младшего школьного возраста.

1.2. Основным методом в работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку, была избрана сказкотерапия, как процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфлик­тов и снятию эмоционального напряжения. Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Метафорическая история «включает» воображение ребенка и приводит к позитивным изменениям благодаря опоре на внутренний потенциал силы, самосознания и роста (Кроули Р.).

В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал | личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
• сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии и социально - психологических игр на основе эклектического подхода.

Задачи программы:
1. Формировать у детей адекватные эмоциональные реакций в отношении себя, своих возможностей;
2. Формировать и закреплять саногенные состояния;

3. Обучать детей техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов;
4. Формировать у детей опыт конструктивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.




2. Условия реализации рабочей программы.

2.1. Основные блоки, цели, задачи и ожидаемые результаты выполнения программы.

блок

цель

задачи

Ожидаемый результат

Ознакомительно-организационный

Настройка детей на занятия

Диагностика самооценки «Лесенка»

Создать доверительную атмосферу в группе.

Знакомство с правилами группы.

Установление межличностных контактов между детьми.

Активное включение обучающихся в групповое взаимодействие.

Коррекционно-развивающий

Снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка

Формировать у детей положительные эмоциональные реакции в отношении себя, своей внешности, формировать желание нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.

Развивать чувство уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств.

Обучать детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.

Ученик, с адекватной самооценкой, владеющий техниками конструктивного решения конфликтов.

Аналитико-рефлексивный

Диагностика самооценки «Лесенка»

Развивать коммуникативные умения и навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Подвести итог всей проделанной работе.

Анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.


3. Тематическое планирование.

3.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по программе.

занятия

Тема

Краткое содержание

Предполагаемый результат

Сроки выполнения

1

Давай познакомимся.

Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми.

Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», социально - психологические игры.
Материалы и оборудование: медальоны с изображением сказочных героев, магнитофон, кассета с записью веселой и грустной Музыки, для каждого ребенка лист бумаги с изображением домика и грустные и веселые «лица».

Активное участие каждого ребенка

2

3

Мир эмоций.

Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, чтение сказки, беседа, рисунок «Мой страшный сон».
Материалы и оборудование: карточки с изображением эмоций, плакат для игры «Сказочные герои», бумага, карандаши, ножницы, текст сказки «Сказка про Чебурашку».

Преодоление своих страхов

4

5

Научись любить себя.

Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры.
Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации, бумага и карандаши, карточки для игры «Какой я. Выбери», тюбики губной помады.

Выявление своих положительных и отрицательных качеств

6

7

8

9

Все в моих силах.

Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, формирование и закрепление саногенных состояний.
Методы: чтение сказок, социально - психологические игры, беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка».
Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика», бумага и карандаши, одеяло.

Актуализация потенциала ребенка, его достоинств.

10

11

12

13

14

15

Вместе тесно, а врозь скучно.

Цель: обучение детей техникам конструктивного решения конфликтов в паре и группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки, небольшие подушки.

Ученик, владеющий адекватными способами и приемами выражения негативных эмоций

16

17

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа.

Материалы и оборудование: текст сказки, карточки с изображением цифр, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.

Ученик, владеющий техникой конструктивного разрешения конфликтов

18

19

Праздник. Заключительное занятие - рефлексия.

Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра, диагностика самооценки «Лесенка».
Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунок домика с окошками по количеству участников, все для чаепития.

Ученик, умеющий работать в паре.

Установление доброжелательных отношений между детьми

20

Всего часов: 20


  1. Используемая литература.

Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб: Речь 2004.

Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб: Речь. 2000.

© 2010-2022