Ролевые игрыКонфликты в нашей жизни (подростковый возраст)

Каждый человек в своей жизни сталкивается с конфликтами. Но порой случается так, что мы не знаем способы и пути выхода из конфликтной ситуации. Данное занятие призвано дать понятие самому понятию "конфликт" и научить ребят стратегии поведения и выхода из конфликта.  Наиболее интересными и увлекательными является то, что проходит он в интерактивной форме .Вступительное слово психолога сменяется видео басни Крылова "Лебедь, рак и щука".Практическая часть  упражнение "Коробка" позволяет плавно пере...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акмолинская область

Жаксынский район

Запорожская средняя школа

Педагог-психолог: Мокряк Т.А.

Ролевые игры «Конфликты в нашей жизни»

Цель: Дать характеристику понятия «конфликт».

Познакомиться со стратегиями поведения и методами выхода из конфликта.

Задачи:

-формировать информационно - аналитические умения

-развивать навыки правильного исследования мира, воображения, умения отстаивать свою точку зрения

- вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности ,тренировать актёрское мастерство участников.

Оборудование:

-презентация «Конфликты в нашей жизни»;

-видео басни Крылова «Лебедь, рак и щука»,

-реквизит для игр (2 коробки, макет торта)

- карточки с описанием конфликтных ситуаций;

- карточки для групповой работы;

- памятки

1.Вступительное слово психолога.

Других не зли и сам не злись.

Мы гости в этом бренном мире.

А если, что не так - смирись,

Будь умнее - улыбнись,

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно…

Омар Хаям

Конфликт… Сегодня мы поговорим о конфликте. Эта тема интересна тем, что как бы мы от неё не бежали, но умение конфликтовать всё равно является самым существенным условием как минимум профессиональной успешности, а скорее всего и жизни в целом. За неумение грамотно конфликтовать люди платят обычно своими нервами и своим здоровьем. Поэтому информация по теме конфликта актуальна, значима и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.

Что же такое конфликт? Прежде чем ответить на это вопрос давайте посмотрим и послушаем басню Крылова «Лебедь, рак и щука».

1 группа

Этап I.Просветительский

Психолог читает басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».(смотрят видео)

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там.

Психолог. В чем заключается мораль этой басни?

Ответы участников. Они не смогли договориться, а от­сюда возникла конфликтная ситуация. Что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Вешается слово «Конфликт и на каждую букву слова называются ассоциации.(крик,обман,надежда…,)

(Далее участники знакомятся с определением конфлик­та.)

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.

Психолог. Можно ли прожить без конфликтов? Нуж­ны ли они человеку? (Высказывания участников.)

Конфликты - это часть нашей жизни. Они способству­ют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт -это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.

Практическая часть.

Упражнение «Коробка»

Приглашаются 3 участника Им предлагаются роли- мамы, папы и ребёнка, Коробки ставятся на пол, ноги ребёнка в коробки . С одной стороны становится папа и ставит ногу в коробку с ребёнком, с другой стороны становится мама и тоже ставит ноги в коробку ребёнку предлагается пройти вместе с родителями .После выполнения упражнения задаются вопросы и происходит обсуждение.

Легко ли было идти вместе? Как смогли договориться,? Кто взял на себя инициативу? Возник ли конфликт? А мог ли он возникнуть?

Как, по-вашему, можно было разрешить их конфликт­ную ситуацию? И можно ли вообще ее решить?

Комментарий психолога. Вот так и в жизни с одной стороны у каждого -семья, с другой -работа. У ребёнка с одной стороны родитель, с другой учитель, у лебедя -рак и щука. И тому , кто в центре всегда тяжелее всего. Конфликты - это часть нашей жизни. Они способству­ют реформам, преобразованиям, развитию. Конфликт -это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения.

Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту. Выходов из этих и других ситуаций может быть не­сколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

Этап II. Диагностический

Упражнение «Праздничный пирог»

Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Психолог. А сейчас мы с вами проиграем все стратегии поведения -их всего 5.Мне надо 5 желающих у которых осенью день рождение . Именинникам раздаются варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения. Участники должны проиграть эти стратегии и объяснить

Представьте себе, что к вам на день рож­дения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками заса­харенных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им страте­гии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из го­стей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Из­бегание.)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой ку­сок - не важно, себе - лучший. (Конкуренция.)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, ка­кой достанется. (Приспособление.)

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудниче­ство.)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

Выбрали? Давайте разберем каждую стратегию.

Комментарий психолога: Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы (см. приложение 1), поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность со­перника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Однако если конфликт произошел из-за грубости, не­справедливости, обмана, эти стратегии могут оказаться бессильными

Этап III. Рефлексционый

Вопросы к участникам

• Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?

• Какой способ вы используете чаще всего в разреше­нии конфликтов с друзьями?

• Какой - с родителями?

• Какой - с педагогами?

• Какой из них, на ваш взгляд, является самым лег­ким? Самым трудным?

Психолог: Методы разрешения конфликтов.( краткое объяснение каждого метода)

-Метод избегания.

-Метод переговоров

Метод использования посредничества

Метод откладывания (сдача своих позиций)

Метод третейского разбирательства (арбитраж)

Этап IV. Игровой

Ролевая игра "Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
- Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
- Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
- Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

Этап V. Заключительный

Психолог. Дорогие участники, вы были сегодня активны, инициативны , креативны! Наша встреча подошла к кон­цу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к ... Правильно, сотрудниче­ству!

Итог: Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее…

(Е.Евтушенко)

-И если человек находится рядом с тобой, отличается от тебя, это не значит, что он хуже тебя. Он просто другой, со своими особенностями, со слабыми и сильными сторонами.

Итогом нашего сегодняшнего разговора послужит «Памятка» (вручается каждому участнику беседы). Она поможет нам вести разговор в конфликтных ситуациях а возможно, кому-то пригодится и в жизни.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучатся раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

© 2010-2022