Психологическое занятие Учимся побеждать стресс

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое занятие Учимся побеждать стрессПсихологическое занятие Учимся побеждать стрессПсихологическое занятие Учимся побеждать стрессПсихологическое занятие Учимся побеждать стрессПсихологическое занятие Учимся побеждать стрессДжаманкеева Ксения Сергеевна, психолог гимназии «Самопознание», ННПООЦ «Бобек», город Алматы.


Психологическое занятие «Учимся побеждать стресс».

Сегодня у нас занятие «Учимся побеждать стресс», в ходе которого мы с вами рассмотрим такие вопросы как:

1.Психология стресса.

2.Симптомы стрессовых состояний.

3.Методы выхода из стрессовых состояний, где поговорим о музыкотерапии, аутогенной тренировке, медитации, рассмотрим некоторые способы снятия напряжения через арт-терапию, т.е. с использованием цвета.

1. Мини-лекция.

Но прежде, чем обозначить цель нашей сегодняшней встречи, мне бы хотелось озвучить слова Сенека: «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить».

Итак, если кратко обозначить цель нашего урока - научить вас некоторым способам снятия чрезмерного нервного напряжения.

Концепция стресса разрабатывается с 1936 года выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Согласно его определения, стресс - это специфический ответ организма человека или животного на любое предъявляемое ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова «стресс») всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и, прежде всего, вегетативной, нервной и гормональной систем для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникающих жизненных задач.

Г.Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1.Реакция тревоги (мобилизация резерва организма).

2. Фаза сопротивления.

3.Фаза истощения (появляются явные признаки физического неблагополучия).

Но стресс не всегда оказывает отрицательное влияние. Это обязательный компонент жизни сопровождающий положительные и отрицательные эмоции, в том числе и страстную любовь, и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма. Но грань между положительным и отрицательным стрессом еще не определена. Над этим продолжают работать ученые.

Что же с нами происходит, если нас что-то не устраивает, если возникает некий дискомфорт? Какова физиология стресса? Определенные стрессоры являются толчком к возникновению в мозге очага возбудимости - доминанты.

Что может быть стрессором? (ответы учащихся).

Итак:

1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д.

2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры.

3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.).

II.Симптомы стрессовых состояний:

  1. Постоянная раздражительность в общении с людьми.

  2. Чувство, что вы не справляетесь со своими обязанностями.

  3. Потеря интереса к жизни.

  4. Страх заболеть (постоянный или возникающий иногда).

  5. Постоянное ожидание неудачи.

  6. Я - плохой, ненависть к себе.

  7. Трудности с принятием решения.

  8. Потеря интереса к другим людям.

  9. Утрата чувства юмора.

III.Как же избавиться от всего этого?

У вас, наверное, есть свои способы борьбы со стрессом. Назовите их (ответы детей).

Сегодня мы с вами поговорим и о других способах, которые популярны у многих людей, а главное - они результативны, если в них верить.

На некоторых способах снятия психологического напряжения остановимся подробнее.

Использование музыкальных средств в целях реабилитации (беседа на фоне музыки).

Условия, при которых музыка поможет восстановить равновесие:

  1. Она должна соответствовать и настроению, и вкусу (по ситуации хочется разного: нежного или бодрого).

  2. Музыка должна быть оптимальной по громкости: иногда хочется, чтобы она звучала на всю мощь, а иногда - тихо, ненавязчиво (при подавленном настроении, обычно, более эффективна тихая музыка, мелодичная; при возбужденном - достаточно громкая, с подчеркнутым ритмом).

  3. Особенно сильное действие на психику оказывает активная музыкотерапия, т.е. когда человек сам играет (поет, насвистывает ) ту мелодию, которой соответствует его настроение.

Музыка позволяет наиболее эффективно построить и влияние аутогенной тренировки на личность. В ее основе лежит самовнушение.

Тренироваться нужно не менее трех раз в сутки по 5-10 минут и постепенно увеличивать это время (под музыку апробировать с детьми расслабляющую аутогенную тренировку).

Если сонливость сохраняется, сделать 3-4 глубоких вдоха и выдоха, 3-4 раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. При этом убеждать себя, что сонливость проходит, наступает чувство покоя, расслабления.

Медитация - интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранение всех факторов, рассеивающих внимание, как внешние, так и внутренние (доклад учащегося по технологии медитации).

Использование цвета. Для профилактики нервного напряжения следует учитывать и характер воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б.Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющие на человека: это зеленые, желто-зеленые, зелено-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, то есть длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Снять психическое напряжение позволяет не только цветовое оформление помещений, где находятся люди, но и сам процесс рисования, позволяющий снять внутреннее напряжение (доклад учащегося по технологии арт-терапии).

2. Упражнение. Чем полезен и чем может быть вреден стресс.

Подростки делятся на 2 группы и размышляют плюсы и минусы стресса в конкретных ситуациях:

Стрессовая ситуация

Плюсы

Минусы










3.Дискуссия: рассуждение какие источники могут вызвать стрессовую ситуацию и каким образом:

Люди


Работа

Источники стресса деньги

болезнь

школа

4.Самоанализ. Диагностика « Как сильно ты подвержен стрессу?»

(анкета Э. Ховарда)

ТЕСТ «Подверженность стрессам»

Перед вами 20 утверждений. Насколько они совпадают с вашим образом жизни? Попытайтесь отвечать предельно откровенно. Свои ответы оцените следующим образом:

Всегда - 1 балл.

Очень часто - 2 балла.

Часто - 3 балла.

Редко - 4 балла.

Никогда - 5 баллов

  • Хотя бы раз в день ем горячую пишу.

  • Сплю по 7-8 часов в сутки.

  • От общения с людьми получаю удовольствие.

  • Я могу положиться на своих родственников.

  • Моя кожа часто бывает сухой (влажной).

  • Я воздерживаюсь от курения.

  • Мой вес соответствует моему пожеланию.

  • Интенсивно занимаюсь физкультурой.

  • Воздерживаюсь от спиртного.

  • Мое положение в обществе меня устраивает.

  • Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.

  • У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться сокровенными мыслями и тайнами.

  • Чувствую себя здоровым человеком.

  • Могу говорить о своих переживаниях, будучи даже в расстроенных чувствах.

  • Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.

  • Люди слышат от меня шутки.

  • Днем у меня бывает свободное время.

  • Воздерживаюсь от крепкого чая (кофе).

  • Мне удается организовать свое время.

  • Обращаюсь к своим друзьям (знакомым) за советом.

А теперь подсчитайте баллы (из полученной суммы следует вычесть 20).

ОЦЕНКА

Свыше 30 баллов: в определенной степени вы подвержены стрессорным воздействиям.

50 баллов и выше: подверженность довольно высокая. Вам следует взять на вооружение приемы психической саморегуляции, не забывая и об укреплении физического здоровья.

75 баллов и выше: вы на грани срыва, не исключена необходимость обратиться за помощью к специалисту-психотерапевту или же в кабинет психолога.

5.Артерапия в борьбе со стрессом.

Работа с мандалами, раскрашивание, комментарии, обсуждение.

6. Рекомендации при борьбе со стрессом.

1. Дыхание: через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох (после выдоха мысленное произнесение короткого слова). Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Противострессовое дыхание - главный компонент психосоматического равновесия.

2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Расслабить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом.

3. Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится вокруг. Мысленно перебрать все детали обстановки, провести своеобразную инвентаризацию. Это отвлекает от стрессового напряжения.

4. Аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно»

5. Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и нужно как можно более и активнее включаться в какую-либо деятельность. Особенно мощный антистрессовый эффект имеет физический труд.


6.Памятка «Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?»

(раздаточный материал)

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке

7. Игра « Слон, пальма, крокодил»

Давайте встанем в круг и поиграем в одну весёлую игру. Сначала я расскажу, как нужно будет показывать три фигуры. « Слон» - левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. « Пальма» - встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи машут руками - это ветки пальмы. « Крокодил» - двумя руками изображает пасть, соседи лапки - расставленными кистями рук. Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из трёх фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот игрок должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру. А его соседи - помочь ему.

8.Подведение итогов, тетрадь обратной связи.


© 2010-2022