- Преподавателю
- Школьному психологу
- Психологическое занятие Учимся побеждать стресс
Психологическое занятие Учимся побеждать стресс
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Джаманкеева К.С. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Джаманкеева Ксения Сергеевна, психолог гимназии «Самопознание», ННПООЦ «Бобек», город Алматы.
Психологическое занятие «Учимся побеждать стресс». Сегодня у нас занятие «Учимся побеждать стресс», в ходе которого мы с вами рассмотрим такие вопросы как: 1.Психология стресса. 2.Симптомы стрессовых состояний. 3.Методы выхода из стрессовых состояний, где поговорим о музыкотерапии, аутогенной тренировке, медитации, рассмотрим некоторые способы снятия напряжения через арт-терапию, т.е. с использованием цвета. 1. Мини-лекция. Но прежде, чем обозначить цель нашей сегодняшней встречи, мне бы хотелось озвучить слова Сенека: «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить». Итак, если кратко обозначить цель нашего урока - научить вас некоторым способам снятия чрезмерного нервного напряжения. Концепция стресса разрабатывается с 1936 года выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Согласно его определения, стресс - это специфический ответ организма человека или животного на любое предъявляемое ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова «стресс») всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и, прежде всего, вегетативной, нервной и гормональной систем для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникающих жизненных задач. Г.Селье выделяет три фазы такого реагирования организма: 1.Реакция тревоги (мобилизация резерва организма). 2. Фаза сопротивления. 3.Фаза истощения (появляются явные признаки физического неблагополучия). Но стресс не всегда оказывает отрицательное влияние. Это обязательный компонент жизни сопровождающий положительные и отрицательные эмоции, в том числе и страстную любовь, и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма. Но грань между положительным и отрицательным стрессом еще не определена. Над этим продолжают работать ученые. Что же с нами происходит, если нас что-то не устраивает, если возникает некий дискомфорт? Какова физиология стресса? Определенные стрессоры являются толчком к возникновению в мозге очага возбудимости - доминанты. Что может быть стрессором? (ответы учащихся). Итак: 1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры. 3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.). II.Симптомы стрессовых состояний:
III.Как же избавиться от всего этого? У вас, наверное, есть свои способы борьбы со стрессом. Назовите их (ответы детей). Сегодня мы с вами поговорим и о других способах, которые популярны у многих людей, а главное - они результативны, если в них верить. На некоторых способах снятия психологического напряжения остановимся подробнее. Использование музыкальных средств в целях реабилитации (беседа на фоне музыки). Условия, при которых музыка поможет восстановить равновесие:
Музыка позволяет наиболее эффективно построить и влияние аутогенной тренировки на личность. В ее основе лежит самовнушение. Тренироваться нужно не менее трех раз в сутки по 5-10 минут и постепенно увеличивать это время (под музыку апробировать с детьми расслабляющую аутогенную тренировку). Если сонливость сохраняется, сделать 3-4 глубоких вдоха и выдоха, 3-4 раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. При этом убеждать себя, что сонливость проходит, наступает чувство покоя, расслабления. Медитация - интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранение всех факторов, рассеивающих внимание, как внешние, так и внутренние (доклад учащегося по технологии медитации). Использование цвета. Для профилактики нервного напряжения следует учитывать и характер воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б.Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющие на человека: это зеленые, желто-зеленые, зелено-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, то есть длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека. Снять психическое напряжение позволяет не только цветовое оформление помещений, где находятся люди, но и сам процесс рисования, позволяющий снять внутреннее напряжение (доклад учащегося по технологии арт-терапии). 2. Упражнение. Чем полезен и чем может быть вреден стресс. Подростки делятся на 2 группы и размышляют плюсы и минусы стресса в конкретных ситуациях: Стрессовая ситуация | Плюсы | Минусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Дискуссия: рассуждение какие источники могут вызвать стрессовую ситуацию и каким образом:
Люди
Работа
Источники стресса деньги
болезнь
школа
4.Самоанализ. Диагностика « Как сильно ты подвержен стрессу?»
(анкета Э. Ховарда)
ТЕСТ «Подверженность стрессам»
Перед вами 20 утверждений. Насколько они совпадают с вашим образом жизни? Попытайтесь отвечать предельно откровенно. Свои ответы оцените следующим образом:
Всегда - 1 балл.
Очень часто - 2 балла.
Часто - 3 балла.
Редко - 4 балла.
Никогда - 5 баллов
-
Хотя бы раз в день ем горячую пишу.
-
Сплю по 7-8 часов в сутки.
-
От общения с людьми получаю удовольствие.
-
Я могу положиться на своих родственников.
-
Моя кожа часто бывает сухой (влажной).
-
Я воздерживаюсь от курения.
-
Мой вес соответствует моему пожеланию.
-
Интенсивно занимаюсь физкультурой.
-
Воздерживаюсь от спиртного.
-
Мое положение в обществе меня устраивает.
-
Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.
-
У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться сокровенными мыслями и тайнами.
-
Чувствую себя здоровым человеком.
-
Могу говорить о своих переживаниях, будучи даже в расстроенных чувствах.
-
Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.
-
Люди слышат от меня шутки.
-
Днем у меня бывает свободное время.
-
Воздерживаюсь от крепкого чая (кофе).
-
Мне удается организовать свое время.
-
Обращаюсь к своим друзьям (знакомым) за советом.
А теперь подсчитайте баллы (из полученной суммы следует вычесть 20).
ОЦЕНКА
Свыше 30 баллов: в определенной степени вы подвержены стрессорным воздействиям.
50 баллов и выше: подверженность довольно высокая. Вам следует взять на вооружение приемы психической саморегуляции, не забывая и об укреплении физического здоровья.
75 баллов и выше: вы на грани срыва, не исключена необходимость обратиться за помощью к специалисту-психотерапевту или же в кабинет психолога.
5.Артерапия в борьбе со стрессом.
Работа с мандалами, раскрашивание, комментарии, обсуждение.
6. Рекомендации при борьбе со стрессом.
1. Дыхание: через глубокий вдох, задержку дыхания на пике вдоха и медленный выдох (после выдоха мысленное произнесение короткого слова). Ни в коем случае нельзя удлинять вдох, это влечет за собой гипервентиляцию мозга и измененное состояние. Противострессовое дыхание - главный компонент психосоматического равновесия.
2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела. Расслабить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным вдохом.
3. Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится вокруг. Мысленно перебрать все детали обстановки, провести своеобразную инвентаризацию. Это отвлекает от стрессового напряжения.
4. Аутотренинг: «Я все знаю, Я учился хорошо, Я могу сдать экзамен, Я сдам экзамен, Я уверен в своих знаниях. Спокойно»
5. Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и нужно как можно более и активнее включаться в какую-либо деятельность. Особенно мощный антистрессовый эффект имеет физический труд.
6.Памятка «Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?»
(раздаточный материал)
Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке
7. Игра « Слон, пальма, крокодил»
Давайте встанем в круг и поиграем в одну весёлую игру. Сначала я расскажу, как нужно будет показывать три фигуры. « Слон» - левой рукой взять себя за нос, правую продеть в образовавшуюся петлю. Соседи справа и слева изображают уши слона, расставив руки. « Пальма» - встать на цыпочки, руки вверх, кончики пальцев сомкнуты. Соседи машут руками - это ветки пальмы. « Крокодил» - двумя руками изображает пасть, соседи лапки - расставленными кистями рук. Теперь я в очень быстром темпе буду называть одну из трёх фигур и при этом показывать на любого из вас. Этот игрок должен быстро сориентироваться и изобразить названную фигуру. А его соседи - помочь ему.
8.Подведение итогов, тетрадь обратной связи.