Тренинг профессионального самоопределения для старшеклассников В поисках своего призвания

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг профессионального самоопределения для старшеклассников В поисках своего призвания


Утверждаю:

Зам. директора по УВР

ГАПОУ «КанТЭТ»

Минобразования Чувашии

___________ Т.М. Данилова

« » ________________2015 года










Тренинг профессионального самоопределения

для школьников

«В поисках своего призвания»









Разработала:

педагог - психолог

Мифтахутдинова Д.Р.
















Канаш 2015 г.

Тренинг профессионального самоопределения

«В поисках своего призвания»


Выбор профессии - такая же вечная тема, как любовь. И последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни. Едва ли когда-нибудь будут созданы программы, позволяющие и в том, и в другом случае сделать безошибочный выбор. И это хорошо. Потому что решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть из самых лучших побуждений, а не выстраданное, будет вызывать отторжение, если только человек не полностью лишен воли и способен отвечать за свои поступки. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Тренинг профессионального самоопределения «Профессия и карьера» дает возможность осознать мотивы будущей профессиональной деятельности и научиться ее планировать.

Мотивы и потребности

У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивали, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».

В трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности. Мотив - это причина, лежащая в основе выбора всех действий и поступков человека. Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Ответьте на вопросы:

• Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?

Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал - мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям - «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).

«Определение мотивации»(по методике Е. Головахи)

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества

5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия

6. Сохранить силы и время для увлечений, общения с друзьями и близкими

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы(профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее - профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Вспомните, как начинается «Сказка о царе Салтане».

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, - говорит одна девица, -
Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».
«Если б я была царица, - говорит ее сестрица, -
Я б на целый мир одна наткала бы полотна».
«Если б я была царица, - третья молвила девица, -
Я б для батюшки-царя родила богатыря».

Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух - профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.

Многие люди, подобно сестрам-неудачницам из сказки Пушкина, испытывают чувство досады и бессилия оттого, что не могут достичь всего, что хотят от жизни, разрываясь между взаимоисключающими мотивами. Как видим, это невозможно. Поэтому следует таким образом выстроить сценарий своей жизни, чтобы последовательно и планомерно добиваться поставленных целей. Подумайте, что для вас важнее всего в данный момент? Учеба? Работа? Личная жизнь? Творчество? Здоровье? Или что-то другое?

В основе любой мотивации лежат цели и потребности человека.

Упражнение «Я-Другой, Карьера-Дело»

Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля - за вариант, который вам безразличен, до трех баллов - за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!

1. Мне нравится

А) иметь много свободного времени

Б) добиваться успеха во всех делах

ВТренинг профессионального самоопределения для старшеклассников В поисках своего призвания) делать подарки своим друзьям

Г) находить красивое решение трудной задачи

2. Мой девиз

А) «Работа не волк, в лес не убежит»

Б) «Хочешь жить - умей вертеться»

В) «Что отдал, то твое»

Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»

3. Лучшая работа для меня - та, которая

А) не мешает мне жить своей жизнью

Б) дает возможность быстрого продвижения по службе

В) нужна людям

Г) интересна

4. Счастье для меня - это

А) возможность жить в свое удовольствие

Б) высокая должность и хорошая зарплата

В) благополучие моих друзей и близких

Г) возможность заниматься любимым делом

А

Б

В

Г

1

2

3

4

Тренинг профессионального самоопределения для старшеклассников В поисках своего призвания

Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):

9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности;

5-8 баллов - умеренно выраженная направленность;

0-4 баллов - направленность не выражена.

А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.

Опросник профессиональных склонностей

(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Склонность - это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, выберите один из трех вариантов и отметьте его в бланке.

1

А

Б

В

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

А

Б

В

8

А

Б

В

9

А

Б

В

10

А

Б

В

11

А

Б

В

12

А

Б

В

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

21

А

Б

В

22

А

Б

В

23

А

Б

В

24

А

Б

В

Сумма

I

II

III

IV

V

VI

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с самыми разными людьми;

б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене и т.д.;

в) заниматься расчетами; вести документацию.

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) возможность следить за ходом мыслей автора;

б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

в) сюжет, действия героев.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) за общественную деятельность;

б) в области науки;

в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать:

а) главным механиком;

б) начальником экспедиции;

в) главным бухгалтером.

5. Будущее людей определяют:

а) взаимопонимание между людьми;

б) научные открытия;

в) развитие производства.

6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:

а) созданием дружного, сплоченного коллектива;

б) разработкой новых технологий обучения;

в) работой с документами.

7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) внутреннее устройство экспонатов;

б) их практическое применение.

в) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

8. В людях я ценю прежде всего:

а) дружелюбие и отзывчивость;

б) смелость и выносливость;

в) обязательность и аккуратность.

9. В свободное время мне хотелось бы:

а) ставить различные опыты, эксперименты;

б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;

в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:

а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;

б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

в) деловое общение.

11. Мне интереснее беседовать:

а) о человеческих взаимоотношениях;

б) новой научной гипотезе;

в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

а) технический; б) музыкальный; в) спортивный.

13. В школе следует обратить особое внимание:

а) на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;

в) укрепление дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю:

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.

15. Мне хотелось бы работать:

а) с детьми или сверстниками;

б) с машинами, механизмами;

в) с объектами природы.

16. Школа в первую очередь должна:

а) учить общению с другими людьми;

б) давать знания;

в) обучать навыкам работы.

17. Главное в жизни:

а) иметь возможность заниматься творчеством;

б) вести здоровый образ жизни;

в) тщательно планировать свои дела.

18. Государство должно в первую очередь заботиться:

а) о защите интересов и прав граждан;

б) достижениях в области науки и техники;

в) материальном благополучии граждан.

19. Мне больше всего нравятся уроки:

а) труда; б) физкультуры; в) математики.

20. Мне интереснее было бы:

а) заниматься сбытом товаров;

б) изготавливать изделия;

в) планировать производство товаров.

21. Я предпочитаю читать статьи:

а) о выдающихся ученых и их открытиях;

б) интересных изобретениях;

в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.

22. В свободное время я люблю:

а) читать, думать, рассуждать;

б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;

в) ходить на выставки, концерты, в музеи.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а) о научном открытии;

б) о художественной выставке;

в) об экономической ситуации.

24. Я предпочту работать:

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.

Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов - ярко выраженная профессиональная склонность.

7-9 баллов - склонность к определенному виду деятельности.

4-6 баллов - слабо выраженная профессиональная склонность.

0-3 балла - профессиональная склонность не выражена.

Шесть столбцов - это шесть видов деятельности. Обратите внимание на те, которые набрали большее количество баллов. Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

I - склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.

II - склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

III - склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.

IV - склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.

V - склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

VI - склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

• Насколько полученные результаты соответствуют вашим представлениям о себе?






















«Я-Другой, Карьера-Дело»


1. Мне нравится

А) иметь много свободного времени

Б) добиваться успеха во всех делах

В) делать подарки своим друзьям

Г) находить красивое решение трудной задачи

3. Лучшая работа для меня - та, которая

А) не мешает мне жить своей жизнью

Б) дает возможность быстрого продвижения по службе

В) нужна людям

Г) интересна

2. Мой девиз

А) «Работа не волк, в лес не убежит»

Б) «Хочешь жить - умей вертеться»

В) «Что отдал, то твое»

Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»

4. Счастье для меня - это

А) возможность жить в свое удовольствие

Б) высокая должность и хорошая зарплата

В) благополучие моих друзей и близких

Г) возможность заниматься любимым делом

А

Б

В

Г

1





2





3





4










Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):

9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности;

5-8 баллов - умеренно выраженная направленность;

0-4 баллов - направленность не выражена.

А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.

«Я-Другой, Карьера-Дело»

1. Мне нравится

А) иметь много свободного времени

Б) добиваться успеха во всех делах

В) делать подарки своим друзьям

Г) находить красивое решение трудной задачи

3. Лучшая работа для меня - та, которая

А) не мешает мне жить своей жизнью

Б) дает возможность быстрого продвижения по службе

В) нужна людям

Г) интересна

2. Мой девиз

А) «Работа не волк, в лес не убежит»

Б) «Хочешь жить - умей вертеться»

В) «Что отдал, то твое»

Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»

4. Счастье для меня - это

А) возможность жить в свое удовольствие

Б) высокая должность и хорошая зарплата

В) благополучие моих друзей и близких

Г) возможность заниматься любимым делом

А

Б

В

Г

1





2





3





4










Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):

9-12 баллов - ярко выраженная направленность личности;

5-8 баллов - умеренно выраженная направленность;

0-4 баллов - направленность не выражена.

А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.

Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании - это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни - карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.

В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.

Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.















Адвокат


Делопроизводитель


конвоир,


Судебный пристав,

полицейский,

министр,


охранник,


выпускающий редактор

типограф,


редактор,


блогер,


диктор,


оператор ПК,


радист,

системный администратор,


тележурналист,


акушер,


анестезиолог,


врач скорой помощи,


врач - диетолог,


дерматолог,


зубной техник


иммунолог

кардиохирург


кардиолог,

массажист,


косметолог

медицинская сестра


лаборант

невролог,


логопед,

нейрохирург,

окулист,


стоматолог

онколог,


терапевт,


ортопед

фармацевт


оториноларинголог (ЛОР)

хирург


офтальмолог

библиотекарь


педиатр

травматолог


психиатр

археолог


спортивный врач

биолог


генетик,

физик,

математик,


философ

метеоролог,


химик


политолог

эколог


социолог,

этнограф


воспитатель

преподаватель


дефектолог

педагог


психолог,

сурдопедагог,


логопед

кондитер


мясник

кинолог


пекарь

переводчик


повар

пожарный,


вышивальщица

дорожный инспектор


ветеринар

бульдозерист


оператор

водолаз


летчик

геолог


автомеханик

геодезист


главный инженер

маляр


инженер -технолог

мастер


крановщик,

машинист


кровельщик

металлург


каменщик

монтажник


отделочник

производственный мастер


плотник

прораб


сварщик

радиомеханик


слесарь

столяр


строитель

диспетчер


энергетик

космонавт


водитель

капитан судна



© 2010-2022