Ценности воспитания детей в семье

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модуль «Ценности воспитания: вчера и сегодня»

Цель - информирование родителей о существующих семейных ценностях в современном мире.

Задачи:

1. Просвещение родителей о вариативных и общих ценностях воспитания детей в семье,

2. Освоение родителями новой информации о ценностях семейного воспитания, сравнение ценностей прошлого и настоящего,

3. Закрепление материала посредством творчества и саморефлексии.

Теоретическая часть модуля - 2 академических часа.

Практическая часть модуля - 2 академических часа.

Содержание теоретической части модуля «Ценности воспитания: вчера и сегодня»

Продолжительность - 2 академических часа.

Метод: дискуссия.

Цель - обмен мнениями о ценностях воспитания современного времени и прошлой эпохи.

Задачи:

  1. Информирование родителей о различных ценностях,

  2. Анализ и синтез ценностей прошлого и настоящего,

  3. Выработка индивидуального подхода к понятию и принятию семейных ценностей.

Вопросы для дискуссии:

1. Что такое семья? Какие изменения и преобразования произошли с семьей?

2. Какие изменения произошли с семейными ценностями за последние десятилетия? Что этому способствовало?

3. Что такое семейные ценности? Различные определения семейных ценностей.


Текст дискуссии:

«Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить такую важную тему как «Ценности воспитания: вчера и сегодня».

В семье формируются представления о морали, нравственности, приобретаются хозяйственно - бытовые навыки, оцениваются свои и чужие поступки. Семья - это место, где нас любят, заботятся и беспокоятся. Сколько людей, столько и мнений. На ваш взгляд, семья - что это такое? Какие изменения и преобразования произошли с семьей за последние годы? (ответы родителей).

Семья очень важна для человека, ведь семья это основа общества, само общество состоит из семей. И если нравственные ориентиры будут сбиты, если семейные ценности перестанут быть значимыми, то и все общество начнет разрушаться и деградировать. Жизнь не стоит на месте, меняются нравы, обычаи и устои, меняется даже то, что ранее казалось стойким и незыблемым. Результаты весьма печальны - рождаемость снижается, преобладает смертность, любовь подменяется на партнерские отношения, институт брака обесценивается, рационализм и практичность заменяют доброту и сердечность.

На ваш взгляд, какие изменения претерпели семейные ценности за последние десятилетия? Что этому способствовало и чем это вызвано? (ответы родителей).

Семья - это первоисточник человеческой культуры, так как именно в ней в человеке закладывается все то, что в дальнейшем станет его основной сутью. Семья может не только помочь проложить пути к спасению и гармонии внешней и внутренней, но и проложить пути к деструктивности и саморазрушению. Семья представляет собой форму человеческого духовного единения, и только через нее человек может подняться к другим нормам духовно - нравственного единства, - как замечает Н.И. Бердяев, - Родине и государству [3].

Семейные ценности - явная или неявная характерная для семьи совокупность представлений и идеалов, которая влияет на выбор семейных целей, стилей воспитания, способов организации деятельности и взаимодействия.

Семья является ценностью для каждого человека, она играет важную роль в жизни государства и общества, на ней держится мир и гармония.

Важнейшая социальная функция семьи - развитие и воспитание детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи огромен, он обусловлен многими факторами субъективного и объективного характера:

  1. Социально - общественные факторы (нормы общества, стереотипы),

  2. Структура семьи (полная или неполная, нуклеарная или многодетная),

  3. Материальные условия жизнедеятельности семьи (уровень доходов, жилищные условия).

  4. Личностные характеристики родителей,

  5. Психологический климат в семье,

  6. Помощь семье по воспитанию детей со стороны общества и государства.

Семья хранит традиционную культуру, она развивает и вкладывает в человека то, что наиболее свойственно данному времени, месту и стране. Выполнить эту непростую задачу семья может, если только она основана на определенных духовных ценностях. Такая семья учит ребенка правильному восприятию авторитета, высшего ранга другого лица, учит подчиняться, не унижаясь и не впадая в зависть или озлобление. Обучает ребенка правильному восприятию свободы, основанной на уважении свободы и права других. Такая семья является школой здорового чувства частной собственности, самодеятельности и инициативы, социальной взаимопомощи и верности. В такой семье нет проблем отцов и детей, так как непонимание отцов и детей возникает из-за быстрой смены вкусов, уклада, воззрений, а духовные основы жизни не поддаются влиянию моды и технических изобретений.

Есть разные семьи: и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребёнок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребёнка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей - ведь все мы когда-то были детьми?

Хорошая семья дает опору ребёнку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто ни кого не защищает, она сама по себе - лучшая защита ребёнку от любых внешних угроз, надёжный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир - или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа - вот первое предназначение семьи [3].

Итак, семья - это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко... О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего, потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Все родители надеются видеть своих детей счастливыми, но, к сожалению, не все связывают понятие «счастье» с выработкой у ребёнка общественного долга. Ведь только поняв, в чём истинный смысл счастья, отец и мать смогут обеспечить счастливое детство, которое бы готовило ребенка к будущей жизни.

Участвуя в общих заботах по дому вместе со старшими, ребёнок осознает свою причастность к жизни всей семьи. Он постигает очень важные понятия: каждый член семьи (в том числе и он) имеет свои обязанности, от выполнения которых зависит чистота, уют, порядок, в доме; в семье существуют определенные законы, которым нельзя не подчиняться; действия всех членов семейного коллектива взаимозависимы и продиктованы общими интересами; все - старшие и дети - делают не только то, что хочется, но и то, что необходимо; каждый, выполняя определенные обязанности, делает это не только для себя, но и для других. Совместный труд даёт почувствовать всем участникам равенство членов семьи, ответственность каждого перед семейным коллективом.

Эмоциональная атмосфера семьи - это тоже своего рода традиция. В одних семьях принято все дела, даже возникающие разногласия, решать спокойно, по-деловому. В других и обычный разговор ведётся с раздражением, на детей принято покрикивать. Ясно, что в первом случае ребенок приучается реагировать на спокойное обращение, во втором - на сильные раздражители: не послушается до тех пор, пока не накричат на него.

Нельзя забывать о том, что мы воспитываем не только тогда, когда ребёнка поучаем, внушаем ему понятие о добре и зле, объясняем, требуем... Мы оказываем воздействие постоянно, каждую минуту соприкосновения с развивающейся личностью. В воспитании участвует все - наши дела, мысли, чувства, суждения, интересы, вкусы, потребности, в общем, вся атмосфера семьи, которой «дышит» ребёнок. И если ребёнок видит в отношениях взрослых принципиальность суждений, самокритичность, взаимопомощь, чуткость, внимание, то и ребёнок, включаясь в систему подобных отношений, приобретает положительные черты характера. Но если ребёнок наблюдает в отношениях взрослых фальшь, равнодушие, невмешательство вместо принципиального, активного противоборства, стремление к материальным выгодам вместо моральных приобретений, то его воспитанность неизбежно ставится под угрозу.

Вот почему весь стиль жизни семьи стоит выверять с позиции нравственных критериев. Чему учится ребёнок в семейном коллективе? Какие нравственные ценности приобретает от нас? Совпадает ли весь строй жизни семьи с требованиями, предъявленными к ребёнку? Все эти и многие другие вопросы следовало бы по чаще обращать нам к самим себе».

Содержание практической части модуля «Ценности воспитания: вчера и сегодня»

Продолжительность - 2 академических часа.

Метод: коллажирование.

Цель: определить семейные ценности родителей, их взаимосвязь с современным временем.

Задачи:

  1. Выяснить семейные ценности родителей,

  2. Способствовать осознанию возможного синтеза ценностей прошлого и будущего.

Материалы: пластилин, ножницы, клей, скотч, цветные мелки, карандаши, журналы разной тематики, наклейки, вырезанные образы из журналов, блестки, бусинки, пуговицы, цветная бумага, маркеры, карандаши, акварель, влажные салфетки, жевательная резинка, лист А3.

Проведение техники коллажирования

Инструкция для родителей:

«Добрый день! Сегодня мы будем выполнять коллаж по теме «Наши семейные ценности». Вам будет необходимо представить те ценности, которые существуют в вашей семье. Можно изобразить связь с ценностями вашей родительской семьи. Показать их развитие во времени, относительно прошлого и будущего. Для этого мы используем лист бумаги А3, который является основой, на которую мы будем наклеивать. Так же у нас есть журналы различной тематики, откуда вы можете вырезать понравившиеся картинки, есть цветная бумага, которую можно использовать, если не найдете подходящего образа в журнале. Можно вырезать части картинки, слов, буквы и использовать аллегорические образы людей. В коробке есть клей, скотч и пластилин, то с помощью чего, вы можете приклеивать картинки, разные маленькие бумажки, несколько маркеров и цветные карандаши. Влажные салфетки для того, чтоб вы в конце работы могли протереть руки. У нас в распоряжении 40 минут. По ходу работы я буду задавать вам некоторые вопросы. В конце вы сможете забрать свой коллаж или оставить его у меня».

Методическая схема:

  1. Какому цвету соответствует ваше настроение сейчас?

  2. Как можно охарактеризовать этот цвет?

  3. Найдите образ соответствующий вашим семейным ценностям или нарисуйте его сами.

  4. От чего зависят семейные ценности? изменяются ли они по времени, ситуации, обстоятельств? От чего это зависит?

  5. Совпадают ли ваши семейные ценности с теми, которые ценились в вашей родительской семье?

  6. Как эти ценности влияют на вашу жизнь, взаимодействие с детьми и родственниками?

  7. Вам бы хотелось изменить ваши семейные ценности? Почему?

  8. Что бы вам хотелось взять из коллажа в свою жизнь? Какие качества, образы, позиции?

  9. Как бы вы назвали коллаж?

Вопросы для саморефлексии:

  1. Что вы чувствовали в ходе проведения коллажа?

  2. Какие мысли, желания у вас возникали?

  3. Легко ли было отвечать на вопросы?

  4. Каким вы видите итог работы? Хочется ли что-нибудь изменить?

Список использованной литературы:

  1. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Текст] // - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

  2. Практикум по арт-терапии /под. ред. А. И. Копытина. [Текст] // - СПб.: Питер, 2001. - 448 с.

  3. Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи . [Текст] // 4-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 672 с.



© 2010-2022