Программа Лето 2015 г

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Утверждаю»:

Директор училища Антонюк В.П.

« Согласовано»:


Руководитель ППСП Бабич Н.Е.


Программа

психолого-педагогического

сопровождения подростков

с девиантным поведением


психолога ФГБСУ ВУ «Каргатское спец ПУ №1 зт»

Корх Т.Д.



Подростковый период - важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.

В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.

Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».

У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.

В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще.

Благодаря мониторингу развития личности подростка легко сделать вывод о том, что для учащихся 12-18 лет нашего училища характерны следующие личностные особенности:

1. для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.

2.56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.

3.подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.

4. подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.

С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.

Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. Программы психологической помощи и поддержки.

Цель программы: : создать условия для развития, реабилитации и успешной социализации несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, восстановить личностную и социальную продуктивность воспитанника, восстановить изначально позитивное личностное состояния воспитанника, связанное с глубинными изменениями «Я-концепции», основанной на созидательной системе ценностей .

Основные задачи программы:

организация индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей работы;

создание условий для формирования у воспитанников основ нормативного поведения, развитие конструктивных ресурсов личности воспитанников, коррекции криминальных установок;

профилактика возникновения проблем развития и реабилитации воспитанников;

содействие воспитаннику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

осуществление в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции.

Этапы реализации программы:

1.Психодиагностика.

2.Консультирование.

3.Коррекция.

4.Профориентация.

5.Анализ и мониторинг результатов.

Предполагаемый результат:

у воспитанника должны быть сформированы основы нормативного (законопослушного) поведения, несовершеннолетний должен быть готов к конструктивной самореализации в социуме и успешной социализации.

Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты:

1.Целенаправленная работа по нравственному просвещению. 2.Актуализация всех источников нравственного опыта воспитанника (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в коллективе, отношения детей с родителями, с учителями, стиль работы всего педагогического коллектива).

3.Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанника. 4.Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей воспитанника.

Основные условия развития учащихся:

учет возрастных особенностей;

развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;

создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения подростка и взрослого, учащегося и сверстников.

Особенности подростков с девиантным поведением:

Наличие неблагоприятных социальных условий.

Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.

Отклоняющееся от нормы поведение.

Трудности обучения.

Программа реализуется по этапам нахождения подростков в училище:

1 этап адаптационный период (три месяца) Изучение индивидуальных особенностей подростков.

Диагностика личностного и интеллектуального развития.

2 этап реконструктивно - поддерживающий: Индивидуальная, групповая работа и психодиагностический мониторин.

Индивидуальная работа - поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Групповая работа - психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»

Психодиагностический мониторинг.

Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.

3 этап: интеграционный(выпускной).

Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.

Особенности подростков с девиантным поведением:

1.Наличие неблагоприятных социальных условий.

2.Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.

3.Отклоняющееся от нормы поведение.

4.Трудности обучения.

Первый этап:

Изучение индивидуальных особенностей подростков

Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.

Учебно-педагогические

- имеют стойкую неуспеваемость

Поведенческие

- имеют стойкие нарушения поведения

- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, сверстниками

- употребляли алкоголь, ПАВ

Социальные

- жили в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)

- жили в малообеспеченной семье

- жили не с родителями

Медицинские

- имеют хронические заболевания внутренних органов

- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

- часто и длительно болеют

- состоят на учёте у психоневролога

Психологические

- имеют нарушения эмоционально - волевой сферы

- имеют высокий уровень агрессивности

Диагностика личностного развития

Диагностика интеллектуального развития

Изучаемые особенности личности

Методы диагностики: самопознание, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос.

Предмет исследования.

Используемая методика.

Самооценка.

Дембо - Рубенштейна, лесенка Шу.

Характерологические особенности.

Опросник К. Леонгарда.

Индивидуально-типологические особенности.

Методика Павлова ИП «Темперамент».

Интеллектуальное развитие.

Изучение памяти, внимания, мышления.

Эмоционально-волевая сфера.

Методика Баса-Даарки.

Интересы и склонности.

Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной.

Ценностные ориентации.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Межличностные отношения.

Методика Лири.

Депрессивное состояние.

Методика Ионовой - Виноградова.

Диагностика лидерства.

«Ведущий или Ведомый».

Диагностика тревожности.

Методика Спилбергера.

Подверженность суициду.

Методика АН Волкова.

Состояние нервной системы.

Методика К. Либельта.

Конфликтность.

Методика ВИ Андреева.

Второй этап

Индивидуальная работа с подростками.

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.

Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии учителей, воспитателей, мастеров, социальных педагогов.

Методы индивидуальной работы с подростками:

Беседа.

Консультация.

Индивидуальное развивающее занятие.

Индивидуальное коррекционное занятие.

Третий этап.

Цель: Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.

Предмет исследования.

Используемая методика.

Анкета интересов.

Методика Голланда.

Опросник профпригодности «ШП».

Опросник профессиональной готовности.

Актуализация возможностей в определении препятствий в достижении жизненных целей «Мои сильные стороны».

Методическое пособие Шипициной Л. М.

Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей для подростков с трудностями социальной адаптации.

Актуализация необходимости принимать решения , которые помогут жить здоровой и полноценной жизнью.

«Тренинг жизненных навыков».

«Сила выбора»- тренинг.

Развитие умения прогнозировать и актуализировать жизненные цели.

«Шаги к цели»- тренинг.

Развитие мотивации для достижения жизненных целей.

«Будущее своими руками»- тренинг.

Развитие способностей к прогнозированию ситуаций.

«Через прошлое- в будущее»- тренинг.

Актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении жизненных целей.

«Мои сильные стороны»- тренинг.

Повышение уверенности в собственной ответственности в достижении целей.

«Вперед в будущее»- тренинг.

Закрепление полученных навыков, осознание их ценности.

«Мой багаж»- тренинг.




© 2010-2022