- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Лето 2015 г
Программа Лето 2015 г
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корх Т.Д. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Утверждаю»:
Директор училища Антонюк В.П.
« Согласовано»:
Руководитель ППСП Бабич Н.Е.
Программа
психолого-педагогического
сопровождения подростков
с девиантным поведением
психолога ФГБСУ ВУ «Каргатское спец ПУ №1 зт»
Корх Т.Д.
Подростковый период - важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?
Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости.
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.
Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «Я».
У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т.д.
В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще.
Благодаря мониторингу развития личности подростка легко сделать вывод о том, что для учащихся 12-18 лет нашего училища характерны следующие личностные особенности:
1. для подростков характерна неадекватность самооценки. Высоким уровнем самооценки отличается 70-75% детей, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими.
2.56-64% подростков имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов.
3.подросткам характерен инфантилизм (55-63%) , который свидетельствует о неумении самостоятельно принимать решение, о безволии.
4. подростки агрессивны. Около 60% учащихся проявляют ту или иную форму агрессивности.
Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.
Таким образом, появилась необходимость создания программы психолого - педагогического сопровождения подростков. Программы психологической помощи и поддержки.
Цель программы: : создать условия для развития, реабилитации и успешной социализации несовершеннолетнего, вступившего в конфликт с законом, восстановить личностную и социальную продуктивность воспитанника, восстановить изначально позитивное личностное состояния воспитанника, связанное с глубинными изменениями «Я-концепции», основанной на созидательной системе ценностей .
Основные задачи программы:
организация индивидуальной диагностической, коррекционно-развивающей работы;
создание условий для формирования у воспитанников основ нормативного поведения, развитие конструктивных ресурсов личности воспитанников, коррекции криминальных установок;
профилактика возникновения проблем развития и реабилитации воспитанников;
содействие воспитаннику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
осуществление в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции.
Этапы реализации программы:
1.Психодиагностика.
2.Консультирование.
3.Коррекция.
4.Профориентация.
5.Анализ и мониторинг результатов.
Предполагаемый результат:
у воспитанника должны быть сформированы основы нормативного (законопослушного) поведения, несовершеннолетний должен быть готов к конструктивной самореализации в социуме и успешной социализации.
Психолого-педагогическая коррекция включает в себя следующие компоненты:
1.Целенаправленная работа по нравственному просвещению. 2.Актуализация всех источников нравственного опыта воспитанника (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в коллективе, отношения детей с родителями, с учителями, стиль работы всего педагогического коллектива).
3.Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанника. 4.Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей воспитанника.
Основные условия развития учащихся:
учет возрастных особенностей;
развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей;
создание благоприятного психологического климата при наличии продуктивного общения подростка и взрослого, учащегося и сверстников.
Особенности подростков с девиантным поведением:
Наличие неблагоприятных социальных условий.
Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.
Отклоняющееся от нормы поведение.
Трудности обучения.
Программа реализуется по этапам нахождения подростков в училище:
1 этап адаптационный период (три месяца) Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Диагностика личностного и интеллектуального развития.
2 этап реконструктивно - поддерживающий: Индивидуальная, групповая работа и психодиагностический мониторин.
Индивидуальная работа - поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Групповая работа - психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир вокруг меня»
Психодиагностический мониторинг.
Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.
3 этап: интеграционный(выпускной).
Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Особенности подростков с девиантным поведением:
1.Наличие неблагоприятных социальных условий.
2.Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние ребёнка.
3.Отклоняющееся от нормы поведение.
4.Трудности обучения.
Первый этап:
Изучение индивидуальных особенностей подростков
Цель этапа: выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.
Учебно-педагогические
- имеют стойкую неуспеваемость
Поведенческие
- имеют стойкие нарушения поведения
- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, сверстниками
- употребляли алкоголь, ПАВ
Социальные
- жили в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)
- жили в малообеспеченной семье
- жили не с родителями
Медицинские
- имеют хронические заболевания внутренних органов
- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
- часто и длительно болеют
- состоят на учёте у психоневролога
Психологические
- имеют нарушения эмоционально - волевой сферы
- имеют высокий уровень агрессивности
Диагностика личностного развития
Диагностика интеллектуального развития
Изучаемые особенности личности
Методы диагностики: самопознание, тестирование, наблюдение, анкетирование, опрос.
Предмет исследования.
Используемая методика.
Самооценка.
Дембо - Рубенштейна, лесенка Шу.
Характерологические особенности.
Опросник К. Леонгарда.
Индивидуально-типологические особенности.
Методика Павлова ИП «Темперамент».
Интеллектуальное развитие.
Изучение памяти, внимания, мышления.
Эмоционально-волевая сфера.
Методика Баса-Даарки.
Интересы и склонности.
Карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной.
Ценностные ориентации.
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Межличностные отношения.
Методика Лири.
Депрессивное состояние.
Методика Ионовой - Виноградова.
Диагностика лидерства.
«Ведущий или Ведомый».
Диагностика тревожности.
Методика Спилбергера.
Подверженность суициду.
Методика АН Волкова.
Состояние нервной системы.
Методика К. Либельта.
Конфликтность.
Методика ВИ Андреева.
Второй этап
Индивидуальная работа с подростками.
Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии учителей, воспитателей, мастеров, социальных педагогов.
Методы индивидуальной работы с подростками:
Беседа.
Консультация.
Индивидуальное развивающее занятие.
Индивидуальное коррекционное занятие.
Третий этап.
Цель: Выявление профессиональной направленности подростка через изучение его интересов, склонностей эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности.
Предмет исследования.
Используемая методика.
Анкета интересов.
Методика Голланда.
Опросник профпригодности «ШП».
Опросник профессиональной готовности.
Актуализация возможностей в определении препятствий в достижении жизненных целей «Мои сильные стороны».
Методическое пособие Шипициной Л. М.
Повышение уверенности и собственной ответственности в достижении целей для подростков с трудностями социальной адаптации.
Актуализация необходимости принимать решения , которые помогут жить здоровой и полноценной жизнью.
«Тренинг жизненных навыков».
«Сила выбора»- тренинг.
Развитие умения прогнозировать и актуализировать жизненные цели.
«Шаги к цели»- тренинг.
Развитие мотивации для достижения жизненных целей.
«Будущее своими руками»- тренинг.
Развитие способностей к прогнозированию ситуаций.
«Через прошлое- в будущее»- тренинг.
Актуализация возможностей в преодолении препятствий в достижении жизненных целей.
«Мои сильные стороны»- тренинг.
Повышение уверенности в собственной ответственности в достижении целей.
«Вперед в будущее»- тренинг.
Закрепление полученных навыков, осознание их ценности.
«Мой багаж»- тренинг.