Программа Профилактика потребления ПАВ для младших школьников

В процессе изучения данной тематики установлено,  что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется зависимость,   тем тяжелее течение зависимости, как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, и тем меньше  эффективность реабилитационных программ. При этом,  современные тенденции, характеризующие наркологическую ситуацию в  России,  свидетельствуют о неуклонном  омоложении потребителей психоактивных веществ, отмечаются случ...  В этой связи,  все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы среди  детей и подростков. Это не может,  не отразится на развитии программ по профилактике ПАВ, занимающих важную часть психологической практики.  В такого вида работе, прежде всего,  следует вести речь о реализации первичной профилактики, которая направлена на решение ещё не возникших в жизни ребёнка проблем, предотвращении негативных явлений, обучении способам преодоления стрессовы...     В этой связи,  профилактическая работа по предотвращению употребления ПАВ  среди учащихся младшей школы, является на сегодня,   наиболее актуальной. В настоящее время ведётся активная разработка антинаркотических  образовательных программы, в том числе нацеленных на работу с младшими школьниками (А.Г. Макеева, 1999; О.Л.Романова, 1994). При этом,  большая часть из них достаточно продолжительны по времени реализации. Перед нами стояла  задача создания программы, рассчитанной на небольшое количество занятий, которая при этом,  решала бы  профилактические  цели.  Данная  программа  является как самостоятельной ориентацией в работе с учащимися, ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Профилактика потребления ПАВ для младших школьников

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением английского языка № 1370




ПРОГРАММА

Профилактика потребления ПАВ для младших школьников


Программа разработана:

педагогом-психологом Петровой А.В.


2014 г.




Программа «Профилактика потребления ПАВ для младших школьников»



Актуальность:Современная ситуация, связанная с распространением и употреблением психоактивных веществ (ПАВ) в России, приняла угрожающий характер.По статистике, в России от 3 до 8 млн. человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них в возрасте до 30 лет. Средний возраст потребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков, увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.Проблемы от употребления психоактивных веществ, к которым можно отнести не только различные виды наркотиков, но и алкоголь, табак, часто отягощаются различными сопутствующими заболеваниями, такими как гепатит, туберкулёз, кожно-венерические заболевания, ВИЧ-инфекция и СПИД. При этом необходимо отметить, что наиболее быстрое и массовое распространение этих заболеваний, происходит в детской и подростковой среде, отрицательно влияя на демографическую ситуацию и угрожая генофонду нации и национальной безопасности России.

В процессе изучения данной тематики установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется зависимость, тем тяжелее течение зависимости, как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, и тем меньше эффективность реабилитационных программ. При этом, современные тенденции, характеризующие наркологическую ситуацию в России, свидетельствуют о неуклонном омоложении потребителей психоактивных веществ, отмечаются случаи употребления ПАВ детьми 6-7 лет.

В этой связи, все более актуальным становится активное использование различных методов профилактической работы среди детей и подростков. Это не может, не отразится на развитии программ по профилактике ПАВ, занимающих важную часть психологической практики. В такого вида работе, прежде всего, следует вести речь о реализации первичной профилактики, которая направлена на решение ещё не возникших в жизни ребёнка проблем, предотвращении негативных явлений, обучении способам преодоления стрессовых ситуаций.Следует так же отметить, что в настоящее время, решение проблемы аддикции к ПАВ, предусматривает приоритет профилактической работы с детьми и подростками, ведение которой должно начинаться до подросткового возраста, определяемого как «критический» для начала формирования аддиктивного поведения (Концепция злоупотребления ПАВ, 2000).

В этой связи, профилактическая работа по предотвращению употребления ПАВ среди учащихся младшей школы, является на сегодня, наиболее актуальной.

В настоящее время ведётся активная разработка антинаркотических образовательных программы, в том числе нацеленных на работу с младшими школьниками (А.Г. Макеева, 1999; О.Л.Романова, 1994). При этом, большая часть из них достаточно продолжительны по времени реализации. Перед нами стояла задача создания программы, рассчитанной на небольшое количество занятий, которая при этом, решала бы профилактические цели. Данная программа является как самостоятельной ориентацией в работе с учащимися, так и базой для создания и развития новых программ по профилактике ПАВ для младших школьников. Эта программа - первая ступень систематической работы по предупреждению аддикции к ПАВ, которую обязательно должна проводить школа.

Цель: Первичная профилактика употребления учащимися младшей школы психоактивных веществ и формирования осознанного отношения к собственной жизни.

Задачи:

  1. Предоставление информации о вреде употребления ПАВ методом проблематизации.

  2. Развитие нравственно-этических ориентаций, обеспечивающих личностный моральный выбор по отношению к проблеме ПАВ.

  3. Развитие навыков и стратегий ответственного поведения, препятствующего употреблению психоактивных веществ.

  4. Формирование оптимистической жизненной позиции и готовности к преодолению трудностей.

Структура программы: Программа состоит из 3занятий. Длительность одного занятия 45 минут. Периодичность проведения занятий - раз в неделю, в фиксированное время.

Программа рассчитана на учащихся 1- 3 классов.

Условия проведения программы:

  1. Помещение: Для проведения программы требуется комната, оборудованная для групповых работ.

  2. Материалы: бумага, цветные карандаши, шкатулка (внутри которой, находится зеркальце), текст «История про Таню», небольшой мяч.

Технология реализации программы:

I этап: Организационный

  1. Проведение установочно-организационных встреч с классными руководителями.

  2. Получение информационного согласия родителей на участие детей в занятиях по программе.

  3. Составление плана-графика занятий.

II этап: Проведение программы

2.1 Проведение программы профилактики ПАВ

Занятия проводятся в игровой форме с включением яркой атрибутики.

1 занятие: Строится с включением элементов арт-терапии. Дети рисуют цветными карандашами, исключается использование красок и фломастеров, а так же недостаточно использовать только простой карандаш.

2 занятие: Строится с использованием яркой красочной коробочки. Интрига, что содержится в данной коробочке является фундаментом занятия. Интрига определяется самим внешним видом коробочки и тем, как её презентует ведущий. Важно удовлетворить интерес всех желающих, что бы после игры не осталось у участников напряжения и неудовлетворённости.

3 занятие: Строится с использованием элементов сказкотерапии. При прочтении сказки следует читать медленно, интонацией поддерживать динамику повествования. Прочтение и занятие в целом, следует построить в форме постоянной обратной связи. После прочтения каждой смысловой части к ребятам следует обращаться с вопросами (см. Приложение). Все это облегчает процесс слушанья и ставит детей в более активную позицию. По завершении прочтения, с ребятами организуется диалог, обсуждение. Обобщение сделанных выводов лучше всего выписать на доске.

  1. Проведение консультационных встреч с классными руководителями.

III этап: Аналитический

3.1 Подготовка отчета для образовательного учреждения, в котором отражена информация о динамике реализации программных задач, рекомендации по сопровождению учащихся, нуждающихся в психологической помощи.

Формы и психолого-педагогические методы, используемые при реализации программы:


  1. Групповые методы работы: беседа, дискуссия, ролевая игра, активизирующие методы

  2. Элементы арт- и сказкотерапии.

Тематическое содержание занятий в рамках программы

«Профилактика потребления ПАВ для младших школьников»

№ занятия

Название

Содержание

Занятие 1.

«Дом мечты»

Цель:Формирование умения отстаивать свою точку зрения, следовать своим убеждениям

Материалы:бумага, цветные карандаши

Процедура проведения:

  1. Обсуждение с детьми:

Значимости формирования собственного мнения, убеждений, значения слова «принципы», значимости умения отстаивать свою точку зрения и убеждений.

Возможные вопросы: Насколько легко чужим людям навязывать своё мнение? А если чужие люди предложат что то, что противоречит твоим убеждениям? Как ты поступишь в такой ситуации?

  1. Дети рисуют «Дом своей мечты»

Предварительно ведущий просит представить мысленно дом своей мечты, каким он должен быть, что в нем будет и т.п., важно, что бы он был ценным для ребёнка, но не так важно, получится ли его воспроизвести на бумаге со всей точностью. Дети рисуют. Через некоторое время ведущий говорит, что у дома мечты, обязательно должны быть некие элементы (желательно такие, которых дети не рисуют, например, «лебеди в пруду», «торговый центр рядом с домом» и т.п.)

  1. Обсуждается, кто из детей последовал дополнительным

указаниям, почему? Кого указания возмутили? Кто не стал добавлять элементы, названные ведущим? Обсуждается.

Занятие 2.

«Волшебная коробочка»

Цель:Предупреждение первых проб ПАВ путём осознанного принятия решения, сопоставление таких понятий как любопытство, воля, разум

Материалы: красивая коробочка с зеркалом на дне.

Процедура проведения:

  1. Обсуждение с детьми:

Вопросов запрета и разрешений различных явлений и нашего отношения к этим запретам. Актуализация аргументов, которые приводят «за» и «против» наркотиков: наши «любопытство» и «разум».

  1. Упражнение «Коробочка» - вопрос запрещённости и влечения.

  • Ведущий кладёт коробочку так, что бы всем участникам было

видно. Особенность этой коробочки в том, что в неё нельзя заглядывать. Участникам предлагается выразить свои чувства и мысли с помощью каких-либо движений, мимики, жестов, но без слов. Покажите своё отношение к предмету, лежащему в коробочке. Ведущий предлагает сделать это по очереди/по желанию.

В начале и в конце игры ведущий может стимулировать группу на активные действия, например, проявив интерес к коробочке, не открывая ее, или, позвав с собой, кого-нибудь из ребят и показав, то, что лежит в коробочке. Все ситуации проявления интереса к коробочке, связанные с её открытием или показомдругим её содержимого, требует анализа.

  • Анализ и обсуждение. Ведущий спрашивает о том, почему

участники вели себя тем или иным образом, чем они руководствовались в своём поведении. Трудно ли им было не заглядывать в коробочку. Что их заставило сдержаться или оборот заглянуть в коробочку.

  • Делаем выводы. Мы увидели, что, несмотря на явный запрет,

всё-таки хочется его нарушить, активно проявив себя в отношении запрещаемого предмета или явления, или подумав о его нарушении. И, как правило, одним из мотивов нарушения выступает наше любопытство.

  1. Игра «Любопытство, воля, разум» - дискуссия об аргументах

«за» и «против» наркотиков.

  • Обсуждение. Мы сейчас не знаем, что находится в коробочке.

Предположим, что в коробочке находится какое-то вещество, действующее на психику, которое желательно не употреблять,, так как это вредно. Но в то же время, с одной стороны это вещество для нас любопытно, а с другойзапретно и мы стараемся не нарушать этого запрета. Мы не знаем, какое решение принять. В этой связи, обсудить такие понятия как воля, любопытство, разум, применимо к различным ситуациям, связанным с принятием решения относительно запретов.

  • Проведение игры.Ведущий разбивает класс на три группы:

1- Воля;2- Разум; 3-Любопытство. Разум встаёт в центре (кругом, лицом к внешнему кругу); Воля - садится справа, любопытство садится слева. Задача Разума - ничего не говорить. Только слушать, анализировать, чтобы в конце принять решение. Задача Любопытства - попытаться заставить открыть коробочку. Задача Воли - попытаться убедить не открывать коробочку, заставить задуматься о последствиях, предложить альтернативы. Группам Воли и Любопытства даётся одна минута на обдумывание десяти аргументов «за» и «против». Далее следует проигрывание ситуации «убеждения» Разума (обратить внимание на правило уважения кдруг другу, регламентировать выступления: команды говорят по очереди после поднятия руки, ведущий управляет процессом «убеждения» воли). Разум принимает решение - переходит на сторону Любопытства или Воли. Участники, которые не могут принять решение остаются в середине.

  • Анализ игры. Ведущий спрашивает у Разума, почему он принял

то или иное решение, какие аргументы для них стали решающими; как они бы поступили в реальной жизни. Ребятам, оставшимся в кругу: почему для Вас сложно сделать выбор; на какую сторону перешли бы, если эта ситуация была бы в реальной жизни; какой аргумент стал бы решающим.

  • Открытие коробочки. Ведущий открывает коробочку, в

которой находится зеркальце. Приглашает группу рассмотреть поближе этот предмет. Предлагает обсудить, почему именно этот предмет находится в коробочке и отражение чего ребята сегодня там увидели: воли, любопытства или разума. У участников происходит рефлексия собственного решения осознание ответственности за принятое решение.

Занятие 3

«Я в ответе за свой выбор»

Цель: Помочь детям осознать, что в своей жизни они часто сами выбирают, как поступить; познакомить детей с понятием ответственности за свой выбор.

Материалы: текст «История про Таню»

Процедура проведения:

  1. Разминка

Ведущий предлагает ребятам на несколько минут превратиться в металлических роботов. Роботы могут выполнять лишь по команде и подчиняются только голосовым приказам. Ведущий «компьютерным голосом» дает команды: «Иди вперед», «Не размахивай руками», «Повернись направо и подпрыгни». Он дает ребятам достаточно времени побыть роботами, для этого потребуется не менее 8-10 различных команд. Команды должны быть выполнимыми. Затем ведущий дает какую-нибудь невыполнимую задачу, например, взлететь или на одной ножке запрыгнуть на стол. А когда действие на этом разладиться, вудущий командует: «А теперь вы снова - люди. Действуйте самостоятельно, можете делать любые движения, какие захотите».

  1. Работа по теме занятия

  • Дискуссия.После разминки ведущий спрашивает учащихся,

понравилосьли им быть роботами? Чем, по их мнению, роботы отличаются от людей? Вероятно, они ответят, что роботы только подчиняются командам, а люди сами решают, что им делать. Тогда ведущий спрашивает: «Кто отвечает за то, что роботы не смогли выполнить последнюю команду? А кто отвечает за то, что человек ошибается или у него что-то не получается?»

Ведущий обсуждает с детьми следующий вопрос: «Кому лучше - роботам или людям?» Скорее всего большинство ответит, что людям. Тогда ведущий спрашивает: «А как же тогда с необходимостью отвечать за свои неудачи? Ведь человек несет ответственность за то, что с ним происходит, а роботы не отвечают за себя, ведь они не принимают решений. Что же хорошего в ответственности? Зачем она нужна?»

В конце дискуссии ребята должны задуматься: «В самом деле, а что хорошего в ответственности?»

  • «История про Таню»

Ведущий зачитывает историю, в которой одна девочка несколько раз выбирала, как ей поступить, и что из этого вышло.

Было это давно. Сорок лет назад. Сейчас Таня - взрослая женщина, а тогда была такой же девочкой, как вы, и училась во 2-м классе. Таня очень любила зиму. И больше всего зимой ей нравилось кататься на санках. Вот только Танина мама много работала, и гулять не всегда получалось столько, сколько хотелось Тане. Однажды Танина подружка Маша пригласила ее погулять вместе с ней и со своей бабушкой. Танина мама обрадовалась: она сможет поработать, а Таня погуляет.

И вот на следующий день Танюша взяла санки и побежала к своей подружке Маше, которая жила в этом же подъезде. Дверь открыла встревоженная Машина бабушка и сказала: «Ой, а мы и забыли предупредить. Маша не пойдет гулять. Она заболела».

Что делать? Мама уже разложила свои бумаги и гулять точно не пойдет. А на улице так здорово! А что, если Таня одна погуляет? Она ведь уже не маленькая!

Стоп!

Сейчас Таня решит, что ей делать. Что вам подсказывает чутье: пойдет Таня гулять одна? Или вернется домой? Почему?

И Таня побежала на улицу. Как хорошо было во дворе! Таня, правда, побаивалась, что знакомые спросят, где ее мама, но знакомые ничего не спросили. И Таня побежала в сквер. Там была ледяная горка, и куча малышей катались с нее. Таня уже хотела присоединиться к ним, как вдруг увидела большого мальчишку, который обзывался и толкался. Идти на горку или нет? Вдруг он прицепится и к Тане? А если и санки отберет?

Стоп!

Какие чувства у вас возникли сейчас? Как вам кажется, что решит Таня? Какие пути у нее есть?

Нет, на горку идти опасно. Неужели возвращаться? С досады Таня топнула ногой и пошла куда глаза глядят. Незаметно она подошла к школе. Здесь была знаменитая большая гора, пологая и широкая. Одна опасность была для ребят: заканчивалась эта гора площадью, где двигалось множество машин. Чтобы не выехать на площадь, нужно было резко тормозить в конце горы. Умели это только большие ребята. Таня не умела, и поэтому ей не разрешали кататься с этой горы. А сейчас ее заметили старшие девочки. Одна из них предложила: «Хочешь покататься со мной?» Таня с радостью согласилась. И три раза промчалась с большой горы вместе с этой девочкой. Потом прозвенел звонок, и старшеклассницы ушли на урок. А Таня осталась. Неужели все гулянье кончилось? Сама не зная почему, Таня села на санки и помчалась с горы.

Стоп!

Что вы чувствуете сейчас? Что бы вы сделали на месте Тани? Почему?

Ей было не страшно: она только что каталась со старшей девочкой. Но вот гора кончилась. Надо тормозить! То ли ноги у Тани коротки оказались, то ли силы не хватило…Только через секунду она уже вылетела на площадь. Визг тормозов, свисток милиционера, крик людей. Нет, Таня не пострадала. Испуганная, она стояла посреди площади. Кто-то оттащил ее к тротуару. Вокруг собралась толпа. Милиционер спросил Таню, где она живет, и попросил стоявшую рядом девушку отвести ее домой.

И вот Таня уже около своего подъезда. «До свидания, Таня!» - сказала девушка. - Обязательно расскажи все маме. Сумела нашалить, умей и ответить.

Шаг за шагом, медленно поднималась Таня по лестнице домой. Что делать, рассказывать маме или нет? Что сказать?

Стоп!

А что бы вы сделали? Почему?

Таня пришла! А какая румяная! - встретила Таню мама. - Расскажи, как гуляла, где была?

И Таня не смогла рассказать все маме. Грустная, пошла она в комнату. Игрушки не радовали ее, книжки даже злили. Так прошел остаток дня. А вечером зашла соседка-учительница и позвала Танину маму в другую комнату. Они долго говорили, а потом мама, не одеваясь, побежала куда-то. Хлопнула входная дверь. Нет сомнений: мама ходила к Машиной бабушке.

- Таня! Что ты натворила? - закричала она с порога.

- Ничего я не натворила, - ответила Таня.

- Как это - ничего? Я все уже знаю, - возмутилась мама.

Тут пришел папа, а мама рассказала ему о Таниных приключениях.

- Как тебе не стыдно? Проси сейчас же у мамы прощения! - приказал папа.

Таня хотела сказать, что ей стыдно, но рот у нее не разжимался.

- Тогда я буду говорить с тобой иначе, - сказал папа, - я отнесу твои игрушки в магазин, пусть их продадут другим детям.

И тогда Таня вскочила с места и закричала:

- Не отдам! Не буду просить прощения! Не люблю тебя! И маму не люблю!

Мама охнула и села на стул. И родители решили не общаться с Таней, пусть живет одна, как знает. Трудно было Тане самой готовить себе ужин, самой укладываться в постель, а пуговицы на спине и вовсе не удалось расстегнуть. Пришлось лечь спать в платье. И никто не пожелал ей спокойной ночи. Грустно стало Тане.

Стоп!

Что вы сейчас почувствовали? Какие мысли пришли вам в голову? Что бы вы сделали на месте Тани?

А наутро Таню позвала в гости соседка-учительница. Она поняла, что Тане трудно попросить прощения, и предложила написать родителям письмо. Таня обрадовалась, долго и старательно писала, а потом положило письмо на видное место. Мама пришла с магазина, прочитала письмо, обрадовалась и простила свою дочку. Вечером пришел папа, прочитал письмо, обнял Таню и сказал: «Я рад, что ты все поняла. Не будем вспоминать плохое. Только хочется, чтобы ты поняла: за свои поступки всегда надо отвечать». «И за свои слова тоже» - добавила Таня. А мама просто улыбнулась.

  • Обсуждение. Ведущий спрашивает ребят, не оказывались ли

они когда-нибудь в неприятной ситуации, сделав неправильный выбор?

Когда ребята начнут рассказывать о себе, не забывайте высказать им уважение за то, что они нашли в себе смелость не отказаться от ответственности.

Всем, кто участвовал в упражнении, выдаётся сюрприз за то, что они не побоялись брать на себя ответственность.

  1. Рефлексия занятия

Спросите ребят, что удивило их на этом занятии, какие чувства и мысли у них появились? Что им понравилось, что -нет? Чей опыт ошибочных решений показался самым впечатляющим?


Предполагаемый результат:

  1. Выработка активной и осознанной позиции по отношению к проблеме ПАВ.

  2. Осознание собственных личностных ресурсов для выработки стратегий ответственного поведения.

  3. Осознание последствий собственной деятельности и своих выборов, касающихся рискового поведения, и принятие ответственности за такое поведение.



Список литературы:


  1. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе. Рабочая тетрадь школьника /Под ред. С.В.Кривцовой. - М., Генезис, 2010.

  2. Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе/под ред.С.В. Кривцовой - М.:Генезис, 2002.

  3. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде: Приложение к приказу Министерства образования России от 28.02.2000 № 619. М., 2000.

  4. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подросков - М.: Когито-центр, 2007.

  5. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников. СПб, 1999.

  6. Романова О.Л. , Самойлова М.В. Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе. // Вопросы наркологии. - 1994. №1. - с.78-82

  7. Сорокина Н.В.Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. -М., Генезис, 2007.




© 2010-2022