Программа по психологии на тему Сплочение детского коллектива (1-2 класс)

Раздел Школьному психологу
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по психологии на тему Сплочение детского коллектива (1-2 класс)


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Департамент образования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 105»

ул. Автомеханическая, д. 13а, г. Нижний Новгород, 603016, тел. /факс 256-78-80






Программа принята на заседании УТВЕРЖДАЮ

Педагогического совета Директор МБОУ « ____» ___________ 2015года «Школа №105»

Протокол №_____ ______________И.Н.Мулянова

«___»____________2015г.


Программа внеурочной деятельности

по сплочению классного коллектива

«Я хочу с тобой дружить»

Возраст детей 7-8 лет

Срок реализации программы внеурочной деятельности 9 мес.



Автор-составитель: педагог-психолог

Викулова Анна Алексеевна


Нижний Новгород

2015 год

Пояснительная записка

Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.

Программа «Я хочу с тобой дружить» ориентирована на учащихся 1-2 классов. В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим - меньшую, к третьим - безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.

Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.

Актуальность. К сожалению, в школьной среде «класс» понимают чаще всего как некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. Совершенно забыв, о необходимости работы с классным коллективом по направлениям, способствующим его сплочению. Ведь от психологического климата внутри коллектива напрямую зависит успешность ребенка в нем, формирование положительного образа своего «Я». Заинтересованность учащегося в учебном процессе так же в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса, от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива.

Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива. Задачи:

  1. Формирование благоприятного психологического климата в классе;

  2. Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

  3. Помочь ученику найти свое место в коллективе. Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

  4. Развитие умения работать в команде;

  5. Сплочение группы.

  6. Профилактика конфликтного поведения в школьной среде. Развитие взаимоуважения.

Планируемые результаты освоения программы

- овладение младшими школьниками умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся.

Содержание программы:

В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 34 занятия продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:

1. Вводная часть (Разминка).

2. Основная часть (Рабочая).

3. Заключительная часть (Рефлексия).

Методы, используемые в программе: основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, а также психогимнастика.

Принципы, реализуемые в программе:

- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в игры, упражне­ния, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;

- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания цен­ности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяет­ся наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);

- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.











Тематический план

№ п/п

Цели и задачи занятия

Кол-во часов

Наименование упражнений

1

Научить работать в команде, оказывать поддержку друг другу

1

  1. «Заколдованная тропинка»

  2. Обсуждение и рефлексия

2

Сплочение, установление доверительного контакта между детьми

1

  1. «Паровозик»

  2. «Продолжи движение»

  3. Обсуждение и рефлексия

3

Научить согласовывать свои действия друг с другом

1

  1. «Гусеница»

  2. Обсуждение и рефлексия

4

Научить работать в парах, согласовывать свои действия

1

  1. «Скульптура»

  2. «»Обсуждение и рефлексия

5

Научить договариваться, согласовывать свои желания общим интересам

1

  1. «Путешествие»

  2. Обсуждение и рефлексия

6

Сплочение. Установление положительного контакта между детьми

1

  1. «Ласковые имена»

  2. «Угадай меня»

  3. Обсуждение и рефлексия

7

Научить работать в команде

1

  1. Броуновское движение

  2. Обсуждение и рефлексия

8

Развитие партнерских отношений, взаимопомощи

1

  1. «Помоги другу»

  2. Обсуждение и рефлексия

9

Научить использовать мимику, пантомимику в общении

1

  1. «А я сегодня вот такой!»

  2. Обсуждение и рефлексия

10

Научить взаимодействовать в парах

1

  1. «Заводные игрушки»

  2. Обсуждение и рефлексия

11

Сплочение, формирование единства

1

  1. «Прятки с игрушкой»

  2. Обсуждение и рефлексия

12

Сплочение, формирование единства

1

  1. «Я хочу с тобой подружиться»

  2. Обсуждение и рефлексия

13

Развитие внимания друг к другу, социального доверия

1

  1. «Слепой и поводырь»

  2. Обсуждение и рефлексия

14

Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого человека

1

  1. «Как ты себя чувствуешь?»

  2. Обсуждение и рефлексия

15

Научить работать в команде, внимательно слушать друг друга

1

  1. «Отгадай»

  2. Обсуждение и рефлексия

16

Сплочение, установление доверительного контакта между детьми

1

  1. «Пересядьте все, кто…»

  2. Обсуждение и рефлексия

17

Сплочение, установление доверительного контакта между детьми

1

  1. «Это я, узнай меня»

  2. Обсуждение и рефлексия

18

Сплочение, установление доверительного контакта между детьми

1

  1. «Похлопаем в ладоши»

  2. Обсуждение и рефлексия

19

Сплочение, установление доверительного контакта между детьми

1

  1. «Найди свой дом»

  2. Обсуждение и рефлексия

20

Научить договариваться

1

  1. «Что мы делали не скажем, а покажем»

  2. Обсуждение и рефлексия

21

Научить договариваться

1

  1. «Подарок»

  2. Обсуждение и рефлексия

22

Создание положительного эмоционального фона

1

  1. «Рука к руке»

  2. Обсуждение и рефлексия

23

Научит использовать мимику и жесты в общении

1

  1. «Разговор через стекло»

  2. Обсуждение и рефлексия

24

Учить работать в команде, понимать интонацию говорящего

1

  1. «Разговор на незнакомом языке»

  2. Обсуждение и рефлексия

25

Развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона

1

  1. «Клубочек»

  2. Обсуждение и рефлексия

26

Научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам

1

  1. «Сочиняем сказку»

  2. Обсуждение и рефлексия

27

Научить сосредотачиваться на слуховой информации

1

  1. «Угадайка»

  2. Обсуждение и рефлексия

28

Научит работать сообща, сосредотачиваться на слуховой информации

1

  1. «Кто лучше слышит»

  2. Обсуждение и рефлексия

29

Научить сосредотачиваться на слуховой информации, научить согласовывать свои действия с другими людьми

1

  1. «Хор»

  2. Обсуждение и рефлексия

30

Научить общаться без слов

1

  1. «Страна лягушат»

  2. Обсуждение и рефлексия

31

Создание эмоционально-положительного фона

1

  1. «Паучки и комары»

  2. Обсуждение и рефлексия

32

Создание эмоционально-положительного фона

1

  1. «Волк, волчище»

  2. Обсуждение и рефлексия

33

Научить сосредотачиваться на слуховой информации

1

  1. «Спрятанное слово»

  2. Обсуждение и рефлексия

34

Создание положительного эмоционального фона. Научить сосредотачиваться на слуховой информации

1

  1. «Пузырьки»

  2. «Животные и детеныши»

  3. Обсуждение и рефлексия

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1. Научить работать в команде, оказывать поддержку друг другу.

Упражнения:

- «Заколдованная тропинка»: один из детей - ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 2. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Упражнения:

- «Паровозик»: ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место - это их «станция». Ведущий - «паровозик». Он обходит всех и под звучание песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…» «прицепляет» вагончики к поезду.

- «Продолжи движение» (автор Е.О. Смирнова): дети стоят в кругу. Водящий начинает выполнять какое-нибудь движение. По сигналу водящий останавливается - замирает, а его движение подхватывает сосед справа. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли водящего.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 3. Научить согласовывать свои действия друг с другом.

Упражнения:

- «Гусеница»: дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг другу. Таким образом, они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы и преодолевают всякого рода препятствия.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 4. Научить работать в парах, согласовывать свои действия.

Упражнения:

- «Скульптура»: участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает им договориться, кто из них будет скульптором, а кто - «глиной», какого сказочного персонажа будет лепить скульптор. Затем скульптор начинает лепить, бережно прикасаясь к «глине». «Глина» - очень послушный материал, поэтому во всем слушается скульптора, но не может говорить. Когда скульптор закончит свою работу, он оживляет свою скульптуру. Та начинает двигаться так, чтобы другие дети смогли догадаться, что это за сказочный герой. Затем дети меняются ролями.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 5. Научить договариваться, согласовывать свои желания общим интересам.

Упражнения:

- «Путешествие»: дети делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши) вместе озвучивают свое решение. Варианты продолжения игры: «Мы возьмем с собой в путешествие…», «Этот предмет …. цвета», «По дороге мы встретили…».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 6. Сплочение. Установление положительного контакта между детьми

Упражнения:

- «Ласковые имена»: Взрослый предлагает детям: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно». Примечание: в игре можно использовать какой-нибудь предмет (например, игрушку). Передавая его соседу, ребенок называет того ласковым именем.

- «Угадай меня»: дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я…(имя)».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 7. Научить работать в команде.

Упражнения:

- «Броуновское движение»: дети сидят в кругу. Ведущий вкатывает в круг мяч, который дети начинают перекатывать друг другу, не останавливаясь. Затем постепенно количество мячей увеличивается: одновременно дети катают в кругу 2, 3, 4, 5 мячей. Примечание: важно, чтобы мячи не выкатились за пределы круга.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 8. Развитие партнерских отношений, взаимопомощи.

Упражнения:

- «Помоги другу»: дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставляют крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 9. Научить использовать мимику, пантомимику в общении.

Упражнения:

- «А я сегодня вот такой!»: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «(ИО) сегодня ВОТ ТАКАЯ!». Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 10. Научить взаимодействовать в парах.

Упражнения:

- «Заводные игрушки» (автор Е.О. Смирнова): дети делятся на пары: один из них - заводная игрушка, второй - ее хозяин. Дети по команде педагога начинают двигаться по комнате. Ребенок-игрушка следит за руками хозяина и в точности повторяет все его движения. Затем пары меняются местами.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 11. Сплочение, формирование единства.

Упражнения:

- «Прятки с игрушкой»: игра проводится с какой-либо игрушкой.

Вариант 1. Дети закрывают глаза, а взрослый прячет игрушку в комнате. Спрятать игрушку надо так, чтобы его было видно (на уровне глаз детей). Дети ищут.

Вариант 2. Игрушка «уходит» за дверь, а дети прячутся в комнате. Игрушка «возвращается» и ищет детей, находит и каждого называет ласковым именем.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 12. Сплочение, формирование единства.

Упражнения:

- «Я хочу с тобой подружиться»: из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 13. Развитие внимания друг к другу, социального доверия.

Упражнения:

- «Слепой и поводырь»: дети делятся на пары. Один - «слепой», другой - его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 14. Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого человека.

Упражнения:

- «Как ты себя чувствуешь?»: все дети стоят в кругу. Один из участников внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается по каким-то внешним признакам догадаться, как тот себя чувствует. Затем рассказывает об этом. Игрок, настроение которого описывается, слушает и затем соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет участника.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 15. Научить работать в команде, внимательно слушать друг друга.

Упражнения:

- «Отгадай»: дети делятся на три команды. Одна отходит в сторону и договаривается, какой предмет они взяли с собой в путешествие. Затем возвращается и говорит: «В поезд взяли мы предмет. Угадаете иль нет? Хором вы не говорите, лучше вы у нас спросите». Команды по очереди начинают задавать наводящие вопросы: Какого размера этот предмет? Какой формы этот предмет? Какого цвета этот предмет? Отгадавшая предмет команда становится водящей.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 16. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Упражнения:

- «Пересядьте все, кто…»: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем - то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом, говоря: «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.)».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 17. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Упражнения:

- «Это я, узнай меня»: дети сидят на стульях. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 18. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Упражнения:

- «Похлопаем в ладоши»: дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Похлопайте в ладоши те, кто: сегодня веселый (грустный, сердитый и т.д.); любит смеяться, смотреть мультики, слушать сказки; у кого в одежде есть красный (или любой другой) цвет; у кого светлые (темные) волосы; у кого дома живет кошка (собака)».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 19. Сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Упражнения:

- «Найди свой дом»: дети сидят на стульях. У них в руках разные игрушки. На слова ведущего «Пойдем гулять» все дети оставляют игрушки «дома» (на стульях) и идут за ним. В течении какого-то времени все участники ходят, прыгают, бегают по помещению, а ведущий в это время незаметно меняет местами игрушки. Затем он говорит: «Дождь пошел!» и все убегают в свои «домики». Но так как на их стульях сидят не их игрушки, дети должны найти свою и «переехать» к ней - сесть на стульчик со своей игрушкой.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 20. Научить договариваться.

Упражнения:

- «Что мы делали не скажем, а покажем»: вся группа делится на команды численностью 4-6 человек. Каждой команде взрослый шепотом дает задание - разыграть сценку, которую затем участники покажут всей группе. Дети в команде договариваются, кто какое движение будет показывать, репетируют, а затем все по очереди представляют свои сценки. Задача остальных участников - угадать, что же им показали. Темы для инсценировок: накрываем на стол, сажаем цветы, убираем игрушки т.д.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 21. Научить договариваться.

Упражнения:

- «Подарок»: дети делятся на пары. Ведущий говорит: «На День рождение Толе подарили…». Дети в паре договариваются и по сигналу ведущего одновременно называют подарок. Варианты продолжения игры: «Этот подарок был…»; «Он больше всего любил…».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 22. Создание положительного эмоционального фона.

Упражнения:

- «Рука к руке»: Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе свободного партнера, становится водящим. Варианты команд: «Спина к спине»; «Нос к носу»; «Плечо к плечу» и т.д.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 23. Научит использовать мимику и жесты в общении.

Упражнения:

- «Разговор через стекло»: дети делятся на пары. Ведущий дает задание: «Представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 24. Учить работать в команде, понимать интонацию говорящего.

Упражнения:

- «Разговор на незнакомом языке»: дети сидят на стульях. Выбирается ведущий, которому дети будут задавать различные вопросы, например: «Ты сегодня дома завтракал?», «У тебя дома есть книжка про…», «Хочешь со мной поиграть?». Ведущий должен ответить на непонятном языке («та-та-та», «пра-мо-мо» и т.д.), используя интонацию в голосе так, чтобы спрашивающий ребенок мог понять его ответ.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 25. Развитие внимания к сверстникам, создание эмоционально положительного фона.

Упражнения:

- «Клубочек»: дети сидят на стульях. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

Покатись клубочек по дорожке

Расскажи клубочек нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу

Про детишек всех красивых наших.

Затем передает клубочек ребенку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: например, какое у него сегодня настроение. Темы для рассказа могут быть самые разные.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 26. Научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

Упражнения:

- «Сочиняем сказку»: дети сидят в кругу на стульях. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был маленький зайчик. Он больше всего любил…». На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «Он жил с…», «Однажды он решил отправиться…».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 27. Научить сосредотачиваться на слуховой информации.

Упражнения:

- «Угадайка» (автор - В.М. Букатов): дети сидят на стульях. Ведущий задумывает какое-либо слово. Остальные пытаются его угадать, задавая вопросы. Обязательное условие - формулировать вопросы так, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Например:

- Этот предмет живой? - Да.

- Это животное? - Нет.

- Это растение? - Да.

- Это цветок? - Да.

- Это садовый цветок? - Да.

- Это роза? - Да!

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 28. Научит работать сообща, сосредотачиваться на слуховой информации.

Упражнения:

- «Кто лучше слышит»: дети делятся на две команды. Дети первой команды закрывают глаза и слушают. Дети из второй команды по очереди издают различные звуки: шуршат бумагой, стучат карандашом, барабанят пальцами, кто-то произносит «Ау» и т.п. Затем дети первой группы открывают глаза и по очереди перечисляют звуки, которые они услышали. Затем команды меняются местами. Примечание: важно, чтобы дети во время игры не разговаривали и издавали звуки по очереди.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 29. Научить сосредотачиваться на слуховой информации, научить согласовывать свои действия с другими людьми.

Упражнения:

- «Хор»: дети сидят на стульях. Выбирается несколько игроков, которые будут произносить загаданную фразу. Их число зависит от количества слов в задуманной фразе. Они отходят и распределяют между собой слова в задуманном предложении. Например, ведущий загадал фразу: «Идет бычок, качается». Первый ребенок будет говорить: «Идет, идет…»; второй: «Бычок, бычок…»; третий: «Качается, качается…». Дети должны произносить фразу хором, без остановки, пока слушатели не догадаются, что они говорят. Использовать можно фразы из известных детям стихотворений, песенок, потешек.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 30. Научить общаться без слов.

Упражнения:

- «Страна лягущат»: Ведущий говорит: «На поляне в лесу протекает ручеек, и там живут удивительно дружелюбные и вежливые лягушата. Они не умеют разговаривать, но общаются с помощью жестов. Пи встрече здороваются ладошками. Когда хотят узнать, как дела, прикасаются к плечу. Отвечают с помощью мимики и жестов. Давайте и мы превратимся в лягушат, и «поговорим» на их языке».

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 31. Создание эмоционально-положительного фона.

Упражнения:

- «Паучки и комары»: все дети комарики, они под спокойную музыку двигаются по игровой комнате. Два ребенка, взявшись за руки, изображают паучков (две пары паучков). Задача паучков - двигаясь под музыку, запятнать как можно большее количество комариков. Те дети, до которых дотронулся паучок, садятся на стулья. Когда все комарики пойманы, выбирается следующая пара паучков и игра возобновляется.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 32. Создание эмоционально-положительного фона.

Упражнения:

- «Волк, волчище»: дети стоят в кругу с закрытыми глазами, руки спрятаны за спиной. Ведущий проходит за кругом и незаметно вкладывает в руку одного ребенка игрушку волка. Дети открывают глаза и произносят: «Волк-волчище, серый хвостище, где ты?». Ребенок с игрушкой волка должен выпрыгнуть в круг и громко крикнуть: «Вот я!». Дети разбегаются, стараясь занять свои стулья, а волк догоняет.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 33. Научить сосредотачиваться на слуховой информации.

Упражнения:

- «Спрятанное слово» (автор - В.М. Букатов): из числа игроков выбирается водящий. Он выходит за дверь. Остальные участники загадывают любое слово (например, машина). Далее игроки делятся на такое количество групп, сколько слогов в загаданном слове. Когда водящий входит, участники одновременно начинают петь на мотив какой-нибудь детской песни слоги из задуманного слова. Например, первая группа поет - «мА-ма-ма»; вторая - «ши-ши-ши»; третья - «на-на-на». Задача водящего - угадать задуманное слово.

- Обсуждение и рефлексия.

Занятие 34. Создание положительного эмоционального фона. Научить сосредотачиваться на слуховой информации.

Упражнения:

- «Пузырьки»: все дети - маленькие пузырьки, водящий - большой пузырь. Большой пузырь, двигаясь важно, неторопливо, старается дотронуться до маленьких пузырьков. Задача маленьких пузырьков - двигаясь легко и быстро, избегать столкновения как с большим пузырем, так и с остальными маленькими пузырьками.

- «Животные и детеныши»: дети делятся на пары: один из них «мама», а второй - «детеныш». Ведущий на ухо каждому из участнику говорит, какое животное он изображает. «Детенышам » завязывают глаза, «мамы» расходятся по помещению и начинаю громко звать своего детеныша, издавая соответствующие звуки: «мяу-мяу», «гав-гав», «бе-бе», «иго-го», «хрю-хрю» и т.д. Каждому детенышу по звуку необходимо найти свою маму. Когда мама нашлась, она гладит своего детеныша. Затем дети меняются ролями.

- Обсуждение и рефлексия.

Список литературы


  1. Асмолов А.Г. Бумеранская Г. В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 151с.

  2. Букатов В.М. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада. СПб., 2008

  3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. М.: Просвещение, 2002-2007. - №1-9.

  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа,1995. - 144с.

  5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М.: Эксмо, 2010. - 176 с.

  6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания. М.: Просвещение, 2010. - 68с.

  7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108с.

  8. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - С.14-36.

  9. Электронный ресурс: URL: met-ps.ucoz.ru/


© 2010-2022