- Преподавателю
- Школьному психологу
- Образовательная программа кружка Волонтёрское движение - часть безопасности жизнедеятельности
Образовательная программа кружка Волонтёрское движение - часть безопасности жизнедеятельности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Роменская Л.Ю. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Устиновского района
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического
совета №______
от «__»___________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор_________В.А.Лобанова
Приказ №______
от «__»__________2014 г.
Общеразвивающая
образовательная программа
дополнительного образования детей
«ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ -
ЧАСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
социально-педагогической направленности
Составитель:
Роменская Л.Ю.
Педаг-психолог; учитель ОБЖ
МБОУ СОШ № 49
Возраст детей: 15 - 17 лет
Срок реализации - 3 года
Ижевск 2013
Пояснительная записка.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что в старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является личностная зрелость.
Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции.
Школьная юность является важным этапом развития личности.
По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и сложным.
Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило - разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры.
Воспитательная задача состоит в том, чтобы в приоритете старшеклассников были ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность.
Общая тенденция старшего школьного возраста - рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся по данной программе уже имеют опыт волонтёрского движения, и эта программа является следующей ступенью в развитии старшеклассника, как волонтёра. Подросток идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.
Данная программа призвана обучать старших волонтёров самих осуществлять занятия со школьниками.
Самоопределение - это сложное личностное образование, которое складывается на протяжении длительного развитии личности.
Определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни». В процессе самоопределения человек решает такую важнейшую задачу, как построение индивидуальных жизненных смыслов.
Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.
Кроме того, у старшеклассников часто возникают трудности социальной адаптации. В связи с этим участи волонтёрском движении представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
Направленность программы социально-педагогическая:
-
образовательная деятельность;
-
творческая общественно полезная деятельность.
Адресат: старшеклассники 15 -17 лет. Численность в группе 12-15 человек.
Цель:
Формирование внутренней системы ценностей старшеклассников через участие в волонтёрском движении
Задачи:
-
Способствовать развитию морально - этических установок обучающихся (в том числе общечеловеческих ценностей).
-
Развивать навыки самостоятельного принятия решений.
-
Способствовать укреплению здоровья старшеклассников
-
Способствовать развитию потребности у старшеклассников ведения ЗОЖ.
Срок реализации программы:
1 год обучения - 144 часа при нагрузке 4 часа в неделю.
2 год обучения - 216 часов при нагрузке 6 часов в неделю.
3 год обучения - 216 часов при нагрузке 6 часов в неделю.
Содержание программы, методы и технологии соответствуют психологическим, физиологическим и социальным особенностям развития старшеклассников.
Формы и методы проведения занятий:
-
Дискуссии
-
Игра
-
Семинары
-
Беседа
-
Творческие задания
-
Посещение специализированных учреждений
-
Проведение акций
-
Коммунарские сборы
-
Конкурс
-
Слёт
-
Практические занятия
-
Решение ситуативных задач
-
Социальный театр
Непременным условием работы является предоставление каждому участнику объединения возможности для самореализации.
Контроль знаний, умений и навыков:
-
Семинарское занятие
-
Конкурс
-
Сочинение
-
Анализ
-
Круглый стол
-
Диагностика (тестирование, анкетирование, опрос)
-
Социальный проект
По окончании первого года обучения волонтёры будут
Знать:
-
основные направления деятельности волонтёров
-
роль волонтёрского движения в пропаганде ЗОЖ
-
признаки различных видов зависимостей
-
последствия употребления ПАВ
-
правила успешной презентации
-
правила конструктивного общения
Уметь:
-
Проводить игры на развитие коммуникативных навыков
-
Проводить социальные акции;
-
Работать в активе на сборах;
-
Проводить профилактические занятия.
По окончании второго года обучения волонтёры будут
Знать:
-
О волонтёрской деятельности в России и Удмуртии
-
Формы и методы работы волонтёров
-
Виды профилактики употребления ПАВ
-
МетодикУ проведения КТД;
-
Методика проведения волонтёрских сборов;
-
Виды и правила агитационной бригады;
-
Понятие о коллективной работе и коллективном планировании.
Уметь:
-
Проводить игры на развитие коммуникативных навыков
-
Создавать агитационную бригаду
-
Проводить практические занятия
-
Проводить акции
-
Организовывать сборы
-
Создавать социальный проект.
По окончании 3 года обучения волонтёры будут
Знать:
-
Способы мотивации к участию в добровольческой (волонтёрской) деятельности
-
Структуру и методы работы международной добровольческой деятельности
-
Личная книжка добровольца (волонтёра)
-
Специфика работы с людьми с ограниченными возможностями
-
Способы формирования здорового образа жизни
-
Виды взаимоотношений между людьми в обществе
-
Способы психологической саморегуляции
-
Признаки коллектива и его функции
Уметь:
-
Самостоятельно организовывать и проводить мероприятия
-
Самостоятельно организовывать и проводить уроки здоровья для учащихся образовательных учреждений
-
Создавать интернет - странички отряда и следить за работой группы
-
Работать с личной книжкой волонтёра
-
Работать в активе волонтёров района
-
Вести пропаганду ЗОЖ
-
Писать сценарии для мероприятий
Отслеживание результативности:
Отслеживание результативности осуществляется методами психологической и педагогической диагностики и включает оценку знаний, практических умений, навыков и достижений детей.
Для отслеживания качественных показателей программы выбраны следующие критерии:
-
Наличие устойчивой положительной мотивации к занятиям в кружке.
-
Формирование благоприятного психологического климата в коллективе (методика социометрии).
-
Уровень сформированности лидерских и организаторских знаний и умений, как необходимого компонента социальной активности.
По итогам каждого этапа педагог получает лист «Рекомендации психолога по результатам диагностики».
Педагогическая диагностика осуществляется с помощью:
-
Тестирования,
-
Наблюдения в процессе практической деятельности,
-
Анализа проведенных мероприятий,
-
Ведения портфолио отряда с фиксированием в нём всех достижений.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-
Сформированная активная жизненная позиция подростков.
-
Сформированные организаторские и лидерские качества.
-
Стабильность функционирования подросткового коллектива.
-
Умение волонтеров самостоятельно принимать решения.
-
Высокая эмоционально - волевая устойчивость.
-
Творческая самореализация волонтеров в их совместной деятельности друг с другом и с другими сверстниками.
-
Сформированная у волонтёров потребность в ведении ЗОЖ.
Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения.
№
Разделы и темы учебно-тематического плана
Количество часов
всего
Из них
144
Теория
Практика
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность.
1.1.
1.2.
1.3.
Вводное занятие.
Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Основная деятельность волонтёров
10
5
5
2 раздел. Основы здорового образа жизни
2.1.
2.2.
2.3.
Роль здоровья в жизни человека
Факторы, разрушающие здоровье
Волонтёры и пропаганда ЗОЖ
20
10
10
3 раздел. Вредные привычки и общество
3.1.
3.2.
3.3.
Мифы о курении
Влияние курения на органы дыхания
Влияние курения на школьную успеваемость
Влияние курения на социальное окружение человека
30
15
15
4 раздел. Человек и культура общения
4.1.
4.2.
4.3.
Развитие позитивного мышления
Что мешает нам в общении?
Формы общения
20
10
10
5 раздел. Добрые намерения и добрые дела
5.1.
5.2.
5.3.
Что такое доброта
Твори добро
Волонтёры и добрые дела
30
15
15
6 раздел. Коллективная деятельность
6.1.
6.2.
6.3.
Совместное творчество
Роль коллектива в профилактике вредных привычек
Роль коллектива в пропаганде ЗОЖ
34
17
17
итого
144
72
72
Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения.
№
Разделы и темы учебно-тематического плана
Количество часов
всего
Из них
216
Теория
Практика
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность.
1.1.
1.2.
1.3.
Вводное занятие.
Формы работы волонтёров
Стань волонтёром теперь
30
10
20
2 раздел. Вещества, которые наносят вред твоему здоровью
2.1.
2.2.
2.3.
Здоровое питание
Здоровые напитки
Здоровое дыхание
42
27
15
3 раздел. Твоя безопасность - в твоих руках
3.1.
3.2
3.3.
Безопасность автономного существования
Как вести себя с незнакомыми людьми
Школа без конфликтов
30
15
15
4 раздел. Организация времени волонтёра
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
Планирование своей деятельности
Успевай и действуй
Мечты сбываются
Волонтёр - организованный человек
30
20
10
5 раздел. Волонтёрское движение и исследовательская деятельность
5.1.
5.2.
5.3.
Удивительное - рядом
Принципы исследовательской деятельности
Твори, выдумай, пробуй
30
15
15
6 раздел. С чего начинается Родина
6.1.
6.2.
6.3.
Я - гражданин России
Волонтёры - будущее России
Привычка - характер - поступок - судьба
27
15
12
7 раздел. Коллективная деятельность.
7.1.
7.2.
7.3.
Проектная деятельность
Коллективная журналистская деятельность
Коллективная трудовая деятельность
Итоговое
27
15
12
ИТОГО
216
117
99
Учебно-тематическое планирование на 3 год обучения.
№
Разделы и темы учебно-тематического плана
Количество часов
всего
Из них
216
Теория
Практика
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
Вводное занятие.
Формы работы волонтёров
Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями
Волонтёрское движение - альтернатива равнодушию
42
20
22
2 раздел. Личность и общество
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
Качества личности
Личность и общество
С чего начинается личность
Личность и волонтёрское движение
42
20
22
3 раздел. В человеке всё должно быть прекрасно
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
Быть сильным - это значит…
Встречают по одёжке, провожают по уму
Как уберечь себя от желания совершить плохой поступок
Мои интересы и увлечения
42
20
22
4 раздел. Сценическое мастерство.
4.1.
4.2.
4.3.
Игровая деятельность.
Кумиры и поклонники
Как жить в гармонии с собой
45
15
30
5 раздел. Коллективная деятельность.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Организация коллективной деятельности.
Когда труд в радость
Добрые дела моей жизни
Итоговое
45
20
25
ИТОГО
216
95
121
Содержание 1 года обучения.
-
раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность
-
Водное занятие
-
Теория: вводный инструктаж по технике безопасности;
Практика: диагностика «приоритет жизненных ценностей» (анкета)
-
понятие о добровольческой (волонтёрской ) деятельности
Теория: 1. Качества необходимые волонтёру
2. заповеди волонтёров
Практика:
-
психологические игры на знакомство;
-
психологическая игра «расскажи мне о себе»
-
упражнения на развитие лидерских качеств
-
Основная деятельность волонтёров
Теория: цели и задачи, планирование
Практика:
-
диагностика -анкетирование: «Что ты готов сделать для улучшения мира?»
-
оформление стенной газеты
-
раздел. Основы здорового образа жизни
-
Роль здоровья в жизни человека
-
Теория:
-
анализ результатов анкетирования «приоритет жизненных ценностей»
-
беседа о сохранении здоровья
Практика:
-
игра «больной - здоровый»
-
участие в волонтёрских районных сборах
-
Факторы, разрушающие здоровье
-
Теория:
-
беседа «здоровый человек - здоровое общество»
-
спорт и волонтёрское движение
-
причины агрессивного поведения
-
признаки агрессии
Практика:
-
весёлые старты
-
тест на определение уровня агрессии
-
способы снятия эмоционального напряжения
-
составление памятки
-
-
Волонтёры и пропаганда ЗОЖ
-
Теория:
-
просмотр фильма о вреде курения
-
способы пропаганды ЗОЖ
-
общение физически здоровых людей с людьми с ограниченными возможностями
-
Роль здоровья в жизни человека
Практика:
-
обсуждение фильма, диспут
-
выступление на классных часах в 6х классах
-
конкурс слоганов против курения
-
раздел. Вредные привычки и общество
-
мифы о курении
-
Теория:
-
мифы о курении
-
есть ли у курения плюсы?
Практика:
-
экскурсия в Медакадемию
-
исследование: как изменилось здоровье Россиян со времён начала курения в России
-
суд над Колумбом
-
-
влияние курения на органы дыхания
-
Теория:
-
активное и пассивное курение
-
заболевания, связанные с курением
Практика:
-
исследование в 8х классах
-
конференция по результатам исследования
-
-
влияние курения на школьную успеваемость
-
Теория:
-
постановление о запрете курения
-
оставайся некурящим
-
истории для подражания
Практика:
-
выступления на классных часах в 8х классах
-
написание статьи в газету «Живи…»
-
диспут о справедливости постановления о запрете курения
-
-
Влияние курения на социальное окружение человека
-
Теория:
-
причины употребления табака
-
статистические данные о курении в других странах
-
способы справиться с курением
-
жизнь без табака - это для тебя
-
волонтёры против курения
Практика:
-
просмотр фильма из цикла «Курение - среда обитания»
-
диспут «Бизнес и курение»
-
акция «Новое поколение выбирает»
-
акция «Волонтёры против курения»
-
раздел. Человек и культура общения
-
Развитие позитивного мышления
-
Теория:
-
ты и общество
-
мир вокруг нас
-
что такое агрессия?
-
скрытая и явная агрессия
Практика:
-
анкетирование «Моё отношение к окружающим»
-
тест на определение самооценки
-
тест на определение уровня агрессии
-
что может послужить причиной агрессии (диспут)
-
-
Что мешает нам в общении
-
Теория:
-
просмотр мультимедийной презентации
-
способы справиться с агрессией
Практика:
-
творческая работа (сочинение)
-
составление памятки
-
-
Формы общения
-
Теория:
-
причины агрессивного поведения
-
признаки агрессивного поведения
-
развитие позитивного мышления
-
что есть «добро» и что есть «зло»?
Практика:
-
упражнение «Волшебные слова»
-
упражнение «Сила слова»
-
сценки на поведение в разных ситуациях
-
составление коллажей
-
раздел. Добрые намерения и добрые дела
-
Что такое доброта
-
Теория:
-
кого можно назвать добрым
-
какие качества присущи доброму человеку
-
красоту уносят годы - доброту не унесут
Практика:
-
«Что такое доброта?» - диспут
-
считаю ли я себя добрым - обсуждение
-
«Так что есть красота?» -диспут
-
-
Твори добро
-
Теория:
-
добро должно быть с кулаками?
-
качества человека, которые неизменны
-
добрые люди среди нас
Практика:
-
диспут - «Может ли зло служить добру?»
-
конкурс рисунков «Доброе лицо учителя»
-
акция «Миллион добрых дел»
-
-
Волонтёры и добрые дела
-
Теория:
-
победа добра над злом
-
легко ли быть добрым?
-
рассказы о случаях применения кардинальных мер с добрыми намерениями
-
сообщения о благородных поступках знаменитых людей
-
доброта в твоей душе
-
«На добро добром ответишь - молодец, а на зло добром ответишь - ты мудрец»
Практика:
-
акция « Моя школа должна быть чистой»
-
акция «Твори добро»
-
конкурс «Мой друг» ( рисунки, плакаты, сочинения)
-
участие в конкурсе рисунков « Быть ребёнком не должно быть больно»
-
составление коллажей «Добрая улыбка»
-
практическое занятие
-
раздел. Коллективная деятельность
-
Совместное творчество
-
Теория:
-
нет предела силе человека, если эта сила - коллектив
-
первые коллективы подростков в России
-
как писать проект
Практика:
-
тренинг взаимодействия с коллективом
-
написание социального проекта
-
-
Роль коллектива в профилактике вредных привычек
-
Теория:
-
театральная деятельность
-
что сильнее: отрицательное или положительное влияние
-
я - как все и я - индивидуален
-
театр и волонтёрское движение
-
я в мир удивительный этот пришёл…
Практика:
-
акция против курения «Сними завесу дыма с глаз»
-
акция «нашей школе - чистый двор»
-
тренинг «Баллентова сессия»
-
оформление стенда о работе волонтёров
-
-
Роль коллектива в пропаганде ЗОЖ
-
Теория:
-
кому я могу доверять
-
формы коллективной деятельности
-
моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека
-
коллектив и личность
-
подведение итогов
Практика:
-
психологические игры на взаимодействие ребят в коллективе
-
психологическая игра «Ты среди людей»
-
выступление перед учащимися начальной школы
-
валеологическое казино
-
праздник «Возьмёмся за руки, друзья»
Содержание 2 года обучения.
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность.
-
-
Вводное занятие
-
Теория:
-
задачи волонтёров
-
люди, которым мы подражаем
Практика:
-
анализ деятельности за предыдущий год
-
составление плана работы
-
-
Формы Работы волонтёров
-
Теория:
-
спортивные достижения наших земляков
-
первые субботники в России
-
детские общественные организации в Ижевске
-
волонтёры за чистоту родного города
Практика:
-
психологические игры на развитие уверенности в себе
-
оформление стенда о волонтёрской деятельности
-
конкурс коллажей «Волонтёры - юности»
-
акция «Ижевчанам - чистый город»
-
-
Стань волонтёром теперь
-
Теория:
-
волонтёр -всем пример
-
волонтёрское движение в твоей школе
-
«А если плата вам нужна, тогда поступку - грош цена»
-
я и мои ценности
Практика:
-
подготовка к выступлению агитбригады
-
выступление агитбригады
-
диспут «Чем платить за помощь»
-
акция «Стань волонтёром теперь»
2 раздел. Вещества, которые наносят вред твоему здоровью
2.1. Здоровое питание
Теория:
-
культура питания
-
о полезной пище
-
полезные и ядовитые растения
-
мифы и правда о жевательной резинке
Практика:
-
конкурс на составление самого полезного и вкусного меню
-
конкурс бабушкиных рецептов приготовления кваса, морсов, компотов
-
праздник «Обжорка»
-
проведение игры - лото в начальных классах «Съедобное - несъедобное»
-
просмотр фильма о полезных и ядовитых растениях
2.2. Здоровые напитки
Теория:
-
химический состав газированных напитков
-
я живу в родниковом краю
-
урок чистой воды
-
алкоголь - враг человечества
Практика:
-
настольная игра «Алкоголь меняет человека»
-
конкурс сочинений о пользе родниковой воды
-
просмотр фильма из серии «Среда обитания»
-
конкурс слоганов в защиту окружающей среды
2.3. Здоровое дыхание
Теория:
-
влияние промышленной зоны на органы дыхания человека
-
курение мешает нам жить
-
естественная радиация
-
химия в нашем доме
-
как сохранить своё здоровье
Практика:
-
акция «Твоё здоровье в твоих руках»
-
составление памятки «Обращение к курильщику»
-
изготовление буклетов о пользе и вреде солнечных лучей
-
конкурс плакатов о вреде и пользе химических веществ в быту
-
весёлые старты
3 раздел. Сделай свою жизнь безопасной
3.1. Безопасность автономного существования
Теория:
-
что такое безопасное поведение
-
статистика ДТП
Практика:
-
составление памятки
-
письмо незнакомому водителю
-
конкурс рисунков «Грамотный пешеход дольше живёт»
-
встреча с сотрудником ГИБДД
3.2. Как вести себя с незнакомыми людьми
Теория:
-
внешний вид и общение
-
типы модальности поведения и общение
-
визуалы, аудиалы, кинестетики
Практика:
-
тренинг «Как понимать друг друга»
-
составление коллажа «Всё о безопасном поведении»
-
занятие «Волонтёры - за безопасность»
3.3. Конфликты и здоровье
Теория:
-
правила безопасного поведения
-
правила поведения в конфликте
-
каждый человек имеет такое лицо, какое он заслужил
Практика:
-
игра « Походка, которая не повторяется»
-
психологические упражнения на умение договариваться
-
игра «Покажи мне меня»
4 раздел. Организация твоего времени
4.1. Режим дня
Теория:
-
правильное планирование - залог успеха
-
мечтай и планируй
Практика:
-
составление режима дня
-
упражнение «Нарисуй свою мечту»
4.2. Успевай и действуй
Теория:
-
как добиться успеха
-
планируй и действуй
-
как воплотить мечту в жизнь
Практика:
-
семинар « Как стать успешным»
-
упражнение «Каким я буду через десять лет»
-
упражнение «Найди альтернативные пути решения»
4.3. Мечты сбываются
Теория:
-
действуй и добивайся
-
знаменитые известные люди
-
правила успешной самопрезентации
Практика:
-
упражнение «Юлий Цезарь»
-
Игра «Соревнования кораблей»
-
упражнение «Мечты и препятствия»
4.4. Волонтёр - организованный человек
Теория:
-
как составить резюме
-
правила распределения своего времени
-
как осуществить свои планы
Практика:
-
игра «Кто станет президентом»
-
формы организации своего времени
-
упражнение «Сильный человек»
-
игра «Волшебный стул»
5 раздел. Волонтёрское движение и исследовательская деятельность
5.1. Удивительное - рядом
Теория:
-
мировые научные задачи
-
научно - технический прогресс
-
нерешённые задачи человечества
-
недоказанное, неоткрытое, нерешённое…
Практика:
-
рисунки семи чудес света
-
выбор темы на НПК
-
подготовка к НПК; участие в НПК
5.2. Принципы исследовательской деятельности
Теория:
-
правила написания научной работы
-
гипотеза - исследование
-
достижения двадцатого века
Практика:
-
учимся выдвигать гипотезу
-
просмотр фильма «Культура и время»
-
обсуждение фильма «Культура и время»
5.3. Твори, выдумывай, пробуй!
Теория:
-
загадки истории
-
история Атлантиды
-
волонтёры - творческие люди
Практика:
-
творческий конкурс «Учёные будущего»
-
конкурс оберегов
-
акция «Твори, выдумывай, пробуй!»
-
раздел. С чего начинается Родина
-
Я - гражданин России
-
Теория:
-
символика России
-
Калашников - мой земляк
-
кто защищает наше отечество
-
рассказы о героях МЧС
Практика:
-
встреча с учащимися профильного класса МЧС МОУ СОШ № 57
-
оформление клумбы перед мемориальной доской Сергея Смирнова (ученика МОУ СОШ № 49 погибшего в Чечне)
-
сочинение «Российский солдат - мой отец, дед, брат…»
-
-
Волонтёры - будущее России
-
Теория:
-
кого мы называем патриотами
-
освоение космоса - наша гордость
-
знаете, каким он парнем был?!
Практика:
-
конкурс коллажей про Гагарина
-
конкурс рисунков «Мы - земляне»
-
акция «Волонтёры - за экологию планеты»
-
-
Привычка - характер - поступок - судьба
-
Теория:
-
служба в Российской армии - почётная обязанность
-
герои среди нас
-
что мы называем подвигом
-
с чего начинается патриот
Практика:
-
рассказы об участниках ВОВ - жителях улицы Труда
-
поздравление участников ВОВ
-
акция «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
-
посещение ветеранов ВОВ на дому
-
раздел. Коллективная деятельность.
-
Проектная деятельность
-
Теория:
-
волонтёрское движение и черлидинг
-
обсуждение проектов по благоустройству пришкольного участка
-
обсуждение сценария игровой профилактической программы
Практика:
-
семинар по черлидингу
-
участие в конкурсе по черлидингу
-
участие в конкурсе социальных проектов
-
участие в конкурсе игровых профилактических программ
-
-
Коллективная журналистская деятельность
-
Теория:
-
по секрету всему свету
-
семинар по журналистике
Практика:
-
написание статьи в газету «Живи»
-
оформление стенда о деятельности отряда за год
-
-
Коллективная трудовая деятельность
-
Теория:
-
история возникновения субботников
-
помогаем вместе
-
как живётся людям с ограниченными возможностями
-
итоговое
Практика:
-
обсуждение проектов по благоустройству пришкольного участка
-
разбивка клумбы на пришкольном участке
-
участие в неделе добра
-
праздник «Вместе дружная семья»
Содержание 3 года обучения.
1 раздел. Добровольческая (волонтёрская) деятельность
-
-
Вводное занятие.
-
Теория:
-
введение в волонтёрскую деятельность
-
ещё раз о волонтёрах
Практика:
-
вводный инструктаж для волонтёров
-
планирование
-
-
Формы работы волонтёров
-
Теория:
-
аргументы за волонтёров
-
волонтёры - альтруисты
-
твоя жизненная позиция
Практика
-
игры на коммуникативное общение
-
игра «Волонтёрское лото»
-
оформление стенда о деятельности волонтёров
-
-
Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями
-
Теория:
-
волонтёры как детское общественное движение
-
волонтёрское движение в других странах
-
история развития волонтёрского движения в Устиновском районе
-
единство взглядов
Практика:
-
акция «Волонтёры всех стран, объединяйтесь!»
-
КВН с «Юностью»
-
тренинг на развитие лидерских качеств
-
акция «Волонтёры с Вами!»
-
-
Волонтёрское движение - альтернатива равнодушию
-
Теория:
-
о братьях наших меньших
-
мировоззрение волонтёров
-
о моих правах и обязанностях
-
как отстаивать своё мнение
-
если не мы, то кто?
-
можно ли переложить ответственность на других?
Практика:
-
акция «А что ты предлагаешь?»
-
конкурс поделок «в мире животных»
-
акция «Школа без двоек»
-
акция «Мы живём в чистом городе»
-
акция «Стань волонтёром теперь!»
2 раздел. Личность и общество
2.1. Качества личности
Теория:
-
кого мы называем личностью
-
влияние одного человека на историю человечества
-
личность и целеустремлённость
Практика:
-
конкурс плакатов «Это личность»
-
психологические упражнения на целеполагание
-
психологические упражнения на умение убеждать
2.2. Личность и общество
Теория:
-
как стать личностью
-
злой и добрый гений
-
корни твои
-
твоя профессиональная родословная
Практика:
-
тренинг на коммуникативное общение
-
сочинение «Мой друг - личность»
-
тест на самооценку; упражнение на развитие самоуважения
-
тест на определение профессиональной мотивации
2.3. С чего начинается личность
Теория:
-
взаимодействие разных личностей
-
мои положительные и отрицательные черты
-
психология героя
Практика:
-
упражнение «Расскажи мне обо мне»
-
диспут «Борьба за ЗОЖ - это героизм?»
-
конкурс слоганов «Росси - здоровое будущее»
2.4. Личность и волонтёрское движение
Теория:
-
«К славному подвигу каждый готов…»
-
за что можно уважать человека
-
моя жизнь через лет
-
личность и волонтёрское движение
Практика:
-
Родина для меня - я для Родины
-
акция «СПИД не спит!»
3 раздел. В человеке всё должно быть прекрасно
3.1. Быть сильным - это значит…
Теория:
-
мужское воспитание
-
в чём истинная сила человека?
-
есть такие ребята…
Практика:
-
конкурс сочинений «Я горжусь своим отцом»
-
диспут «Сила мышц и сила духа - что сильнее?»
-
упражнение «Умеешь ли ты дружить?»
3.2. Встречают по одёжке, провожают по уму
Теория:
-
быть уверенным в себе - быть уверенным в правильности своих поступков
-
правила самопрезентации
-
расскажи мне о себе (правила составления резюме)
Практика:
-
конкурс личных мультимедийных презентаций
-
выставка стенгазет «Моя семья»
-
составление резюме отряда; составление личных резюме волонтёров
3.3. Как уберечь себя от желания совершить плохой поступок
Теория:
-
тактичность - признак взрослости?
-
о свободолюбии и личной свободе
Практика:
-
акция «Стань свободным от зависимостей»
-
тренинг «Как сказать «Нет» соблазнам»
-
круглый стол «Как сохранить своё здоровье»
3.4. Мои интересы и увлечения
Теория:
-
интересы и увлечения великих людей мира
-
история празднования Дня матери
-
о дружбе мальчиков и девочек
-
«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит…»
Практика:
-
выставка портретов мамы
-
изготовление буклетов о волонтёрской помощи
-
упражнение «Умеешь ли ты дружить?»
-
выставка поделок, рисунков, сочинений «Мои интересы и увлечения»
4 раздел. Сценическое мастерство.
4.1. Игровая деятельность.
Теория:
-
моя любимая игра в детстве; игры наших родителей
-
качества присущие творческой личности
-
общение, как способ добивать своих целей
Практика:
-
акция «Научим играть всех, кто желает»
-
тренинг на коммуникативное общение
-
тренинг на формирование адекватной самооценки
4.2. Кумиры и поклонники
Теория:
-
как правильно говорить и держаться на сцене
-
«Достиги» и «Признаны»
-
о популярности
-
талант и трудолюбие
Практика:
-
упражнения на сценическое мастерство
-
вечер поэзии с просмотром мультимедийной презентации
-
вечер «Я творческая личность»
4.3. Как жить в гармонии с собой
Теория:
-
свет мой, зеркальце, скажи!
-
как победить свою лень
-
универсальные требования к современному человеку
-
кого мы называем самостоятельным человеком
Практика:
-
упражнение «Я люблю себя за то…»
-
выставка стенгазет «Я люблю тебя за то…»
-
акция «Сегодня я сделаю то, что обычно мне лень»
-
конкурс «Самостоятельный поступок»
5 раздел. Коллективная деятельность.
5.1. Организация коллективной деятельности.
Теория:
-
из чего сделаны девочки?
-
из чего сделаны мальчики?
-
о тех, кто, называя себя твоим другом, предлагает тебе ПАВ
-
кто отвечает за чистоту и сохранность школьного имущества
Практика:
-
игровой день для учащихся первых классов в каникулы
-
акция «Каждой девчонке - солнце в подарок»
-
упражнение «Пойми меня»
-
подготовка к выступлению агитбригады
-
выступление агитбригады
5.2. Когда труд в радость
Теория:
-
может ли труд быть отдыхом
-
умение убеждать и многословие
-
откровенный разговор - способ добиться понимания
Практика:
-
круглый стол « Поговорим, волонтёр»
-
занятие «Отдели друзей от недругов»
-
участие в неделе добра
-
акция «Ты хозяин своей школы»
5.3. Добрые дела моей жизни
Теория:
-
ложь во спасение - добро или зло
-
о патриотизме ложном и мнимом
Практика:
-
лучше горькая правда, чем сладкая ложь - диспут
-
сочинение «Если бы я был президентом»
-
конкурс сочинений «Семейные традиции»
-
сбор материалов о деятельности отряда за три года
-
-
Итоговое
-
Теория:
-
история и мы
-
через тернии - к звёздам
Практика:
-
оформление стенгазеты и мультимедийной презентации о деятельности волонтёров за три года
-
акция «Последуй нашему примеру»
Список литературы для педагогов.
-
«Лучшие психологические игры и упражнения» Н.Козлов. Екатеринбург 1997
-
«Основы конструктивного общения» Т.Г.Григорьева; Л.В.Линская; Т.П.Усольцева. Москва 1997
-
Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. Ижевск 2005
-
«Психологическая помощь родителям и детям» В.Р.Шмидт.
Москва 2007
-
«Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе» В.А.Ситаров; В.Г.Маралов. Москва 2000
-
«Социология в вопросах и ответах» А.А.Горелов. Москва 2007
-
«Профилактика вредных привычек» Н.И.Ерёменко. Глобус 2008
-
«Тренинг преодоления конфликтов» Н.Н.Васильев.
Санкт - Петербург 2003
-
«Управление воспитательным процессом в классе» М.П.Нечаев. Москва 2006
-
«Я и мои ценности» Т.Н.Гущина. Москва 2008
Список литературы для детей:
-
«Я - Лидер» информационно-методический сборник. Киров 2008
-
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №1 Ижевск 2007
-
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №2 Ижевск 2008
-
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №3 Ижевск 2008
-
Физкультминутки (сборник) выпуск №3. Волгоград 2007
-
Командные игры-испытания (сборник) М.2004.
-
Коваленко В.И. «Младшие школьники после уроков» 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М. 2007