Конспект урока «Общение без конфликтов»

"Описание материала: "Конспект методической разработки урока по теме: «Общение без конфликтов». "Цель урока: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов. "Задачи: " "познакомить обучающихся с понятием «конфликт»; изучить виды конфликтов и причины их возникновения, рассмотреть основные тактики поведения в конфликтных ситуациях; развивать и закреплять умения и навыки правильного разрешения конфликтов. "Конспект содержит обоснование использования таких инновационных технологий как...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









КОНСПЕКТ

методической разработки урока по психологии

по теме: «Общение без конфликтов»






Подготовлено:

Н.В. Муравьёвой

педагогом - психологом

вышей категории

ГОАУНПО ПЛСТ















г. Благовещенск, Амурская область

2013г

Конспект урока по теме: «Общение без конфликтов»

Величие человеческого общения -

в умении разрешать конфликты!

Цель урока: получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов.

Задачи урока:

1.Познакомить обучающихся с понятием «конфликт».

2.Изучить виды конфликтов и причины их возникновения.

3.Рассмотреть основные тактики поведения в конфликтных ситуациях.

4.Развивать и закреплять умения и навыки правильного разрешения конфликтных ситуаций.

Подготовка: цветные «смайлики», «Экран настроения» (для фиксации настроения до и после урока), афоризмы, стихотворение С.Михалкова «Бараны», иллюстрации - картинки для составления технологической карты, ватман, маркеры, скотч, клей, бланки для самооценки работы на уроке (для рефлексии), буклет: «Общение без конфликтов», мультимедийная презентация «Общение без конфликтов», учебная магнитная доска, сундук, рисунок скелета рыбы, фотоаппарат, простые карандаши, бумага.

Инновационные технологии преподавания, используемые на уроке:

1. Приём «Фишбоун» (рыбный скелет). Используется для визуализации высказываний обучающихся на проблемный вопрос о том, что такое «конфликт».

2.Приём «Ассоциативный ряд». Применяется для знакомства обучающихся с тактиками поведения в конфликтных ситуациях.

3. Приём рефлексии «Сундук». Приём рефлексии использовался в конце урока. Суть - зафиксировать полученные знания, умения и навыки по изученной теме.

4. Упражнение «Смайлики». Использовалось для диагностики эмоционального состояния обучающихся до начала урока и после.

5. Приём «Фотоколлаж» (составление обучающимися технологической карты). Приём направлен на закрепление теоретических знаний о тактиках поведения в конфликтной ситуации посредством группового составления фотоколлажа (технологической карты).

6. Тематическая мультимедийная презентация «Общение без конфликтов». Способствует успешному освоению новых знаний по теме урока, а также повышению культуры эстетического восприятия.

7.Элементы фототерапии. Использовались с целью закрепления теоретических знаний по теме урока, а также для активизации коллективной работы обучающихся при выполнении технологической карты (фото людей с разным поведением, мимикой, жестами, телодвижениями).

8. Элементы цветотерапии. «Смайлики» были зелеными для положительного настроя на работу. Сигнальный характер цвета был в названиях технологических карт: красный - для обозначения неправильного поведения в конфликтных ситуациях; зеленый - для правильного поведения в конфликтах.


Конспект урока

1.ВВЕДЕНИЕ

Организационный момент: группа обучающихся заранее была разделена на 2 команды, которые сидели за отдельным столами.

Упражнение «Смайлик». Цель: диагностика психоэмоционального состояния обучающихся до начала урока. Ведущий: «Ребята, пожалуйста, выберите любой «смайлик», который похож на Ваше настроение, на начало занятия, с обратной стороны впишите свою фамилию и имя. Затем свои «смайлики» отдайте моей помощнице («смайлики» собираются и данные вносятся на бланк «Экрана настроения»).

Вводная беседа: Ведущий «Доброе утро, ребята! Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы других людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении). Целью нашего урока будет получение новых знаний, умений и навыков в области конфликтов. Вы познакомитесь с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения. Узнаете о том, как правильно их нужно разрешать, а также парами и командами потренируетесь разрешать конфликты. Сейчас с помощью изображения «скелета рыбы» мы с вами попробуем разобраться, что же такое конфликт.

Приём «Фишбоун». Упражнение «Скелет рыбы». Цель: определение степени знаний обучающихся о понятии «конфликт», знакомство с научным понятием «конфликт». Ведущий: «Ребята, вы слышали слово «конфликт»? С вами часто происходили конфликтные ситуации? Как вы понимаете это слово, что, по - вашему означает «конфликт»? Важно дать понятия обучающимся, что конфликты жизненно важные сферы, где есть стереотипы восприятия с навешиванием ярлыков, желанием любой ценой доказать свою правоту, часто конфликт вовремя не распознается, протекает скрыто, вызывая напряжение у участников. Как часто конфликт возникает на пустом месте, просто потому - что участники конфликта не умеют слушать друг друга. Здесь нужно дать участникам высказаться, как можно защищать свою позицию в споре, без обиды и оскорблений.

Итак, в латинском языке слово «conflictus» означает столкновение. В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с 19 века и трактуется как, «спор, столкновение, серьёзное разногласие». Ученые считают, что конфликты - это часть нашей жизни, они способствуют реформам, преобразованию, развитию человека и всего общества. Конфликт - это отстаивание своей позиции, точки зрения, столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающее различные, а нередко, и противоположные цели, интересы и взгляды (подсказка для обучающихся: конфликт - злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа ссора, спор, драка, разногласия, столкновение, непонимание).

Обсуждение:

- молодцы ребята, благодаря Вашей помощи, наша рыбка стала - золотой и красивой!

- смотрите, Ваши ответы совпали с определением, которое дают ученые этому слову!

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение - разминка: «Ветер дует на того…». Цель: снятие напряжения, настрой на дальнейшую работу. Выбирается ведущий, который убирает один стул, а затем говорит: «Ветер дует на того, кто сегодня умывался! И т.д.».Все участники вскакивают со стульев и быстро меняются местами. Кто остался без места, становится водящим.

Беседа: виды и причины возникновения конфликтов.

Ведущий: «Зачитывается высказывание Т.Фуллера - «Люди, которые ведут борьбу с огнём при помощи огня, обычно оказываются в пепле». Ребята, как вы думаете, между кем могут возникать конфликты? (заслушиваются ответы обучающихся). Предлагается рассмотреть виды конфликтов:

- внутриличностный;

- межличностный;

- между личностью и группой;

- межгрупповой конфликт.

Ведущий: «Большинство конфликтов между людьми происходит по одной простой причине. Мы много фантазируем о том, что хорошо понимаем друг друга, и мало говорим, для того, чтобы действительно друг друга понимать…».

Вопросы обучающимся:

- Ребята, как вы считаете, почему возникают конфликты?

- Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?

- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

- Бывают ли у вас конфликты со своими сверстниками? В чём их суть?

- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

Заслушиваются ответы обучающихся. Далее предлагается рассмотреть следующие причины конфликтов:

1. Конфликт может возникнуть при появлении трудноразрешимых противоречий.

2. При столкновении интересов на почве соперничества.

3.При отсутствии взаимопонимания, часто сопровождается острыми эмоциональными переживаниями.

4. Недоверие и раздражение может вызвать конфликтную ситуацию.

5. Отсутствует возможность высказаться.

6.Основу любого конфликта образует ситуация, включающая противоположные цели или средства их достижения.

Вопросы обучающимся:

- Конфликты влияют на общение и взаимоотношения людей?

- Каким образом?

- Каким становится общение и взаимоотношения людей после ссоры?

Ведущий: «Но конфликты в жизни неизбежны. Конфликтов не будет, когда все люди вдруг станут совершенно одинаковыми: одинаково будут думать, одинаково чувствовать, жить без ссор! Ребята, как вы думаете, весело или грустно будет жить в таком мире одинаковых людей? Вадим Зверев говорил, что «каждая лошадь думает, что её поклажа самая тяжелая». Так и у нас с вами есть различные формы общения, поведения и реакций в конфликтных ситуациях».

Упражнение «Временные модели конфликтных реакций». Цель: познакомить обучающихся с характеристикой типичных моделей конфликтных реакций и способами с ними справиться.

Ведущий: «Существует несколько типов моделей конфликтных реакций, внимательно их послушайте и попробуйте определить, какая модель реакции у вас чаще всего возникает. После знакомства предлагаются краткие советы как справиться со своими реакциями.

1.Вулкан (непредсказуемые вспышки). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.

2.Глиняный горшок (медленно разогревается). Совет: запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя

3.Волна (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова). Ничего не поделаешь. Совет: будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.

4.Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции). Совет: будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.

5.Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях). Совет: сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.

Упражнение «Праздничный пирог». Цель: самодиагностика стратегии поведения обучающихся в конфликтной ситуации.

Ведущий: «Представьте себе, что к вам на День рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом. Но торт к сожалению, был небольшого размера и его явно не хватит на всех. Что вы будете делать в этой ситуации? Выберите вариант своего поведения:

1.Откажетесь разрезать торт, и чтобы никого не обидеть, попросите, кого - нибудь это сделать (избегание).

2.Разрежете торт сами, на своё усмотрение, кому какой кусок - не важно, главное - себе самый лучший, так как у Вас же День рождение! (конкуренция).

3.Учтёте пожелание гостей, а себе возьмете кусок, какой достанется (приспособление).

4. Постараетесь разделить торт поровну между всеми участниками праздника, включая и себя тоже (сотрудничество).

5. Скажете, что торт вы есть не хотите, пусть его съедят гости, а сами съедите только шоколадные фигурки с торта (компромисс).

Ведущий: «Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающим уступить друг другу дорогу на узком мосту. Чтение стихотворения С. Михалкова «Бараны»:

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом,

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти -

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил:

«Ме-е, Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами...

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

Упражнение - разминка «Узкий мост». Цель: развитие способности избегать конфликты, умение регулировать своё поведение в конфликтной ситуации. На полу ведущий чертит длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, это будет мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон «моста» одновременно. На середине они встречаются, перед ними стоит задача дойти до конца моста. Ведущий обращает внимание остальных участников на то, как каждый из испытуемых себя ведет: вежливо расходятся, ищут компромисс, толкают друг друга и т.д. В конце проводится обсуждение.

Обсуждение:

- легко было выполнять упражнение?

- у кого не получилось перейти мост?

- почему, как вы думаете?

- кто смог перейти мост, не упав в овраг?

- что им помогло?

- что нужно, для того, чтобы перейти мост?

Ведущий: «Японский писатель Ямамото говорил «Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну». Сейчас я познакомлю вас с тактиками поведения, которые люди применяют в тех или иных конфликтных ситуациях».

Упражнение «Ассоциативный ряд». Цель: познакомить обучающихся с тактиками поведения в конфликтных ситуациях.

Ведущий: «Мы живём с вами в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим? Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чем их сильные и слабые стороны? Вспомните, как вы вели себя переходя через мост? Был ли их выбор товарищей для разрешения конфликтной ситуации правильным? Очень важная роль в конфликтной ситуации принадлежит выбору соответствующего стиля поведения!

Различаются следующие тактики/стратегии поведения:

- конкуренция;

- уклонение;

- приспособление;

- сотрудничество;

- компромисс.

Вопросы обучающимся:

- какие ассоциации, образы или слова возникают у вас при словах - конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество и компромисс.

Человек, использующий стиль конкуренции, обычно весьма активен, предпочитает идти к разрешению конфликта своим определенным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Стиль конкуренции эффективен в том случае, когда человек обладает определенной властью и уверен что его решение в данной ситуации правильное.

Стиль уклонения - приемлем, когда проблема не столь важна для человека, когда он не хочет тратить силы на нее, когда чувствует, что находится в безнадежном положении.

Стиль приспособления приемлем, если вы действуете совместно с противоположной стороной. Этот стиль целесообразнее, когда вы, немного уступая, мало при этом теряете. К такой стратегии допустимо прибегать, если в данный момент нужно смягчить обстановку и отстоять свою позицию.

Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою точку зрения, свои интересы, но старается при этом и сотрудничать с оппонентом.

Стиль компромисса предполагает частичное удовлетворение интересов обеих сторон путем взаимных уступок, взвешивая все «за» и «против».

Обсуждение:

- какие узнали тактики поведения в конфликтной ситуации?

- как вы считаете, какая тактика поведения самая лучшая? Почему?

- какая тактика, наоборот, самая неэффективная? Почему?

- ребята, в конфликтных ситуациях, вы какую тактику поведения чаще всего применяете?

- как общаетесь и взаимодействуете в конфликтной ситуации?

Ведущий: «Древнегреческий ученый Домиль считал, что «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу». В связи с этим, я предлагаю вашему вниманию упражнение, которое будет помогать развитию у вас навыков неконфликтного общения».

Упражнение «Рисунок вдвоем». Цель: развитие навыков неконфликтного поведения.

Обучающиеся делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоём и так, чтобы оба партнера держали её, нарисовать рисунок на свободную тему.

Обсуждение:

- кто что рисовал,

- почему нарисовали именно это,

- трудно ли было выполнять это задание? Почему?

Причина трудности выполнения задания: в ситуации, когда наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.

- как вы думаете, что нужно для того, чтобы лучше всех выполнить задание? Нужно: уметь договариваться о том, что будем рисовать.

- понравилось выполнять такое задание? Почему?

Ведущий: «Ребята, послушайте замечательные слова - «Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим!». Сейчас вам предстоит самостоятельно составить фотоколлаж о тактиках поведения людей в конфликтных ситуациях».

Упражнение «Технологическая карта общения и поведения в конфликте». Цель: закрепление теоретических знаний о тактиках поведения в конфликтной ситуации посредством группового составления фотоколлажа (технологической карты).

Участникам каждой из команд предлагается выполнить следующее задание:

Команда № 1. Для закрепления знаний о тактиках поведения в конфликтных ситуациях, вам предлагается составить с помощью фотографий и иллюстраций технологическую карту правильного стиля общения и поведения в конфликтной ситуации. Время выполнения задания 10 минут. После выполнения задания, вам нужно прокомментировать и обосновать свой выбор, презентовать карту перед другими командами.

Вопросы участникам:

- почему данные стили поведения и общения вы считаете самыми лучшими?

- как они помогают человеку в жизни?

- ребята из 2 группы, вы согласны или нет с картой, которую составила 1 команда? Почему?

- что вы бы добавили в эту карту?

Команда №2. Составить с помощью фотографий и иллюстраций технологическую карту неправильного стиля общения и поведения в конфликтной ситуации. Прокомментировать и обосновать свой выбор, презентация карты перед другими командами.

Вопросы участникам:

- почему так не нужно себя вести в конфликтных ситуациях?

- к чему может привести такое общение и поведение?

- ребята из 1 группы, а вы согласны или нет с картой, которую составили ваши товарищи из 2 команды? Почему?

- что вы бы добавили в эту карту?

Вопрос ко всем обучающимся: что вам дало выполнение этого задания?

Задание для гостей.

Во время составления командами карты общения и поведения в конфликтной ситуации, гостям предлагается индивидуальный бланк теста с ключом по теме - «Как держать себя в руках в конфликтной ситуации?», а также памятки «Способы преодоления конфликтных ситуаций».

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ведущий: «Как говорил отечественный писатель Г. Александров, «Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой». Я в свою очередь, предлагаю вашему вниманию следующие советы доброго общения и отношений:

1.Не позволяй себе раздражения, гневного состояния.

2. Не упрямься и не будь капризным.

3. Не ругай себя, если что-то не получается так как тебе бы хотелось.

4. Не предъявляй больших требований к окружающим людям, они тоже могут в чем - то ошибаться.

5. Принимай людей такими, какие они есть.

6. Относись к окружающим так, как бы тебе хотелось, чтобы они относились к тебе (Конфуций).

7. Постарайся приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, не будь агрессивным и вспыльчивым.

Ведущий: «Ребята, что нового и полезного Вы узнали сегодня на нашем уроке? Для того, чтобы Вы смогли ответить на мой вопрос, я предлагаю вам упражнение «Сундук». Цель: рефлексия урока и подведение итогов урока. Задание: участники, по очереди начиная со слов: «После сегодняшнего урока Я могу положить в сундук..» перечисляют то, что увидели, почувствовали, узнали нового, научились делать, тренировались чему - то, т.е. наиболее важные для них результаты урока.

Упражнение «Смайлик». Цель: определить психоэмоциональное состояние обучающихся в конце урока. Ведущий: «Ребята, выберите «смайлик», который похож на Ваше настроение в конце нашего урока, с обратной стороны впишите свою фамилию и имя и отдайте их помощнице («смайлики» собираются и данные повторно вносятся на бланк «Экрана настроения»).

Ведущий: «Конфликты неизбежны. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь Человеком и наш урок мне бы хотелось завершить словами старинной народной мудрости:

Прежде чем сказать - посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть - посчитай до ста,
Прежде чем ударить - посчитай до тысячи.

Ведущий: «Большое спасибо всем за активность и заинтересованность темой урока! До новых встреч! В конце встречи обучающиеся получают буклеты с рекомендациями, о том, как вести себя во время конфликтов, как их избегать, а также правильно строить своё общение с окружающими людьми.


© 2010-2022