Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 4 класс

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, его взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологич...
Раздел Школьному психологу
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа

по курсу «Психологическая азбука»

4 класс




















г. Муром


2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, его взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

Курс «Психологическая азбука» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Программа курса «Психологическая азбука» разработана коллективом авторов и представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»


Программа «Психологическая азбука» для начальной школы с помощью методов и средств сказкотерапии знакомит детей с основными психологическими понятиями, способствует самопознанию, личностному развитию, формированию навыков общения.

Программа для четвертого класса направлена на создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся, общаясь, и одновременно учатся общаться. Четвероклассники - это завтрашние подростки, некоторые из них по своим психологическим характеристикам фактически уже могут считаться младшими подростками. Проблема общения становится наиболее актуальной. Пропедевтическая работа поможет сделать возникающий кризис менее болезненным. В рамках программы для 4 -ого класса решаются следующие основные задачи:


  • развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умению отвечать за свои поступки;

  • знакомство с элементарными понятиями психологии общения;

  • развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

  • понимание внутреннего мира другого человека через внешнее проявления в деятельности и общении;

  • знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;

  • развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;

  • развитие самоуважения и уважения к другим людям; формирование навыков эмпатии и сопереживания;

  • овладение элементарными умениями эмоциональной саморегуляции в общении.

Для успешного обучения в школе и для полноценного личностного развития большое значение имеет работа по развитию всех перечисленных навыков, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций.



МЕСТО КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с базисным учебным планом школы преподавание курса «Психологическая азбука» осуществляется в 4 «Б» классе выравнивания за счет часов компонента образовательного учреждения. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).






































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»


1. Введение в психологию общения. Вводное занятие. Краткое повторение изученного.

РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения. (2 - 5 занятие)

Пробуждение интереса к изучению своего внутреннего мира. Формирование умения оказывать психологическую помощь и поддержку. Помощь детям в осознании и раскрытии собственных достоинств, способностей. Развитие коммуникативных навыков, навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества, способности к рефлексии.

РАЗДЕЛ II. Инструменты общения. (6 - 16 занятие)

Знакомство с понятиями «слушать» и «слышать». Развитие умения активного слушания, навыка задавания уточняющих вопросов, выражения поддержки и понимания говорящему. Знакомство с невербальными средствами общения, развитие умения общаться с помощью жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Определение значимости грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении. Раскрытие содержания понятий «спор» и «дискуссия», развитие умения убеждать, использовать аргументы в споре.

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение! (17 - 26 занятие)

Мотивирование учащихся на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде.

Пробуждение интереса к истории своего имени, помощь детям в осознании уникальности и глубины собственной личности. Актуализация понимания семейных отношений осознание своих чувств по отношению к разным членам семьи.

Роль негативных эмоций в общении, развитие способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам. Значение конфликта в общении и его последствия, различные стратегии поведения в конфликте. Знакомство с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов.

РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения! (27 - 33 занятие)

Мотивирование учащихся на дальнейшее развитие качеств, важных для общения. Осознание важности внимательного отношения к другому человеку, развитие способности понимать внутренний мир другого человека. Развитие способности к самопознанию через идентификацию с персонажами книги сказок «Королевство разорванных связей». Актуализация правил комфортного общения в классе. Содействие осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач.

34. Заключительное занятие. Подведение итогов работы.































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА» В 4-ОМ КЛАССЕ


В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. - М.: Генезис, 2013. - 128 с.

2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 4 класс. - М.: Генезис, 2013.

3. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство внутреннего мира. Королевство разорванных связей. - М.: Генезис, 2012. - 416 с.

4. Электронные образовательные ресурсы для начального общего образования: eor-np.ru/









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Введение в психологию общения. Вводное занятие. Краткое повторение изученного.

1



РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения

2

Знакомьтесь - психология!

1

3

Я - это интересно!

1

4

Что мы знаем об общении?

1

5

Общение - дело общее

1

РАЗДЕЛ II. Инструменты общения

6

Как хорошо уметь… слушать!

1

7

Активное и пассивное слушание

1

8

Как важно уметь задавать вопросы

1

9

Практикум активного слушания

1

10

Поговорим без слов

1

11

Практикум неречевого общения (часть 1)

1

12

Практикум неречевого общения (часть 1)

1

13

Речь

1

14

Берегите, пожалуйста, речь!

1

15

А умеете ли вы спорить?

1

16

Чемоданчик Мастера Общения

1

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение!

17

В море знаний

1

18

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

1

19

Имя мое

1

20

Моя семья

1

21

В пещере эмоциональных взрывов

1

22

Научно-практическое исследование конфликта (часть 1)

1

23

Научно-практическое исследование конфликта (часть 2)

1

24

Выиграть - проиграть?

1

25

Сказка о понимании

1

26

День рождения -День творения

1

РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения!

27

Могу и хочу (часть 1)

1

28

Могу и хочу (часть 2)

1

29

Когда приходит понимание

1

30

По дороге сказок

1

31

В королевстве

1

32

Встреча с Мастером Общения

1

33

До свидания, Психологическая азбука!

1

34

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

1

ИТОГО

34 часа















© 2010-2022