- Преподавателю
- Школьному психологу
- Социальный проект Мы вместе
Социальный проект Мы вместе
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федина С.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №12»
Социальный проект
«МЫ вместе»
Номинация: партнерство семьи и школы
Авторы проекта:
Бойцова Елена Николаевна - учитель начальных классов учащихся с ОВЗ
Федина Светлана Владимировна - педагог-писхолог
Шпис Галина Александровна - воспитатель ГПД учащихся с ОВЗ
г. Ачинск 2014 г
Краткая аннотация проекта
Проект направлен на организацию совместной деятельности (проведение консультаций, встреч, подготовку и проведение праздников) родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МБОУ «Школа №12»
Дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании системы базовых составляющих психического развития, вероятности возникновения дезадаптивного состояния. Родители должны иметь правильное понимание об особенностях развития их ребенка для успешного общения и воспитания.
Педагоги и специалисты школы помогут справиться с этой задачей. На встречах, будут подниматься вопросы самого разного характера. Родителям помогут разобраться с особенностями детей с ОВЗ (с легкой степенью умственной отсталости). В школе имеются все предпосылки для работы клуба: подготовленные кадры и необходимые ресурсы.
Ресурсы
Кадровые ресурсы: педагогический коллектив МБОУ «Школа №12», социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, старшеклассники.
Партнеры проекта: детский клуб «Виктория»
Материально-технические: аудиоаппаратура, компьютер, принтер, проектор, экран, кабинет для проведения встреч.
Информационные ресурсы: подключение к сети интернет
Методическое обеспечение: сценарии мероприятий, анкеты, опросы, тренинги, методические рекомендации.
Целевая группа реализации проекта
Данный проект направлен на работу с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Целевой группой будут дети младшего школьного возраста c легкой степенью умственной отсталости, родители, педагоги, специалисты школы, всего - 178 человек.
Проект будет реализован с сентября 2014 по май 2015 года, на базе МБОУ «Школа №12».
Постановка проблемы
Деятельность родителей и педагогов, в интересах ребёнка, может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью. В связи с этим перед нами стоит важная и ответственная задача - сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».
Взаимодействие с семьями учащихся с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости осуществляется по 3 направлениям:
-
просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);
-
формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомство с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями, предъявляемыми к ученикам во время проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формируют у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
-
диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).
Выбор форм осуществляется в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок.
Для изучения семей мы используем различные методы: наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.
С помощью анкетирования выявили образовательный уровень родителей:
14 чел (87,5%) родителей имеют средне- специальное образование;
2чел. (13,5%) - незаконченное среднее образование.
На основании анкет определили уровень материального благосостояния и социальной устойчивости (работающие, материально обеспеченные и социально-благонадежные семьи), а также воспитательный потенциал семей.
В классе обучается 13 человек, из них:
Малообеспеченные
84,6%
Опекаемые
7,6%
Многодетные
15,2%
Неблагополучные
23%
Неполные
76%
Для изучения семей взяли анкеты «Знакомство с родителями», для выявления эмоционального комфорта в семье - тест «Выявление эмоциональной атмосферы семьи», который помогли узнать, что большинство учащихся испытывают эмоциональный дискомфорт в семейных отношениях.
По анкетам наблюдается расхождение в ответах учащихся и их родителей, поэтому на выявление взаимоотношений в семье использовали рисуночный тест «Моя семья» и анкету для родителей «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии».
-
2 ребенка - рисуют себя, взявшись за руки с мамой и папой, то есть испытывают эмоциональный комфорт;
-
3 ребенка - близки только с мамой;
-
7 ребят - исключают себя из семейных ситуаций;
-
1 ребенок - стремится доминировать в своей семье, отличается эгоцентризмом.
Анализ исследований, посвященных проблеме родительской доступности следующий: учащимся было предложено ответить на вопрос «Как часто вы проводите выходной день с родителями?»
Из 13 опрошенных детей только 3 сказали, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы этот день посвятить им.
На вопрос: «Кто из родителей проводит чаще всего свое свободное время с вами?»
-
15,2% ответили: мама и папа;
-
22,8% - мама;
-
62% ответили, что у родителей нет времени на совместные игры, забавы и развлечения.
Анализируя все данные, мы пришли к выводу, что нам необходимо включиться в процесс становления взаимоотношений в семье имеющих детей с ОВЗ и сплотить членов семьи, формировать дружеские доверительные отношения семьи и школы, работать над сплочением детского коллектива, влиять на воспитательный потенциал семей.
Классный руководитель познакомила родителей с результатами исследований, психолог предложила пути коррекции ситуаций. Мы посоветовались и пришли к мнению, что нужно действовать комплексно, не только дома, но и в школе. Помимо родительских собраний и тематических консультаций выбрали формы сотрудничества: семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.
Цель:
Создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся с ОВЗ и их родителей в школе и дома, оказывающих положительное влияние на становление взаимоотношений в семье.
Задачи:
-
повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогических тематических консультаций, тренингов, бесед;
-
формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
-
способствовать формированию нравственных качеств (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
-
содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел.
Показатели результативности:
-
сравнительный анализ результатов анкетирования в начале и после реализации проекта;
-
степень активности учащихся в подготовке и реализации мероприятий;
-
степень активности родителей в реализации проекта;
-
степень важности проведенных мероприятий для повышения воспитательного потенциала и в решении воспитательных проблем;
-
эмоциональный настрой учащихся и их родителей;
-
экран настроения учащихся;
-
презентация проекта, отзывы коллег.
Основные этапы реализации проекта
Сроки
Деятельность педагогического коллектива
Деятельность учащихся и родителей
Подготовительный период
Сентябрь
1. Диагностика семей учащихся.
-
анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);
-
анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).
2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании, с участием психолога, с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании,
3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.
4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.
5. Составление перспективного плана реализации проекта.
-
Участие в анкетировании.
-
Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.
-
Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся.
Основной период
Октябрь
-
Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.
-
Организация тематической консультации «Особенности детей с ОВЗ».
-
Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.
-
Выбор актива класса и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.
-
Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.
-
Участие родителей в тематической консультации, с целью просвещения.
-
Заполнение учащимися экрана настроения.
Ноябрь
1. Подготовка и проведение тематической консультации
«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».
2. Составление и рассмотрение игровой конкурсной программы «Музыкальная открытка» ко Дню матери
3. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе.
4. Подготовка выставки работ учащихся ко Дню матери
-
Участие родителей в педагогических практикумах и тематических консультациях.
-
Рассмотрение и обсуждение игровой конкурсной программы ко дню матери, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.
-
Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.
-
Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.
-
Заполнение учащимися экрана настроения.
Декабрь
-
Систематизация собранного материала, компьютерная обработка, предварительные итоги проделанной работы, проектирование и корректировка дальнейшей работы.
-
Корректировка воспитательного взаимодействия родителей и учащимися через проведение педагогического практикума «Десять ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали», классного часа (в форме диспута) по теме «Дети глазами родителей, родители глазами детей».
-
Написание и реализация сценария игрового представления «Вместе встретим Новый год» с целью развития творческих способностей учащихся, развития индивидуальных качеств и сплочения участников воспитательного дела.
Подбор художественных номеров, игр, конкурсов, изготовление костюмов и оборудования к празднику.
-
Предварительная аналитическая деятельность по проведенным делам.
Участие детей и родителей в педагогическом практикуме и классном часе. Переосмысление методов семейного воспитания.
-
Подготовка и проведение конкурсов, игр, художественных номеров, пошив костюмов.
3.Заполнение учащимися экрана настроения.
Январь
Февраль
Март
С целью сплочения родительского коллектива и для профилактической просветительской работы проведение родительского вечера «Традиции нашей семьи».
Семейное мероприятие «Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек», с целью сплочения коллективов, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.
Подготовка материалов к итоговому тестированию учащихся и родителей, систематизация накопленных материалов проекта.
-
Подготовка к родительскому вечеру, участие в педагогическом практикуме.
-
Участие в семейном празднике.
-
Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя.
-
Изготовление подарков всем участникам праздника.
-
Подготовка оборудования к мероприятию.
-
Заполнение учащимися экрана настроения.
Заключительный период
Апрель
-
Подготовка и проведение игрового тренинга учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность)
-
Организация итогового мероприятия «Дружная семейка».
-
Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.
-
Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.
-
Участие в повторном анкетировании учащихся и их родителей.
-
Подготовка домашних заданий:
1) рассказ о семейных традициях и реликвиях;
2) подбор фотографии для электронного альбома. -
Подготовка учащимися художественных номеров, костюмов, оборудования.
-
Заполнение учащимися экрана настроения.
Май
Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.
Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.
Предварительное планирование совместной работы на будущий год.
Ожидаемые результаты:
-
Создано портфолио проекта «Мы вместе»
-
Знание семейных обычаев, традиций, в своей семье и их уважение и соблюдение;
-
Совместная деятельность всех участников проекта при создании сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций;
-
Сплочение детского коллектива на основе сотрудничества;
-
Сближение взрослых и детей, на основе совместной деятельности при подготовке и проведении мероприятий;
-
Повышение эффективности сотрудничества педагогов и семьи.
Бюджет проекта
Наименование статьи расходов
Стоимость /рубли
Количество/ штуки
Источник финансирования
Благодарственные письма и грамоты
750
15
Бюджетные средства школы
Ватман
240
4
Бюджетные средства школы
Упаковка бумаги
150
1
Бюджетные средства школы
Наборы цветных карандашей
150
5
Бюджетные средства школы
Набор цветных маркеров
180
3
Бюджетные средства школы
Набор цветной бумаги
150
5
Бюджетные средства школы
Конфеты и печенье
750
5
Спонсорская помощь
Чай
100
2
Спонсорская помощь
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект будет актуален и после его окончания. В дальнейшем планируется привлечь родителей и детей с ОВЗ, обучающихся в других классах нашей школы.