Занятие с педагогами по теме «Формула решения школьных конфликтов»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие с педагогами по теме

«Формула решения школьных конфликтов»

Задачи занятия:

  • Выработать правила, помогающие избежать конфликта;

  • Выработать правила разрешения конфликтной ситуации;

  • Проанализировать роль классного руководителя при разрешении конфликтной ситуации в классе.

Ход занятия:

Писатель А. де Сент-Экзюпери считал единственной роскошью, которая есть у человека, - общение. Общение - сложное искусство. Каждый человек, вступающий в общение, обладает личностными качествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностью влияют на характер контактов с другими людьми. Индивидуальные различия между людьми, когда поступки участников какой-либо ситуации имеют антагонистическую направленность, вызывают в общении столкновение. Столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме - конфликт.

Конфликты - неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах, в том числе и школьной жизни.

К сожалению, школьная жизнь не лишена отрицательных моментов. Среди них достаточно большое место занимают разнообразные конфликтные ситуации. Причем, по данным психологов, 80% конфликтов происходит спонтанно, помимо нашей воли. Как уберечь себя от конфликтов? Как разрешить конфликтную ситуацию? Какая роль принадлежит классному руководителю при разрешении конфликтов и конфликтных ситуаций? Это круг вопросов, которому будет посвящена наша с вами сегодняшняя работа.

Чтобы отношения в школьной жизни не ухудшались, а с каждым конфликтом, наоборот, развивались, необходимо взглянуть на конфликт, КАК НА ЗАДАЧУ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕШЕНА.

Для того чтобы нам с вами удобно было работать, предлагаю разделиться на группы по 3 - 5 человек. Для этого выберите, пожалуйста, стол с карточками того цвета, который вам понравится, и останьтесь за этим столом.

(Из карточек участники составляют слова «медвежонок», «черепашка», «сова», «акула», «лиса»).

После этого происходит знакомство участников с техниками поведения в конфликте.

Приспособление («медвежонок») - принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Избегание («черепашка») - отсутствие стремления к кооперации и тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество («сова») - когда участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Соперничество, соревнование, конкуренция («акула») - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Компромисс («лиса») - выбор, при котором каждая из сторон что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Участникам предлагаются различные ситуации. В течение 3 минут группа обсуждает ситуацию и предлагает свой вариант решения в соответствии с особенностями той тактики, которую они представляют.

Примерный набор ситуаций.

Учитель - ученик. Ученик 7 класса на уроке отказывается выполнять задание, мотивируя это тем, что ему не хочется сейчас этим заниматься. На замечания учителя стал отвечать грубостью. На реплики некоторых одноклассников ответил тем, что стал топать ногами, создавая шум в классе и мешая остальным.

Учитель - родитель. Гиперопека со стороны мамы. Жалобы на невнимание к ребенку со стороны учителей, игнорирование.

Человек - человек. А и Б - соседи. Постоянный лай собаки или музыка (бег, топот), мешающий соседям.

После проигрывания и обсуждения ситуаций происходит знакомство участников с методами реагирования в конфликтной ситуации.

  • Амортизация (откладывание разрешения);

  • Перевод разговора в другое русло (остается не решенным);

  • Сглаживание (подрывает доверие);

  • Конфронтация;

  • Принуждение;

  • Компромисс;

  • «Рационализация ситуации» (обыгрывание).

Чтобы выиграть психологическое противоборство, целесообразно использовать правила воздействия на личность в конфликтной ситуации. (Выработка правил в группах, обсуждение и составление единых правил).

Правило1. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (по Д. Карнеги).

Необходимо приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации конфликта сдержать себя и не раздражаться.

Правило2. «Задержка реакции».

Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, но в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Это вносит растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции - кого поддержать.

Правило3. «Перевод реакции».

Несмотря на «чрезвычацную» обстановку, учитель продолжает урок. «Герой конфликта» остается один на один с собою и этим снижается сам замысел «борьбы».

Правило4. «Рационализация ситуации».

Учитель применяет юмор, что быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих завершает дело: конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице и положительные нормы и ценности.

Правило5. «Парадоксальная реакция».

Использовать конфликт с пользой для урока.

Учитель, успешно применяющий эти правила успешно представляется в мнении школьников «сильной личностью» и приобретает уважение и авторитет.



© 2010-2022