Обучающий практический тренинг для педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучающий практический тренинг для педагогов

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся».



«Если в современном обществе мы не будем иметь одаренных людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, то мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости»

Карл Роджерс

Данное занятие проводится педагогом-психологом на обучающем практическом тренинге по проблемам одаренных детей. После презентации теоретического материала по выявлению, психолого-педагогическому сопровождению, личным особенностям одаренных детей педагог-психолог предлагает педагогам поучаствовать в небольшом тренинге и побывать на нем в роли одаренного ребенка.

Цель: использовать на практике полученные теоретические знания, всем участникам практикума «примерить» роль одаренного ребенка.

Задачи:

- познакомить участников практикума с особенностями одаренных детей, используя тренинговые упражнения, элементы ролевых игр, элементы сказкотерапии;

- «проработать» систему взаимоотношений «одаренный ребенок-родитель-педагог-психолог».

Категория участников: педагоги школы.

Форма проведения: работа в малых группах; тренинговые упражнения; элементы сюжетно-ролевых игр.

1.Упражнение "Снежинка".

Психолог раздает участникам белые бумажные салфетки (каждому по одной) и предлагает выполнить одно интересное задание. Не подсматривая на соседей, внимательно слушать и четко выполнять инструкцию ведущего. Затем он просит сложить лист пополам и оторвать сверху справа уголок. После этого получившийся лист снова сложить пополам и оторвать еще раз там же сверху.

Продолжать эти действия, пока возможно будет складывать салфетку пополам. Затем ведущий просит развернуть свою красивую снежинку и просит посмотреть на соседние работы и найти совершенно идентичную. После того, как участники говорят, что не нашли, начинается обсуждение, почему это произошло, ведь инструкция для выполнения была у всех одинаковая. Постепенно по мере поступления вариантов, почему это произошло все приходят к выводу, что не существует одинаковых людей, и все выполняли это упражнение по-разному. В конце психолог резюмирует и начинает разговор о том, что каждый человек, каждый ребенок, как и эта снежинка-индивидуальность, на этой планете он один такой, точно такого же, нет и не будет. Каждый со своими способностями, возможностями и личностными качествами. И это нужно обязательно учитывать при нашей работе с детьми.

2.Упражнение «Определение круга проблем».

Участникам предлагается разделить на четыре группы (по принципу «цветопредпочтений», «фруктовый салат», «времена года» и т.д.). Члены микрогрупп обсуждают проблематику существования одаренных детей в системе образования (не больше 3-4 проблем или трудностей). По завершению работы, представитель от каждой группы озвучивает список трудностей, имеющих место в работе школы. Ведущий фиксирует «проблемный список» каждой группы на доске (флип-чарте), осуществляет рейтинг озвученных трудностей, существующих в работе педагогов с одаренными детьми.

3.Упражнение «Журнал небылицы в лицах»

Ведущий просит участников группы представить, что каждый из них является членом редакции журнала «Мурзилка». Каждому участнику группы присваивается порядковый номер (например: 1, 2, 3 и т.д.). После чего ведущий начинает сказку:

«Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...»

На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: "Продолжение следует в номере «......" журнала. Участник, чей номер был озвучен, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Член группы должен сказать: "Продолжение следует в номере «......" журнала. Прервать сказку может ведущий словами: "Окончание в номере «......" журнала. По завершению работы осуществляется рефлексия.

В чем была сложность выполнения данного задания? Какие чувства и эмоции испытывали при выполнении? Как и для чего можно использовать упражнение в работе с детьми?

4.Упражнение «Композиция из предметов».

Участникам микрогрупп предлагается используя подручный материал (сумочка, косметичка, сотовый телефон, губная помада и т.д.), составить «композицию» на любую тему и придумать ей название. По завершению работы представитель от каждой группы обнародует «плод» совместной работы; рефлексия.

5.Упражнение «Рассказ из заголовков».

Участникам микрогрупп предлагается с помощью подручного материала (газеты, ножницы, клей, лист ватмана), составить смысловой рассказ, используя только заголовки газетных статей. Время совместного творчества - 5 минут. По завершению работы, представителями групп зачитываются полученные рассказы; рефлексия.

6.Упражнение «Фраза из трех слов».

Ведущий озвучивает любую фразу, состоящую из трех слов (например: «Петя посадил кактус», «Мама варила кашу», «Аня играет с куклой» и т.д.). Задача участников групп придумать наибольшее количество фраз, в которых бы сохранялся смысл первоначального предложения, но слова были бы использованы другие (например: «Петя посадил кактус» - «Мальчик выращивает растение», «Ребенок посеял семя колючего растения» и т.д.); рефлексия.

7.Упражнение «Письмо от имени одаренного ребенка».

Участники работают в четырех группах. Каждая группа олицетворяет одного из субъектов образовательного процесса: «одаренного ребенка»; «педагога»; «родителя одаренного ребенка»; «психолога». Задача участников написать письмо обществу, социуму с позиции роли выбранного субъекта. В письме необходимо отобразить информацию в виде советов, рекомендаций об особенностях взаимоотношений с одаренным ребенком. По завершению работы, представитель от каждой группы зачитывает групповое «послание», рефлексия.

В конце тренинга психолог обсудив полученные советы, раздает рекомендации педагогам в виде памяток.

Сейлханова А.Е.

Психолог КГУ ШОД «Озат»





© 2010-2022