- Преподавателю
- Школьному психологу
- Научно-познавательная статья по педагогике
Научно-познавательная статья по педагогике
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузьменко Е.В. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы влияния познавательных процессов на социально-психологическую адаптацию младших школьников
1.1 Адаптация как социально - психологическое понятие
1.2 Особенности и подходы к изучению дезадаптации
1.3 Адаптация и дезадаптация ребенка в начальной школе
1.4 Характеристика особенностей познавательных процессов в младшем школьном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование степени влияния познавательных процессов на социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста
2.1 Задачи, организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация данных исследования.
2.3 Коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста
2.4 Апробация коррекционно - развивающей программы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
познавательный психологическая адаптация школьник
Актуальность представленного исследования заключается в необходимости понимания роли социально-психологической адаптации детей и условий ее благоприятного протекания в начальной школе.
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка. Переступив порог школы, он должен перейти к деятельности учения, эта деятельность становится ведущей для первоклассника.
К сожалению, не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие - наоборот, бывают перевозбуждены и трудно управляемы. [51, стр. 16] Развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста является неотъемлемым компонентом, способствующим благоприятному приспособлению ребенка к новым условиям. Таким образом, адекватный подход к установлению благоприятной социально-психологической адаптации ребенка к школе состоит в анализе степени развития основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления и т.д.
Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий, что, в свою очередь не может способствовать благоприятной социально-психологической адаптации.
В связи с этим мы видим необходимость в более подробном рассмотрении степени влияния познавательных процессов на социально-психологическую адаптацию младших школьников.
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация ребенка.
Предмет исследования - особенности влияния познавательных процессов детей младшего школьного возраста на социально-психологическую адаптацию.
Гипотезой исследования является предположение о том, что существует корреляционная зависимость между познавательными процессами и социально-психологической адаптацией. Имеется в виду, что социально-психологическая адаптация будет протекать наиболее благоприятно, если сформирован достаточно высокий уровень познавательных процессов, позволяющий ребенку выработать систему отношений со сверстниками и взрослыми, осознать базовые учебные установки, которые в существенной мере определят успешность обучения и понять возможность личностной самореализации.
Цель работы - определить степень влияния познавательных процессов на социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать социально-психологические и психолого-педагогические исследования по проблеме социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста;
2.Осуществить психолого-педагогический анализ развития познавательных процессов в контексте их влияния на формирование социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста;
.Исследовать особенности развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста на конкретных примерах;
.Разработать и апробировать коррекционно - развивающую программ;
.Проанализировать, обобщить и интерпретировать результаты, сформулировать социально - психологические рекомендации.
Методологическую основу работы составляют научные принципы детерминизма, единство сознания деятельности, системности.
Теоретическую основу работы составляют труды отечественных учёных: Абрамовой Г.С., Герасимовой В.С., Занкова А.В., Ковалевой Л.М., Липкиной А.И., Непомнящей Н.И., Петровского А.В., Прихожан А.М., Талызиной Н.Ф. и др.
Для решения поставленных задач применялся комплекс разнообразных методов: беседа, наблюдение, математико-статистическая обработка данных, анализ полученных в процессе исследования результатов.
Этапы исследования.
1. Теоретический этап был посвящен изучению и анализу социально-психологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Была дана характеристика социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста, а также особенностей развития познавательных процессов
. Практический этап включал в себя экспериментальное исследование уровня развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста и определение степени их влияния на социально-психологическую адаптацию, а также разработку коррекционно - развивающей программы и проведение формирующего эксперимента.
. Обобщающий этап был посвящен сбору и обработке экспериментально полученных данных и разработке социально-психологических рекомендаций.
Теоретическая значимость работы: в процессе исследования были изучены особенности влияния познавательных процессов на социально-психологическую адаптацию детей младшего школьного возраста, рассмотрены и проанализированы трудности, с которыми сталкиваются дети при переходе из дошкольного звена в начальное школьное. Мы обратили внимание на специфику развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Охарактеризовали проблемы, связанные с социально-психологической адаптацией.
Практическая значимость работы: результаты, полученные в ходе настоящего исследования, расширяют понимание социально-психологической адаптации младших школьников, могут служить основой для разработки психокоррекционной программы для работы с детьми и их родителями, а также использоваться в работе практическими психологами детских и образовательных учреждений.
База исследования.
Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста, первоклассниками в среднем общеобразовательном учреждении Гимназии № 5 г. Мурманска (ул. Карла Маркса, 13). Используемые методики были апробированы на выборке из 20 детей первого класса, которые в свою очередь разделялись по половому признаку (13 девочек, 7 мальчиков).
Апробация.
Материалы данного дипломного исследования были представлены на педагогическом совете гимназии № 5 методического объединения учителей начальных школ Октябрьского округа г. Мурманска (2005 г.).
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (50 источников), приложение.