Программа психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и их семей

Сопровождение детей-инвалидов и их семей является неотъемлемым направлением работы школьного психолога, педагога, классного руководителя, заместителя директора. Содержание Программы: пояснительная записка, ожидаемый результат работы программы, развернутое планирование по таким направлениям как: психологическая поддержка, профессиональная ориентация, обеспечение разноуровневого обучения, физическая реабилитация детей-инвалидов.
Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Программа

психолого-педагогического сопровождения

детей - инвалидов и их семей

Пояснительная записка


Инвалидность следует рассматривать не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность - психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.

Данное психологическое образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической дискриминацией.

В развитии ребенка все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения - не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего - формирование личности человека. Таким образом, в модель психолого-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.

Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограни­ченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагогов и администрации школы по обеспе­чению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонен­тов, органически связанных между собой.

Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей - создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися, а также создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

К основным задачам психолого-педагогического сопровождения детей - инвалидов и их семей отно­сятся:

1. Проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью оказания помощи родителям в прогнозировании путей дальнейшего развития ре­бенка с учетом возможных последствий.

2. Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка-инвалида с целью его личностного развития.

3. Оказание помощи семьям по предупреждению возникновения нарушений развития вторичных дефектов.

4. Определение семьей и школой общих и конкретных задач психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.

5. Трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях эффективного психолого-педагогического сопровожде­ния.

6. Оказание помощи семьям по целенаправленному формированию положительной мотивации участия в процессе психолого-педагогического сопровождения у детей с проблемами в развитии и воспитание у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.

Задачи психолого-педагогического сопровождения определяют взаи­мосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов этой сложной системы.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

  • психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

  • консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.

При рассмотрении вопроса о психолого-педагогическом сопровождении мы опираемся на понимание комплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения детей-инвалидов. Данные карты сопровождения должны включать в себя годовой план индивидуальной работы с данной категорией детей, а так же в них необходимо отражать результаты проводимой работы.

Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как она включает в себя те мероприятия, которые требуют ежегодного повторения на протяжении всего обучения ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении.

Содержание программы


№ пп

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Ответственные

Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей - инвалидов и их семей

1.

Пополнение и корректировка банка данных о детях-инвалидах (ведение картотеки).

По мере поступления

Педагог-психолог, кл. рук.

2.

Дифференцированная индивидуальная и групповая психодиагностика

По мере необходимости

Педагог-психолог

3.

Индивидуальная консультационная помощь для родителей детей-инвалидов, педагогов, учащихся

Консультационные дни,

по запросу

Педагог-психолог, педагоги, кл. рук

4.

Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с детьми - инвалидами

По запросу родителей,

постоянно

Педагог-психолог, кл. рук

5.

Групповая просветительская работа для родителей детей - инвалидов, педагогов

По запросу

Педагог-психолог,

кл. рук

6.

Привлечение детей-инвалидов к участию в школьных мероприятиях.

Постоянно

Кл. рук.,

пед. орг.

7.

Посещение детей-инвалидов на дому одноклассниками.

Постоянно

Кл. рук.

8.

Психолого-медико-педагогический консилиум

Постоянно

Члены ПМПк,

кл. рук

9.

Обеспечение комфортности школьной среды.

Постоянно

Педагогический коллектив школы

10.

Групповые тренинги общения

По запросу

Педагог-психолог

11.

Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами по индивидуальному плану

По запросу

Педагог-психолог

Профессиональная ориентация детей-инвалидов

12.

Проведение индивидуальных консультаций и тестирования детей-инвалидов по вопросам профориентации.

По мере необходимости

Педагог-психолог,

кл. рук

13.

Индивидуальное консультирование родителей детей - инвалидов по вопросам профориентации.

По мере необходимости

Педагог-психолог,

кл. рук

Обеспечение разноуровневого обучения и воспитания детей - инвалидов, реализация интегрированного обучения

14.

Обеспечение обучения на дому детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы.

Постоянно

Зам. директора по УВР

15.

Обеспечение условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных классах.

Постоянно

Зам. директора по УВР

Физическая реабилитация детей-инвалидов

15.

Создание условий для занятий детей-инвалидов спортом в школе (при отсутствии противопоказаний).

Постоянно

Учителя физкультуры

Информационно-аналитическая работа

16.

Ведение Карт психологического и педагогического сопровождения ребенка-инвалида, содержащих сведения о состоянии его здоровья и развитии интеллектуальных возможностей растущего организма с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности.

Постоянно

Педагог-психолог,

кл. рук, зам. директора по ВР

Профилактическая работа

17.

Организация питания (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов).

Постоянно

кл. рук, мед. работник

18.

Помощь в организации ежегодного отдыха в оздоровительных лагерях и санаториях, для детей имеющих проблемы со здоровьем.

Постоянно

кл. рук, зам. директора по ВР

19.

Разработка и внедрение в образовательный процесс технологий, укрепляющих и сохраняющих здоровье

Постоянно

зам. директора по ВР, педагоги школы

20.

Внедрение образовательных программ, учебных курсов воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни.

Постоянно

зам. директора по ВР, УВР

21.

Формирование систем непрерывного образования по здоровому образу жизни;

Постоянно

зам. директора по ВР

22.

Родительские лектории, с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья.

По запросу

Педагог-психолог,

кл. рук, зам. директора по ВР

23.

Пропаганда ЗОЖ.

Постоянно

Педагоги школы,

кл. рук, зам. директора по ВР

Ожидаемые результаты данной программы

Процессы, подвергающиеся

воздействию

Ожидаемые результаты

1. Изменение (повышение) воспитательного потенциала семьи;

  • снижение общей неудовлетворенности при оценке состояния семьи;

  • снижение нервно-психического напряжения в семьях;

  • снижение показателя семейной тревожности;

  • повышение ориентации на кооперацию и партнерство как социально-желательные образы родительских отношений;

  • снижение показателей конфликтности и враждебности в семейных отношениях.

2.Развитие технологического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания;

  • овладение диагностическим инструментарием в работе с родителями;

  • расширение арсенала педагогических приемов и техник в организации взаимодействия педагогов и родителей;

  • расширение форм взаимодействия ШКОЛЫ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

3.Динамика личностного развития ребенка-инвалида

  • снижение показателей тревожности и возбудимости;

  • повышение ресурсов адаптации;

  • развитие психических познавательных процессов;

  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • развитие саморегуляции и др.

4. Личностное развитие учащихся школы

  • Формирование стойкого понимания необходимости ЗОЖ у учащихся



Карта психологического сопровождения ребенка-инвалида

1. ФИО учащегося______________________________________________________

2.Дата рождения_____________

3. ФИО родителей______________________________________________________

4. Домашний адрес______________________________________________________

5. Заболевание __________________________________________________________

6. Возраст получения инвалидности__________________

7. Особые медицинские рекомендации______________________________________

8. Краткая характеристика ребенка_________________________________________

_______________________________________________________________________

Качества личности


Достаточная мотивация к учению


Эмоциональная устойчивость


Осознанное отношение к своему здоровью


Открытость, контактность в общении


Адекватная самооценка


Негативное отношение к школе


Агрессивность


Тревожность


Сформированности общеучебных навыков


Скрытость, замкнутость


9. Особенности семейного воспитания________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Основные направления работы___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Дополнительные сведения______________________________________________

_______________________________________________________________________


© 2010-2022