- Преподавателю
- Школьному психологу
- ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афонина М.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тренинг для учителей «Толерантность»
Цель урока: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере "ребенок - взрослый", "взрослый - взрослый" и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Задачи:
-
формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,
-
ознакомление педагогов с использованием толерантных техник "Я - сообщение", "Ты - высказывание"
-
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
-
развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
-
развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
Оборудование: определения толерантности на больших листах, 3 ватмана, карандаши, маркеры, фломастеры, памятка на "черный день" на каждого участника.
Необходимое время для тренинга: 1-1,5 ч.
Ход тренинга:
1. Упражнение-разминка "Поздороваемся по-разному"
Цель: создание эмоционально - положительного настроя на работу участников в группе.
Необходимое время: 5-7 минут.
Процедура проведения: Предлагаем участникам группы поздороваться по обычаям разных народов:
-
В Новой Зеландии - при встрече друг с другом касаются носами.
-
Тибет - взглянув на тибетца, который при встрече высунет язык, не удивляйтесь и не возмущайтесь. Это он здоровается с вами.
-
Жители небольшого государства Тувалу, расположенного на одном из островов Полинезии, при встрече обнюхивают друг друга, прижавшись лицом к щеке. Так что, путешественники, будьте готовы к близкому контакту с аборигенами.
-
Япония. Демонстрация взаимного уважения во время приветствия - важнейший элемент традиционной японской культуры. Оно проявляется в поклоне - от легкого кивка головы до низкого, в пояс, поклона. Следует заметить, что кивком головы приветствуют друг друга в основном представители молодежи. А наибольшее уважение демонстрируется при долгом, низком поклоне. В случае, когда японец приветствует, находясь на татами, вначале он становится на колени, а затем кланяется.
-
Кения. Уникальным является также их приветствие гостей, которых встречают энергичным танцем - адаму. Название переводится как «танец прыжков».
-
Гренландия. Традиция тереться носами при встрече («эскимосский поцелуй»).
-
Китай. Китайские мужчины при встрече складывают руки ладонями и кланяются. Это приветствие «коутоу». Женщины должны сложить руки, а затем сделать ими движение вниз по телу. Это приветствие «ваньфу».
-
Таиланд. Традиционное тайское приветствие - «вай». Таец складывает ладони, затем прикладывает их к голове, кланяется и говорит слово «савадди». Высота, на которой складываются руки, варьируется в зависимости от уважения к гостю, которое стремиться продемонстрировать таец: чем ближе к лицу сложенные ладони, тем больше почтения он проявляет.
-
Филиппины. Побывав на Филиппинах, вы увидите очень необычное приветствие, существующее там среди местного населения. При встрече тот, кто помоложе, кланяется, своей правой рукой берет правую руку человека постарше, а затем костяшками своих пальцев дотрагивается к его лбу, произнося: «Мано по». Эти слова означают рука («мано») и уважение («по»).
2. Упражнение "Что такое "толерантность"
Цель: дать возможность участникам сформулировать "научное понятие" толерантности; показать многоаспектность понятия "толерантность".
Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, фломастеры, маркеры.
Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
Необходимое время: 15-20 минут
Процедура проведения: В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии "толерантность".
В английском языке, толерантность- "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь",
Во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов".
В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других".
В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим",
в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
Виды толерантности:
-
межличностная,
-
социальная, национальная,
-
веротерпимость
Толерантный человек:
-
справедливый,
-
умеет видеть в человеке прежде всего положительные черты,
-
умеет конструктивно выходить из конфликтов,
-
принятие СЕБЯ и других такими, какие они есть
Быть толерантным значит:
-
уважать личность за отличные от тебя взгляды, убеждения и даже внешность
-
принять инакомыслие как норму.
-
признать ценность человеческой личности независимо от расовой, национальной, половой и другой принадлежности
-
Это личность, хорошо знающая себя и понимающая других людей
Толерантность:
-
Сотрудничество, дух партнёрства.
-
Готовность мириться с чужим мнением.
-
Уважение человеческого достоинства.
-
Уважение прав других.
-
Принятие другого таким, какой он есть.
-
Способность поставить себя на место другого.
-
Уважение права быть иным.
-
Признание многообразия.
-
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
-
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
В атмосфере приобщения детей к культурному наследию, освоения детьми богатства традиций можно воспитать личность, обладающую социальной ответственностью, умеющую ценить и применять духовные и материальные ценности общества и стремящую к самореализации.
Смысл деятельности педагога в формировании толерантных отношений - содействовать повышению коммуникативной компетентности учеников, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ребенка, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Для плодотворного воспитания и развивающего обучения необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «педагог - ребенок». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения детей друг с другом и с педагогом.
Именно в младшем школьном возрасте важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.
Далее ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.
Участвуя в дискуссиях "Должен ли педагог быть толерантным?", "Какого педагога можно назвать толерантным? Интолерантным?", "Как помогает толерантность в работе педагога?" педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают какую роль играет наличие толерантных (интолерантных) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.
3. Упражнение "Чем мы похожи"
Цель: повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений.
Необходимое время: 10 мин.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
4. Упражнение "Язык принятия" и "Язык неприятия".
Цель: формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии,
Необходимое время:10 мин.
Процедура проведения: "Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей - это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие для нормального развития ребёнка.
Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.
Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.
Язык принятия
Язык неприятия
Улыбка
Угроза
Контакт глаз
Наказание
Поощрение
Негативные интонации
Комплимент
Сравнение не в лучшую сторону
Оценка поступка, а не личных качеств
Отказ от объяснений
Позитивные телесные контакты
Оскорбление
Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.
5. Техники "Я - сообщение", "Ты - высказывание".
Цель: ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями), используя техники общения.
Техника "Я - сообщение" состоит из трёх основных частей:
- события (когда.., если...);
- реакция (я чувствую...);
- предпочитаемого вами исхода ( мне хотелось бы, чтобы..., я предпочёл...., я был бы рад).
Первоочередная цель "Я - сообщение" - сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом "Я - сообщения" является "Ты - высказывание".
"Ты - высказывание" часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый: "Ты всегда разбрасываешь свои вещи", "Ты неисправим". Примеры.
ситуация
Ты - высказывание
Я - сообщение
Ребёнок выпрашивает у родителей купить ему новую, очень дорогую игрушку. Покупка не входит в их планы. Ребёнок ноет и просит
Ты мне надоел! Прекрати истерику немедленно!
Я очень расстроена твоим поведением. Мне приятно делать тебе подарки, но сейчас я не могу этого позволить ( н-р у меня нет денег)
Ребёнок дерзит учителю отказывается следовать общепринятым правилам.
Какой несносный мальчишка! Будешь наказан!
Мне неприятно когда ты мне дерзишь. У меня пропадает желание с тобой разговаривать! Ты ведь знаешь, что в школе есть правила и обязанности, ты достаточно большой, чтобы их понимать и соблюдать.
Ситуации для самостоятельного анализа педагогов:
«Ребёнок не выполняет просьбы педагога»
«Ребёнок постоянно обижает других детей»
«Ребёнок неаккуратный»
«Родители малоактивны в воспитании ребёнка»
6. Упражнение "Кто похвалит себя лучше всех или памятка на "черный день"
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Подготовка: нарисовать на доске большую таблицу изображенную на бланках.
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.
«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
Моя памятка на «черный день»
«Мои лучшие черты»
«Мои способности и таланты»
«Мои достижения»
7. Упражнение "Мой толерантный круг".
Цель: развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов.
Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения: участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.
8. Завершение тренинга.
Участники по кругу отвечают на вопросы:
-
Чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые)?
-
Что понравилось?
-
Ваши пожелания?