- Преподавателю
- Школьному психологу
- Интерактивная дискуссия Психическое и психологическое здоровье подрастающего поколения
Интерактивная дискуссия Психическое и психологическое здоровье подрастающего поколения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Муравская О.А. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБПОУ РК «Калиновский техникум механизации, сельского хозяйства и сферы обслуживания»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интерактивной дискуссии
«Психическое и психологическое здоровье подрастающего поколения»
Разработала
педагог-психолог
Рудюк Ольга Алексеевна
с.Калиновка, 2015г.
Давайте обсудим!!!
Интерактивная дискуссия «Психическое и психологическое здоровье подрастающего поколения»
Цели:
-
показать актуальность данной проблемы в современном обществе;
-
раскрыть суть понятий «психическое» и «психологическое» здоровье;
-
проработать новые для студентов понятия (работа над словарем студентов);
-
воспитывать бережное отношение к своему здоровью психическому и психологическому;
-
прививать привычки здорового образа жизни;
-
прививать навыки самоанализа, самокритичности.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация, листы формата А3 - 6 шт., ножницы, клей, карандаши цветные, журналы для коллажа, листы формата А4, музыкальное сопровождение.
Ход дискуссии.
-
Приветствие участников. Ознакомление с целями занятия.
-
Работа с презентацией. Разъяснение новых понятий (работа со словарем студентов).
-
Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
-
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ: КРИТЕРИИ ВОЗ
-
-
Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
-
Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
-
Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
-
Соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям.
-
Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
-
Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
-
Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
УПРАЖНЕНИЕ планы на 5 лет, на неделю, на месяц ноябрь.
Давайте попробуем с вами разобраться, умеете ли вы планировать свою жизнь.
Напишите на листочках свои планы на ближайшие 5 лет. У вас есть 5 минут.
Сложно? Да. Потому что важно, чтобы вы понимали - когда мы планируем на бумаге, - это уже 50% выполнения цели в жизни. Вы ее конкретизировали и написали.
Сколько пунктов у каждого из вас?
Количество пунктов говорит о разносторонности вашей жизни, о вашей целеустремленности и наоборот.
Теперь пропишите свои планы на ноябрь месяц 2015г.
Хорошо. Теперь на следующую неделю. Есть ли перекликающиеся планы? Значит вы теперь знаете, над чем в первую очередь вам необходимо будет поработать.
-
КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Аксеологический
Характеризуется положительным отношением к себе и другим людям.
Предпосылки: умение разглядеть ценностные качества в других.
Инструментальный
Владение рефлексией, как средством самопознания.
Предпосылки: умение осознавать причины и последствия своего поведения.
Потребностно - мотивационный
Потребность в саморазвитии, воспитание конкурентоспособной личности.
-
В упрощенно-обощенном виде можно представить КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ следующим образом:
Для соматического и физического здоровья: Я МОГУ
Для психического: Я ХОЧУ
Для нравственного: Я ДОЛЖЕН
УПРАЖНЕНИЕ «Выявление уровня критериев здоровья».
Сейчас разделите листы на три колонки: Я МОГУ, Я ХОЧУ и Я ДОЛЖЕН.
И пропишите, что на данный период вашей жизни вы можете, хотите и должны. У вас есть 7 минут.
Посчитайте, сколько пунктов в каждой колонке. Можно продиагностировать ваши результаты: если в колонках у вас 5 пунктов - это норма развития критерия, меньше 5 - ниже нормы, больше 5 - выше нормы. Проанализируйте свои результаты.
Кто хочет это сделать вслух? (Обсуждение).
-
УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
ВЫСШИЙ - КРЕАТИВНЫЙ
Творческое отношение к жизни, умеют принять проблему и самостоятельно справиться с трудностями
СРЕДНИЙ - АДАПТИВНЫЙ
Несколько повышенная тревожность
НИЗКИЙ - ДЕЗАДАПТИВНЫЙ
Приспосабливается к внешним условиям в ущерб к себе (ассимилятивный тип поведения). Нуждается в индивидуальной коррекционной помощи.
-
ФАКТОРЫ РИСКА (НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ)
ВНЕШНИЕ:
-
Семейно неблагоприятные;
-
Неблагоприятные, связанные с детским учреждением;
-
Неблагоприятные факторы, связанные с профессиональной деятельностью;
-
Неблагоприятные факторы, связанные с социально - экономической ситуацией в стране.
ВНУТРЕННИЕ:
-
Свойства «трудного» темперамента;
-
Экстремальный локус - контроль;
-
Низкая самооценка;
-
Отсутствие стремления к росту, развитию.
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ
-
В настоящее время большинство студентов испытывают дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение учебных требований. Решение этой проблемы видится в достижении студентами комфорта как состояния и качественной характеристики их деятельности.
С психологической точки зрения комфорт студента - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в результате оптимального взаимодействия его со средой образовательного учреждения.
Комфортная среда - внутреннее пространство техникума, система условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье студентов, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность и успешной самореализации.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые студент переживает, находясь в техникуме.
Состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному росту каждого студента.
-
-
СОХРАНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОСОБСТВУЕТ:
-
-
успешная адаптации в социуме;
-
эмоциональная устойчивость;
-
саморегуляция;
-
активная и инициативная позиция;
-
сниженный уровень тревожности;
-
сниженный уровень утомляемости;
-
адекватное поведение;
-
успешная деятельность;
-
поддержание положительного эмоционального фона;
-
положительные эмоциональные состояния;
-
доброжелательные взаимоотношения с окружающими;
-
доверие;
-
эмпатия;
-
индивидуальная поддержка.
-
-
АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЕМЫ
-
Жить надо по-японски: не торописса, не волновасса и улыбасса
Секреты психологического здоровья
Несколько полезных советов для того, чтобы сделать свою жизнь более интересной и яркой
-
Научитесь писать левой рукой (левшам наоборот). Зачем? Если вы будете каждый день писать хотя бы несколько строчек, вы заставите выполнять работу неактивно задействованное полушарие мозга. А это будет стимулировать процессы памяти и развитие интеллекта.
-
Вспомните, чем Вы давно собирались заняться и все откладывали (заняться танцами, освоить гитару, научиться рисовать и пр) . Сейчас самое время уделить этому время. Зачем? Вы на деле поймете, что мечты не имеют срока давности. Это будет Вас стимулировать претворять в жизнь и другие мечты.
-
Начните делать зарядку или любые физические упражнения - они всегда дают заряд бодрости и отгоняют лень и хандру!!
-
Сделайте приятный подарок Вашим близким.Зачем? Знаки внимания приятны всем, особенно тогда, когда их совсем не ждут.
-
Организуйте встречу с давними друзьями, с которыми есть радостное общее прошлое.Зачем? Взглянув на себя из этого прошлого, можно увидеть новые направления в жизни
-
Попробуйте новый фрукт, который никогда не пробовали. Зачем? Активизирует вкусовые рецепторы и освежает восприятие.
-
Смените звуковые сигналы на мобильном телефоне (звонок, будильник, смс).Зачем? Ежедневные мелочи привязывают больше, чем мы думаем, Изменения стоит начинать именно с этого. А они потянут за собой и другие.
-
Поменяйте прическу, или покрасьте волосы в новый цвет.Зачем? Глядя на себя в зеркало, Вы увидите, что Вам будет улыбаться новый человек.
И НЕ обязательно ждать понедельника, чтобы начать новую жизнь. Самое лучшее время начать позитивные перемены уже сейчас!
-
Создание коллажа «Психическое и психологическое здоровье молодежи. От чего оно зависит».
Сейчас вы разделитесь на 6 команд. Каждая команда получит набор инструментов для создания коллажа. Коллаж - это наглядность через картинки, фото, для креативного представления и раскрытия той или иной темы. Часто коллажи оставляют и размещают на видном месте для самомотивирования своей жизнедеятельности.
Ваш коллаж будет называться «Психическое и психологическое здоровье молодежи. От чего оно зависит». У вас есть 25 минут. Вы должны создать коллаж, а затем представить свои работы зрителям.
-
-
Защита коллажей.
-
-
Подведение итогов.
Всем спасибо за активную работу. Не забывайте о важности психического и психологического здоровья в жизнедеятельности каждого из вас.
Источники:
-
Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999.
-
Сосновикова Ю. Е. Возрастной аспект психических состояний // Психические состояния. СПб., 2000.
-
Ширшов В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994.
-
uslide.ru/images/4/10932/736/img15.jpg7555
-
grandars.ru/college/medicina/psihicheskoe-zdorove.html
-
who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/
-
zavuch.ru/news/4848/#sthash.qakcw1vu.dpbs