Аналитический отчет педагога-психолога за 2010 - 2015 г

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №143












Аналитический отчет за межаттестационный период с 2010 по 2015 год










Педагога-психолога первой квалификационной категории Исмагиловой Л. И.













Г. Екатеринбург

2015

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основания деятельности психолога 5

1.1 Цели и задачи образования в условиях перехода на ФГОС 5

1.2. Принципы работы педагога-психолога, целевая аудитория, основные направления работы 8

1.3. Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения 9

1.4. Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны 11

2. Аналитическая часть 12

2.1. Психологическая диагностика 12

2.2. Консультационное направление 19

2.3. Проект «Школьная служба примирения (медиация)» 21

2.4. Профориентационное направление 21

2.5. Развивающее направление 22

2.6. Классное руководство 22

3. Индивидуальные достижения 26

Проектировочная часть 31

Заключение 34

Список литературы 36

Введение

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития. Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальным является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

Объектом моей работы в межаттестационный период является процесс психолого-педагогического сопровождение субъектов образования.

Предмет: субъекты образовательного процесса во всех проявлениях их психики и поведения.

Целью работы в межаттестационный период было психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

  • осуществить психолого-педагогическую диагностику учащихся образовательного учреждения,

  • содействовать профессиональной ориентации учащихся;

  • разработать и внедрить психолого-педагогические программы и проекты, направленные на развитие способностей к интеллектуальной и творческой деятельности.

Цель данной аналитической работы является презентация результатов психолого-педагогической деятельности в межаттестационный период.

Задачи:

  • Обобщить и представить имеющийся опыт по психолого-педагогическому сопровождению всех субъектов образования;

  • привести примеры самореализации и самоопределения школьников средствами профориентационных занятий.

  • Проектирование системы проектной деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения.

При коррекции целевого ориентира были учтены требования нормативно-правовых документов, прежде всего:

  1. Закона РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. № 1293 и от 16.11.97 г. № 144

  2. Письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28 - 51 - 513/16 по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;

  3. Приказ Минобразования РФ от 22.10. 1999 г. № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

  4. Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373 (ред. 22.09.2011), зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. № 15785;

  5. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;

  6. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и др. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. - 235 с;

  7. Инструктивное письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Министерства образования РФ «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

  8. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 г. № 7/1;

  9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  10. Приказ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

  11. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.

  12. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».

1. Теоретические основания деятельности психолога

В настоящее время принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики. Являясь принципиально новым документом для отечественной школы, ФГОС представляет собой совокупность требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основной образовательной программы, которая направлена на становление социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия; сознающего образование как уникальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

1.1 Цели и задачи образования в условиях перехода на ФГОС

Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя.

Направления образования: реализация образовательного потенциала общего среднего образования.

Задачи: обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

В основе деятельности лежит системно-деятельностный подход, предполагающий:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Новый ФГОС выделяет в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные компетенции. Заложенный в основу стандарта компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовать свою работу.

При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду образовательных критериев.

В соответствии со стандартом психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечить:

- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования;

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;

- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

1.2. Принципы работы педагога-психолога, целевая аудитория, основные направления работы

Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса: системности, целостности и уникальности личности, приоритета личностного развития, целостности, целесообразности и причинной обусловленности, принцип своевременности, активности ребенка в образовательном процессе, практической направленности, эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Целевая аудитория:

- работа с учащимися;

- работа с педагогическим коллективом школы;

- работа с администрацией школы;

- работа с родителями учащихся.

Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения.

Приоритетные направления работы в условиях введения ФГОС позволяет повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяет корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

  1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов. Просвещение осуществляется педагогом-психологом совместно с администрацией и другими специалистами через различные формы работы, которые должны быть практико-ориентированы.

  2. Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций. Проектирование образовательных программ предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики и, следовательно, предполагает построение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

  3. Создание системы работы образовательного учреждения и проектирования основной образовательной программы (психологический аспект) с учетом требований ФГОС. Проектирование осуществляется совместно с администрацией и педагогами на основе результатов экспертной деятельности.

1.3. Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения

Психологическое просвещение - формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности. Просвещение осуществляется педагогом-психологом через разнообразные формы работы (родительские собрания, письменные извещения, консультации, беседы и т. д.) Педагог-психолог оказывает помощь в проектировании образовательных программ, с учетом стартовых возможностей и динамики развития, планировании индивидуальных образовательных маршрутов.

Профилактика - предупреждение возникновений явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Диагностика - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определения индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявлении причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Развивающая работа - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Коррекционная работа - организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в освоении программного материала на основе комплексного воздействия педагога-психолога с педагогами.

Консультирование - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей.

Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Педагог-психолог традиционно использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятия с элементами тренинговых технологий, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, диагностика, социальный проект.

Практико-ориентированные формы, методы и приемы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения: занятия с элементами тренинговых технологий, мастер-класс, круглый стол, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика, социальный проект, психологическая акция, групповая дискуссия, круглый стол, форум.

1.4. Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны

  1. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться». Формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

  2. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу. Адаптация к новым условиями обучения и подростковой и юношеской субкультуры, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем социализации, налаживание новой системы межличностных отношений, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

  3. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении личностных проблем, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

2. Аналитическая часть

Целью работы в межаттестационный период было психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

  1. осуществить психолого-педагогическую диагностику учащихся образовательного учреждения,

  2. содействовать профессиональной ориентации учащихся;

  3. разработать и внедрить психолого-педагогические программы и проекты, направленные на развитие способностей к интеллектуальной и творческой деятельности.

Для реализации поставленных задач мною проводилась комплексная психолого-педагогическая диагностика личностных особенностей учащихся и их личностного роста на основе лицензированного психологического комплекса Ясюковой Л. А. (СПб: ИМАТОН, 2007).

2.1. Психологическая диагностика

За период с 2010г. по 2015г. 83% обучающихся школы прошли психологическую диагностику.

Перечень классов указанных в таблице приведен на конец 2014 - 2015 учебного года, как завершенного. В школе обучается 611 ребенка.

Класс/год

2010-11

2011-12

2012-13

2013-14

2014-15

1 а


3 диагностики в которых приняли участие 24 ученика. По итогам диагностики были выданы рекомендации классному руководителю и индивидуальные рекомендации родителям учащихся.

1 б


3 диагностики в которых приняли участие 27 ученика.

1 в


3 диагностики в которых приняли участие 23 ученика.

2 а

4 диагностики в которых приняли участие 21 учащийся

17 учащихся

2 б

3 диагностики в которых приняли участие 19 учащихся

17

2 в

4 диагностики в которых приняли участие 16 учащийся

3 а

3 диагностики в которых приняли участие 22 ученика

2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика

21

3 б

3 диагностики в которых приняли участие 20 учеников

3 диагностики в которых приняли участие 18 учеников. Диагностика в рамках развивающей программы

4 диагностики в которых приняли участие 23 ученика. Диагностика в рамках развивающей программы

3 в

2 диагностики в которых приняли участие 20 учеников

21

21

4 а

2 диагностики в которых приняли участие 17 учеников

20

3 диагностики в которых приняли участие 22 учеников. Диагностика в рамках развивающей программы

17. Диагностика в рамках развивающей программы

4 б

2 диагностики в которых приняли участие 22 ученика

24

20

4 в

2 диагностики в которых приняли участие 19 учеников

2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика

23

25

5 а

30

18

23

24

5 б

29

29

24

2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика

5 в


24

6 а

22. Диагностика в рамках развивающей программы

21. Диагностика в рамках развивающей программы

21. Диагностика в рамках развивающей программы

2 диагностики в которых приняли участие 23 ученика. Диагностика в рамках работы классного руководителя

21 + Диагностика в рамках работы классного руководителя

6 б

18. Диагностика в рамках развивающей программы

22. Диагностика в рамках развивающей программы

21. Диагностика в рамках развивающей программы

22.

22.

7 а

21

24

20

18 учеников + Диагностика в рамках проекта «ШСП» 16 человек

7 б

19.

23

21

22 + Диагностика в рамках проекта «ШСП» 21 человек

8 а

18

18

17

8 б

21

18

22 ученика + Диагностика в рамках проекта «ШСП» 21 человек

8 в

22

19 учеников + Диагностика в рамках проекта «ШСП» 21 человек

9 а

14

19

19 учеников + Диагностика в рамках проекта «ШСП» 19 человек. + Диагностика в рамках курса ТПК

9 б

17

Диагностика в рамках проекта «ШСП» 15 человек. + Диагностика в рамках курса ТПК

10


Диагностика в рамках проекта «ШСП» 15 человек. + Диагностика в рамках курса технология

11

23

Диагностика в рамках проекта «ШСП» 22 человека. + Диагностика в рамках курса технология

Проведена комплексная диагностика леворуких учащихся в рамках направления работы «Школа успеха» (приложение 1)

Проведено лангетюдное исследование мотивации учащихся школы в 2013 - 14 учебном году обследовано 424 ребенка. В 2014 - 15 учебном году 208 учеников. Результаты диагностики в приложении 2.

2.2. Консультационное направление

Проводились консультации для педагогов, родителей и обучающихся; разработаны и проведены тематические родительские собрания. Основная проблематика консультаций: проблемы во взаимоотношениях с учащимися, отсутствие у учеников домашних заданий, низкая мотивация обучения.

В течение 2012-2015гг. 73% педагогов и 12% родителей обратились за консультативной помощью. 30% родительских собраний проходили с участием психолога. Темы родительских собраний:

  • Адаптация учащихся 1 классов;

  • Повышение мотивации обучения;

  • Подготовка к переходу в среднее вено;

  • Адаптация к обучению в среднем звене;

  • Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;

  • Профориентация старшеклассников.

Количество диагностик по годам

2014-2015

2013-2014

2012-2013

2011-2012

2010-2011

Консультации родителей

17

14

4

3

2

Советы профилактики

3

3

3

2

2

Родительские собрания

15

5

5

5

4

Аналитический отчет педагога-психолога за 2010 - 2015 г.


2.3. Проект «Школьная служба примирения (медиация)»

Введен в практику образовательной организации проект «Школьная служба примирения (медиации)». Разработана программа занятий «Клуба медиаторов». Проводятся еженедельные занятия. В 2014-2015 учебном году проведено 3 примирительные процедуры.

Проводились психологические акции, социально-психологические игры:

  • Акция «настроение»;

  • Адаптационная игра для 4-х классов;

  • Социально-психологическая игра «Королевство»

  • Социально-психологическая игра «Необитаемый остров».

2.4. Профориентационное направление

В рамках профориентационного направления разработан цикл уроков по технологии профессионального выбора с использованием мультимединых учебных материалов. Ведутся профориентационные программы «Твоя профессиональная карьера» (9 класс), «Технология» (10 - 11 класс).

Задача: обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку; развитие представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации; воспитывать уважение к рабочему человеку, умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Профориентационным направлением деятельности охвачены все учащиеся 9 - 11 классов. В рамках реализации федерального компонента учебного плана в области «Технология» велись профоориентационные и развивающие занятия.

Имеются стабильные положительные результаты профориентационной деятельности (91% выпускников поступили в образовательные учреждения, выбранные ими в ходе изучения профориентационных курсов); в течение 3-х лет, с 2013г. по 2015г., обучающиеся 9-11 классов принимали участие в проекте «Профи - дебют: масштаб - город», отмечается рост заинтересованности учащихся в посещении учреждений ВПО и СПО (в 2013 году в рамках проекта выпускники посетили 7 ВУЗов и 5 колледжей в, в 2014 году - 15 образовательных учреждений ВПО и СПО, в 2015 году - 21 учреждение).

Педагогическая деятельность, направленная на выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной и творческой деятельности привела к следующим результатам: выпускники приняли участие в муниципальном конкурсе профориентационных проектов «Шаг в будущую профессию» (в 2013г. - 2 проекта, в 2014г. - 2 проекта, в 2015г. - 2 проекта районного уровня и 1- городского уровня); в 2014г. учащаяся 10 класса участвовала в научной конференции студентов и учащихся старших классов, проводившейся Гуманитарным университетом.

2.5. Развивающее направление

Реализуются развивающие программы для учащихся начальной школы: «Психология. Развивающие занятия. 1 - 3 класс»; «Развитие логического мышления. 4 класс».

Проводятся развивающие занятия в 6 «в» по запросу классного руководителя» и занятия по подготовке к сдаче экзаменов в 11 классе по запросу классного руководителя.

2.6. Классное руководство

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи деятельности классного руководителя:

  • формирование и развитие коллектива класса;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциала;

  • формирование здорового образа жизни;

  • организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • организация системной работы с обучающимися в классе;

  • гуманизация отношений между обучающимися и педагогическими работниками;

  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Для достижения цели и выполнения поставленных задач классный руководитель выполняет следующие функции:

  1. Организационно-координирующие:

  • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

  • Установление контактов с родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающегося;

  • проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

  • взаимодействие с педагогическими работниками;

  • организация в классе воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося;

  • организация воспитательной работы;

  • стимулирование и учет разнообразной деятельности;

  • взаимодействие с каждым обучающимся;

  • ведение документации.

2. Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между обучающимися;

  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

  1. Контрольные:

  • контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный апоиск решения проблем и т. д.)

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)

  • коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

  • определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

  • учитывать принцип организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

  • обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

За межаттестационный период решая задачи поставленные выше были проведены следующие мероприятия:

  • Экскурсии в пожарную часть и в ГИБДД города, музей МЧС, участие в Агитбригаде «Пожарная безопасность» (Глушков Сергей 2 место, грамота), игра «Боулинг», военно-спортивная игра «Пейнтболл», классные часы по профилактике наркомании, табакокуркения, пьянства, туберкулеза, ВИЧ-инфекции - с целью сохранения здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

  • Участие в городском экологическом конкурсе «Чистая вода России» с целью воспитания бережного и чуткого отношения к природе, заботе о родном крае, воспитание ценностного отношения к родной природе.

  • Посещение библиотек, проведение открытых уроков чтения с целью воспитания нравственно-патриотических чувств.

  • Проведение совместно с родителями классных часов на тему «Взаимоотношение полов», «Стратегия совместного воспитания», «Авторитет родителей», «Неделя права», «Толерантность», «Блокада Ленинграда», «Компьютер в жизни школьника», «Комендантский час», урок посвященный столетию Н. Кузнецова, 1812 год - прошло 200 лет - с целью формирования благоприятного психологического климата в коллективе, воспитания уважительного отношения в системе «мальчик - девочка», «родитель - ребенок», «ребенок - право».

  • Проведение экскурсий по городу Екатеринбургу, участие в конкурсе «Неизвестный Екатеринбург», открытый урок «Ориентирование», экскурсия в зоопарк, посещение дворца творчества учащихся с целью, проведение музейных уроков по истории Екатеринбурга, экскурсия на киностудию, посещение открытого урока географии в ККТ «Космос», посещение музея города Екатеринбурга с целью создание историко-географического образа родного края, включающего представление о территории и границах, географических особенностях, знаниях основных исторических событий развития территории и общества, его достижений и культурных традиций.

  • Проведение походов на Уктусские горы, поселок Медный, парк Лесоводов России, каменные палатки, полуостров Гамаюн, озеро Шарташ участие в туристических соревнованиях с целью сплочения и развития классного коллектива.

  • Проведение праздников «Дня отличника», «Дня сюрпризов и подарков», «Масленица», «8 Марта», «9 Мая», новый год на катке, «День весны», «День памятника», «День именинника», «День науки»

  • Выпуск классных газет «К дню матери», «Хлеб всему голова»

  • Участие в смотре строе военной песни.

  • Выступление агитбригады Александр Невский.

  • Профориентационная работа с учащимися: посещение техникумов и колледжей города, предприятий Верх-Исетского района.

Необходимым условием работы классного руководителя является работа с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций; привлечение родителей к проведению классных часов и участию в самоуправлении класса.

3. Индивидуальные достижения

Опыт педагогической деятельности представляла в публикациях:

  • Проект «Создание школьной службы примирения», Инфоурок, 2015

  • Презентация «Семейная медиация как форма решения конфликтов», Инфоурок, 2015

  • Презентация «Особенности работы школ 5 вида», Инфоурок, 2015

  • Диплом номинанта конкурса педагог-психолог, в издательском доме «Первое сентября», 2015 г.

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Аналитический отчет за межаттестационный перио с 2008 по 2013 год», (2015 г.)

  • Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Сборник материалов 2 международной научно-практической конференции «Психология и педагогика 21 века: теория, практика и перспективы», Чебоксары, 2015 г.;

  • УРГПУ, материалы 1 Международной научно-практической конференции, «Психология образования: вчера, сегодня, завтра» (2015 г.)

  • УРГПУ, сборник эссе лучших педагогов-психологов Свердловской области, материалы 2 областного конкурса «Педагог-психолог Свердловской области - 2015» (2015 г.)

  • Сайт Инфоурок эссе «Я психолог нашей школы» (2015 г.);

  • Сайт Инфоурок эссе «Профессиональный рост педагога-психолога» (2015 г.);

  • Сайи Инфоурок методическая разработка урок географии по теме «Гидросфера Земли» (2015 г.);

  • в издательском доме «Первое сентября» и на сайте Инфоурок аналитический отчет за межаттестационный период 2008-2013 (2014, 2015 г.)

  • Сайт Инфоурок, методическая разработка модель создания школьной службы медиации (2014 г.),

  • Сайт Инфоурок, методическая разработка рабочая отчетность План работы педагога-психолога (2014 г.),

  • Сайт Инфоурок, методическая разработка доклад на тему «Медиация» (2014 г.),

  • Сайт Инфоурок, методическая разработка интегрированный урок математики и географии (2014 г.),

  • Сайт Инфоурок, методическая разработка Проект профориентации учащихся школы (2014 г.),

  • в издательском доме «Первое сентября» «Организация профориентационной деятельности» (2014 г.),

  • в издательском доме «Первое сентября» и на сайте Инфоурок родительское собрание «Повышение мотивации к обучению» (2013 г., 2014 г.),

  • в издательском доме «Первое сентября» и на сайте инфоурок «Природоведение + физика в 5 классе» (2012 г., 2014 г.),

  • в издательском доме «Первое сентября» и на сайте инфоурок «Что у Земли внутри? 5 - 6 классы» (2011 г., 2014 г.),

  • публикация в сборнике «Парад методических разработок» МОУ СОШ № 143 (2010 г.)

  • в издательском доме «Первое сентября» урок географии в 6 классе «Гидросфера Земли» (2010 г.)

Рекомендации психолога размещены на школьном сайте. Имеется собственный сайт на ресурсе Инфоурок.

В системе осуществляю повышение уровня профессиональной квалификации через посещение семинаров и практикумов различной тематики.

Семинары:

  • Семинар для заместителей директоров по правовому регулированию и воспитательной работе Верх-Исетского района на тему: «Школьная служба медиации: от теории к практике» МАОУ СОШ № 29 (2 часа, 20.05.2015)

  • «Профессиональная компетентность педагогов в обеспечении условий профессионального самоопределения учащихся» 20 городские педагогические чтения (3 часов) (2014 г.),

  • «Внутришкольное психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образовательных отношений» гимназия № 40 (2 часа) (2014 г.),

  • «Психологическая мастерская «Инсайт»» МУ Диалог (15 часов) (2014 г.),

  • «Подготовка организаторов ЕГЭ» ИМЦ Развивающее образование (20 часов) (2014 г.),

  • «ФГОС и психологические ресурсы образовательной практики в начальной школе» МУ Диалог (9 часа) (2012 г.),

  • «участник 1 городской конференции «Проект «Профи - дебют: масштаб - город»: итоги, проблемы и перспективы» МУ Диалог (2 часа),

  • «Программа формирования культуры здоровья, ЗОЖ с использованием учебно-методического комплекса «Все цвета кроме черного» Городской центр медицинской профилактики (3 часа),

  • «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в условиях новых требований к качеству результатов образования» МУ Диалог (2 часа),

  • «Основы цифровой фотографии» МУ Одаренность и технология (2 часа),

  • «Технология использования государственной услуги «Электронный дневник» ИРО (16 часов).

Модульные курсы Педагогического университета «Первое сентября»:

  • 2015 г. - Сертификат АНО Уральский центр медиации» участие в Летней (Алексеевской) юридической школе (32 часа),

  • 2014 г. - «Взрослые и дети, как преодолеть трудности в общении» (6 часов),

  • «Наследственность и воспитание, или что влияет на развитие ребенка» (6 часов),

  • «Персональный тренинг «Путь к себе и другим», или как достичь гармонии с собой и окружающими» (6 часов),

  • «Психология детской лжи, или почему дети говорят неправду» (6 часов),

  • 2014 г. - «Управление имиджем, или как создать свой стиль» (6 часов),

  • «Искусство договариваться, или как понять других людей и донести свою точку зрения» (6 часов),

  • «Сила убеждений, или как наши мысли влияют на нашу жизнь» (6 часов),

  • 2012 г. - «Тайм-менеджмент» (6 часов),

  • «Тайм - менеджмент для детей» (6 часов),

  • «Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций» (6 часов),

  • «Профессиональное выгорание» (6 часов),

  • «Стресс-менеджмент» (6 часов).

В 2014г. и 2015г. приняла участие в профессиональном областном конкурсе «Педагог-психолог Свердловской области», по итогам конкурса был опубликован сборник «Психология образования: вчера, сегодня, завтра»

Педагогическая деятельность была отмечена:

  • Почетной грамотой Международного образовательного проекта Глобальная Школьная Лаборатория (2010г.),

  • Благодарностью Уральского государственного педагогического университета (2010г.),

  • благодарственными письмами отдела образования администрации Верх-Исетского района (2011г., 2012г.),

  • Грамотой отдела образования администрации Верх-Исетского района (2011г.),

  • Благодарственным письмом Гуманитарного университета (2013г.),

  • Почетной грамотой Управления образования (2014г.),

  • Благодарностью за участие в проекте «Инфоурок» (2014г.)

Сведения о повышении квалификации:

  • 2012г., Педагогический университет «1 сентября», ОП «Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе», 72 ч.;

  • 2013г., Педагогический университет «1 сентября», ОП «Психологические особенности проблемных детей», 72 ч.;

  • 2014г., Педагогический университет «1 сентября», ОП «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога», 72 ч.;

  • 2015г., Педагогический университет «1 сентября», «Современное образовательное учреждение»,108 ч.:

  • 2015г., УрФУ, «Служба школьной медиации в образовательном учреждении», 72 ч.

Проектировочная часть

Профессия педагога-психолога давно стала неотъемлемой частью образовательного процесса. В каждом образовательном учреждении есть специалист подобного профиля. Многие авторы затрагивали проблему профессиональных обязанностей, ответственности компетентности таких специалистов. Однако этот вопрос и сейчас остается острым в условиях постоянного реформирования системы образования.

Все специалисты сходятся в том, что реализуя психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса необходимо реализовывать несколько направлений работы: это диагностическое, развивающее и просветительское направление.

Здесь мы сталкиваемся с первой проблемой, которую необходимо решить. Это плановое и систематическое проведение занятий в определенное время по определенному расписанию. Связана эта проблема с тем, что часы психолога не входят в планирование учебного и воспитательного времени учащихся. Соответственно они ни каким образом не регламентированы учебными планами.

Следующая проблема заключается в осуществлении индивидуального сопровождения. При наличии около 700 учащихся такое сопровождение становится практически не реальным, в силу ограниченности времени.

Третья сложность заключается в многогранности психологического сопровождения. Здесь отмечается и работа с одаренными, с детьми «группы риска», профориентационная, профилактическая работа асоциальных форм поведения, внедрение проектов в образовательную практику и других. Необходимо быть специалистом компетентным во всех проблемных вопросах, что в принципе невозможно.

Еще одна важная проблема отсутствие специализированного кабинета психолога, в котором можно было бы проводить тренинги и групповые занятия. Необходимо помещение для работы «Школьной службы примирения». В таком помещении должны быть оборудованы зоны для консультативной и групповой работы.

Решить все эти проблемы практически невозможно в силу их независимости от деятельности самого психолога образования.

Однако попытаться привести в соответствие деятельность возможно, если выбрать из всего спектра образования те направления, которые являются наиболее актуальными для нашего образовательного учреждения и работать в рамках этих направлений.

Мы сделали акцент на следующих видах деятельности в рамках психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования»:

  1. Диагностика уровня развития учащихся начальной школы, для коррекции образовательных маршрутов классными руководителями.

  2. Диагностика адаптации учащихся 1, 5 классов для последующего осознанного воздействия классными руководителями и педагогами предметниками.

  3. Профилактика асоциальных форм поведения и конфликтности путем внедрения в практику образовательной организации «Школьной службы медиации (примирения)». Данное направление реализуется с привлечением педагогов-медиаторов и детей-медиаторов.

  4. Профориентационное направление учащихся 9 - 11 классов, как актуальное для каждого учащегося в отдельности, в рамках учебного плана по реализации предметной области технология.

  5. По запросу педагогов предметников введение в практику образовательной организации курса внеклассных занятий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.

Таким образом мы снимает проблему планирования времени для работы психолога образования. Диагностический блок входит в часы классных мероприятий, так как в нем заинтересованы как педагоги, так и сами учащиеся. Школьная служба примирения работает по отдельному плану в часы, не включенные в учебное время. Профориентационное направление включено в учебный план школы в рамках образовательной области «Технология». А подготовка к ЕГЭ и ОГЭ ведется во внеурочное время с желающими учащимися.

Проектом работы на следующий межаттестационный период является «Распространение идей восстановительной медиации на педагогов и родителей образовательного учреждения»

Этапы реализации проекта «Распространение идей восстановительной медиации на педагогов и родителей образовательного учреждения»

1-й этап - Этап организационный 2015 - 2016 г.

  • Разработка моделей работы с педагогами и родителями в рамках распространения идей восстановительной медиации.

  • Подготовка диагностического материала для выявления уровня конфликтности педагогов и родителей.

2-й этап - Исследовательский этап - 2017г - 2018 г

Формирование программы мониторинга уровня конфликтности педагогов и родителей.

3-й этап - Аналитический этап - 2018г. - 2020г.

Реализация проекта «Восстановительная медиация» в среде педагогов и родителей. Корректировка программы «Распространение идей восстановительной медиации на педагогов и родителей образовательного учреждения».


Заключение

Современное общество предъявляет огромные требования к образовательным учреждениям по формированию личности выпускника. Новые стандарты предусматривают индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося. В этих условиях особое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов образования.

Объектом моей работы в межаттестационный период стал процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Предмет: учебно-воспитательный процесс.

Целью работы в межаттестационный период было психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса.

Добиваясь поставленной цели, решала следующие задачи:

1. Осуществить психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей обучающихся образовательного учреждения;

2. Содействовать профессиональной ориентации учащихся;

3. Разработать и внедрить психолого-педагогические программы и проекты, направленные на развитие способностей к интеллектуальной и творческой деятельности.

Поставленные цели были достигнуты средствами психолого-педагогического сопровождения и внедрения психолого-педагогических проектов в практику образовательного учреждения.

Цель данной аналитической работы: презентация результатов психолого-педагогической деятельности в межаттестационный период.

Задачи:

  1. Обобщить и представить имеющийся опыт по психолого-педагогическому сопровождению;

  2. Привести примеры самореализации и самоопределения школьников проектной и профориентационной деятельности;

  3. Проектирование системы проектной деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения.

При коррекции целевого ориентира были учтены требования нормативно-правовых документов, прежде всего:

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • федерального компонента Государственного образовательного стандарта;

  • документы по аттестации всех субъектов системы образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Как видно из данной работы, психолого-педагогическое сопровождение повышает познавательную активность учащихся, позволяет научиться лучше ориентироваться в современном мире, отвечает социальному заказу общества к качеству школьного образования, приучает принимать собственные решения, опираясь на личные представления и оценку ситуации, соответствует целям общеобразовательной школы, позволяет включить в работу компьютерные технологии, расширяет схемы построения занятий, насыщает учебные курсы, исследовательскими заданиями, опирается не на запоминание материала, а на формирование мыслительных операций. Кроме того такое сопровождение учит решать проблемы, развивает логическое и абстрактное мышление. Обучает детей не бояться проблемных ситуаций, появляющихся в жизни, а находить пути их решения.

Такой подход к построению учебного процесса позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся, ориентироваться на психологические особенности детей, развивать личность целостно и систематически.

В дальнейшем планируется продолжать работу в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения субъектов образования, но и включить проектировочную деятельность, направленную на создание конкретного продукта практического назначения.


Список литературы

  1. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - Изд.3-е, перераб и доп. - М.: Ось-89, 2003.

  2. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: «Владос», 2003.

  3. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2006.

  4. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, «Духовное познание», 2004. myword.ru

  5. Глазунов Д. А. Психология. Развивающие занятия. 1, 2, 3 класс: метод. Пособие /Д. А. глазунов. - М.: Глобус, 2008.

  6. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2002.

  7. Зинченко В. П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко. - Самара: Изд-во СГПУ, 1998.

  8. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): учеб. Пособие / В. П. Зинченко. М.: Гардарики, 2002.

  9. Заиченко Н. У. Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Лекции 1 - 4. Лекции 5 - 9. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  10. Коновалов Ю. А. Медиация в системе образования: обзор опыта разных стран. Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu. ru» № 3, 2014.

  11. Максудов Р., Коновалов А. Школьная служба примирения. Идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009 г.

  12. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. В. В. Возняк и [др.]. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.

  13. Стюхина Г. А. Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 20011

  14. Фишер Р, Юри У. Паттон Б. Переговоры по гарвордски / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2005.

  15. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М: Фонд «Новая Евразия», 2012.

38


© 2010-2022