Метафоры в работе школьного психолога

Модернизация образования, подразумевающая обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности, заставляет нас изучать большое количество документов, рекомендаций, знакомиться с новыми подходами к оказанию психологической поддержки всем категориям участников образовательного процесса.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метафоры в работе школьного психолога.

Бережная А.А.

Основная общеобразовательная школа № 32 г. Павлодара

Психология

Модернизация образования, подразумевающая обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности, заставляет нас изучать большое количество документов, рекомендаций, знакомиться с новыми подходами к оказанию психологической поддержки всем категориям участников образовательного процесса. Но, несмотря на большое количество программных документов, наша профессия остается творческой. Работа психолога подразумевает решение множества несхожих проблем, что исключает шаблоны и стереотипы. Мы сохраняем образное и живое мышление, признаком которого может быть, к примеру, метафоричность.

Метафоричность - это способность с той или иной целью перенести любой смысл, чувство, признак с одного предмета на другой. Метафорична, вообще говоря, вся человеческая психика. Наше восприятие основано на образах окружающего мира, которые есть только его метафоры. Вообще-то этот опыт начинается с того момента, когда ребенок оказывается способен какой-то предмет или явление оценить как похожий на что-то.

Любая метафора содержит множество смыслов и есть возможность самому выбрать тот, который представляется наиболее значимым.

Метафоры - мощное средство общения и обучения, приближения и ускорения положительных перемен. Слова «Давным-давно, во время...» почти незамедлительно переводят большинство из нас в подобие транса, заставляют подсознание раскрыться и делают это намного действеннее, чем более формализованные формы общения.

Большинство психотерапевтических направлений активно используют метафору как средство воздействия на клиента. Метафорическая коммуникация (общение посредством метафор) занимает видное место в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзистенциально ориентированных подходах, эриксонианстве. Во многих видах психотерапии метафора выполняет роль методологической основы, формируя систему основных понятий. Примерами таких системообразующих метафор являются либидо и катексис в психоанализе, персона, анимус, тень и самость в юнгианстве, панцирь (броня) и оргон в телесной терапии, якорь в НЛП, перинатальная матрица в трансперсональной терапии Ст.Грофа. Психотерапевтический дискурс метафоричен в принципе, в самой своей основе, это сближает его с поэзией и художественной прозой. И хотя метафоры в психотерапии используются давно, специальных исследований их роли и значения в этом виде человеческой деятельности почти нет. Чего не скажешь о других отраслях гуманитарного знания.

Интерес к метафоре объясняется универсальностью данного феномена культуры и языка: метафора - это и литературный троп, и способ обобщения, и инструмент познания и мысли, и средство коммуникации, и художественный образ. Метафору можно обнаружить в психотерапевтической беседе и в диалоге пилота с авиадиспетчером, в эзотерическом ритуале и языке программирования, в лирической поэме и статье по квантовой механике. Широкое распространение метафор связано с особенностями человеческой психики, в частности, с нейродинамическими механизмами обработки информации в коре больших полушарий мозга. Хотя сенсорная информация поступает в систему психики в различных формах, определяемых модальностью (качеством) восприятия - зрительной, слуховой, тактильной и т.п. - в процессе использования, переработки и хранения она приобретает единую природу. Метафора же есть то, что лучше всего соединяет и связывает несопоставимые, несоизмеримые аспекты реальности.

В психотерапии метафора - одно из основных средств структурирования опыта. Как правило, клиент, говоря о своей проблеме, описывает множество разрозненных впечатлений, чувств, фактов, оценок и выводов, так что разобраться в предлагаемом наборе нелегко. Сильное желание выразить сложность и многоаспектность жизненной ситуации часто превращает рассказ в бессвязную путаницу со множеством ненужных повторений. Метафора же представляет собой словесную формулировку реальности во всем ее многообразии, воспринимаемом как сложная, но упорядоченная совокупность свойств.

В терапевтическом процессе метафора преследует две основные цели:

  1. Сбор информации о клиенте, для понимания его Карты мира, для выяснения существующих проблем. В этом случае метафорой считается речь клиента, когда он облекает свой опыт в словесные высказывания.

  2. Оказание помощи клиенту в решении его проблем. Здесь метафора используется терапевтом. В этом случае метафора обогащают модель мира клиента, воздействуют на полушария головного мозга, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.

Метафоры, используемые в процессе лечения клиентов называются терапевтическими. Целью терапевтических метафор является инициация сознательного либо подсознательного трансдеривационного поиска, который может помочь человеку в использовании личных ресурсов для такого обогащения модели мира, в котором он нуждается, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой. Причем терапевт никогда не объясняет смысла метафоры для клиента.

  • Некоторые психологи даже выделяют проблемные области, в которых воздействие метафоры будет иметь высокую эффективность результатов. Ниже приведены примеры таких областей (с использованием метафор!): достижение целей (Путь к успеху: извлекать максимум пользы из минимума ошибок);

  • мотивация (Человек, которому повезло, - это человек, который делал то, что другие только собирались, сделать);

  • возможности, ресурсы (В инструкции полицейским: в каждом человеке даже самом плохом можно найти что-то хорошее. Нужно как следует его обыскать);

  • пути и выбор ;

  • необходимость процесса обучения (Запомни, сынок: умный человек всегда во всем сомневается. Только дурак может быть полностью уверенным в чем-то. - Ты уверен в этом папа. - Абсолютно);

  • внутренний самонастрой (Гильотина. Оптимист, пессимист и зануда. Казнь. - Оптимист, ваше последнее слово. - Мир прекрасен, и станет еще прекраснее. Гильотина не срабатывает. - Пессимист, ваше последнее слово. - Все в мире плохо и станет еще хуже. Гильотина не срабатывает. - Зануда, ваше последнее слово. - Скажу, только вы сначала гильотину почините);

  • изменения (Если не можешь решить проблему, начни ее руководить (Р. Шулер))

Таким образом, терапевт пользуется метафорой на этапе исследования проблем клиента и его модели мира. Только на основании собранных данных терапевт предлагает клиенту свою метафору, которая обязательно должна совпадать с моделью мира клиента. Именно процесс корреляции входящей сенсорной информации с моделями мира клиентов делает метафоры столь значимыми в качестве предпосылок для изменения.

Метафоры также можно применять в качестве методических приемов, позволяющих повысить эффективность проведения родительского собрания за счет:

  • создания ситуации открытого общения между педагогом и родителями, что, в свою очередь, приводит к снижению напряженности родителей и педагога,

  • вовлечения родителей в активное обсуждение затрагиваемых вопросов,

  • предоставления возможности родителям поделиться собственным опытом. Все методические приемы можно сгруппировать для использования на определенном этапе родительского собрания (мотивационном, диагностическом, основном - при изучении теоретической информации и отработке практических навыков, а также заключительном - рефлексивном). В основе описываемых приемов лежат активные методы работы с родителями, которые позволяют превратить их из пассивных слушателей в активных участников происходящего.

• Использование метафор (мотивационный этап родительского собрания).

В начале занятия необходимо замотивировать родителей на активное участие в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. Для этого психолог может с успехом применять метафору.

Метафора, как известно, это косвенное сообщение информации в виде поучительной истории или образного выражения. Этот прием позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека. Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.

В своей работе я часто прибегаю к использованию этого приема, особенно на мотивационном этапе родительского собрания.

Одним из вариантов использования метафоры является методический прием обсуждения рисунков - метафор, предложенный педагогом-психологом Цветковой С. в статье «Вопросы воспитания в картинках» газеты «Школьный психолог». В основе описываемого приема лежит обсуждение рисунка, на первый взгляд, не связанного с темой родительского собрания. Однако, в ходе рассуждений, к родителям, отвечающим на наводящие вопросы педагога, постепенно приходит понимание, что предмет (или явление) на рисунке, как ни что другое, олицетворяет затрагиваемую на собрании тему, проблему.

Вот, один из примеров использования на родительском собрании рисунка -метафоры, взятый из вышеупомянутой статьи:

Рисунок - метафора «Губка» (затрагиваемая проблема - воспитание ребенка) (Рисунок 1)

Метафоры в работе школьного психолога

Рисунок 1

Данный рисунок можно предложить для обсуждения на родительском собрании, посвященном основным принципам воспитания, а в данном случае -принципу воспитания на основе личного примера взрослого. Согласно оригинальной авторской разработке «Вопросы воспитания в картинках», родителям, отвечая на наводящие вопросы педагога, необходимо составить достаточно подробный рассказ по предъявленной им картинке. И только потом им объявляется, с каким воспитательным моментом связан обсуждаемый рисунок.

Другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение с родителями древней или современной притчи, подобранной педагогом в соответствии с замыслом встречи.

Не мене эффективна демонстрация мультипликационных фильмов, снятых по мотивам притч, с последующим их обсуждением.

Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для оформления тематического стенда или памятки к родительскому собранию -как главную мысль всей представленной информации.

Значимость метафор в жизни человека настолько велика, что каждый из нас может использовать их в повседневной жизни в целях самосовершенствования и достижения внутренней гармонии.

Итак, не следует недооценивать значимость метафор не только в изящной словесности, но и в достижения «человеческого совершенства». Великие учителя и знаменитые ораторы умели передать с помощью простых историй и на их примере глубочайшие истины, оказывать влияние на слушателей, воодушевлять их! Наконец, именно метафоры подтолкнули многих ученых к величайшим открытиям и изобретениям.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гордон Д. Терапевтические метафоры. - СПб.: Питер, 1995

2.Ковалев СВ. Введение в современное НЛП. Психотехнологии

личностной эфективности - М.: Московский психолого-социальный институт:

Флинта, 2002

З.Любимов А. Психотехнология успеха. - СПб.: Питер, 2003

4. Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и

"внутреннего ребенка". - М., 2006

5.Теория метафоры / ред. Н Д. Арутюнова. - М., 1990.

6.Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1997


© 2010-2022