Переход обучающихся из начального в среднее звено. Адаптация в 5-ом классе

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Переход обучающихся из начального в среднее звено.

Адаптация в 5-ом классе.


Главное личностное новообразование:

Возраст детей пятого класса - это переход от младшего школьного к младшем подростковому. Психологически он связан с формированием главного личностного новообразования младшего подростка - чувства взрослости. Сложность периода: детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась.

Пятый класс.

1.Новый период развития - отрочество.

2.Переход на новую ступень обучения.

Подростковый возраст.

Предподростковый возраст - 11 - 12 лет (5 - 6 кл.).

Младший подростковый возраст - 13 - 14 (7-8 кл.).

Средний подростковый возраст - 14 -15 (8-9 кл.).

Физическое развитие .

Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов.

  • Начинает увеличение роста и веса

(изменение пропорций тела, появление подростковой угловатости: увеличение размеров головы, удлиняются руки и ноги и в последнюю очередь туловище).

  • Появляются вторичные половые признаки.

  • Возникают перепады сосудистого и мышечного тонуса (резкая смена физического состояния и настроения ).

Поведенческие изменения.

Бурное протекание и смена эмоций.

Смех подростка легко переходит в слёзы.

Состояние абсолютного счастья, резко обрываясь по незначительной причине, сменяется унынием и грустью.

Даже незначительное раздражение способно перерасти в гнев и вызвать приступ агрессии.

Психическое развитие.

  • Формирование произвольного внимания

  • Интеллектуализация памяти (отказ от дословного заучивания с помощью повторений - «мыслящая память» , осваиваются мнемические приёмы).

  • Развитие теоретического мышления (операции: классификация, аналогия, обобщение и др.)

  • Сближение воображения с теоретическим мышлением ( развитие творчества).

  • Контролируемая и управляемая речь (увеличение словарного запаса).

Для подростка важен авторитет культурного носителя языка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг.

Ведущая деятельность.

«Особая деятельность, предметом которой является другой человек» Д.Б. Эльконин

Общение со сверстниками -установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии со взрослыми.

Результаты взаимодействия физиологических и психологических изменений.

Повышенный интерес к собственной внешности.

Стремление к независимости и свободе.

Группирование со сверстниками.

Резкость и безапелляционность суждений.

Ранимость в сочетании с показной холодностью.

Потребность в уединении.

Потребность в личном пространстве и ревностное к нему отношение.

Повышенный интерес к взаимоотношениям полов.

Переход из начального в среднее звено.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения.

Переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

Понятие адаптации.

«Адаптация» от латинского слова «adapto»- приспособляю.

Приспособление индивида( ученика) к условиям новой социальной среды и принятие новой социальной роли.

Социальная адаптация включает:

1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя.

2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими.

3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха.

4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации.

5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Причины сложности адаптационного периода в 5 классе.

Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной.

Ребенок же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт и внутреннюю напряженность из-за неопределенности. Это может закончиться школьной дезадаптацией.

Изменения в обучении.

Предъявление более высоких требований:

- к интеллектуальному и личностному развитию учеников

- к степени сформированности определенных учебных знаний

- к уровню развития произвольности и способности к саморегуляции.

Результаты психологического обследования

учащихся 5 классов


  • Цель :

Исследование адаптации учащихся 5-х классов к обучению на II ступени общего образования, выявление детей с дезадаптивной тенденцией.

Общая тревожность


класс

Низкий уровень тревожности

Нормальный уровень тревожности

Незначительно повышен уровень тревожности

Явно повышен уровень тревожности

Очень высокий уровень тревожности

5

15%

45%

40%

0%

0%

Школьная тревожность


класс

Низкий уровень тревожности

Нормальный уровень тревожности

Незначительно повышен уровень тревожности

Явно повышен уровень тревожности

Очень высокий уровень тревожности

5

10%

55%

35%

5%

0%





Самооценочная тревожность


класс

Низкий уровень тревожности

Нормальный уровень тревожности

Незначительно повышен уровень тревожности

Явно повышен уровень тревожности

Очень высокий уровень тревожности

5

75%

35%

0%

0%

0%


Уровень комфортности в классе

Считаешь ли ты класс:

- дружным-30%;

- разделенным на группы-70%.

С каким настроением чаще ходишь в школу:

- с хорошим-75%;

- с рабочим-25%.

Есть ли в классе лидер:

- есть-65%;

- нет лидера-35%.

Кто вызывает неодобрение:

- ответ содержит 3 фамилии.

Что бы хотели изменить в классе?

-разные виды ответов.


Уровень адаптации в среднем звене

С каким настроением идешь в школу?

-с хорошим-75%;

- с веселым-20%;

- сплохим-5%.

Часто ли ты рассказываешь о том, как прошел день?

-да-80%;

-нет-20%.

Как ты относишься к тому, что в 5классе появилось много новых учителей? Всех ли ты запомнил по именам? Привык ли ты к ихтребованиям?

- Хорошо-100%;

-Запомнил-85%;

-Не запомнил-15%;

- Привык-85%;

-Не привык-15%.

Понимаешь ли ты, как правило, объяснения учителяна уроке?

-да-85%;

- нет-15%.

Успеваешь ли ты выполнять домашние задания?

-Письменные-85%;

- Устные-85%.

Пожелания учителям.

- На это задание дети ответили обычными пожеланиями здоровья, удачи, успеха,что говорит о недопонимании данного задания.

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы


II уровень- продуктивная мотивация, позитивное отношениек учению, соответствие социальному нормативу- 10%.

III уровень- средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией- 50%.

IV уровень- сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению-40%.

Вывод: адаптация учащихся 5-го класса к обучению на II ступени общего образования проходит у большинства детей успешно, а также выявлены дети с дезадаптивной тенденцией.Высокий уровень самооценки, что говорит о неконструктивном взгляде на себя самого, свои способности и своивозможности. Также можно сказать о разобщенности внутри классного коллектива, наличие нескольких лидеров и изгоев в классе. Особое внимание следует уделить низкому уровню мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Данный факт вдальнейшем может привести к неуспеваемости по предметам школьного цикла и не соответствию социального норматива.

Рекомендации классному руководителю:

Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на нескольких взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

  1. Обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

  2. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т. п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию "запаса прочности";

  3. Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

Рекомендации педагогу:

  1. Проводить работу, направленную на гуманизацию педагогического процесса.

  2. Развивать эмпатическое понимание, как основу диалога со всеми учащимися; создавать благоприятный психологический микроклимат в классе.

  3. Ориентироваться на организацию успеха ученика в учебной деятельности, путем опоры на его положительные качества.

  4. Формировать взаимоотношения со сверстниками, путем привития навыков жизни и деятельности в коллективе.

  5. Реализовывать задачи дифференцированного подхода к учащимся.

  6. Проверить обучаемость ребенка (задания с дозированной помощью педагога) с целью выявления сформированности элементов учебной деятельности, произвольной регуляции, опираясь на которые спланировать виды помощи дезадаптированным учащимся.

Рекомендации родителям:

  1. Создавать благоприятный психологический микроклимат в семье.

  2. Устранять эмоционально - психологические перегрузки.

  3. Создавать сферы деятельности, позволяющие компенсировать не всегда достаточно высокие успехи в обучении за счет успехов во внеурочной деятельности (кружки, секции и т. п.)

  4. Преодолевать инфантилизм воспитания в семье: гиперопека или гипоопека, неблагоприятные факторы, разрушающие положительную мотивацию учебной деятельности.


© 2010-2022