- Преподавателю
- Школьному психологу
- Социальная программа школы лидеров Мы сами
Социальная программа школы лидеров Мы сами
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бугаёва Н.И. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Программа «МЫ САМИ».
Обоснование программы
Развитие демократических начал в нашем обществе создало реальные условия для свободного выбора личностью путей и стратегии персональной самореализации, поиска вариантов индивидуального развития, гражданского становления. Это предполагает формирование нового педагогического мышления, нового подхода к построению педагогического взаимодействия, творческой организации в разнообразных формах социализации личности. Воспитание настоящего патриота своей страны, любящего свой народ, стремящегося к гармоничному, плодотворному труду на благо и себе, и Родине невозможно без развития организаторских качеств, лидерских способностей, стремления к социальным инициативам. Для придания значимости своей деятельности мало обладать определенными задатками, нужно еще и уметь их проявить, почувствовать ситуацию, изменить неподходящие условия, приноровиться к объективным факторам. Особо значимыми является проблема оптимального предоставления разнообразных условий для раскрытия потенциала личности ребенка. Поэтому лидерские способности и организаторские навыки - это тот фундамент, на котором строится активность человека не только с позиции проявления индивидуальных задатков, но и с позиции гражданско-патриотической значимости.
Временный детский коллектив наряду с общими признаками, характерными
для всех коллективов, обладает специфическими чертами. Продуманная
логика активного, динамического развития коллектива в весьма короткие сроки, богатство создаваемых в нем межличностных отношений - деловых и
дружеских, общность нравственных оценок, высокий показатель контактности детей, многоплановость действий, неформальное и интенсивное общение - все это является эффективными условиями для проявления лидерских задатков детей и подростков. Исходя из этого совместно с активом ДО «Город школьных наук» мною была разработана программа для учащихся 7-11 классов «МЫ САМИ».
Цель программы: создать необходимые условия для развития социальной инициативы, лидерских качеств, организаторских способностей детей и подростков, направленных на формирование активной социальной гражданско-патриотической позиции.
Задачи программы:
-
развивать социально значимые качества личности ребенка, необходимые для его эффективного вхождения в социум;
-
разработать социально-педагогическую программу и творческо-игровые проекты, способствующие развитию лидерских качеств;
-
формировать у детей чувство моральной и социальной ответственности;
-
внедрить в практику МОУ БСОШ №20 эффективные формы педагогического взаимодействия по развитию у детей и подростков лидерских качеств и организаторских инициатив;
-
разработать тематику академии вожатского мастерства для старшеклассников по проблеме формирования лидерских качеств, воспитанию социальной гражданско-патриотической позиции.
Паспорт программы «МЫ САМИ»
№
Составляющие
Характеристика
1
Наименование программы
Программа «МЫ САМИ»
2
Цель
создать необходимые условия для развития социальной инициативы, лидерских качеств, организаторских способностей детей и подростков, направленных на формирование активной социальной, гражданско-патриотической позиции
3
Основание для разработки
Программа воспитания детей и подростков Ростовской области;
Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми;
Нормативные документы и акты Министерства образования Ростовской области
4
Сроки реализации
Реализация программы «МЫ САМИ» рассчитана на три года (с сентября 2007 года по август 2010 года)
5
Этапы реализации
-
Организационно-подготовительный
-
(август 2007 - сентябрь 2007г.)
-
-
Основной: теоретический и практический
-
-
(сентябрь 2007 - май 2010г.)
-
-
Заключительный: рефлексивно-аналитический
-
-
(май 2007 - август 2010г.)
-
6
Авторы
Старшая вожатая, актив ДО
7
Предполагаемые результаты
-
Разработка, апробация и внедрение действенных форм по формированию лидерских качеств в процессе педагогического взаимодействия.
-
Реализация детьми индивидуальных социально значемых проектов в различных областях деятельности.
-
Владение школьниками перспективами собственного развития.
Условия эффективной реализации программы «МЫ САМИ »
-
1.Понимание важности и целесообразности проблемы педагогическим коллективом.
-
2.Высокий уровень профессиональных и личностных качеств педагогов как руководителей и лидеров детских временных коллективов.
-
3.Информированность проблематики на разнообразных методических формах работы, широкое использование средств массовой информации.
-
4.Привлечение к воспитательному процессу общественных деятелей, работников культуры, спорта, здравоохранения и т.д.
-
5.Использование активных и интерактивных форм педагогического взаимодействия, развития детского самоуправления, детских самообъединений, школ лидера и т.д.
-
6.Соблюдение принципа профильности, т.е. реализация программ смен с учетом специальной подготовленности детей по той или иной тематике или направлению.
-
7.Активное использование внешней атрибутики и символики, формирование уважения к государственной символике, ознакомление с правилами ее использования.
Этапы и механизм реализации программы «МЫ САМИ»
Период
Формы работы
Работа с педагогами
Работа с детьми
Методическое
обеспечение
Большой педагогический совет
Тема: «Разработка и внедрение в практику работы программы «МЫ САМИ»
-
Формирование творческих групп по направлениям.
-
Разработка тем для методических объединений педагогов по данной программе.
Младшее звено (1-4кл) «Путешествие в Город Знаний» Среднее звено (5-8кл) «Я-житель Города наук»
Старшее звено
(9-11кл) «Познай себя и своего товарища».
Разработка и внедрение технологий группового взаимодействия в условиях временного детского коллектива
-
Выпуск информационно-методической наглядности (стенды, листовки)
-
Выставка методической литературы
Творческая игра «Информ-проект»
-
Малый методический совет по проблеме реализации «Информ-проекта»
-
Методическое совещание «Технология группового взаимодействия»
Среднее звено (5-8кл) «Я-житель Города наук»
Малая инициативная группа «Затейники»
Личностно-ориентированная методика «Две башни»
-
Методический сборник «Лидер»
-
Методический сборник «Организация деятельности детского объединения в школе»
Детский форум «Я-лидер класса!»
-
Малый методический совет на тему «Я - лидер класса!» Педагогический конкурс «Мой отряд - лидер!»
Среднее звено (5-8кл) «Я-житель Города наук»
Старшее звено
(9-11кл) «Познай себя и своего товарища».
-
Детское самообъединение «Сверстник»
Технология группового взаимодействия «Доска объявлений»
Методический сборник «Лидер»
Академия вожатского мастерст-
ва
Деловая игра «Выборы мэра Города школь-
ных наук»
Малый методический совет .
Тема: «Игровые формы развития лидерских качеств»
Разработка документации по выборам в мэры Города школьных наук»
Старшее звено
-
(9-11кл) «Познай себя и своего товарища».
-
Детские самообъединения
Ассоциация детских инициатив МИГ «Затейники», МИГ «Искатели».
1.Информационно-методическая папка.
2.Методический сборник «Голосуют дети».
Большой методический совет
Тема: «Совершенствование форм работы по развитию лидерских качеств и организаторских способностей»
Разработка малых игровых методик по выявлению лидерских качеств у детей в организационный период смены
Методическая выставка: «В помощь организаторам лидерских смен»
Социаль-
но-педагоги-
ческий проект «Государство - это мы!»
-
Малый методический совет по проблеме реализации проекта «Государство - это мы»
-
Отчет творческих групп по проблеме развития лидерских качеств в условиях временного детского коллектива
-
Детские самообъединения
-
Ассоциация детских инициатив
-
Тематический день «День дублера»
Методичес
кий сборник «Государство - это мы!»
Выставка методической литературы
Творчес
кая-игра «Информ-проект»
-
Малый методический совет «Информ-проекта»
-
Педагогический конкурс «Отряд-лидер»
Младшее звено (1-4кл) «Путешествие в Город Знаний» Среднее звено (5-8кл) «Я-житель Города наук»
Старшее звено
-
(9-11кл) «Познай себя и своего товарища».
-
Конкурс «Главная новость страны»
Методический сборник «Информ-проект»
Методическая брошюра «Как самим выпустить газету?»
Двухуровневый проблемный семинар по программе «МЫ САМИ»
Тема: Формирование лидерских качеств и социальных инициатив как неотъемлемая часть воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива
-
Лекционные занятия.
-
Диспут-клуб
-
Формирование творческих групп по направлениям
Разработка и внедрение эффективных методик по выявлению лидерских качеств и организаторских способностей детей.
Информационно-методическая наглядность (стенды, листовки.
Выставка методической литературы.
Семинар «Как работать вместе»
-
Малый методический совет по проблеме реализации
семинара «Как работать вместе».
-
Детские объединения «ДТ» - детский театр
-
Игровая ситуация «Маска».
Конкурс-сочинение «Творческий лидер»
-
Информационно-методический сборник программы «ТЮЗЗ»
-
Методическая листовка «Как самому сделать праздник?»
Академия вожатского мастерства
Тема: «Управление и самоуправление временного детского коллектива»
Организация Дня дублера
Информационно-методическая листовка
Смена-форум «Я -лидер!»
-
Малый методический совет по проблеме реализации программы «Я - лидер!»
-
Конкурс «Лидер - педагог»
-
Детское самообъединение «Сверстник»
-
Детские секции
-
Хобби-центр
-
Детское самоуправление «Инициатива»
-
Методический сборник программы «Я -лидер!»
-
Методическая выставка.
Большой методический совет
Тема: «Формирование лидерских качеств как неотъемлемый элемент гражданско-патриотического» воспитания»
-
Отчет творческих групп по направлениям
-
Диспут-клуб
Конкурс-сочинение «Выборы-вчера,
сегодня,
завтра»
Выпуск методической газеты
Авторский проект «Солло»
-
Неделя педагогического мастерства
-
Конкурс «Вожатый года - лидер года»
-
Конкурс педагогической документации
-
Конкурс детских инициативных программ
-
Акция «Я - миру»
-
Детское самоуправление «Инициатива»
-
Информационно-методическая выставка
-
Методические сборники творческо-игровых программ «Соло»
Выпуск информационно-методической брошюры по проблеме формирования лидерских качеств
Творческо-игровой проект «КомпаниЯ»
-
1. Малый методический совет по проблеме реализации программы «КомпаниЯ»
-
2. Лидер-конкурс «Мой корпус» (для педагогов-организаторов)
1. Детское самообъединение «Я и мы».
2. Детский парламентарий.
3. Форум лидеров детских организаций и объединений.
1. Информационно-методический сборник программы «КомпаниЯ».
2. Методическая выставка.
Большой методический совет
Тема: «Воспитание и развитие социальной инициативности детей»
-
Формирование творческих групп по проблематике социальной инициативности.
-
Педагогический диспут «Детская общественная инициатива - за и против».
Конкурс детских стихов
«Я и моя страна»
-
1.Информационно-методическая выставка.
-
2.Методический бюллетень.
Инициативная программа «Я»
-
Малый методический совет по проблеме реализации инициативной программы «Я»
-
Педагогический конкурс «Моя идея»
-
Конкурс детских инициативных проектов
-
Детское самообъединение «ИдеЯ!»
-
Детский форум «Это моя идея!»
-
Методическая выставка
-
Методические сборники творческо-игровых программ «Я»
-
Информационно-методические листовки
Авторский проект «Солло»
-
Неделя педагогического мастерства
-
Конкурс «Вожатый года - лидер года.
-
Круглый стол «Каков он, лидер нашего века?»
-
Конкурс детских инициативных программ
-
Акция «Я - Организатор»
-
Информационно-методическая выставка
-
Методические сборники творческо-игровых программ «Солло»
Большой педагогический совет (подведение итогов реализации програм
мы «Лидер XXI века»)
Тема: «Воспитание лидера - воспитание патриота»
-
Отчет творческих групп
-
Диспут-клубы «Лидер XXI века»
Подведение итогов республиканских конкурсов
Методический сборник по итогам реализации программы «Лидер XXI века»
Учебно - тематический план Школы лидеров.
№
Темы
Учебные занятия (часы)
Совместная творческая деятельность (часы)
Индивидуальная деятельность (часы)
1
Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать? Нужно ли быть лидером?
1
1
-
2
Что такое свободное время человека? Что такое досуг и культурно-досуговая деятельность? Основные направления культурно-досуговой деятельности.
1
4
1
3
Методика и технологии организации досуга (исходя из выбранного направления деятельности).
1
6
1
4
Методика подготовки, организация и проведения дела.
2
8
6
5
Как работать в творческой группе?
1
2
-
6
Как работать с информационными источниками?
1
1
1
7
Как работать в команде?
1
1
-
8
Как организовать обучающее занятие?
2
2
2
9
Как подводить итоги своей деятельности?
1
8
2
10
Как и где применять полученные умения, навыки и знания?
1
2
2
ИТОГО
12
35
15