Стресс и способы регуляции

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1 Лекторий: Стресс и способы регуляции эмоционального состояния.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня каждому человеку необходимо иметь представление о природе стресса, причинах его вызывающих, его последствиях и самое главное - уметь управлять стрессовым состоянием, снимать напряжение. Особенно актуальна данная тема для нас педагогов, ведь эмоциональное состояние учителя, несомненно, сказывается на состоянии учеников и на эффективности образовательного процесса.

Что же такое стресс? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? (тревога, огорчение, обида, напряжение, злость, бессилие…)

Слайд 2 Стресс - общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора).

Слайд 3 Как же влияет стресс на организм человека???

Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний - именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать серьезные заболевания.

Наш организм отвечает на это целым комплексом физиологических реакций: в крови увеличивается количество гормонов адреналина и кортизола, которые готовят кровеносные сосуды, сердце и мускулы к напряжённой работе; мозг требует усиленного кровоснабжения; активнее работают все органы чувств. В случае хронического стресса эти реакции закрепляются, состояние тревоги накапливается и нередко вызывает психические и соматические расстройства.

Слайд 4

Коллеги, откуда берется стресс, какие причины его появления? Причины могут быть разные, такие, как: потеря близких, безработица, проблемы со здоровьем и т.д.

Слайд 5

Со стрессом можем столкнуться не только мы, но и наши ученики. По каким признакам мы можем понять, что человек находится в стрессовом состоянии?

  • физические (бессонница, высокое кровяное давление, головные боли, хроническая усталость, тошнота, частые простуды и т.д.)

  • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, нарушения памяти и концентрации внимания, паника, раздражительность и т.д.)

  • поведенческие (злоупотребление алкоголем, потеря интереса к своему облику, привычка кусать и грызть ногти, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.)

Слайд 6

А теперь мы вам предлагаем выполнить тест на определение вашего эмоционального состояния.

Тест на определение эмоционального состояния

тест К. Шрайнера на исследование эмоционального состояния педагогов (журнал "Прикладная психология", 2000 год).

Подсчитайте количество положительных ответов на следующие вопросы.

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден (а) наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома - сплошные неприятности.

Слайд 7

4. Я очень часто раздражаюсь по мелочам.

5. Меня беспокоит будущее.

6. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом. Хорошо бы, если бы все не так стремительно менялось.

Слайд 8

7. Мне трудно расслабиться после напряженного дня.

8. Я люблю семью и друзей, но часто вместе с ними я чувствую скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг (ла) и часто испытываю разочарование в самом (ой) себе.

Слайд 9

Подсчитали количество положительных ответов, у каждого из вас получилось число, которое показывает ваш уровень стресса.

Если у вас 0-4 балла, значит вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции, не раздражаетесь на других и не склонны винить себя.

Если в сумме 5-7 баллов, вы не всегда ведете себя в стрессовой ситуации правильно. Иногда умеете сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда заводитесь из-за пустяка и потом об этом жалеете.

Если у вас 8-9 баллов, вы переутомлены и истощены, часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Вследствие этого страдаете вы и окружающие люди.

Слайд 10

Способы борьбы со стрессом

  • Релаксация - расслабление организма (аутотренинг). Снятие мышечного напряжения, а затем и психологического (с помощью мелодий для релаксации и т.д.).

  • Правильное питание. В период стресса активнее расходуются питательные вещества. Это может снизить иммунитет, если вовремя не компенсировать потери пищей или специальными добавками.

  • Разрядка по восточным методикам (методика правильного дыхания, некоторые упражнения йоги, массаж и т.д.).

  • ароматерапия , бани, контрастный душ, закаливание, лекарственные настои.

  • Цветотерапия (цветовая гамма интерьера может не гармонировать с нашим эмоционально - психическим состоянием).

  • Переключение на другие виды деятельности (хобби и т.д.).

  • Физические упражнения и спорт.

Полчаса физической нагрузки ежедневно избавляют от напряжения, сжигая избыток стрессовых гормонов и повышая в крови уровень поднимающих настроение веществ (эндорфинов).

  • Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

  • Побольше общения с коллегами, и с друзьями. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими - уникальный способ избавления от стресса.

  • Вне работы о работе стараться не говорить.

  • Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабление.. Регулярное выполнение учителем этих упражнений поможет вам правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

Упражнение "Гора с плеч"
Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.


Упражнение "Замок"

Исходное положение - сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох - поднять руки в "замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2-3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Рисуночная техника "Мой стресс" (Колошина Т.Ю., Трусь А.А.)

Стресс - категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь и видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы не испытывал стресса. У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.

Сделаем это следующим образом: в течение 2 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется "Мой стресс". На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Каждый работает самостоятельно.

Обсуждение полученных результатов:

  1. Какой он, ваш стресс? На что он похож?

  2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится).

Упражнения-настрои


У учителя не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н. Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.


Настрой на работу
"Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".

Настрой в течение рабочего дня
"Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".

"Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом".
"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками".


Настрой перед сложным разговором
"Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".


Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности
"Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".


Настрой на уверенность в себе
"Я все умею. Урок у меня получится. Я справлюсь с ситуацией".

Настрой на любовь к профессии и детям

"Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".

Утренние и вечерние настрои
"Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь".
"Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками".

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте - тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

  4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Предлагаем динамическое упражнение.

(выполняется под ритмичную музыку стоя)

Начинается с растяжки мышц голени, бедра, потягиваний, встряхиваний конечностей.

Поочерёдно (снизу - вверх) начинать двигать: сначала стопами, затем коленями, бёдрами, далее кистями рук, предплечьями, плечами, соединяем с движениями головы.


© 2010-2022