Программа В первом классе без проблем по профилактике дезадаптации упервоклассников

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Пояснительная записка.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по - своему. Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2 - 3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т. д.

Адаптироваться к школе для первоклассника - задачка не из легких. Происходит это у всех по - своему и, увы, не всегда гладко. И если «не гладко» (это называется дезадаптацией), то есть с нарушением механизмов «приспособления к школьной реальности».

Для того чтобы с самых первых уроков создать у первоклашек позитивное отношение к школе и чтобы дети наиболее благополучно прошли этап адаптации к школе может помочь специальный курс адаптационных занятий для первоклассников «Сказка о Павлике, который пошел первый раз в первый класс».


Цель: психологическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития; профилактическая работа с первоклассниками по предупреждению школьной дезадаптации и тревожности.

Задачи адаптационных занятий:

  • Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

  • Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

  • Формирование положительного отношения к правилам поведения в школе.

  • Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности первоклассников.

  • Обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка,

  • Создание условий для проявления индивидуальных особенностей детей

  • Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу; сплочение классного коллектива.

Занятия проходят 1 раз в неделю, программа рассчитана на девять занятий первой учебной четверти первоклассников. Каждое занятие имеет структуру:

  • Вводное упражнение разминка (дыхательное упражнение, глазодвигательное упражнение, массаж активных точек).

  • Функциональное упражнение на развитие познавательных процессов.

  • Сказка о Павлике, который пошел первый раз в первый класс.

  • Рисование истории, инсценировка истории.

Ожидаемый результат: безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь, принятие школьных правил.


Содержание программы:

№ п/п

Тема занятия:

дата

1

Знакомство.

2

Сказка о Павлике, который опоздал в школу.

3

Сказка о Павлике, который ждал родителей, чтобы пойти домой после школы.

4

Сказка о Павлике, который забыл вторую обувь.

5

Сказка о Павлике, который забыл положить в пенал простой карандаш.

6

Сказка о Павлике, который научился на перемене играть в «Ладошки».

7

Сказка о Павлике, который познакомился с одноклассником.

8

Сказка о Павлике, который потерял телефон.

9

Итоговое. Диагностика.

Приложение.





Утверждено:

Директор

МБОУ «СОШ № 153»

И.Г. Комарова ___________

«___» ___________ 20___г.

Согласовано:

Зам. директора по ВР

А. О. Вахитова __________________

«___» ______ 20___г.

Рассмотрено ШМО

Руководитель:

Н. В.Гаврилова

_______________________

«___» ____________20___г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса

«В первом классе без проблем»

( по профилактике школьной дезадаптации)

1 класс

2015- 2016 учебный год



Педагог - психолог Шакирова А. Ш.



© 2010-2022