Тренинг для педагогов Как создать свою команду

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг для педагогов

«Как создать свою команду»

Цель работы группы: приобрести практические навыки взаимодействия и сотрудничества с коллегами.

Задачи:

  • научиться работать в команде;

  • развить позитивное самопознание;

  • научиться ценить свою и чужую индивидуальность.

Временная организация: 1 час

Состав группы: 5-15 человек


Ход тренинга

Упражнение 1. Расскажи о себе.

Описание процедуры: Данное упражнение относится к разряду разогревающих, и его можно использовать в начале нового занятия группы. Упражнение выполняется в кругу.

Каждому участнику предлагается рассказать о себе передать какую-либо приветственную фразу или другое приятное послание члену группы, сидящему в круге напротив него. - «Я хочу передать сообщение ФИО в нем говориться о…..». Член группы который получил сообщение тем же образом отправляет короткое ответное сообщение другому члену команды обратным кур­сом, то есть против часовой стрелки.

Через некоторое время в действие вовлека­ются все участники, передавая сообщения дру­гим участникам или ожидая, когда придет послание им.

После того как последние ответы дошли до адресата, а это заметно, ведущий спрашивает, кто не получил послания, и просит группу восстановить справедливость.

По окончании все участники хором говорят СПАСИБО.

Комментарии Упражнение хорошо заряжает участников позитивной энергией и формирует настрой на дальнейшую работу.

В процессе обсуждения ведущий может попросить участников поделиться с группой наиболее приятными из полученных сообщений. Нередко у кого-то из участников появляется вопрос к автору послания: «Что он имел в виду?» В этом случае автору послания следует ответить на данный вопрос.

Упражнение 2. "Я это"

Цель: Упражнение помогает взглянуть на собственное мировоззрение, так и на понимание жизненных установок другого человека.

Материалы: Каждому участнику потребуется лист бумаги и карандаш.

  1. Каждый на листе бумаги записывает 10 предложений, которые начинаются одинаково "Я - это…" на это отводится три минуты.

  2. Три из этих предложений, которые, по мнению автора, содержат наиболее важные сведения о нем, помечаются крестиком. Листы не подписываются.

  3. Все листы раскладываются на полу текстом вниз и перемешиваются.

  4. Один за другим участники подходят, берут лист и читают вслух его содержание.

  5. Затем группа пытается выяснить, кто мог бы написать эти предложения. Каждый по очереди обосновывает свое мнение.

  6. После обсуждения и рассмотрения разных вариантов, автор текста должен признать, что это именно его произведение, даже если группа не пришла к правильному ответу.

  7. Все процедуру следует завершить обсуждением:

    • Сложно ли мне было формулировать про себя эти 10 предложений?

    • Какую информацию я выбрал для описания?

    • Насколько хорошо у меня получалось угадывать авторов других текстов описания?

    • Посмотрел ли я после этого упражнения на себя другими глазами?

    • Узнал ли я что-то новое, об участнике группы?

    • Были ли другие откровеннее, чем я?

Упражнение 3. "Копия".

Цель: улучшение качеств общения в группе. Тренировка внимательности, умения слушать и тренировка точности передачи посланий.

В этом упражнении коммуникация односторонняя. Вероятность ошибки весьма велика, поскольку слушатели не могут переспрашивать ведущего.

1. Группа садиться полукругом. Каждый берет себе карандаш и бумагу.

2. Предложите любому желающему взять на себя тяжелую роль - коммуникатора. Коммуникатор садиться напротив остальной группы и получает материал к этому упражнению. Его задача - так описать картину с листа, чтобы остальные участники могли нарисовать ее на своих листах идентично образцу. Каждый работает только для себя, переспрашивать коммуникатора запрещено. Если у коммуникатора сложилось впечатление, что он предоставил достаточно информации, он просто говорит о том, что закончил.

3. Участникам показывается оригинал, чтобы они смогли сравнить с ним свое произведение. Обращается внимание на то, что всем давалась одинаковая информация, но картины все равно различаются. Как можно это объяснить?

4. Во время подведения итогов участники могут пожаловаться на то, что коммуникатор дал им недостаточно информации. В этот момент хорошо поговорить об одно- и двусторонней коммуникации, об умении слушать и говорить:

  1. Что мне понравилось в манере донесения информации коммуникатора?

  2. Какие были недочеты в его работе?

  3. На что нужно обращать особое внимание при односторонней коммуникации?

  4. Знаю ли я людей, которые склонны к такого рода коммуникации?

  5. Как бы я оценил самого себя в этом отношении?

  6. В чем преимущество двусторонней коммуникации?

  7. Какие наблюдения я сделал в этом процессе?

  8. У кого получилась самая точная картина? Как ему это удалось?

Комментарии: Проследите за тем, чтобы группы не сильно обвиняла коммуникатора, если у него что - то не получилось. Попытайтесь сделать акцент на улучшение коммуникационных отношений.

Опишите знаки словами с такой точностью, чтобы слушатели могли нарисовать картину, не видя ее.

(Рисунок Волосипупик)

Упражнение 4. "Признаки".

Цель: снятие напряжения, тренировка умения работать в команде.

Группа делится на несколько команд. Ведущим задается два или более признака. Например:

1) инструмент,

2) с отверстиями.

Задача каждой команды - придумать как можно больше предметов, одновременно обладающих данными признаками. Время выполнения 5-10 минут.

По окончании каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает команда, предложившая их большее количество.

Упражнение 5. "Взаимопонимание".

Цель: упражнение направлено на тренировку взаимопонимания.

Вариант 1 Упражнение выполняется в круге. Ведущий называет любое число (но не больше, чем количество участников в группе). Одновременно с этим необходимо встать участникам в количестве равном названому числу.

Вариант 2 Ведущий называет число не больше, чем количество участников, и, выдержав паузу (1-3 с), подает команду: «Встали». По этой команде необходимо встать участникам в количестве равном названному числу

Условия:

  1. участники должны встать точно по команде;

  2. должно встать ровно столько участников, сколько заказывалось;

  3. участникам нельзя разговаривать и соответственно вслух договариваться, кто именно будет выполнять задание.

Комментарии: Если установить время, в течение которого члены группы могут каким-то образом сообщать свои намерения и угадывать намерения других, то упражнение наполняется дополнительным содержанием. В данных условиях участники пытаются договариваться при помощи мимики и жестов. Можно усложнить упражнение, запретив же­стикуляцию. Но и при этом у них остаются та­кие параметры для анализа, как мимика и позы друг друга.

Упражнение 6. "Релаксация".

Цель: Отдых участников, настрой на завершение работы.

Участники садятся в круг, и закрывают глаза, берутся за руки. Пытаются запомнить все, что происходит вокруг него, в аудитории, в здании, на улице (внимание распределяется строго по порядку в обратном порядке). Представьте что вы сильная сплоченная команда. Представьте, чего вы можете достичь вместе. Откройте глаза. На листах бумаги напишите

+ работы в команде и + работы в одиночку.

Зачитайте ваши ответы. Где оказалось больше плюсов? Почему?

Вы как отдел, больше работаете командно или в одиночку?

Помните что вы команда, и что вместе справиться со всеми делами и проблемами намного проще.

Упражнение 7. "Подведение итогов".

Цель: подведение итогов.

Участники садятся в круг и делятся впечатлениями от занятия, говорят пожелания на неделю.

Упражнение 8. "Подарок".

Цель: завершение занятий.

Членам группы предлагается не пожелать, а что-нибудь подарить каждому участнику (нематериальное!). Это может быть звезда на небе, восход солнца, удача, талант и т. п. То есть то, что нельзя положить в карман, но можно унести с собой в себе. Не следует жалеть времени на подобные про­цедуры, особенно по окончании тренинга, даже если они оказываются продолжительными. Нарисуйте или напишите, дарить будете по кругу, громко оглашая свой подарок. Объясните пожалуйста почему именно это вы решили подарить.

И напоследок я хочу раздать Вам буклеты, в них вы можете более подробно ознакомиться с информацией о командообразовании.

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Психология личностного роста. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

  2. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 2001

  3. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие. - М.: Генезис,2001

  4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2002



© 2010-2022