Статья: Программа по изобразительному творчеству «Волшебные краски» для учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г. Э. Смирнова

ГБОУ школа № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга






Программа по изобразительному творчеству «Волшебные краски»

для учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта


Приоритетной задачей в образовании является реализация права каждого ребенка с выраженным недоразвитием интеллекта на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, и создание условий для получения детьми с с выраженным недоразвитием интеллекта психолого-педагогической помощи.

Для детей с с выраженным недоразвитием интеллекта, обусловленной органическими нарушениями центральной нервной системы, характерно недоразвитие всех сторон психики: внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти. На современном этапе развития коррекционной педагогики экспериментально и практически установлено, что включение таких детей в систему коррекционно-развивающей работы приводит к тому, что они могут овладеть элементарными способами общения, социальными нормами поведения, специфическими для человека видами элементарной бытовой и предметно-практической деятельности, при этом меняется их личностный облик. Поэтому процесс обучения и воспитания обучающихся с с выраженным недоразвитием интеллекта должен максимально содействовать всестороннему развитию их познавательной деятельности, формированию правильного поведения в обществе и социальной адаптации.

Рабочая программа «Волшебные краски» адресована детям с выраженным недоразвитием интеллекта с 1-12 класс.


Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств работы с детьми с с выраженным недоразвитием интеллекта все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с с выраженным недоразвитием интеллекта.

На важную роль искусства в работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации, снимает эмоциональное напряжение.

Ведущим нарушением у детей с с выраженным недоразвитием интеллекта является нарушение познавательно и эмоционально-волевой сферы. Сниженная познавательная активность проявляется в отсутствии интереса к заданиям, в отсутствии необходимого психического напряжения, сосредоточенность. Снижена работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности или возбудимости. Дети не могут в ходе деятельности контролировать свои действия и анализировать их. При выполнение работы часто действуют импульсивно и нецеленаправленно. Для детей с с выраженным недоразвитием интеллекта характерна недостаточная дифференцированность ощущений, нарушение восприятия и различения цветовых оттенков. Замедленный темп сенсорного восприятия, сужение зрительно воспринимаемого материала. Нарушенное чувственное познание (ощущений и восприятия) не позволяет ребенку получить полноценное представление об окружающем его мире; запомнить, высказать адекватное решение. В силу своих умственных способностей и психических отклонений, дети с с выраженным недоразвитием интеллекта не …проявляют себя в учебной деятельности. Для того, чтобы войти в социальную среду и адаптироваться в ней, необходимо быть успешным в каком-либо виде деятельности. Задача программы-подготовить детей к преодолению трудностей социализации, опираясь на потенциал каждого ребенка. Создать условия для его самореализации, раскрыть его возможности и способности. Развитие способностей является наиболее важной прогрессивной функцией личности. Кроме того, развитие творческого воображения в процессе художественной деятельности является один из направлений снятия комплекса депривации. При участии детей в художественно-творческой деятельности происходит:

  • Развитие основ личностной самооценки.

  • Становление личностной позиции «я сам», «я и другие».

  • Воспитание ответственности за свои поступки.

  • Коррекция общения.

  • Развитие коммуникативности.

  • Развитие умение оказывать сочувствие и поддержку, т.е сопричастность.

  • Умение принимать помощь другого……

  • Умение адекватно реагировать на успех и не успех.

  • Улучшение психического самочувствия.

  • Снятие эмоционального напряжения.

Использование ИЗО с детьми с с выраженным недоразвитием интеллекта позволит скорректировать эмоциональную сферу воспитанников, снять эмоциональную зажатость и напряжением и, тем самым, способствовать развитию их способностей.

Л.В.Выгодский писал, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие функции, как речь, мышление, зрение, двигательную координацию. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.

Цель программы: «Волшебные краски»: коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся средствами творческой деятельности.

Задачи:

-Развивать позитивное эмоциональное отношение к изо деятельности. Приобщать учащихся к художественной культуре.

-Повышать уровень познавательной активности, расширять кругозор детей, развивать творческие проявления.

- Формировать художественные умения на занятиях, посредством графических техник.

-Корригировать и развивать речь обучающихся; пополнять и обогащать их пассивный и активный словарный запас.

-Создать условия для формирования у обучающихся коммуникативных и социальных навыков.

-Воспитывать их эмоциональную адекватность.

Методические задачи:

- развитие памяти: зрительной, слуховой, тактильной,

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Отличительные особенности данной программы:

- различные графические техники изобразительной деятельности;

- отношения педагога и обучающихся - содружество, соавторство;

- принципы организации занятий: от простого к сложному, самостоятельно по способностям, в зоне ближайшего развития детей;

- материал к занятиям подбирается и адаптируется к конкретному составу данной обучающей группы; возможны изменения в выборе форм, методов, количества часов, что связано с особенностями развития обучающихся.

Программа «Волшебные краски» предназначена для детей 1-9…… классов, Занятия в проводятся 2 раза в неделю и рассчитана на 3 года обучения. Формы работы - подгрупповая. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для школьника.

На занятиях могут использоваться :

  1. заочная экскурсия;

  2. заочное путешествие;

  3. просмотр презентаций, видеороликов.

Для занятий для детей предусмотрена специальная одежда: фартуки и налокотники для защиты одежды от загрязнения.

Для работы наиболее удобна следующая структура занятия.

-вводная часть,

-основная часть,

-заключительная часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, настроя рисовать. Продолжительность вводной части - 5 минут.

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на развитие воображения, координации движения руки, пространственной ориентации. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Этапы основной части:

1. Основной показ, объяснение выполнения новой техники -5 минут

2. Выполнение детьми работы - 10 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы, рефлексия. Продолжительность заключительной части - 5 минут.

Принципы, на которых осуществляется программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников умениям выполнять основные предметные действия

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций данного вида работы (логического и речевого мышления с целью их полного понимания.) Использование в заданиях максимально разнообразного материала.

4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к изобразительной деятельности. При выполнении заданий оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Ожидаемые результаты.

В результате работы у детей с выраженным недоразвитием интеллекта предполагаются следующие результаты:

1. Расширение и закрепление у с выраженным недоразвитием интеллекта знаний и представлений об окружающем мире.

2. Обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.

3. Развитие у детей с выраженным недоразвитием интеллекта всех психических процессов: восприятия (зрительного, слухового, тактильного и.т.д.), памяти, мышления, воображения.

4. Развитие общей и мелкой моторики.

5. Совершенствование у детей умений и навыков работы с красками разными техниками.

6. Проявление творчества.

7. Предполагается продолжать воспитывать у детей аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

8. Достигать…… эмоциональной адекватности, отзывчивости, детей на занятиях, не стесняясь высказывать свои мысли, чувствовать себя на занятии свободно.

Название техники

Содержание работы

Материалы

Печатание.

Поначалу дети делают отпечатки своих пальчиков и ладошек. Для этого используются специальные пальчиковые краски. Потом можно предлагать для рисования самые разнообразные печати.

природные (листья),предметы (пуговицы, пробки), печати, вырезанные из картофеля и др. материалов

Техника

«Сухой кисти».

Используется для окраски изображений предметов, поверхность которых обладает неровной светлотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью скользящими движениями или тычком кисти.

Кисть для клея толстая, гуашь.

Монотипия - (греч. «отпечаток») - одна из первых графических техник.

Состоит в том, что на одну половину согнутого пополам листа бумаги наносится несколько крупных капель жидко разведенной краски, второй половиной листа капли плотно прижимаются. При разворачивании листа бумаги получаются необычные причудливые узоры. После этого можно предложить детям догадаться, что это может быть, спросить на что это похоже и, возможно, предложить дорисовать изображение так, чтобы все догадались, что это. Техника «монотипии» широко используется и применяется для развития воображения и творчества.

Гуашь.

Набрызг.

Техника рисования, применяющаяся для изготовления тонированной бумаги, для создания бархатистой фактуры листа. На кончик щетинной кисти набирается немного краски, так, чтобы краска не капала. Кисточку наклоняют над листом бумаги и проводят пальцем по ее ворсу, в результате лист покрывается мелкими брызгами краски. Предварительно можно на лист бумаги положить какой-нибудь вырезанный из картона силуэт (это может быть и природный материал), тогда после снятия в конце работы на его месте остается белый отпечаток.


Гуашь, расческа, зубная щётка.

Пальцевая живопись.

Рисования пальцами. На каждый пальчик - своя краска. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами. Можно ее выполнять специальными красками для пальцев.

Гуашь.

Фотокопия.

Для выполнения рисунка в этой технике потребуются восковые мелки и гуашь или тушь. Светлыми восковыми мелками на листе бумаги рисуется изображение, которое затем «проявляется», то есть закрашивается темной гуашью или тушью в один слой. Краска не ложится на восковой мелок, и все изображенное остается, ярко выделяясь на темном фоне листа.

Восковые мелки, гуашь, тушь.

Витраж.

Для изготовления витража понадобятся краски, бумага, силикатный клей и пипетка или обыкновенная свечка (можно и светлый восковой мелок). С учетом особенностей витража на бумагу восковым мелком или свечкой наносится изображение, затем пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Если используется клей и пипетка, то изображение сначала выполняют простым карандашом и сверху на него наносят слой клея. После его высыхания выполняют работу красками. Кроме клея или воскового мелка можно также использовать черный маркер, им обводится изображение в самом конце работы, после полного высыхания краски

Восковые мелки, свеча, клей, пипетка, чёрный маркер, гуашь.

Мятой бумагой.

Рисование на мятой бумаге создает ломаные линии и вследствие этого эффект объемности. Только прежде, чем рисовать, необходимо как следует измять бумагу.

Мятая бумага, гуашь.

Припечатывание.

Техника, состоящая в том, что тканевый тампон или губка, смоченные тушью, прикладываются к тонированному листу бумаги. Таким способом хорошо выполнять рисунки животных, деревьев, любых изображений, требующих бархатистой, шершавой фактуры.

Тканевый тампон, губка, тушь, гуашь, тонкая кисть.

Рисование штрихом.

Используется она преимущественно при рисовании животных. Изображение при этом выполняется рядами штрихов, часто идущих по кругу, имеющих различную длину. Направление и длина штрихов, а также их интенсивность зависит от характера изображаемого образа.

Фломастеры, шариковые ручки.

«Техника пастели».

Позволяет создавать мягкую, пушистую фактуру, а также легкий, неяркий фон. Ее часто используют при рисовании животных. При создании фона закрашивать большие поверхности можно боковой стороной мелка.

Пастельные мелки.

Акварель

по-сырому.

Позволяет получать «живые» и выразительные рисунки с размытым, нечетким контуром; дает возможность передать неуловимые цветовые переходы, нежность и гармоничность цветовых сочетаний. Эту технику рекомендуется выполнять с детьми следующим способом: плотная бумага вымачивается несколько дней, выкладывается на вчетверо сложенную газету, которая впитывает лишнюю влагу.
На такой бумаге выполняют рисунок акварельными красками.

Акварель, вода.

Техника «размывки».

Обычно эта техника используется для создания фона самых разнообразных оттенков. При этом используют разные цвета, которые легко вливаются друг в друга, создавая эффект размытости и легкости. Такой фон хорошо подходит практически для любых рисунков. Кроме того, в такой технике можно выполнять не только фон, но и любые изображения, требующие смешивания цветов (фрукты, осенние листья и другое).

Акварель.

Техника фломастера.

Довольно известная, но хочется обратить внимание на некоторые ее особенности: фломастерами можно делать не только контурные рисунки, но и закрашивать ими весь лист бумаги. При этом надо учитывать то, что цвета фломастеров плохо смешиваются друг с другом, поэтому не стоит рисовать фломастером поверх уже закрашенного.


Фломастеры.

Линогравюра.

Состоит в том, что на картон наклеиваются вырезанные из бумаги узоры, силуэты животных, человеческие фигурки. Затем на весь лист наносится тушь или краска с помощью тампона из мягкой тряпочки. На поверхность со свеженанесенной краской кладется лист бумаги, прижимается рукой и протирается ложечкой. После этого протирается круговыми движениями, тщательно снимается бумага там, где лист соприкасался с картоном. Получается цветное изображение, а в местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи. Силуэты выходят цветные, с белым ореолом вокруг них.

Гуашь.

Кляксография.

Для работы в этой технике необходимы бумага, чернила и тушь, лучше сначала темные, затем цветные.
В центр листа капается клякса. Затем лист наклоняется в одну сторону, в другую, можно на кляксу подуть. Каждый поворот, каждое наклонение дает новое изображение.

Гуашь, тушь.

Пуантилизм

Техника выполнения рисунка мелкими точками. Для работы с детьми можно использовать пальчиковые краски и ватные палочки. Рисунок, выполненный карандашом, раскрашивается разноцветными точками

Гуашь, ватные палочки, цветные карандаши.


Вид работы

Чему обучаем

Монотипия

Познакомить детей с техникой отпечатка, способствовать развитию памяти, глазомера, объясняем и закрепляем законы симметрии.

Диатипия

Знакомим детей с новой техникой, она считается разновидностью монотипии, но есть отличия - осваиваем новые приемы.

Рисование мятой бумагой, красками.

Обучаем детей владению техникой рисования мятой бумагой.

Рисование перьями

Обучаем детей владению техникой рисованием пером

Линогравюра

Познакомить детей с техникой линогравюры в упрощенном варианте. Развиваем сенсорное восприятие, координацию движений, фантазию, речь. На первом занятии - фигурки, вырезанные взрослыми.

На втором занятии - фигурки, вырезанные детьми.

«Волшебные нитки»

Познакомить детей с новой «волшебной» техникой. Развиваем фантазию,

внимание, мелкую моторику.

«Пальцевая» живопись.

Нитки №10, ножницы, набор ярких чернил или жидко разведенных гуашевых

и акварельных красок, бумага, фломастеры, карандаши, кисть.

Кляксография

Научить детей новой технике. Создать у детей стремление ксамовыражению, фантазии.

Фотокопия

Обучаем детей владению новой техникой, развиваем мелкую моторику,фантазию детей, сочиняем сказку.

«Знакомая форма-новый образ»

Научить видеть необычное в обычных предметах.

Граттаж (техника царапания)

Познакомить детей с новой для них техникой, развиваем мелкую моторику,координацию, внимание, фантазию, сенсорное восприятие.

Акватушь (или акватип)

Знакомство с новой техникой, умение правильно ее использовать, внимание,фантазию детей развиваем.

Водная печать

Сенсорное восприятие - смешивание красок. Научить детей использовать новую технику, пользоваться только светлыми красками, развиваем фантазию детей.

Печатание растений

Научить детей новой технике, развивать внимание, терпение, мелкую моторику, координацию движений, учить составлять композиции на втором занятии.

Коллаж

Научить детей новой технике, развить воображение, речь (составлениеистории), чувство юмора. Развиваем мелкую моторику, внимание,аккуратность.

Аппликация с дорисовыванием

Познакомить детей с новой техникой, развить воображение, творческую активность, развить координацию движений, мелкую моторику.

Витраж

Учим детей новой технике, развиваем координацию движения, мелкую

моторику, глазомер.

Рисование «носом»

Развивать внимание, сенсорные навыки, фантазию детей.

Набрызг

Познакомить детей с новым способом рисования. Развиваем воображение,

развиваем мелкую моторику.

Припечатка

Познакомить детей с новой техникой уметь правильно пользоваться тампоном, развивать фантазию, внимание, координацию движений, смелость.

Рисование ладошкой

Обучаем детей владению техникой рисованием краской







© 2010-2022