• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • О реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 87 г. Уфы. Из опыта работы

О реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 87 г. Уфы. Из опыта работы

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ № 87 г. Уфы. Из опыта работы.

Степанова С.Н.

Педагог - психолог, учитель начальных классов - детей с ОВЗ

МБОУ СОШ №87

Одна из задач школы, в которой обучаются дети с ОВЗ - предложить ученику и его семье весь спектр существующих возможностей обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и помочь ей сделать выбор. Для решения этой задачи предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Индивидуальный образовательный маршрут - это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Составление индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

возрастом ребенка;

состоянием здоровья;

уровнем готовности к освоению образовательной программы;

особенностями, интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

возможностями образовательного учреждения удовлетворить специальные и особые образовательные потребности детей;

возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия ребенком дома;

наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других образовательных учреждений.

Координации деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов этого школы. Координатор по инклюзии - это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного образования. В МБОУ СОШ №87 координатором является председатель школьной ПМПК. Основная цель работы координатора-обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования.

Междисциплинарное обсуждение результатов диагностики всеми специалистами, целью которого является составление полной картины развития ребенка, а не фрагментарных представлений о его развитии в разных областях, облегчает понимание потребностей ребенка и семьи и планирование индивидуального образовательного маршрута.

Деятельность школьной ПМПК по разработке и корректировке ИОМ проводится в рамках заседаний.

Плановый консилиум решает следующие задачи:

уточнение стратегии и определение тактики психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;

выработка согласованных решений по определению индивидуального образовательного маршрута и дополнительных программ развивающей, коррекционной и реабилитационной работы;

оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

Плановые консилиумы проводятся 3-4 раза в год. Внеплановые консилиумы собираются по запросам специалистов (педагога, педагога-психолога или одного из работающих с ребенком специалистов).

Поводами для внепланового консилиума являются выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения или развития и т. п.

Задачами внепланового консилиума являются:

решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе - каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь);

коррекция направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо иного типа учебного заведения (повторное прохождение ПМПК).

Приведем пример разработки специалистами ПМПК образовательного маршрута для обучающегося с ОВЗ МБОУ СОШ №87:

1. Первичный прием специалистами ПМПК и рекомендации ПМПК по определению образовательного маршрута. Оформление листа ИОМ.

Например,

Индивидуальный образовательный маршрут (фрагмент)


Ф.И.О. ребенка ________________________________________________ (3 класс)

на 2014-2015 учебный год

Направление работы/

специалист

Кол-во часов в неделю

Время проведения

Используемые программы, технологии

(пример)

Форма проведения занятия

Ф.И.О. специалиста

Психологическая помощь

(педагог - психолог)


1 ч

По согласованию

Чт. 14.30-15.00

Личностно-ориентированная технология в коррекционной работе младших школьников

Индивидуальная

Групповая

Педагог - психолог

Дефектологическая, логопедическая помощь (учитель -дефектолог, учитель - логопед)

3 ч

Пн., ср., пт.

14.00-14-45

Песочная терапия

Групповая

Учитель-логопед

Общеразвивающая и учебная подготовка (воспитатель и учитель)

3 ч

Пн. 15.00-15.45

Ср. 10.15-11.00

Чт. 12.10-12.55

Программа коррекционных занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Групповая

Учитель

Другое

По согласованию

Проект «70 добрых дел - к 70- летию ВОВ»

Индивидуальная

Классный руководитель

В соответствии с данным ИОМ обучающийся с ОВЗ в течение года посещает дополнительные индивидуальные, групповые занятия у педагога-психолога, учителя-логопеда, участвует в проектах в рамках внеурочной деятельности, посещает кружки.

2. Повторное ПМПК (динамическое). Проводится с целью оценки динамики развития регуляторной и эмоциональной сфер и оценки возможностей ребенка находиться в инклюзивной среде. С 2013 года в МБОУ СОШ №87 проводится расширенное заседание с приглашением специалистов ГБУ РМПКК, чьи рекомендации учитываются, находят отражение в виде дополнений в ИОМ. Специалисты ППМК имеют право оговаривать с родителями дополнительные условия, необходимые для успешной адаптации ребенка в школе, например, посещение ребёнком спортивных секций вне школы.

Таким образом, в процессе реализации ИОМ необходимо помнить, что организация деятельности может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в классе - неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями ребенка с ОВЗ (например, ребёнок во второй половине года находится 1 месяц на реабилитационном лечении и др.)

Эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с особыми образовательными возможностями в МБОУ СОШ №87 обуславливается рядом условий:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

- активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

- организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.



© 2010-2022