Методическая разработка заседания методичеякого объединения классных руководителей «Воспитываем патриота»

Данная разработка включает в себя заседание методического объединения классных руководителей, на котором рассматривается работа по патриотическому воспитанию обучающихся. В разработку включены результаты анкетирования, проведённого в школе и общие данные по стране. Работа методического объединения ведётся в группах, где преподаватели играют роль родителей, преподавателей и обучающихся. Приёмы, которые включены в разработку, можно использовать так же и на родительском собрании, и на педагогическо...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заседание МО классных руководителей.

Тема: Воспитываем патриота своей страны.

Цель: Выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Задачи:

  • выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;

  • обновить содержание и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.

Участники:

Зам. директора школы по воспитательной работе, педагог-психолог школы, руководитель МО, классные руководители.

Подготовка:

  • Анкетирование учащихся 9-11 классов (анкета прилагается).

  • Анкетирование учителей.

  • Изучение научно - методической литературы по обсуждаемой проблеме.

  • Составление инициативной группой проекта решения МО.

Оформление:

1.Кмпьютер, мультимедийный проектор.

2.Цитата на доске:

"Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека..."

К.Д.Ушинский

Формирование положительной установки на совместную деятельность.

Упражнение «Завариваем чай»

На глазах у слушателей завариваем чай. Смогли бы вы получить напиток без каких-либо определенных действий? Можно ли сделать так, чтобы вновь отделить заварку от воды? Вы не забудете то, что мы сегодня с вами будем делать, потому что у нас сегодня будет обучение через действие.

Если я захочу отделить чай от воды, это уже невозможно. Вот так и воспитание: если заложены моральные основы в душу каждого ребенка, то это остается с ним навсегда.



Вступительное слово заместителя директора по воспитательной работе.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. По данным социологических исследований в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа.

На практике это проявляется в том, что многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность, одной из форм которой является прогрессирующая подростковая преступность.

Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы.

Результаты социологического исследования:

В стране

В школе

80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь)

выпускники школ не возвращаются домой в село, поселок, небольшой город

безразличие к судьбе Родины

безразличие к школе

забываются традиции, обычаи своего народа

утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям

не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе

не соблюдаются правила поведения в классе, в школе

падение культуры

не читают книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество

отсутствие компетентности по вопросу гражданско-патриотического воспитания

не все педагоги достаточно компетентны в данных вопросах, формы классных часов не всегда выбираются удачными

Выступление педагога-психолога о результатах диагностики.

С целью определения особенностей гражданско-патриотических качеств обучающихся (8-11кл.) были применены следующие методы диагностики: беседа (с обучающимися, родителями, педагогами), метод наблюдения, анкетирование, ранжирование.

Результаты опроса показали, что такие понятия, как «патриотизм», «коллективизм», «Родина», «отечество» недостаточно сформированы.

1.Отношение к родной природе, отечеству:

высокий уровень - 17 %,

средний уровень - 24 %,

низкий уровень - 59 %;

2.Уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность: высокий уровень - 16 %,

средний уровень - 46 %,

низкий уровень - 38 %;

3.Отношение к себе как гражданину:

высокий уровень - 69 %,

средний уровень - 18 %,

низкий уровень - 13 %.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины опрошенных учащихся не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой Родине. Понятия патриотизма, гражданственности недостаточно осознаются школьниками. Многие из них отмечали, что они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся.

Ответы школьников на вопрос: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие:

любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных,

верить в будущее России − 13,2 %,

защищать интересы страны − 12,1 %,

иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %,

гордиться славным прошлым - 11,2 %,

знать и ценить культуру народов России - 9,8 %,

ставить государственные и общественные интересы выше личных - 5,2 %,

такого понятия сейчас нет - 1,2 %,

готовность к подвигам во имя интересов Родины - 0,3 %.

На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»

− 36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно,

29,6 % учащихся не считают себя патриотами,

33,5 % не смогли ответить на вопрос.

Согласно полученным в ходе опроса данным выявлено, что:

37,8 % школьников испытывают гордость за свою страну;

25,4 % − за место, в котором родились;

26,3 % − за принадлежность к гражданству Российской Федерации;

не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше - 5,0 %; затруднились ответить − 18,2 %. '

Главным предметом гордости обучающиеся считают такие факты, как:

победу в Великой Отечественной войне - 67,2 %;

победы российских спортсменов − 20,5 %;

природу России − 25,8 %;

историю страны − 27,5 %;

культурное наследие − 25,3 %;

полет Ю.А. Гагарина в космос − 19,4 %;

полезные ископаемые страны − 11,8 %;

принадлежность к своей национальности − 24,0 %;

отечественную науку, технику, производство − 10,1 %

. На вопрос: «Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?»

«да» ответили 38,8 % обучающихся;

«скорее да, чем нет» - 45,6 %;

«скорее нет, чем да» - 8,8 %; «нет» - 3,2 %;

«затрудняюсь ответить» - 3,6 %

Интересна позиция школьников относительно деятельностной составляющей патриотизма:

40,5 % учащихся назвали активную гражданскую позицию;

преданность Родине и умение ее защищать - 66,4 %;

жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность - 21,6 %; служение народу, конкретные дела - 15,3 %;

готовность жертвовать своими интересами - 10,4 %,

честный и бескорыстный труд - 8,2 %.

Одним из аспектов нашего исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников.

Лидирующими у школьников являются такие ценности, как:

развлечения (9,2 %),

свобода (8,6 %),

отсутствие обязанностей (8,1 %),

любовь к близким (7,8 %),

общественное признание (7,7 %).

На втором месте:

самостоятельность (7,4 %),

творчество (7,0 %),

уверенность в себе (6,7 %),

познание (6,8 %),

возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %),

любовь к Родине (5,4 %).

Большинство опрошенных считают, что Не необходимо − 62,3 %; отрицают эту необходимость всего 12,5 % и 25,2 % опрошенных затруднились ответить.

Проанализировав мнения опрошенных учащихся, мы проранжировали по степени значимости мероприятия гражданско-патриотической направленности, осуществляемые в школе:

53,2 % обучающихся считают приоритетными мероприятия по созданию в школе музеев гражданско-патриотической направленности, на базе которых будут осуществляться культурно-досуговые, развлекательно-познавательные программы, реализоваться проектно-исследовательская деятельность, способствующая воспитанию гражданственности и патриотизма;

31,4 % школьников положительно оценивают осуществление гражданско-патриотического воспитания через практическое знакомство с российской культурой, искусством (экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием);

12,3 % -создание на базе музея военно-патриотического клуба;

10,8 % - проведение бесед на гражданско-патриотическую тематику, конференций, «круглых столов», брифингов, политинформаций.

Субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы недостаточно высока.

Большая часть опрошенных учителей (96 %), родителей (85 %), учащихся (79 %) признает необходимость поиска и внедрения эффективных средств гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

Организация работы МО.

Руководитель МО: Задумывался ли кто-либо из вас, почему эта проблема - проблема общероссийского масштаба? Мы часто видим глобальные проблемы, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.

Поэтому сегодня мы попытаемся ответить на вопросы:

Как научиться беречь и любить то, что имеешь: свою страну, свой дом, свою семью, свою школу?

Как воспитать в себе умение быть человеком не на словах, а на деле?

Как научиться быть достойным памяти предков?

Возможно, вы скажете, что каждый из вас имеет опыт по формированию данных аспектов, и тема заседания не актуальна.

Давайте попробуем разобраться с данными вопросами.

Напоминаются правила работы в группе (слайд на экране):

  • полное погружение и включенность каждого в проблематику деловой игры и в атмосферу творчества;

  • уважительное отношение к высказываниям других, даже в тех случаях, когда они не совпадают с собственной точкой зрения;

  • самовыражение, когда каждый участник игры старается выразить себя и внести личный вклад в решение проблемы;

  • адаптация знаний и умений, полученных в ходе обсуждения, в практическую работу с классом.

Мы разделимся на три группы. Преподаватели, получившие красные карточки, играют роль учителей. Преподаватели, получившие зелёные карточки, играют роль родителей. Преподаватели, получившие жёлтые карточки, играют роль учеников. Каждая группа получает задания.

1 группа (учителя)

Задание: Выделить приоритетные направления в работе по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Составить перечень основных мероприятий (реальных дел).

2 группа (родители)

Задание: Определить роль обучающихся в ходе патриотического воспитания.

Составить перечень мероприятий (реальных дел), в которых приняли бы участие.

3 группа (ученики)

Задание: определить свою роль, как гражданина нашей страны. Составить список мероприятий, в которых вы хотели принять участие.

Затем представители каждой группы проговаривают результаты своей работы. Проходит обсуждение предложенных дел, учитываются мнения других групп, дополнительные аргументы в поддержку идей других или возражения.

Учителя: Необходимо включать каждый месяц в план работы классных руководителей мероприятия, направленные на воспитание гражданина своей Родины.

Родители: Необходимо проводить больше встреч с интересными людьми, чтоб у детей появилось больше примеров из жизни.

Ученики: Следует проводить тематические классные часы, интересные поездки.

Рефлексия.

На данном этапе участники и ведущий оценивают свою работу, свое участие в совместной деятельности, эмоциональную комфортность. Предлагается сказать три «спасибо». Участники заседания говорят «спасибо» определённым лицам и поясняют, за что.

Упражнение «Поле слов».

Каждый получает лист бумаги с различными словами, обозначающими различные чувства, состояния. Можно ограничить выбор тремя- четырьмя словами. Поле может быть следующим:

УДОВОЛЬСТВИЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ


ТЯЖЕСТЬ ПЕРЕНАСЫЩЕНИЕ ЗАГАДКА ОТКРЫТИЕ


УСТАЛОСТЬ ГАРМОНИЯ СПОКОЙСТВИЕ УВЕРЕННОСТЬ


УГНЕТЕНИЕ БЕСПОКОЙСТВО ДАЛЕНИЕ ДИСКОМФОРТ


ОДИНОЧЕСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИЯ РОСТ


НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОНИМАНИЕ СТАРТ


СОУЧАСТИЕ СПОКОЙСТВИЕ ЛАТАНИЕ ДЫР


Проект решения:

1.Продолжить совершенствование форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся

2.Классным руководителям сдать удачную разработку на ваш взгляд классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию.


Список использованной литературы.

1. Черникова Т.В. Деловое совещание в школе. - Волгоград: Учитель, 2005.

2.Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Волгоград. Учитель. 2009.

3.Вырщиков А.Н. , Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Издательство НП ИПД «авторское перо» Волгоград 2005.

4.Сыромятникова Л.М. Педагогические советы. Издательство «Глобус» Москва 2010.





Приложение 1

Анкета для обучающихся


  1. Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?

  2. Считаете ли Вы себя патриотом?

  3. Что вы считаете главным предметом гордости?

  4. Как Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?

  5. Что такое «патриотизм» по вашему мнению?

  6. Что для вас является ценностями?

  7. Необходимо ли гражданско-патриотическое воспитание?







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новожизненская общеобразовательная школа»

Городищенского муниципального района



Методическая разработка заседания методического объединения классных руководителей

Воспитываем патриота своей страны

Номинация «Радуга методических идей»



Работу выполнили: Борисенко Ольга Викторовна, педагог-психолог, учитель 1 категории.

Турчина Ирина Юрьевна, руководитель МО классных руководителей, учитель 1 категории.

Консультант: Молокова Людмила Анатольевна, зам. директора по УВР.









П.Опытная станция 2014 г.

Методическая разработка заседания методичеякого объединения классных руководителей «Воспитываем патриота»

Методическая разработка заседания методичеякого объединения классных руководителей «Воспитываем патриота»

Анкета-заявка

1.ФИО участника конкурса: Борисенко Ольга Викторовна, Турчина Ирина Юрьевна

2.Должность: педагог-психолог школы, руководитель МО классных руководителей.

3.Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новожизненская общеобразовательная школа» Городищенского муниципального района

4.Номинация, в которой заявлена работа: Радуга методических идей.

5.Название работы: Методическая разработка заседания МО классных руководителей по теме «Воспитываем патриота своей страны».

6.Краткая аннотация работы: Данная разработка представляет работу классных руководителей по воспитанию чувству патриотизма у обучающихся.

7.Коетактный телефон: 8-902-659-80-38

8.Адрес электронной почты участника конкурса: [email protected]

9.Дополнительная информация.

10.Согласны ли вы на размещение вашей работы на сайте учредителей конкурса, публикацию в печатных изданиях? - да


Дата ___________ Подпись участника конкурса _______________



© 2010-2022