- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа Как отогреть детскую душу
Программа Как отогреть детскую душу
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мещерякова Т.А. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрена «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор школы-интерната
(Протокол №1 от 31 августа 2011 г) _____________ Урабасова М.А
1сентября 2011 год
ПРОГРАММА
Как отогреть детскую душу
Подготовила Социальный педагог
Мещерякова Т.А.
Пояснительная записка.
Каждый год в нашу школу - интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ - интернатов, а так же из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие - затрудняет адаптацию.
Надо понимать, что в интернаты в основном приходят дети с изломанной психикой, которые в семьях видели все - и драки, и убийства, и издевательства, и голод. Причем убийство на их глазах, одного родителя другим... Это страшно. И вот такого ребенка надо отогреть, поддержать, развить, как сейчас модно говорить, его креативные, то есть творческие, способности - для всего этого нужен великий труд души!. Душа должна быть прежде всего! Знания есть, и мы даем ребятам знания, но главная задача - больше социализации, чем знаний предметов. Для каждого ребенка нужно найти свою ниточку. Мы понимаем, что не сможем заменить им родителей, но найти к каждому подход в наших силах. И из каждого нашего воспитанника мы должны вырастить хорошего семьянина, достойного гражданина своей страны и профессионала своего дела. Это три главные наши цели. Чтобы было меньше поломанных судеб потом, когда он выйдет из стен школы-интерната.
В этой связи проблема адаптации детей в школе - интернате имеет одно из приоритетных значений. Самое главное найти контакт с ребёнком, заинтересовать его.
Новизна программы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых. Программа имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в школе-интернате, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.
Задачи:
-
Организовать единое психологическое пространство, единство требований и отношений всех специалистов.
-
Создать атмосферу доверия и безопасности для каждого вновь поступающего ребенка.
-
Осуществлять профилактические мероприятия по укреплению нервной системы ребенка для предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и психических заболеваний.
-
Способствовать активизации внутреннего потенциала ребенка через включение его в различные виды деятельности.
-
Создание условий для самореализации ребенка, раскрытия творческих способностей
-
Содействовать освоению ребенком группового пространства.
-
Помочь установлению продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми\
-
Патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
-
изучение и сохранение культурного и духовного наследия России
Ожидаемые результаты освоения программы.
В ходе занятий дети приобретут определённые знания и умения.
Знания:
-
особенностей возрастного развития воспитанников;
-
основ охраны жизни и здоровья детей;
-
педагогики детского коллектива;
-
логики развития детей, жизнедеятельности детского коллектива, ;
-
методики КТД;
-
педагогических возможностей игры, игротеки;
-
особенностей организации самоуправления в школе;
-
повышение интереса к профессии педагога;
-
расширение кругозора;
-
развитие творческих способностей.
Умения:
-
диагностические (диагностика индивидуальных способностей личности, диагностика уровня развития коллектива, лидерских качеств личности);
-
проектные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми , определение конкретных целей и задач, создание программы воспитательной работы, планирование собственной педагогической деятельности);
-
конструктивные (разработка творческих воспитательских дел и игр);
-
организаторские (организация жизнедеятельности воспитанников, координация собственной деятельности);
-
аналитико-рефлексивные (анализ педситуаций, собственной деятельности);
-
прикладные (изготовление призов, сувениров, игрушек; оформление школьной газеты, уголка, классной комнаты ).
Краткие сведения о коллективе:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дошкольники, учащиеся 1-11 классов.
Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-диспут, урок-тренинг.
Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.
Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня.
Формы контроля: собеседование; практические работы в ходе занятий; практические работы; отчеты
Нормативные документы
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Закон об образовании Российской Федерации
Тематический план.
N п/п
Тема
Количество часов
Форма проведения
1.
Знакомство с ребенком. Общение в жизни человека
1
Беседа, ролевое проигрывание, групповая работа
2.
«Я и моя семья.» Изучение жизни ребенка. Составление индивидуального плана работы по реабилитации воспитанника, защите прав
3
Беседа, индивидуальная консультация
3.
Зачем нужно знать себя. Организация культурно-досуговой, коммуникативной деятельности
1
В течение года
Беседа, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация. Проведение праздников, мероприятий
4
Я глазами других
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
5.
Организация досуговой деятельности
В течение года
Проведение праздников, мероприятий
6.
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация
7.
Ищу друга.
Игровая деятельность в школе-интернате
1
В течение года
Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра Разработка игровой программы, игротеки
8.
Развитие коллектива в школе-интернат
В течение года
Массовые мероприятия
9.
Почему люди ссорятся
1
Дискуссия, беседа, индивидуальная консультация
10.
Развитие оформительских умений в работе.
В течение года
Оформление уголков, стендов
11.
Барьеры общения
1
Беседа, сюжетно-ролевая игра
12.
Предотвращение конфликтов
1
Дискуссия, сюжетно-ролевая игра
13.
Семейные радости и горести
Проведение семейных праздников
1
В течение года
Беседа с элементами дискуссии, анализ ситуации, индивидуальная консультация
14.
Взрослые и дети в семье
1
Беседа, ролевая игра, мозговой штурм.
15
Семь-я
1
Беседа с элементами дискусии, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация
Литература:
1. Аваткова И.И.Помоги подростку войти во взрослую жизнь. М., 2002.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.,1985.
3. Алиева Л.В.Детское движение- субъект воспитания: теория, история, практика. Монография. М., 2002
4. Сборник методических материалов. Й-Ола. 2003.
5. Журнал "Классный руководитель".
6. Программа деятельности детского общественного объединения «Неугомонные» «По тропинкам страны Неугомония»