Программа Как отогреть детскую душу

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в школе-интернате, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации. Новизна программы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых. Программа имеет...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрена «Утверждаю»

На педагогическом совете Директор школы-интерната

(Протокол №1 от 31 августа 2011 г) _____________ Урабасова М.А

1сентября 2011 год


ПРОГРАММА

Как отогреть детскую душу







Подготовила Социальный педагог

Мещерякова Т.А.

Пояснительная записка.



Каждый год в нашу школу - интернат приходят новые учащиеся разного возраста. Дети поступают из детских домов, приютов, других школ - интернатов, а так же из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Среди них есть дети сироты, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие - затрудняет адаптацию.

Надо понимать, что в интернаты в основном приходят дети с изломанной психикой, которые в семьях видели все - и драки, и убийства, и издевательства, и голод. Причем убийство на их глазах, одного родителя другим... Это страшно. И вот такого ребенка надо отогреть, поддержать, развить, как сейчас модно говорить, его креативные, то есть творческие, способности - для всего этого нужен великий труд души!. Душа должна быть прежде всего! Знания есть, и мы даем ребятам знания, но главная задача - больше социализации, чем знаний предметов. Для каждого ребенка нужно найти свою ниточку. Мы понимаем, что не сможем заменить им родителей, но найти к каждому подход в наших силах. И из каждого нашего воспитанника мы должны вырастить хорошего семьянина, достойного гражданина своей страны и профессионала своего дела. Это три главные наши цели. Чтобы было меньше поломанных судеб потом, когда он выйдет из стен школы-интерната.

В этой связи проблема адаптации детей в школе - интернате имеет одно из приоритетных значений. Самое главное найти контакт с ребёнком, заинтересовать его.

Новизна программы в том, что она нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и взрослых. Программа имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в школе-интернате, способствующей предупреждению и снижению негативных последствий социально-психологической депривации.

Задачи:

  1. Организовать единое психологическое пространство, единство требований и отношений всех специалистов.

  2. Создать атмосферу доверия и безопасности для каждого вновь поступающего ребенка.

  3. Осуществлять профилактические мероприятия по укреплению нервной системы ребенка для предотвращения возникновения нервно-психических расстройств и психических заболеваний.

  4. Способствовать активизации внутреннего потенциала ребенка через включение его в различные виды деятельности.

  5. Создание условий для самореализации ребенка, раскрытия творческих способностей

  6. Содействовать освоению ребенком группового пространства.

  7. Помочь установлению продуктивных взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми\

  8. Патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

  9. изучение и сохранение культурного и духовного наследия России

Ожидаемые результаты освоения программы.

В ходе занятий дети приобретут определённые знания и умения.

Знания:

  • особенностей возрастного развития воспитанников;

  • основ охраны жизни и здоровья детей;

  • педагогики детского коллектива;

  • логики развития детей, жизнедеятельности детского коллектива, ;

  • методики КТД;

  • педагогических возможностей игры, игротеки;

  • особенностей организации самоуправления в школе;

  • повышение интереса к профессии педагога;

  • расширение кругозора;

  • развитие творческих способностей.

Умения:

  • диагностические (диагностика индивидуальных способностей личности, диагностика уровня развития коллектива, лидерских качеств личности);

  • проектные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми , определение конкретных целей и задач, создание программы воспитательной работы, планирование собственной педагогической деятельности);

  • конструктивные (разработка творческих воспитательских дел и игр);

  • организаторские (организация жизнедеятельности воспитанников, координация собственной деятельности);

  • аналитико-рефлексивные (анализ педситуаций, собственной деятельности);

  • прикладные (изготовление призов, сувениров, игрушек; оформление школьной газеты, уголка, классной комнаты ).

Краткие сведения о коллективе:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дошкольники, учащиеся 1-11 классов.

Форма организаций занятий: урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-диспут, урок-тренинг.

Методы и приёмы обучения: беседа, лекции, рассказ, эвристические, частично-поисковые.

Формы подведения итогов: отчётное выступление, участие в конкурсах различного уровня.

Формы контроля: собеседование; практические работы в ходе занятий; практические работы; отчеты



Нормативные документы

  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон об образовании Российской Федерации

Тематический план.

N п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1.

Знакомство с ребенком. Общение в жизни человека

1

Беседа, ролевое проигрывание, групповая работа

2.

«Я и моя семья.» Изучение жизни ребенка. Составление индивидуального плана работы по реабилитации воспитанника, защите прав

3

Беседа, индивидуальная консультация

3.

Зачем нужно знать себя. Организация культурно-досуговой, коммуникативной деятельности

1

В течение года

Беседа, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация. Проведение праздников, мероприятий

4

Я глазами других

1

Беседа, сюжетно-ролевая игра

5.

Организация досуговой деятельности

В течение года

Проведение праздников, мероприятий

6.

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

1

Беседа, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация

7.

Ищу друга.

Игровая деятельность в школе-интернате

1

В течение года

Дискуссия, психологическая игра, групповая работа, ролевая игра Разработка игровой программы, игротеки

8.

Развитие коллектива в школе-интернат

В течение года

Массовые мероприятия

9.

Почему люди ссорятся

1

Дискуссия, беседа, индивидуальная консультация

10.

Развитие оформительских умений в работе.

В течение года

Оформление уголков, стендов

11.

Барьеры общения

1

Беседа, сюжетно-ролевая игра

12.

Предотвращение конфликтов

1

Дискуссия, сюжетно-ролевая игра

13.

Семейные радости и горести

Проведение семейных праздников

1

В течение года

Беседа с элементами дискуссии, анализ ситуации, индивидуальная консультация

14.

Взрослые и дети в семье

1

Беседа, ролевая игра, мозговой штурм.

15

Семь-я

1

Беседа с элементами дискусии, сюжетно-ролевая игра, индивидуальная консультация

Литература:

1. Аваткова И.И.Помоги подростку войти во взрослую жизнь. М., 2002.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.,1985.

3. Алиева Л.В.Детское движение- субъект воспитания: теория, история, практика. Монография. М., 2002

4. Сборник методических материалов. Й-Ола. 2003.

5. Журнал "Классный руководитель".

6. Программа деятельности детского общественного объединения «Неугомонные» «По тропинкам страны Неугомония»

© 2010-2022