Статья Выявление уровня тревожности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относя­тся к числу наиболее частых поводов обращения родителей к школьному психологу.

Выявления уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и даст косвенную информацию о характере взаимоотношения ребенка со сверстниками и взрослыми, в семье, в школе. Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение для того, чтобы не травмировать ребенка и при необходимости провести коррекционную работу с целью формирования адекватного уровня тревожности.

Достаточно высокий уровень школьной тревожности вообще характерен для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до трех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируется. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью.

Оценить уровень тревожности можно с помощью следующих методик:

Теста школьной тревожности Филлипса.

Специальный тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен). Это тест позволяет диагностировать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

«Шкала тревожности» разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенности шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным благополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляет этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянного неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижение работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае - на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызывающих тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становиться достаточно устойчивым образованием. Тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием». Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Также для выявления тревожности можно использовать «метод неоконченных предложений».

Можно выявить наличие конструктивной тревожности, понаблюдав за ним в ситуации, требующей максимальной активности всех его наличных возможностей. Важно, чтобы такая ситуация была нестандартной, но и не абсолютно недоступной для ребенка. Если он впадает в панику, уныние, начнет отказываться, даже не вникнув в задачу - уровень тревожности высок, тревога деструктивна. Если поначалу попытается решить задачу привычными способами, а потом откажется с равнодушным видом, уровень его тревожности недостаточен. Если же внимательно вникнет в ситуацию, начнет перебирать варианты решения, в том числе и неожиданные, увлечется заданием - уровень конструктивной тревоги, который необходим.

Для изучения эмоциональнл-аффективной сфере можно использовать рисуночные методики. Изучение рисунков позволяет лучше понять детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивают отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и, последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности

Рисуночный тест Дж. Бака «Дом, дерево, человек», с помощью которых хорошо диагностируется тревожность. Американский психолог Дж. Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

Слова дом, дерево, человек - знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека- это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. Симптомокомплекс тревожности включает следующие показатели: 1) облака, 2) выделение отдельных деталей, 3) ограничение пространства, 4) штриховка, 5) линия с сильным нажимом, 6) много стирания, 7) мертвое дерево, больной человек, 8) подчеркнутая линия фундамента дома, 9) толстая линия фундамента дома, 10) интенсивно затушеванные волосы, 11) другие возможные признаки.

Выявить страхи младших школьников можно с помощью метода неоконченных предложений, диагностики наличия страхов и рисования страхов.

Метод неоконченных предложений используется для диагностики страхов в различных сферах общения и деятельности школьника.

По результатам диагностики наличия страхов делается вывод о наличии у детей страхов, о наличии большого количества разнообразных страхов, о наличии страхов определенных групп. Выявляются дети, которых следует относить к группе «риска» и проводить специальную коррекционную работу.

Особую ценность представляют рисование по следующим темам: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее», «Кем я хочу стать».

В рисунках на тему «В школе» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимопонимания с ними. Это же относится к рисунку на тему «На улице, во дворе». Все это указывает на затруднения в преобладании дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье.

Наиболее информативным считается рисование на тему «Семья». При анализе рисунков следует учитывать не только умение объективно отразить семейную ситуацию, но и установку на ее изменение в благоприятную для ребенка сторону (ребенок рисует семью, в которой он хотел бы жить, которая ему больше нравится). Также имеет значение порядок и близость расположения фигур, и особенно место самого ребенка: между родителями или рядом с одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с их ролью и авторитетом для ребенка.

Тема «Что мне сниться страшное или чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, учитель не поясняет, и каждый из детей сам выбирает его. Не является обязательным и сам рисунок, тем более если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании. В рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившиеся; неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка.

Тема «Самое плохое или самое хорошее» дает ребенку возможность выбора событий, происходивших с ним. Изображение неприятных событий может послужить основой для последующей психотерапевтически ориентированной беседы с ним.

«Кем я хочу стать»- заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.


© 2010-2022