Социально-психологический тренинг общения с подростками

                                          МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ             СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ                Это  занятие (один из вариантов проведения СПТ ) группы социально-психологического тренинга. Данный  материал  является ориентиром, в практической деятельности, необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом руководителя, особенностями групповой динамики, социально-психологич...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

Батайский техникум информационных технологий и радиоэлектроники «Донинтех»







Методическая разработка

по предмету «Социальная психология»
для II курса


Социально-психологический тренинг
межличностного общения



подготовила

педагог-психолог

Герасимова Алевтина Анатольевна






















г. Батайск
2014

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ

Это занятие (один из вариантов проведения СПТ ) группы социально-психологического тренинга. Данный материал является ориентиром, в практической деятельности, необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом руководителя, особенностями групповой динамики, социально-психологической компетентности участников, можно использовать приведенные упражнения или добавлять свои.


ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Целью первого занятия является создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, ознакомление с принципами работы группы и выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.
Нельзя гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений. Каждый сам отвечает перед собой за то, что будет делать, за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научится. Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкциям для упражнений, нелегко будет сконцентрироваться в определенное время на, конкретных ситуациях, порой будет возникать ощущение скуки или раздражения. Все это естественно и вполне уместно, но главное, чтобы такие переживания членов группы не заставляли отказываться от участия в упражнениях или ситуациях, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

• Каждое занятие рассчитано на 2 часа работы с группой не более 20 человек.

Основные задачи ведущего группу:

- оказание помощи группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече и на всех последующих.

-нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх.

Помощь группе заключаться в следующем:
- подготовке помещения, в котором будет работать группа, включая музыкальное оформление, и необходимого материала: бумаги для записей, альбома для рисования, ручек, карандашей, мячика, ватмана, маркеров и текстов упражнений и заданий и т.п.

-разъяснении инструкции очередного задания и контроле за длительностью каждого задания;
-организации совместного анализа того, что происходит во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников;
-обязательном контроле эмоционального состояния участников группы;
-проведении заключительного анкетирования на каждом занятии и зачитывании домашнего задания;

-соблюдении ритуалов группы.


Социально-психологический - значит, направленный на выработку умений личности взаимодействовать с окружающими людьми. Очевидно, что такие умения невозможно развить путём индивидуальной работы, нужно организовать именно взаимодействие в группе (чего не требуется, например, при проведении аутотренинга и что может быть необязательным для тренингов развития познавательных процессов). Поэтому при проведении социально-психологического тренинга используются групповые упражнения (Л.А. Петровская, Л.Ф. Анн).

Ход урока.

Единственная настоящая роскошь в мире - это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Цели тренинга: развитие способности эффективного общения посредством вербальной и невербальной коммуникации, умения улавливать и анализировать невербальные сигналы других людей; сплочение коллектива.
Задачи тренинга:

  • определение особенностей вербального и невербального общения;

  • развитие навыков невербального общения;

  • построение доверительных отношений;

  • осознание своей позы и собственных жестов;

  • эффективные невербальные приемы, воздействующие на бессознательном уровне;

  • умение контролировать речь в стрессовых ситуациях (раздражение, гнев, обида и т.д.).

Приветствие. Создание позитивного настроя на занятии.

Добрый день, мы начинаем наше занятие по формированию навыков общения.

Разминка.
Упражнение «Космическая скорость».

Все участники садятся в круг. Начать игру может любой человек. Он бросает мячик игроку, при этом отчетливо называя свое имя и свой девиз. Например: меня зовут Александр, мой девиз: «Ставлю цель и добиваюсь ее». Девиз должен отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип. Получивший мяч, бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом сидящему). Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех участников по одному разу.

Упражнение надо проводить динамично.

Упражнение « Нравится - не нравится».

Тренер раздает бумагу и ручки. Каждый присутствующий пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+» а правую знаком «-». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а под знаком «-» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень» и т. д.). Затем все зачитывают свои записи вслух.

Другой вариант, на листе бумаги каждый участник пишет свое имя, а затем 10 раз отвечает на одни вопрос «кто я?».
В практике групп существует еще несколько способов знакомства, например, каждый участник выбирает себя новое имя и, объявляя его, объясняет, почему именно он это имя выбрал, и т. д.

Основная часть

Выработка правил работы в группе. После того, как знакомство состоялось, руководитель кратко повторяет основные принципы нормы работы в группе социально-психологического тренинга. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, что-то можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе группы только этими принятыми нормами общения. Можно их написать на доске или ватмане. Эти правила будут действовать на протяжении всех занятий.

Упражнение «Наши правила».

Правила:
1.Называть друг друга по имени (реальному или вымышленному).
2.Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным.
3.Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас - по ходу общения в группе.
4.Говорить от своего имени («я считаю...», «я думаю...»).
5.Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные.
6.Избегать прямых оценок людей («ты мне не нравишься »), говорить о действии того или иного человека («мне не нравится твой проступок»).
7.Быть открытым в общении.
8.Активно участвовать в происходящем.

Можно предложить каждому определиться и показать всем «на пальцах», на сколько баллов он согласен придерживаться этих правил.

Затем обсуждаются и комментируются результаты этого голосования.

Часто группа вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют только во время занятий. Например, ритуал начала занятий сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть 1 минуту, думая о чем-то приятном. Или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего участника он обязательно должен прикоснуться к каждому, сказав что-то очень хорошее именно этому человеку от всей души.

Упражнение «Кто любит, у кого есть…?» (можно использовать музыкальное оформление)

Каждая фраза тренера начинается со слов: «Встают и пересаживаются на свободные места, (меняются местами) те студенты, у кого (кто)...

--- есть мобильный телефон;

--- кто одет в брюки;

--- кто любит анекдоты;

--- кто умеет играть на музыкальном инструменте;

--- у кого есть друг ( подруга);

--- кто занимается спортом;
--- родился в другом городе;
--- умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);
--- бывал когда-нибудь в Москве;

--- любит пиццу;

--- любит подшучивать над друзьями;
--- у кого есть брат (сестра, собака, кошка, хомяк, попугай);
--- любит математику (биологию, физкультуру)»…
Можно перемежать шутливые характеристики серьезными.
Обсуждение. ( Как вы себя чувствовали во время игры?
Узнали ли вы для себя что-то новое?)

Упражнение «Самооценка уровня общения».

Каждому участнику необходимо на шкале уровня общения (тренер обозначает уровни в кабинете ) найти свое место. Нужно встать в ту точку, где комфортно находиться, где хорошо себя чувствует член группы. ( уровни : Проблемы при общении- Средний уровень общения- Гений общения). Обсуждение выбранного уровня.

Упражнение «Несуществующее животное» ( можно использовать музыкальное оформление).
Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования.

Все участники делятся по парам и садятся спиной друг к другу. В течение 7 минут рисуют. Далее один рассказывает другому, что у него нарисовано на листе, другой старается понять и воспроизвести рисунок по словам. Меняются ролями.

После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями.

Обсуждение в кругу. Кому было легко выполнять задание, кому сложно?

Как объясняли, что нарисовано?

Какие чувства появлялись во время выполнения задания?

Вопросы участникам по теме предыдущего занятия.

- Какие вы знаете уровни межличностного общения? (вербальный и невербальный).

- Назовите и приведите примеры вербальных средств общения (письменная и устная речь). - -Какие существуют барьеры речи?

- Что значит невербальные средства общения? - Расскажите о каждом направлении подробно. ( знаковые системы, «язык тела», которые исследуются следующими направлениями психологии: мимика (физиогномика); жестика; пантомимика; такесика; проксемика).

Упражнение «Подарок».

Все участники сидят по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый из Вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить» молча «невербально»), но так чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок старается понять, что ему дарят. Пока все подарки не получат, вслух никто не произносит, если догадались. Все делаем молча».

Когда все получат подарки, тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает о том, какой подарок он получил. После того как тот ответил, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождение, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы. Обсуждение.

Упражнение « Качества в общении».

Один участник из группы садится в центр круга на стул.

Сам называет одно или два качества, которые ему помогают в общении и одно(два), которые мешают.

или Упражнение «Чемодан».

Каждый по очереди называет (« складывает в чемодан») одно качество, которое помогает в общении и одно, которое мешает.

или Упражнение « Скажи мне».

Узнаем мнение о себе. Надо обратиться к двум участникам из круга, чтобы получить ответ на вопрос: « Какие качества, на твой взгляд, помогают мне в общении с другими, а какие мешают?»

Работу в группе можно закончить небольшой анкетой, чтобы тренер мог следить за развитием групподинамических процессов.

Анкета:
Имя ____________________________________
1. Сегодняшнее общение произвело на меня:
большое впечатление 5 4 З 2 1 никакого впечатления
2. Я чувствовал(а) себя:
свободно 5 4 3 2 1 скованно
3. Самое большое влияние на ход занятий, на мой взгляд, оказали (называются какие-либо упражнения, другие моменты работы):
а)_________________________________________________________
б)_________________________________________________________
в)_________________________________________________________
4. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с:
а)_______________ б)_______________ в)_______________


Заполненные анкеты сдаются тренеру группы.
На первом же занятии группа может выработать свой ритуал прощания.

Использованные источники:
1. Арутюнин М.Ю.,Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного сознания. М.,1981.
2. Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социальнопсихологический тренинг как форма обучения общению //Общение и деятельность. Прага,1981
3. Групповая психотерапия. Под.ред. Б.Д.Карвасарского,С.Ледера. М.,1990
4. Петровская Л.А. Компетенция в общении: Социально-психологический тренинг. М.,1989
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Пер. с англ. //Общ.ред. и вступ.ст.Л.А.Петровской. М.,1990
6. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2007.

6

© 2010-2022