Урок-тренинг Бюро находок

Психологический тренинг  «Учимся справляться с трудностями» Цель:  обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли Задачи:  Создание чувства группового единения, создание эмоционального настроя и мотивирование на последующие этапы работы.  Формирование мотивации у детей на преодоление трудностей  Формирование у ребенка "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.  Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы. Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия Личностные универсальные учебные действия:- навыки конструктивного взаимодействия,- адекватное реагирование на трудности; - умения действовать с позиции "Режиссера". Используем задания направленные на творческое самовыражение (создание сказочного жителя), нравственный поступок - "доброе дело" (дети помогли сказочным жителям). Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидив личности другого). Связь мотива "Хочу помочь сп... Познавательные универсальные учебные действия: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Используем задания,в которых ребенок выбирает предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций; Регулятивные универсальные учебные действия: -способность к волевому усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, создание сказочного жителя, прохождение испытаний) Коммуникативные универсальные учебные дейтсвия: - умение обратиться за помощью, вести диалог,отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию, совместный анализ сказки,побуждающий диалог.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"БЮРО НАХОДОК"

Психологический тренинг «Учимся справляться с трудностями»

Цель

обучить детей справляться с трудностями, используя собственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли

Задачи

Создание чувства группового единения, создание эмоционального настроя и мотивирование на последующие этапы работы.

Формирование мотивации у детей на преодоление трудностей

Формирование у ребенка "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Базовые

Личностные универсальные учебные действия:- навыки конструктивного взаимодействия,- адекватное реагирование на трудности; - умения действовать с позиции "Режиссера". Используем задания направленные на творческое самовыражение (создание сказочного жителя), нравственный поступок - "доброе дело" (дети помогли сказочным жителям). Используем прием, обучающий умению конструктивного взаимодействия (Как правильно задать вопрос и ответить на него, не обидив личности другого). Связь мотива "Хочу помочь справиться с трудной ситуацией" и целью (результатом)занятия: "Я смогу находить разные варианты решения трудных ситуаций" -действие смыслообразования.

Познавательные универсальные учебные действия: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Используем задания,в которых ребенок выбирает предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций;

Регулятивные универсальные учебные действия: -способность к волевому усилию - к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, создание сказочного жителя, прохождение испытаний)

Коммуникативные универсальные учебные дейтсвия: - умение обратиться за помощью, вести диалог,отвечать на вопросы. Используем: групповую дискуссию, совместный анализ сказки,побуждающий диалог.

Побочные

Регулятивные универсальные учебные действия: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (поэтапное прохождение заданий);

Познавательные универсальные учебные действия: - умение структурировать знания;- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений,доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Используем: игры и упражнения, направленные на развитие мышления; подведение итогов занятия, осознание пройденного.

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

Методы:

сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, помотреть на себя со сотороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации"

дискуссионные методы ( побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)

игровые методы (творческая игра (создание сказочного жителя), сюжетно-ролевая игра, интеллектуальные игры, дидактическая игра)

Технологии:

проблемно-диалогическое обучение -деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей в ходе просмотра мультфильма и обсуждения необходимости находить разные вварианты выхода из трудных ситуаций)

организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений)

использование интерактивных возможностей ИКТ

игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра)

"Листы индивидуальных достижений" (последовательное заполнение достижений учащихся по итогам уроков)

Ход урока

Педагог: "Здравствуйте ребята! Я рада снова вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (2 минуты)

(время просмотра - 1 минута )

Педагог: "Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Сейчас я его зачитаю: "Дорогие ребята!

Пишет вам добрая фея Мария. В нашем королевстве случилась беда.

Злая колдунья заколдовала всех жителей сказочного королевства и они стали злыми и если у них что-то не получается, то начинают спорить друг с другом, плакать, не знают как обратиться к другу о помощи. Расколдовать их может "волшебное слово". Каждую букву волшебного слова колдунья спрятала в разных заданиях, которые я вам прислала вместе с письмом. Для того, чтобы попасть в сказочное королевство нужно пройти три испытания: 1. Создать сказочного жителя. 2. Отгадать загадки. 3. Назвать сказки. Следующие 2 испытания вам предстоит пройти в сказочном королевстве. Прошу вас найти эти буквы и собрать волшебное слово".

На столе стоит ширма, оформленная как "Сказочное королевство"

- Вы готовы помочь сказочным жителям? /отклик детей - "да"/Самые активные участники будут награждаться жетонами.

- Сначала нужно создать своего сказочного героя. Для этого вы можете использовать все предлагаемые на столе художественные и изобразительные материалы, а также лекала куклы-марионетки". Звучит музыка…. (2 минуты)

Индивидуальная работа

1 задание: "Создание сказочного жителя" (5-7 минут)

- Какие замечательные сказочные герои у вас получились. Теперь вы тоже жители сказочного королевства.

- Вот и первая находка - буква

"С"

- Вы справились с первым испытанием, слушайте второе задание:

Фронтальная работа

2 задание: Игра "Угадай-ка" (2 минуты)

> "Говорит она безвучно, а понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней" (Книга)

> "Отгадай, что за вещица, - острый клювик, а не птица. Этим клювиком она сеет-сеет семена. Не на поле, не на грядке - на листах твоей тетрадки" (Ручка)

> "Палочка волшебная есть у меня, друзья. Палочкою этой могу построить я: башню, дом и самолет и большущий пароход!" (Карандаш)

- Все загадки вы правильно угадали. Вот ваша вторая находка - буква

"М"

- Вы смогли справиться и со вторым испытанием, слушайте 3 задание:

3 задание: Игра "Назови сказку" (2 минуты)

> Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, Баба Яга ("Гуси-лебеди")

> Девочка, короб, пирожок, пенек, медведь ("Маша и медведь")

> Мама, бабушка, девочка, волк, корзинка, пирожки, лес ("Красная Шапочка")

> Дед, баба, девочка, костер, снег, облако ("Снегурочка")

- А вот и третья находка - буква "О"

4 задание "Разбор трудных ситуаций" (7 минут)

Педагог: "Вот мы и оказались в сказочном королевстве".

Педагог за ширмой обыгрывает диалог сказочных героев с детьми

Фея Мария: "Ребята, я рада вас видеть, в нашем королевстве сказочные жители не могут справиться со своими трудностями: плачут, спорят друг с другом, рвут и ломают свои вещи.

Сказочный герой:"А у вас, ребята, встречались трудности, когда на уроке что-то не получалось: неправильно написали буквы или цифры? /Отклики детей: - "да"/

- Как вы справлялись с ней?

Вариант 1. Плакали? /Отклики детей: - "нет"/

Вариант 2. Прятались под парту? /Отклики детей: - "нет"/

Вариант 3. Рвали тетрадку? /Отклики детей: - "нет"/

Вариант 4. Самому попытаться справиться? /Отклики детей: - "да"/

Вариант 5. Просили помощи у друга? /Отклики детей: - "да"/

Сказочные герои: "Как попросить помощь, чтобы друг вам помог?"

Вариант 1. Сказать: «Давай помоги мне» /Отклики детей:- "нет"/

Вариант 2. Сказать: "Помоги мне сегодня, а я завтра тебе помогу" /Отклики детей: - "да"/

Педагог: "Ну что, помогли вам ребята? /Сказочные жители - "да"/

В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не тошлько в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю)".

- Молодцы! Вот и четвертая находка - буква "Г"

Сказочные герои: "Ребята, вы любите слушать сказочные истории? Мы жители сказочного королевства знаем много таких историй, в которых герои ищут способы выхода из трудных ситуаций и побеждают трудности. Послушайте сказку о котенке Саше".

Фронтальная работа

- Чтение сказки "Сказка о котенке Саше" [1] (5 минут)

- Понравилась вам сказка? (Отклик детей - "да")

5 задание: "Работа со сказкой" (2 минут)

- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему? /Отклик детей - котенок Саша/

- Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"

> «Если трудно - смелей и старайся сильней!»

> «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей»

> «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»/

- А вот и пятая находка - буква "У"

Педагог: "Ребята, а вы хотели бы сочинить свои истории? (Отклик детей - "да"). Главные герои у вас уже есть. Наследующем занятии я вам раскрою секрет, как можно быстро сочинить сказку.

- Мы выполнили все задания, и давайте вместе соберем "волшебное слово":"

"СМОГУ"

Фея Мария:"Ребята, вы смогли пройти все испытания, и я хочу подарить еще одну букву - букву

"Я"

Педагог: "Что обозначает волшебное слово "Я смогу"?" /Отклики детей: -

- уметь самому находить способы, чтобы справиться с трудной ситуацией"/

Фея Мария: "Теперь вам, ребята, нужно три раза громко крикнуть волшебное слово «Я смогу», и тогда колдовство злой колдуньи исчезнет вместе с ней".

Злая колдунья : «Не говорите вслух это слово, а то я вас заколдую»

Дети (хором): " Я смогу !, Я смогу !, Я смогу !"

Педагог: "У нас получилось, злая колдунья исчезла. Мы можем вернуться снова в класс".

Сказочные герои «Спасибо вам ребята, мы теперь тоже знаем как справляться с трудностями, нужно уметь самому находить способы из разных ситуаций и тогда все получиться».

- Прощание (2-3 минуты)

Педагог: "Ребята, предлагаю вам снова встать в круг.

- Какие чувства вы сейчас испытываете?

- Что нового вы узнали на занятии?

- А какую находку вы сегодня нашли? /Отклик детей -

- умение справляться с трудностями/

Педагог: "А может ли каждый из нас владеть такой находкой? (Отклик детей - "Да")

- Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе,но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

- Больше всех проявили активность следующие ученики ..... Они награждаются медалями.

- Интересные ответы были у следующих учеников ..... Они также награждаются медалями.

- Лучшие творческие работы показали следующие ученики .... Они награждаются медалями.

- Ребята, давайте похлопаем нашим медалистам.

- На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Внимательно посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Описание возможных сложностей, с которыми могут столкнуться педагоги(психологи) при проведении урока

- отсутствие персонального компьютера и экрана

- дети не уложаться во времени на изготовление сказочного жителя

- не достаточно внимательны слушают вопросы

- неправильно реагируют на трудную ситуацию (проблему)

- не умеют выбрать правильные варианты выхода из трудной ситуации

- молчат при ответах

Как осуществляется оценивание на уроке

Оценивается выполненная работа: интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, а не ее исполнитель.

Средства оценивания: "Листы индивидуальных достижений". За каждый хороший правильный ответ, интересную мысль, идею учащийся получает некоторое количество баллов (учет ведется в жетонах). При подведении итогов обязательно отмечаются те ученики, которые улучшили свои результаты по сравнению с предыдущим уроком. Все они, а также лучший ученик по итогам урока получают вырезанные из самоклеющейся бумаги медали.

© 2010-2022