- Преподавателю
- Школьному психологу
- Разработка занятия Противодействие торговле людьми и эксплуатации детей
Разработка занятия Противодействие торговле людьми и эксплуатации детей
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шемякин Н.В. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок № 1
Тема «Предотвращение торговли людьми и эксплуатации детей методами противодействия манипуляциям»
Цель:
-
познакомить учащихся с сутью проблемы торговли и эксплуатации как манипуляций в деловых контактах
-
научить распознавать факторы, необходимые для распознания деструктивного воздействия и противодействия манипулятору
-
развивать навыки противодействия манипуляции
Ученики должны усвоить:
-
Суть проблемы торговли людьми и эксплуатации детей
-
Способы распознавания попыток манипуляции
-
Приемы противодействия манипуляциям
Ход урока
-
Оргмомент
-
Теоретический блок
Информационное сообщение актуализация проблемы
Вступительное слово. «Торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.» определение ООН. Жертвой торговли людьми может стать и ребенок и мужчина и женщина.
Цели торговцев людьми может быть поставка «свеженького» для секс услуг, принудительного труда, принудительного замужества, а также для пересадки органов.
Торговцы предпочитают заманивать в свои сети, предлагая очень заманчивые условия. Только после приезда в страну назначения жертва узнает о подлинной сущности этих условий. Лишившись документов, подвергнувшись насилию, жертва попадает еще и в долговую кабалу, когда от нее еще и требуют отработать искусственно накрученные долги. Жертва оказывается в специально сфабрикованной зависимости. Для контроля над жертвой используется преимущественно:
-
физическое насилие,
-
незаконное лишение свободы,
-
финансовый контроль - долги,
-
конфискация документов,
-
изоляция,
-
запугивание.
Последствия для жертвы - множественные психологические проблемы и травмы, заболевания, наркозависимость, социальная депривация.
Для дальнейшей работы над повышением осведомленности учащихся используем фрагменты обучающего фильма. Просмотр фильма серии 1 и 2 (фрагменты)
-
Просветительский тренинг
Упражнение 1
Определение понятий
Цель упражнения
• Введение в тему
• Актуализация собственного опыта
Описание упражнения: мозговой штурм. Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и замечания по вопросу.
Я- …, знаю о проблеме…
Также следует предложить такие вопросы
• У кого родственники или друзья
• Информация о нанесенном вреде
Обсуждение
Упражнение 2
«какие проблемы пытаются решить и приемы вербовки»
Цель: показать связь методов и аргументации вербовщиков с актуальными проблемами жертв, научить видеть в этом приемы манипуляций
Описание упражнения: ролевая игра
Упражнение 3
«Кто получит выгоду»
Цель упражнения
• Оценить проблему с разных сторон
• Оценить истинные мотивы участников
Описание упражнения: ролевая игра
Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать оценку выгоды для участников.
• Главарь (истинный руководитель)
• Вербовщик
• Жертва
• Родственники и друзья
Выступление участников
Обсуждение (вопрос)
• Одинаковую ли пользу получают участники
• Чьи потребности удовлетворяются
• Кто страдает больше всего
-
Рефлексия
Закончите предложение
На этом уроке я узнал…….
Беседа что узнал, чему научился
-
Домашнее задание
Составьте схему-таблицу, описывающую проблему эксплуатации и торговли в терминах манипуляций.
Урок № 2
Тема «Предотвращение торговли людьми и эксплуатации детей методами противодействия манипуляциям»
Цель:
-
познакомить учащихся с сутью проблемы торговли и эксплуатации как манипуляций в деловых контактах,
-
научить распознавать факторы, необходимые для распознания деструктивного воздействия и противодействия манипулятору
-
развивать навыки противодействия манипуляции
Ученики должны усвоить:
-
Суть проблемы торговли людьми и эксплуатации детей
-
Способы распознавания попыток манипуляции
-
Приемы противодействия манипуляциям
Ход урока
-
Оргмомент
-
Проверка домашнего задания
-
Презентация схемы-таблицы
-
Обсуждение
-
Теоретический блок
Информационное сообщение актуализация проблемы
Вовлечение жертв всех возрастных групп для принудительного труда и продажа людей зиждется на многочисленных приемах манипуляции мнением, а также на специфических приемах принуждения. Чаще всего применяется:
-
Убеждение.
-
Эмоциональная реакция. Используется зависимость человека от оценочных суждений, играют на честолюбии, эксплуатируют романтические чувства, восхищение.
-
Шантаж и угрозы родственникам.
-
Физическое воздействие.
-
Зомбирование.
-
Применение особых приемов и средств
Для дальнейшей работы над повышением осведомленности учащихся о проблеме эксплуатации используем фрагменты обучающего фильма. Просмотр фильма серии 5 и 6 (фрагменты всего 8-10 мин)
-
Просветительский тренинг (продолжение)
Упражнение 1
«Распознавание приемов вовлечения и манипуляций»
Описание упражнения: ролевая игра
Ученики объединяются в 6 малых групп, им предлагается разобрать и представить в виде краткой презентации вариант вовлечения жертвы с использованием типичного приема манипулятивного воздействия на жертву:
-
Убеждение.
-
Эмоциональная реакция. Используется зависимость человека от оценочных суждений, играют на честолюбии, эксплуатируют романтические чувства, восхищение.
-
Шантаж и угрозы родственникам.
-
Физическое воздействие.
-
Зомбирование.
-
Применение особых приемов и средств
Обсуждение:
Какие чувства у вас возникали во время презентации наработок?
Какие техники использовал манипулятор?
Каким было поведение жертвы?
Упражнение 2
«Как противодействовать»
Описание упражнения: ролевая игра
Ученики объединяются в 6 малых групп, им предлагается разобрать и представить в виде краткой презентации вариант противодействия приемам манипулятивного воздействия на жертву:
Убеждение
-
Критическая переработка информации
-
Оценивание доводов
-
Критический анализ осуществимости предлагаемых действий
-
Оценка непредвзятая своих способностей и их конкурентоспособность
Усиление эмоций
-
Осознавание своей подверженности эмоциям
-
Усиление самоконтроля и контроль эмоций
-
Усиление внимания на информационной составляющей
Шантаж и угрозы родственникам
-
Определение альтернативных моделей поведения
-
Разработка способов уменьшения воздействия
Физическое воздействие
-
Предотвращение ситуаций, повышающих угрозу физического воздействия
-
Тренировка физической выносливости
Зомбирование
-
Ограничение взаимодействия с нетрадиционными практиками
-
Намеренное неповиновение НЛП манипуляторам
-
Профессиональная медицинская помощь
Применение особых приемов и средств в процессе вербовки
-
знание своих особенностей и слабостей (влияние алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ)
-
Уменьшение взаимодействия с лицами, эксплуатирующих интерес к психоактивным веществам или с гиперсексуальной ориентацией
Обсуждение:
-
Какие чувства у вас возникали во время презентации наработок?
-
Какие техники противодействия манипуляциям существуют?
-
Что еще можно сделать?
Упражнение 3
«Рефлексия, подведение итогов»
Обобщение полученного опыта
Перечень вопросов для проработки:
Что предлагают вербовщики - что получает жертва - какова ее настоящая цель
На этом упражнении необходимо интегрировать полученные знания и встроить их в жизненный опыт.
-
Рефлексия
Закончите предложение
На этом уроке я узнал…….
Беседа что узнал, чему научился