Разработка занятия Противодействие торговле людьми и эксплуатации детей

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 1

Тема «Предотвращение торговли людьми и эксплуатации детей методами противодействия манипуляциям»

Цель:

  • познакомить учащихся с сутью проблемы торговли и эксплуатации как манипуляций в деловых контактах

  • научить распознавать факторы, необходимые для распознания деструктивного воздействия и противодействия манипулятору

  • развивать навыки противодействия манипуляции

Ученики должны усвоить:

  • Суть проблемы торговли людьми и эксплуатации детей

  • Способы распознавания попыток манипуляции

  • Приемы противодействия манипуляциям

Ход урока



  1. Оргмомент

  2. Теоретический блок

Информационное сообщение актуализация проблемы

Вступительное слово. «Торговля людьми» означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо.» определение ООН. Жертвой торговли людьми может стать и ребенок и мужчина и женщина.

Цели торговцев людьми может быть поставка «свеженького» для секс услуг, принудительного труда, принудительного замужества, а также для пересадки органов.

Торговцы предпочитают заманивать в свои сети, предлагая очень заманчивые условия. Только после приезда в страну назначения жертва узнает о подлинной сущности этих условий. Лишившись документов, подвергнувшись насилию, жертва попадает еще и в долговую кабалу, когда от нее еще и требуют отработать искусственно накрученные долги. Жертва оказывается в специально сфабрикованной зависимости. Для контроля над жертвой используется преимущественно:

  • физическое насилие,

  • незаконное лишение свободы,

  • финансовый контроль - долги,

  • конфискация документов,

  • изоляция,

  • запугивание.

Последствия для жертвы - множественные психологические проблемы и травмы, заболевания, наркозависимость, социальная депривация.

Для дальнейшей работы над повышением осведомленности учащихся используем фрагменты обучающего фильма. Просмотр фильма серии 1 и 2 (фрагменты)

  1. Просветительский тренинг

Упражнение 1

Определение понятий

Цель упражнения

• Введение в тему

• Актуализация собственного опыта

Описание упражнения: мозговой штурм. Тренер предлагает группе подумать и высказать свои мнения и замечания по вопросу.

Я- …, знаю о проблеме…

Также следует предложить такие вопросы

• У кого родственники или друзья

• Информация о нанесенном вреде

Обсуждение

Упражнение 2

«какие проблемы пытаются решить и приемы вербовки»

Цель: показать связь методов и аргументации вербовщиков с актуальными проблемами жертв, научить видеть в этом приемы манипуляций

Описание упражнения: ролевая игра

Упражнение 3

«Кто получит выгоду»

Цель упражнения

• Оценить проблему с разных сторон

• Оценить истинные мотивы участников

Описание упражнения: ролевая игра

Для выполнения упражнения необходимо объединить участников в 4 малых группы. Тренер предлагает каждой из групп попробовать за 5 минут посмотреть на проблему глазами «главных действующих лиц» и дать оценку выгоды для участников.

• Главарь (истинный руководитель)

• Вербовщик

• Жертва

• Родственники и друзья

Выступление участников

Обсуждение (вопрос)

• Одинаковую ли пользу получают участники

• Чьи потребности удовлетворяются

• Кто страдает больше всего



  1. Рефлексия

Закончите предложение

На этом уроке я узнал…….

Беседа что узнал, чему научился

  1. Домашнее задание

Составьте схему-таблицу, описывающую проблему эксплуатации и торговли в терминах манипуляций.



Урок № 2

Тема «Предотвращение торговли людьми и эксплуатации детей методами противодействия манипуляциям»

Цель:

  • познакомить учащихся с сутью проблемы торговли и эксплуатации как манипуляций в деловых контактах,

  • научить распознавать факторы, необходимые для распознания деструктивного воздействия и противодействия манипулятору

  • развивать навыки противодействия манипуляции

Ученики должны усвоить:

  • Суть проблемы торговли людьми и эксплуатации детей

  • Способы распознавания попыток манипуляции

  • Приемы противодействия манипуляциям

Ход урока



  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

  • Презентация схемы-таблицы

  • Обсуждение

  1. Теоретический блок

Информационное сообщение актуализация проблемы

Вовлечение жертв всех возрастных групп для принудительного труда и продажа людей зиждется на многочисленных приемах манипуляции мнением, а также на специфических приемах принуждения. Чаще всего применяется:

  • Убеждение.

  • Эмоциональная реакция. Используется зависимость человека от оценочных суждений, играют на честолюбии, эксплуатируют романтические чувства, восхищение.

  • Шантаж и угрозы родственникам.

  • Физическое воздействие.

  • Зомбирование.

  • Применение особых приемов и средств

Для дальнейшей работы над повышением осведомленности учащихся о проблеме эксплуатации используем фрагменты обучающего фильма. Просмотр фильма серии 5 и 6 (фрагменты всего 8-10 мин)

  1. Просветительский тренинг (продолжение)

Упражнение 1

«Распознавание приемов вовлечения и манипуляций»

Описание упражнения: ролевая игра

Ученики объединяются в 6 малых групп, им предлагается разобрать и представить в виде краткой презентации вариант вовлечения жертвы с использованием типичного приема манипулятивного воздействия на жертву:

  1. Убеждение.

  2. Эмоциональная реакция. Используется зависимость человека от оценочных суждений, играют на честолюбии, эксплуатируют романтические чувства, восхищение.

  3. Шантаж и угрозы родственникам.

  4. Физическое воздействие.

  5. Зомбирование.

  6. Применение особых приемов и средств

Обсуждение:

Какие чувства у вас возникали во время презентации наработок?

Какие техники использовал манипулятор?

Каким было поведение жертвы?

Упражнение 2

«Как противодействовать»

Описание упражнения: ролевая игра

Ученики объединяются в 6 малых групп, им предлагается разобрать и представить в виде краткой презентации вариант противодействия приемам манипулятивного воздействия на жертву:

Убеждение

  • Критическая переработка информации

  • Оценивание доводов

  • Критический анализ осуществимости предлагаемых действий

  • Оценка непредвзятая своих способностей и их конкурентоспособность

Усиление эмоций

  • Осознавание своей подверженности эмоциям

  • Усиление самоконтроля и контроль эмоций

  • Усиление внимания на информационной составляющей

Шантаж и угрозы родственникам

  • Определение альтернативных моделей поведения

  • Разработка способов уменьшения воздействия

Физическое воздействие

  • Предотвращение ситуаций, повышающих угрозу физического воздействия

  • Тренировка физической выносливости

Зомбирование

  • Ограничение взаимодействия с нетрадиционными практиками

  • Намеренное неповиновение НЛП манипуляторам

  • Профессиональная медицинская помощь

Применение особых приемов и средств в процессе вербовки

  • знание своих особенностей и слабостей (влияние алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ)

  • Уменьшение взаимодействия с лицами, эксплуатирующих интерес к психоактивным веществам или с гиперсексуальной ориентацией

Обсуждение:

  • Какие чувства у вас возникали во время презентации наработок?

  • Какие техники противодействия манипуляциям существуют?

  • Что еще можно сделать?

Упражнение 3

«Рефлексия, подведение итогов»

Обобщение полученного опыта

Перечень вопросов для проработки:

Что предлагают вербовщики - что получает жертва - какова ее настоящая цель

На этом упражнении необходимо интегрировать полученные знания и встроить их в жизненный опыт.

  1. Рефлексия

Закончите предложение

На этом уроке я узнал…….

Беседа что узнал, чему научился



© 2010-2022