Программа элективного учебного курса Мой мир

Раздел Школьному психологу
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа «Мой мир» составлена на основе программы Микляева А. «Я - подросток. Программа уроков психологии». Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия личных качеств учащихся.

При написании рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3. приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи - формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т.д.) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.

Приходится констатировать, что сложившаяся система обучения и воспитания подрастающего поколения не нацелена на формирование субъектных качеств личности, не опирается на внутреннюю логику их саморазвития и необходимые психолого-педагогические средства.

В связи с этим возрождается интерес к преподаванию психологии в школе и других средних образовательных и специальных учреждениях.

Однако в обычных городских и тем более сельских школах не всегда есть возможность, средства и специалисты, чтобы в полном объеме вести обучение учащихся психологии. Тем не менее, по нашему глубокому убеждению, знание психологии (базовых понятий), навыки конструктивного межличностного взаимодействия, способность к самопознанию и самосовершенствованию необходимы всем выпускникам школы.

В процессе перехода школ на предпрофильное и профильное обучение старшеклассников появилась возможность пропаганды и внедрения психологических знаний в школе посредством элективных учебных курсов. Так появилась идея создания данной программы. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она позволит подросткам приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с внешним миром и другими людьми.

Содержание программы направлено на воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе, что будет способствовать формированию позитивного отношения к себе и людям.

Зная элементы общей психологии, подросток сможет самостоятельно и осмысленно действовать при решении личных проблем и проблем самоопределения. В этом заключается новизна данной программы.

Отличительными особенностями программы является то, что содержание ее включает небольшой объем теоретического материала. Занятия строятся в основном из практических упражнений, самонаблюдений, что дает детям знания и умения, необходимые непосредственно в жизни.

Данный курс рассчитан именно на старшеклассников, стремление к самопознанию и самосовершенствованию которых лежит на поверхности. Переломные моменты в жизни подрастающего поколения (в данном случае кризис подросткового возраста и переход в стадию юношества) часто сопровождаются конфликтными ситуациями, что не всегда зависит от высокого уровня конфликтогенности ребенка. Поэтому ему просто необходимо быть социально компетентным, чтобы успешнее реализовать себя в дальнейшей жизни и деятельности.

Также этот курс может быть использован классными руководителями и воспитателями как серия тематических классных часов не только в школе, но и в других средних и специальных учебных заведениях.

Цель курса: способствовать формированию основных умений и навыков самопознания, самоанализа и самооценки.

Основная задача курса - формирование социальной компетентности, куда входят следующие умения и навыки, которые мы намерены формировать в процессе реализации данной программы:

• способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;

• умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;

• умение понимать самого себя и относиться к себе с должным уважением;

• умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами.

В процессе изучения курса участникам (слушателям) предлагаются:

• теоретические материалы (основные термины, понятия);

• диагностические методики, нацеленные на самопознание, самоанализ и самооценку (тестирование и самотестирование);

• предполагается обсуждение результатов диагностики;

• решение практических задач (ситуаций);

• деловая игра.

Одновременно с эти курс рассчитан на поддержку и развитие навыков анализа собственного поведения в ситуациях выбора, в том числе и на разрешение внутри личностных трудностей. Является возможность для повышения компетентности в сфере построения социальных и межличностных отношений.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Программа элективного учебного курса «Мой мир» рассчитана на один учебный год по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем курса 34 часа.

Участники программы: учащиеся 10 класса.

Количество обучающихся в группе до 15 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю.

Методологический аппарат

Программа носит развивающий характер. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа построена с опорой на личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Выбор методов обучения определен с учетом возможностей учащихся: возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета

Для реализации целей и задач программы «Мой мир» используются следующие методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, лекция);

- наглядные (демонстрация);

- практические (упражнения);

- игровые;

- психологические (анкетирование, тесты, анализ и решение конкретных ситуаций).

Преподавание курса предусматривает использование разнообразных форм проведения занятий (фронтальные, индивидуальные, групповые), а также активных форм обучения: дискуссий, ролевых игр, самонаблюдений, просмотр и обсуждение кино - и мультфильмов. На занятиях первостепенное значение отводится формированию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического развития.


Программное и учебно-методическое обеспечение

Занятия могут проходить в учебном классе. Для реализации программы необходимо следующее оборудование: принадлежности для рисования, кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; заготовленные задания ведущего и упражнения; необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях; персональный компьютер и проектор.

Программа Микляева А. «Я - подросток. Программа уроков психологии». - СПб.: Речь.

Содержание обучения

Раздел 1. Встречи с самим собой - 15 часов

Что я знаю о себе. Как меня видят другие. Ценности. Планирование времени. Время взрослеть. Я-мужчина. Я- женщина. Что такое любовь? Умение сказать НЕТ.

Раздел 2. Я среди других людей - 19 часов

Общение. Информация. Мимика. Жесты. Что такое конфликт. Стили поведения. Умею ли я слушать?

Требования к уровню подготовки учащихся

При освоении данной программы учащиеся должны знать:

- предмет психологии, условия формирования и развития личности; структуру и средства общения; стили разрешения конфликта и т.п..

Должны развивать в себе следующие компетентности:

-владеть навыками самоанализа и самораскрытия; позитивно мыслить; уметь анализировать и определять свои психологические характеристики и близких людей; владеть приемами саморегуляции поведения; укреплять самооценку; развивать в себе коммуникативные качества; выражать свое эмоциональное состояние; развивать личностные ресурсы; находить в себе и других главные индивидуальные особенности;

-повышать самопонимание на основе осознания своих отрицательных и положительных качеств.

Предполагается, что к завершению курса ученики будут:

- знать основные термины и понятия, адекватно использовать их в устной и письменной речи;

- объяснять (интерпретировать) наблюдаемые и изучаемые явления и процессы;

- приводить собственные примеры явлений и тенденций.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):

  • снижение уровня личностной тревожности;

  • мотивация на саморазвитие;

  • повышение коммуникативной компетентности;

  • активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Раздел 1. Встречи с самим собой

15

1

Психика. Психическое здоровье.

1

2

Что я знаю о себе. Мое имя.

1

3

Как меня видят другие. Самооценка и оценивание

1

4

Мои достоинства и недостатки.

1

5

Ценности.

1

6

Планирование времени.

1

7

Время взрослеть.

1

8

Как я выгляжу?

1

9

Моя семья.

1

10

Я-мужчина.

1

11

Я- женщина.

1

12

Что такое любовь?

1

13

Уверенность и самоуверенность.

1

14

Умение сказать НЕТ.

1

15

Будь собой, но в лучшем виде.

1

Раздел 2. Я среди других людей

19

16-17

Информация. Виды информации.

2

18

Жесты. Мимика

1

19

Эмоции. Чувства.

1

20-21

Как лучше подать информацию. Как лучше понять информацию

2

22

Общение. Позиции в общении.

1

23

Стили общения.

1

24

Мотивация. Понимание.

1

25

Взаимоотношения. Межличностное понимание

1

26-27

Что такое конфликт. Причины конфликтов.

2

28

Человек в конфликте.

1

29

Стили поведения в конфликте.

1

30

Доверие в общении.

1

31

Анализ конфликтов.

1

32

Умею ли я слушать?

1

33

«Трудные люди».

1

34

Умение работать в команде (заключительное занятие)

1

Итого

34

Литература

  1. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.

  2. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. - СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 256 с.

  3. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.

  4. Каменская В.Г.. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: «Детство - пресс», 1999, 143 с.

  5. Микляева А. «Я - подросток. Программа уроков психологии». - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

  6. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012.

Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

1

04.09.15

Психика. Психическое здоровье.

2

11.09.15

Что я знаю о себе. Мое имя.

3

18.09.15

Как меня видят другие. Самооценка и оценивание

4

25.09.15

Мои достоинства и недостатки.

5

02.10.15

Ценности.

6

09.10.15

Планирование времени.

7

16.10.15

Время взрослеть.

8

23.10.15

Как я выгляжу?

9

06.11.15

Моя семья.

10

13.11.15

Я-мужчина.

11

20.11.15

Я- женщина.

12

27.11.15

Что такое любовь?

13

04.12.15

Уверенность и самоуверенность.

14

11.12.15

Умение сказать НЕТ.

15

18.12.15

Будь собой, но в лучшем виде.

16

25.12.15

Информация.

17

15.01.16

Виды информации.

18

22.01.16

Жесты. Мимика

19

29.01.16

Эмоции. Чувства.

20

05.02.16

Как лучше подать информацию.

21

12.02.16

Как лучше понять информацию

22

19.02.16

Общение. Позиции в общении.

23

26.02.16

Стили общения.

24

04.03.16

Мотивация. Понимание.

25

11.03.16

Взаимоотношения. Межличностное понимание

26

18.03.16

Что такое конфликт.

27

01.04.16

Причины конфликтов.

28

08.04.16

Человек в конфликте.

29

15.04.16

Стили поведения в конфликте.

30

22.04.16

Доверие в общении.

31

29.04.16

Анализ конфликтов.

32

06.05.16

Умею ли я слушать?

33

13.05.16

«Трудные люди».

34

27.05.16

Умение работать в команде (заключительное занятие)



© 2010-2022