- Преподавателю
- Школьному психологу
- Тренинг для педагогов «Развитие сенситивности»
Тренинг для педагогов «Развитие сенситивности»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шмыга Е.Н. |
Дата | 22.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тренинговое занятие для педагогов по развитию сенситивности
(занятие из программы работы "Психолого-педагогической мастерской")
составитель педагог-психолог
МАОУ СОШ №54 Шмыга Е.Н.
Цель: Формирование и развитие эмоционально - чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
Материалы: листы ватмана. 1- лист целый, 2 - половина, 3- четвертинка листа.
-
Разминка.
Вступление ведущего. Сегодня на занятии у нас будет задействовано воображение, поэтому, потренируемся. Итак, по кругу каждый называет:
-
первый круг: слово, которое первым ему приходит на ум.
-
второй круг: первый называет слово, следующий - ассоциацию.
-
третий круг: каждый по слову, чтобы получилось предложение.
-
Упражнение «Льдина»
Цель: помимо стимуляции участников к творческому решений поставленной перед ними проблемы, способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим под угрозу действия всей команды.
Представьте себе, что вы оказались весной на реке, катались на коньках. Вдруг неожиданно затрещал лед, оторвалась льдина и вам нужно срочно спасаться. Постарайтесь спастись все. Необходимо срочно прыгнуть на льдину. Находясь, некоторое время на льдине, вы почувствовали, что она начала ломаться, и вам придется всем перепрыгнуть на льдину, которая намного меньше, чем предыдущая, затем - на еще меньшую льдину. Нужно расположиться таким образом, чтобы все остались «живыми» и никто не утонул.
Рефлексия.
-
Что вы переживали, выполняя это упражнение?
-
Можно ли сказать, что все помогали друг другу?
-
Упражнение «Ворона и павлин»
Цель: Формирование и осознание своей уникальности. Восприятия себя через соотнесение себя с другими, через результаты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний.
Ведущий: Каждый из нас по-разному воспринимает окружающих нас людей, поскольку мы все сами разные. Очень часто мы не задумываемся, что порой можем ненароком обидеть человека, с которым общаемся, либо человека, которого почти не знаем, а ведь можно жить и общаться совсем по-другому.
Ведущий читает притчу: « Ворона и павлин».
В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто мог позволить такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной персоной. Взгляните только, какие у нее безобразные ноги. А ее оперение - что за безобразный синий цвет? Такой цвет я бы никогда не носила. Свой хвост тащит за собой, будто лисица».
Ворона замолкла, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом ответил, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, от этого перья у меня на плечах поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом деле я - все, что угодно, только не гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги старые и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, потому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих безобразных ног.
Ты видишь только то, что во мне некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразием и уродством, как раз более всего радует глаз людей.
Рефлексия
Как вы поняли эту притчу? Давайте рассуждать на эту тему. Всегда ли мы адекватно оцениваем себя и других людей?
(Это можно использовать как «мостик» к переходу на тему толерантности).
-
Упражнение "Номинация"
Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.
Вы - богатый человек. Выберите номинацию в области человеческих взаимоотношений и/или жизненных ценностей, по которой вы хотели бы учредить именную премию.
Подготовьте выступление, которое будет содержать критерии отбора номинантов.
-
Упражнение «Я узнаю себя»
Цель: Помочь участникам тренинга лучше узнать себя. Развивать умение правильно понимать чувства свои, а значит и других людей.
Учителям предлагается закончить следующие предложения:
Я обижаюсь, когда.....
Я огорчаюсь, когда.....
Я боюсь, когда..
Я горжусь, когда....
Рефлексия.
-
Упражнение "Пара"
Цель: упражнение учит чувствовать другого в процессе общения.
Все участники разбиваются на пары. Один человек - правая рука, другой - левая рука. Задача пары вырезать из бумаги фигуру, предложенную ведущим.
По завершению оценивается правильность и быстрота работы, насколько пара слаженно работала.
-
В завершении предлагаю вам сделать шуточный тест (но в каждой шутке есть доля шутки).
Упражнение "Сказочные персонажи"
Для этого теста вам потребуется лист бумаги и ручка. Напишите, пожалуйста, пять сказочных героя из русских народных сказок.
Ключ
1. Вы среди других людей.
2. Вы на работе.
3. Вы в семье.
4. Вы с любимым человеком.
5. Вы в данную минуту.
Рефлексия занятия.