Кейс как педагогическая технология взаимодействия участников образовательного процесса

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кейс как педагогическая технология.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик. Кейс - технология - это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

К кейс-технологиям относятся:

метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-

иллюстрации) ;

метод инцидента;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

метод дискуссии.

В практике дошкольного образования можно широко использовать

кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли

Образовательный процесс строится на основе различных технологий обучения. При этом у педагога есть возможность выбирать и комбинировать технологии для достижения более высоких показателей, для решения различных проблем, которые возникают в процессе обучения. Однако при всем разнообразии современных дидактических средств и технологий одной из наиболее актуальных проблем школьного образования по-прежнему остается низкая заинтересованность обучающихся в изучаемом предмете. Эта проблема заключается в том, что при недостаточном интересе к учебному предмету, к учебной деятельности не только снижаются мотивация учения и уровень обученности, но и утрачивается сам смысл обучения, образование теряет свою ценность в глазах ученика.

Кейс-технология позволяет предоставить свободу выбора, что способствует развитию активности учеников на протяжении учебного процесса, формирует познавательный интерес, креативные способности, умения оценивать свои индивидуальные возможности и способности, также развивает самостоятельность, инициативность.

Свобода выбора важна, потому что благодаря ей появляется возможность более эффективного формирования способности к овладению системой знаний и умений, а также к их дальнейшему творческому использованию, к самостоятельному решению познавательных, практических (а в дальнейшем - и профессиональных) задач.

Нужно заметить, что эта свобода не предполагает выбора между «делать» и «не делать», а позволяет выбрать вариант изучения содержания, форму контроля, формы, методы обучения, то есть предполагает выбор наиболее значимых и существенных для ученика заданий в данное время.

Проведённое нами теоретическое исследование позволило выявить следующие возможности кейс-технологии в решении проблемы развития познавательных интересов обучающихся:

1. «Включение» участников работы с кейсом в реальные жизненные ситуации обеспечивает связь обучения с жизнью и трудом, показывая важность изучаемого материала, его прикладную направленность.

2. Активная работа учащихся с кейсом на всех технологических этапах, предполагающих разный характер деятельности, способствует развитию их кругозора, формированию предметных и общеучебных компетенций.

3. Высокая доля самостоятельной работы обучающихся в этой технологии позволяет успешно формировать их познавательную самостоятельность, что является важным условием развития интереса в учебной деятельности.

4. Дискуссионный характер кейс-задания и обсуждения кейса включает в учебный процесс элемент соревнования и определяет личную заинтересованность ученика, формирует такие важные для реализации личных интересов умения, как умения работать в команде, находить общее в разных взглядах на проблему, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

5. «Свободный» характер педагогического взаимодействия (по сравнению с традиционными формами обучения) является гораздо более привлекательным для учащихся подросткового возраста - именно в тот период, когда психологи отмечают резкое снижение интереса к учебе.

6. При наличии хорошей базы кейсов кейс-технологию можно использовать на различных этапах обучения, поддерживая и развивая познавательные интересы учеников.

Этапы работы с кейсами (общие рекомендации):

1.Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов.

Кейсы раздаются каждому обучающемуся (или по 1 варианту на парту) на самом занятии. На ознакомление выделяется от 10 до 30 мин в зависимости от их сложности и количества. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися содержания кейса, например, спрашивает: «Каких знаний требует решение данного кейса?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?». Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель.

После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30-40 мин). Жесткое требование - укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать учебную, методическую и справочную литературу. При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

3.Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 - 2 участника (спикера). Время - до 10-15 мин.

4. Этап общей дискуссии.

Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

5. Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя. Продолжительность - 10-15 мин.


© 2010-2022