Психолого-педагогическое сопровождение психологического здоровья обучающихся

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьного психолога.


Тезисы в выступлению педагога-психолога Сатагайской СОШ

Борисовой Наталии Ивановны.


Психолого-педагогического сопровождение психологического здоровья учащихся проводится

с целью:Создания условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения.

Гармонично развитый человек - это человек, который удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни.

Обобщенная модель психологического здоровья, составленная О.Хухлаевой. д.пед. наук, включает в себя следующие компоненты:

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей.

Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания..

Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте.

Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном и физическом развитии, которая вписывается в границы нормы.

Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях.

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:

1. Позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира.

2. Высокий уровень развития рефлексии, т.е. умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

3. Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности - общения, учебы, спортивных занятий и пр.

4. Успешное прохождение возрастных кризисов.

5. Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Сопровождение психологического здоровья учащихся ведется во всех этапах развития личности ученика. Всего выделяем 4 этапа:


  1. Этап: Психолого-педагогическое сопровождение на этапе приема в школу.

  2. Этап: Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников.

  3. Этап: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся основной школы

  4. Этап: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшей школы

Психолог для своей деятельности такие задачи:

1 Отслеживание динамики развития учащихся.

  1. Оптимизация социальной среды.

  2. Оптимизация учебной деятельности.

  3. Профилактика нарушений психологического здоровья.

  4. Организация коррекционной работы.

  5. Подготовка учащихся к выбору профиля

  6. Личностная, коммуникативная, познавательная подготовка старшеклассников к взрослости.

Формы работы:

Для решения задачи: Отслеживание динамики развития учащихся в условиях школьного обучения необходимо регулярно проводить диагностику по значимым параметрам личностного и познавательного развития учащихся и сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии ребенка. Выделяются следующие тенденции: позитивное развитие (постепенное улучшение результатов по всем параметрам), частично-негативное (остановка в развитии по некоторым параметрам), и негативное (снижение результатов по отдельным параметрам). Если фиксируется негативная тенденция в развитии,то для определения возможных ее причин проводится углубленная диагностика, беседы с ребенком, с педагогами и родителями. После этого организуется индивидуальная работа с ребенком, либо с окружающей его учебной или социальной средой. В случае частично позитивных тенденций в развитии ребенок попадает в группу особого внимания психолога. Однако никакие действия в отношении него пока не принимаются.

Уровень развития познавательных процессов, готовности к школьному обучению детей и их личностные особенности, уровень психологического здоровья и познавательной активности определяется с помощью комплекса диагностических процедур, включающего в себя соответствующие методики:


Пакет методик



Прием в школу

развития

Психолого-педагогическое обследование развития ребенка

Уровень развития произвольного внимания по методике «Домик»

Уровень интеллектуального развития по методике «Сапожок»

Уровень социального развития. Собеседование по вопросам

Старшая группа детского сада

готов-ти

Тест школьной зрелости Керна - Йирасека

Фронтальное обследование готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению

лич-ые

Темперамент

- анкета для воспитателей,

- анкета для родителей,

- методика «Перенос кубиков»

Отслеживание динамики развития учащихся

Уровень психологического здоровья

Характеристика образа «Я» по методикам:

- «Самоописание»

- «Лесенка» (уровень самооценки)

- «Дом доброты, ума, силы»

- методика Дембо- Рубинштейна

Уровень развития рефлексии по методике

- «Самоописание»

Наличие стремления к развитию по методике

- «Неоконченные предложения»

Уровень прохождения возрастных кризисов по методикам:

- анкета «Адаптация первоклассников к школьному обучению»

- анкета «Адаптация пятиклассников к школьному обучению»

- тест «Акцентуация характера подростков»

Уровень адаптированности к социуму по методикам:

- «Школьная тревожность»

- «Дворец - дом - изба - шалаш»

- Социометрия (межличностные взаимоотношения в класса)

- «Обратная связь» (взаимоотношение с классным руководителем)

- «Моя семья» (Взаимоотношение с родителями и др.членами семьи)

1 - 11кл

1 - 4 кл

1 - 4 кл

5 - 11 кл

1 - 11 кл

1 - 11 кл.

1 класс

5 класс

8 - 9 кл.

3- 11 кл.

1 - 4 кл

5 - 9 кл

1 - 11 кл

1 - 8 кл

Уровень познав. активности

Уровень познавательной активности по методикам:

- «Рейтинг-предмет»

- «Отношение к учению»

- «Что мне нравится в школе»

- наблюдение психолога на уроках

- беседа с педагогами

Уровень развития познавательных процессов:

Памяти

Внимания

Мышления

- Тест умственного развития детей 7 - 9 лет

- Групповой интеллектуальный тест

- Школьный тест умственного развития

5 - 11 кл

5 - 11 кл

1 - 4 кл

1 - 11 кл

1 - 11 кл

1 - 11 кл

1 - 11 кл

2 - 3 кл

4 - 7 кл

8 - 11 кл

Профиль

Профор-я

Профессиональная направленность по методикам:

- «Карта интересов»

- ДДО

- тест Голланда

- «Профессиональное предпочтение»

8 - 9 классы



















Для решения задачи: Оптимизация социальной среды для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся условно разделим формы на три направления: сверстники, педагоги, родители.

Оптимальная форма работы с детьми - групповые психологические занятия.

Например, в нашей школе проводятся групповые занятия в неделю 1 час с 1 - 11 класс.

Название программы

Автор программы

Класс

1

«Уроки общения»

Е. Коченева

2 класс

2

«Я и мы»

В. Родионов

5 класс

3

«Навстречу» (коммуникативная культура)

Н. Юдина

6 класс

4

«Я среди людей»

А. Микляева

9 класс

Важную роль в обеспечении оптимальной для развития ребенка социальной среды играют педагоги. На основе материалов тестирования можно подготовить для педагогов краткие характеристики учащихся с описанием их индивидуальных особенностей и предпочтений. Индивидуальные особенности учащихся обычно обсуждаются на родительских собраниях или во время отдельных консультаций. Для родителей нашей школы проводятся занятия:

Название занятия

Для кого проводится

1

«Подготовка родителей к школе»

Родители будущих 1кл.

2

«Родительский клуб»

Родители детей нач.школы

3

«Школа абитуриента»

Родители старшеклассников

Психологическое здоровье связано и с успехами или неудачами в учебной деятельности. Именно поэтому мы считаем, что основная задача оптимизации обучения в школе заключается не столько в организации учебного процесса, сколько в создании у детей ощущения успешности в школе в целом. Для учителей проводятся занятия «В школу с радостью». Проводятся психолого-педагогические консилиумы на темы:

1

«Причины неуспеваемости и пути ее преодоления»,

По запросу педагога

2

«Тип личности ребенка и его готовность к школе»,

По запросу психолога

3

«Адаптация первоклассников к школьному обучению»,

По запросу психолога

4

«Адаптация пятиклассников к переходу в среднее звено»,

По запросу психолога

Для решения задачи: Создание условий, способствующих профилактике нарушений психологического здоровья учащихся организуются групповые занятия.

Название программы

Автор программы

Класс

1

«Веселое развитие»

А.Андреева

Ст. гр. Д.с

2

«Хочу быть успешным»

О. Хухлаева

1 класс

3

«Уроки психологического развития »

Н.П. Локалова

3-4 классы

4

«Я подросток. Мир эмоций»

А. Микляев

7 класс

5

«Встречи с самим собой»

А. Микляева

8 класс

Программы должны обеспечить формирование психологического здоровья.

Для решения задачи: Организация психологической помощи учащимся, имеющим существенные нарушения психологического здоровья проводится индивидуальная коррекционная работа. Она проводится по рекомендациям психолого- педагогического консилиума. Например, в нашей школе проводятся консилиумы:

1

«Трудный подросток»,

По запросу кл. рук

2

«Трудный класс».

По запросу кл. рук

Психолог в течение года по собственной инициативе поддерживает контакты с родителями и классным руководителем.

Сам психолог может провести коррекционные занятия:

1

«Птица радости»

Психокорекционные занятия с тревожными детьми

2

«Шаги навстречу»

Психокорекционные занятия с агрессивными подростками

3

Коррекция страха

Для решения задачи: Подготовка учащихся к выбору профиля и к взрослости проводятся занятия для старшеклассников:

1

«Технология профессионального успеха»

Чистякова

10 кл

2

«Путь к успеху»

Стебенева

11 кл

3

«Школа абитуриента»

Работа клуба

старшкл

Основное направление этих программ обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.


Очень важный, но непростой вопрос - оценка эффективности деятельности психолога. Сложности вызваны рядом объективных причин.

  1. Деятельность психолога создает лишь условия для развития ребенка и изменения могут проявиться не сразу.

  2. Параметры развития или психологического здоровья часто внешне не проявляются, а сопутствующие им поведенческие изменения не всегда социально желательны и могут устраивать педагогов и родителей.

Эту проблему можно решить с помощью сравнительного анализа результатов диагностики параметров, которые выбираются психологом в качестве контрольных.

Обобщенные результаты мониторинга представлены в таблицах, по которым можно отметить общие тенденции в развитии детей и обучающихся.

  1. На этапе приема детей в школу позитивные тенденции в развитии наблюдаются по параметрам:

- уровень развития познавательных процессов.

(например, по тесту «Сапожок» выявили интеллектуальный уровень детей каждый год соответствует норме )

- уровень готовности к школьному обучению.

(например, сравнительный анализ результатов по методике Керна-Йирасека показал: в 2007 г. высокий уровень готовности выявлено у 25% детей. 2008 г. - 42,9%, 2009 г. - 62,5%)

  1. Отслеживание динамики развития обучающихся по параметру Уровень психологического здоровья показало в основном положительные тенденции в развитии по критериям:

- позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира.

(если в 2008 г. 88,3% обучающихся позитивно относились к себе, то в 2009 г. - 88,8%; низкую самооценку имели в 2007 г - 3,4% обучающихся, то 2008 - 7%, 2009 - 1,6 %.)

- высокий уровень развития рефлексии, т.е. знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

(если в 2008 г. учащиеся 1-2 классов называют в среднем 8,8 качеств, то 3-4 классе - 10,7; в 2009 г. Учащиеся 1 -2 классов - 7 качеств, 3-4 классы - 8,8 качеств)

- наличие стремления улучшить качества основных видов деятельности.

(если в учащиеся 1-2 классов хотят улучшить в среднем 3,6 качеств, то в 3-4 классе - 7,7 качеств.)

- успешное прохождение возрастных кризисов.

(если в 2007 г. 100% девятиклассников были акцентуантами, то 2008 г. - 10%, 2009 г. - 9,1% )

- адаптированность к социуму.

(если в 2007 г у 79,6% обучающихся наблюдалось средний уровень тревожности, то 2008 г - 80,8%, в 2009 - 66,4%)

(изучение межличностных взаимоотношений обучающихся 1 - 11 классов показало, что в 2007 г. личные неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками чувствовали 24,4% учащихся, то в 2008 г. - 16,9%, в 2009 г. - 13,2% )

  1. Отслеживание уровня познавательной активности показало, что у обучающихся

- положительное отношение к учению.

(в 2007 г у 70,5% - положительное отношение, в 2008 г. - у 81,7%, 2009 г. - у 85,9%),

- но преобладает внешняя мотивация.

(в 2007 г. у 45,2% учащихся наблюдалась учебная мотивация, в 2008 г. - у 34,7%, в 2009 - 44,2%)

По критерию Уровень развития познавательных процессов получили следующие результаты:

- у учащихся начальных классов изучение интеллектуального развития показало негативную тенденцию в развитии.

(в 2007 г. только у 23,3% обучающихся высокий и средний уровень развития, в 2008 г - у 38,9%, в 2009 г. - у 32,3%)

- у обучающихся 4 - 7 классов ГИТ выявил тоже низкий результат.

(в 2007 г. у 48,7% обучающихся низкий уровень инт. развития, в 2008 г. - у 35,3%, в 2009 г. - 52,4%)

- у обучающихся 8 - 11 классов ШТУР выявил положительную динамику.

(если в 2007 - у 55% обучающихся выявили низкий уровень УР, то в 2008г - у 46,9%, в 2009 г. - у 35,1% )

Такие результаты позволяют сделать вывод:

Серьезное внимание надо уделить повышению учебной т.е. познавательной мотивации к учению. Мы считаем, что повышение уровня познавательной активности приведет к развитию познавательных процессов. Выбор темы следующего шага эксперимента Формирование индивидуальных способов самообразования поможет решить эту проблему.

Следующим шагом психологического сопровождения видим в разработке и реализации составленного мною Проекта «Психологическое здоровье как основа благоприятного и комфортного обучения и личностного развития» (на сумму 100 тыс. руб), который предусматривает использование психодиагностических, психопрофилактических, психокоррекционных программ, основанных на инновационных технологиях. Учитывая, что сегодня каждый обучающийся - грамотный пользователь компьютером, может самостоятельно провести самодиагностику и при этом важное значение будет иметь личностный мотив запроса на психокоррекционные, психопрофилактические занятия, что обеспечит результативность.

Обобщенные результаты мониторинга представлены в таблицах, по которым можно отметить общие тенденции в развитии детей и обучающихся.

  1. На этапе приема детей в школу позитивные тенденции в развитии наблюдаются по параметрам:

- уровень развития познавательных процессов.

- уровень готовности к школьному обучению.

  1. Отслеживание динамики развития обучающихся по параметру Уровень психологического здоровья показало в основном положительные тенденции в развитии по критериям:

- позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира.

- высокий уровень развития рефлексии, т.е. знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.

- наличие стремления улучшить качества основных видов деятельности.

- успешное прохождение возрастных кризисов.

- адаптированность к социуму.

  1. Отслеживание уровня познавательной активности показало, что у обучающихся

- положительное отношение к учению.

- но преобладает внешняя мотивация.

По критерию Уровень развития познавательных процессов получили следующие результаты:

- у учащихся начальных классов изучение интеллектуального развития показало негативную тенденцию в развитии.

(в 2007 г. только у 23,3% обучающихся высокий и средний уровень развития, в 2008 г - у 38,9%, в 2009 г. - у 32,3%)

- у обучающихся 4 - 7 классов ГИТ выявил тоже низкий результат.

(в 2007 г. у 48,7% обучающихся низкий уровень инт. развития, в 2008 г. - у 35,3%, в 2009 г. - 52,4%)

- у обучающихся 8 - 11 классов ШТУР выявил положительную динамику.

(если в 2007 - у 55% обучающихся выявили низкий уровень УР, то в 2008г - у 46,9%, в 2009 г. - у 35,1% )

Такие результаты позволяют сделать вывод:

Серьезное внимание надо уделить повышению учебной т.е. познавательной мотивации к учению. Мы считаем, что повышение уровня познавательной активности приведет к развитию познавательных процессов. Выбор темы следующего шага эксперимента Формирование индивидуальных способов самообразования поможет решить эту проблему.

Следующим шагом психологического сопровождения видим в разработке и реализации составленного мною Проекта «Психологическое здоровье как основа благоприятного и комфортного обучения и личностного развития» (на сумму 100 тыс. руб), который предусматривает использование психодиагностических, психопрофилактических, психокоррекционных программ, основанных на инновационных технологиях. Учитывая, что сегодня каждый обучающийся - грамотный пользователь компьютером, может самостоятельно провести самодиагностику и при этом важное значение будет иметь личностный мотив запроса на психокоррекционные, психопрофилактические занятия, что обеспечит результативность.


© 2010-2022