• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Психолого-педагогические технологии построения здоровьесберегающего процесса для младших школьников в условиях коррекционного образовательного учреждения

Психолого-педагогические технологии построения здоровьесберегающего процесса для младших школьников в условиях коррекционного образовательного учреждения

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические технологии

построения здоровьесберегающего процесса для

младших школьников в условиях

коррекционного образовательного учреждения

Начало обучения в школе - сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Психологи отмечают, что дети 7-8 лет с задержкой психического развития (ЗПР) переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Как помочь им успешно адаптироваться? Необходимо укреплять психику ребенка, развивать не только его мышление, но и эмоционально - волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально - отрицательные переживания. Необходимо развивать комплекс произвольности - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на интеллектуальные усилия. Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности школьника весьма актуальна и выступает как одна из главных задач при поступлении детей в школу. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления. В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир - основа всего, на нем развиваются три компонента чувственного опыта ребенка: эмоциональный, познавательный, деятельностно-практический. Только согласованное функционирование, единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Л.С. Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современной, мысль: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». (Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1983). Формирование «умных эмоций» и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из приоритетных задач развития ребенка в условиях коррекционного образовательного учреждения. Поэтому, с одной стороны, детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают им научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если линия развития эмоций нарушается, то нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться, любить - этому научиться сложно.

Специалистами психологической службы школы разработана и адаптирована программа психокоррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей, которая призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, избегать конфликтных ситуаций, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Целями программы являются обеспечение эмоционального и полноценного психического развития и коррекция индивидуально «отстающих» эмоционально-волевых психических функций каждого ребёнка. В ходе реализации этой программы психолог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогает понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствует осознанию причин конфликтов, обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения, владения своими эмоциями.

Постепенно дети осознают, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Большая часть занятий, которые проходят 1 раз в неделю в течение полугода, построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения. В связи с этим в организации занятий используются такие способы реализации программы:

1. Коллективно-индивидуальный способ. Группа в пределах 4 - 6 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми.

2. Игровой метод включает в себя игры и игротренинги. Занятия состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных так, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.

3. Аналогия с растительным и животным миром - изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира.

4. Театрализация - разыгрывание небольших сценок, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение. «Вхождение» в картину, когда дети учатся понимать жесты, мимику изображённых людей, воспроизводить их в сценках, выбирая позитивный вариант общения. Дети погружаются в игровую атрибутику, учатся мыслить творчески, самостоятельно сочиняя пантомимы, проводят свою режиссуру, распределяют роли, перевоплощаются.

5. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций развивают сдержанность, устойчивость к стрессовым ситуациям, умениям справляться с негативными эмоциями и разбираться в оттенках собственных чувств и чужих эмоциях.

6. Ритмопластика - художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику.

7. Психогимнастические упражнения и релаксация.

8. Анализ и инсценирование различных психологических этюдов, в ходе которых ребёнок «примеривает на себя» те или иные эмоции и учится управлять ими. Педагог-психолог занимается тренировкой нужных форм поведения при разыгрывании эмоционально острых ситуаций, прорабатывает специальные техники изменения собственных состояний, обучает способам «высвобождения» негативных эмоций без вреда для окружающих.

9. Прослушивание аудиозаписи со звуками природы и классических музыкальных произведений с целью снятия стрессовых состояний.

10.. Изотерапия - гасит негативные эмоции путём использования художественных средств через рисование, лепку, аппликацию.

Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями, погружает его в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. Согласно Пиаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением. Будучи игровыми, занятия не нагружают психику детей, а наоборот, позволяют разрядить накопившееся напряжение. Первые занятия посвящены знакомству, адаптации детей; последующие - освоению в игровой форме правил поведения.

Каждое занятие начинается с ритуала «Приветствие», для того, чтобы создать эмоционально приятную атмосферу в группе, развить навыки позитивного поведения. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются, пожимая руку соседу, это дружеское пожатие должно замкнуть цепь приветствия. Можно передавать по кругу сердечко или цветок, говоря по очереди что-то приятное о своем соседе или пожелание добра и счастья. Иногда педагог-психолог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, доброе пожелание или ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово». Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого. Нравится детям приветствие «Бабочки на ладонях», когда они кладут руки ладонями вверх и закрывают глаза, а на их ладони садятся бабочки и здороваются. «Бабочка села на ладонь Вани, Маши... Дети должны поднять тот палец, на который села бабочка и сказать о своих ощущениях».

Заканчиваются занятия также ритуалом «Прощание»: это обычно упражнение «Солнечные лучики», когда дети протягивают руки вперёд и соединяют их в центре круга, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком или «Эстафета дружбы», передающаяся рукопожатием от педагога к детям.

Коррекционной работе предшествует диагностическое обследование развития эмоционально-волевой и поведенческой сферы каждого ребенка, приводящиеся в начале, середине и конце года, которое предполагают выделение следующих параметров:

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

  • дифференциация и интерпретация эмоциональных состояний;

  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;

  • уровень передачи эмоциональных состояний;

  • адекватные проявления эмоций в коммуникативной сфере.

Специалистами службы используются следующие методики:

  • наблюдения за детьми на занятиях и в свободных играх;

  • опрос родителей и педагогов об индивидуальных особенностях детей с помощью специальных анкет;

  • метод пиктограмм и изображений реального лица людей с различными эмоциональными переживаниями М.И. Чистяковой;

  • «Тест тревожности» Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен;

  • рисуночные тесты «Несуществующее животное» М.З.Дукаревич и «Нарисуй семью, когда вы все заняты делом» Р.Берне, С.Кауфман для выявления межличностных и внутрисемейных отношений;

  • методики «Лесенка» Н.В.Нижегородцевой и «Какой Я?» Е.З. Басиной

по самооценке детской деятельности;

  • методика «Страна Эмоций» Т.В. Громовой по осознанию своих эмоций;

  • Субтест «Группы экспрессии» Я.И. Михайловой (РГПУ Герцена СПб).

На основании данных диагностики можно сделать вывод о недостаточном гармоничном уровне развития эмоциональной сферы школьников.

Так, в группе детей от 7 - 8 лет эмоциональную отзывчивость проявляли: почти всегда или часто 10%, иногда - 25%. Среди 8 - 9 летних школьников 20% почти всегда/часто отличались эмоциональной отзывчивостью, у 30% иногда она наблюдалась. Наиболее распознаваемые эмоциональные состояния - радость 100%, боль 72%, сила 59%, гнев 49%. Хуже всего дети воспринимают и определяют: удивление 9%, страх 11%, растерянность 8%.

В ходе наблюдения за апробацией программы подтвердились положительные результаты проведённой коррекционной работы, так как у детей снизились показатели эмоциональной неустойчивости, напряжения, конфликтности, тревожности. Дети стали лучше понимать эмоциональное состояние друг друга и окружающих их взрослых, понимать собственное состояние и выражать его словесно. Они стали более доверчивыми, открытыми, что подтверждают невербальные средства общения - улыбка, контакт глаз; в играх сократилось межличностное пространство: дети начали садиться близко друг к другу, переглядываться, общаться; у них наметилась тенденция доверия к себе, что выразилось в повышении самооценки.

Наличие позитивных изменений в эмоционально-личностной и поведенческой сфере детей свидетельствует об эффективности апробированной авторской программы по психокоррекции.

Литература:

  1. Психологическая служба школы. Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1995

  2. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Библиотека федеральной программы развития образования. Издательский дом «Новый учебник», 2005

  3. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования - М.: Изд-во «Аркти», 2005

  4. Система образования для детей с проблемами в здоровье. Под ред. Л.Е. Курнешовой - Центр «Школьная книга», 2008

5

© 2010-2022