Доклад на тему: «Психологические особенности гармонично развитой личности»

В психологической науке категория «Личность» относится  к числу базовых понятий. Но понятие личность не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том, числе  философией, социологией, педагогикой и.др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения? Прежде всего,  попытаемся дать ответ на вторую  часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все п...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Психологические особенности гармонично развитой личности»

В психологической науке категория «Личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие личность не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том, числе философией, социологией, педагогикой и.др. В чем же состоит специфика изучения личности в рамках психологической науки и что такое личность с психологической точки зрения?

Прежде всего, попытаемся дать ответ на вторую часть вопроса. Сделать это не так просто, поскольку на вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствуют о сложности самогофеномена личности.

Под гармонично развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании личности.

Модель структуры личности
по К. К. Платонову:

  • ИНСТИНКТЫ;

  • КАЧЕСТВА, обусловленные НАСЛЕДСТВЕННОСТЬЮ:

пол, возраст, национальность и др.;

  • КАЧЕСТВА, обусловленные ОСОБЕННОСТЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Новорожденный младенец - это уже человек, но отнюдь еще не личность. В глубокой старости люди остаются личностями, но если старость какого-либо человека сопровождается атрофией либо иным поражением головного мозга, он может и перестать быть личностью.

Личностью человек становится (и остается) по мере того, как он начинает (или сохраняет возможность) отдавать себе отчет в том, что делает, и может руководить своими действиями. Эта формула характеризует зрелую, гармоничную личность. Личность формируется постепенно.

Личность формируется под влиянием тех общественных отношений, той общественной среды, в которой происходит развитие ребенка, т.е. под влиянием воспитания в самом широком смысле этого слова, организованной взрослыми собственной деятельности ребенка.

На разных этапах формирования личности взрослые люди вводят ребенка в мир социальной действительности. У ребенка под влиянием социальной ситуации его развития складывается определенная система мотивов и потребностей.

Врожденные биологические особенности организма ребенка оказывают влияния на свойства его личности. Оказывают, но отнюдь не предопределяют ее развитие. Всякие внешние воздействия действуют на человека опосредованно, через внутренние условия, важный физиологический компонент этих внутренних условий составляют свойств нервной системы. Ведущий принцип школьного обучения:
Непрерывное развитие всей совокупности качеств личности.

Следовательно, хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребенка, их не следует рассматривать как определяющие развитие личности. Определяют развитие личности ребенка общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни. Слайд №4КАЧЕСТВА, обусловленные ОСОБЕННОСТЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

При формировании личности школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и все более «очеловечиваются» элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности. Возникают интересы и потребности познавательного характера: ребенок хочет овладевать знаниями, читать книги, слушать музыку, любоваться природой, произведениями искусства.

Наиболее сложными человеческими потребностями, формируемыми в наших школах, являются такие, как потребность в положительной общественной оценке, в уважении со стороны коллектива, в полезном обществу творческом труде, в самоуважении, т.е. в переживании своей деятельности как соответствующей принятым нравственным нормам.

Педагогические подходы к развитию ученика как личности и субъекта деятельности

В развитии и формировании гармоничной личности большое значение имеет прежде всего укрепление здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры.

Иначе обстоит дело с развитием высших потребностей у умственно отсталых детей. Умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего не знает, не может и не хочет, т.е. отсутствуют какие-либо хотения, стремления, потребности. Умственно отсталый ребенок, возможно, многое смог бы и узнал бы, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений (в отсутствии духовных интересов и потребностей. У многих из умственно отсталых школьников крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности.

Слабость побуждений умственно отсталых детей неравномерна. Элементарные органические потребности у большинства умственно отсталых детей совершенно адекватны, и их побудительная сила с годами все увеличивается.

Даже если не наблюдается расторможенности влечений, а только замедленное и затрудненное развитие духовных потребностей, следует говорить о дисгармоничном развитии потребностей. Именно эта дисгармоничность, иначе говоря, непропорциональное развитие потребностей представляет собой ключ к пониманию особенностей и трудностей развития личности умственно отсталого ребенка.

Существенное влияние на развитие личности оказывает формирование ее направленности. Понятие «направленность личности» расшифровывается как характеристика основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. К чему стремится ученик, заканчивающий вспомогательную школу: хочет ли он работать, читать, заниматься спортом, либо главные его устремления состоят в желании развлекаться, потреблять то, что могут дать ему родители и государство?

Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство. Труд способствует развитию критичности детей, укреплению навыков самоконтроля и повышению самооценки. В процессе изготовления какой-либо вещи школьник видит свои достижения и замечает свои ошибки. Успешное изготовление вещи укрепляет веру в собственные возможности. Самостоятельное изготовление вещей способствует развитию положительной направленности личности школьника.

Большое значение для формирования личности имеет коллектив, в котором она развивается. Личность, формируясь под влиянием окружающей действительности, становится все более независимой от непосредственного влияния сиюминутной ситуации. Так, например, зрелый и сознательный юноша, оказавшись в дурной компании, не даст себя уговорить пойти на аморальное действие. Однако зрелой и сознательной личностью этот человек не родился, а стал под влиянием всего своего образа жизни в семье, школе, среди друзей по трудовой деятельности.

Заключение

Завершая свое сообщение можно прийти к выводу, что гармоничное развитие личности обусловлено многими факторами, такими как общественные отношения, врожденные биологические особенности, направленность личности, трудовое воспитание, коллектив, семейные взаимоотношения.

Источником формирования дисгармонической личности при определенных условиях становятся аффективные переживания, возникающие в результате конфликта разнонаправленных мотивационных тенденций.

Таким образом, люди с дисгармонической организацией личности - это не просто индивиды с направленностью на себя. Это люди с двойной направленностью, находящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной личностью, у которых сознательная психическая жизнь и жизнь неосознанных аффектов находится в постоянном противоречии.

© 2010-2022