Особенности восприятия и внимания у детей с нарушениями интеллекта

Восприятие – это процесс субъективного дифференцированного и вместе с тем целостного образа предмета или явления. Ощупать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы.  В психологии принято выделять зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Во всех видах восприятия существенная роль принадлежит двигательным ощущениям. Огромную роль в восприятии играет речь. Накопление фонда условных рефлексов лежит в осн...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности восприятии и ощущений умственно отсталых детей детально изучены, начиная с академии И.П. Павлова и его школы (о корковом характере процессов восприятия и ощущения, которые коренным образом изменяют представление о сущности развития этих процессов).

Если раньше зрительное восприятие рассматривали как зеркальное, аналогично фотографии отображение объекта на сетчатке глаза, то после открытия Павлова, зрительный образ рассматривается как комплекс условных связей.

Можно сказать, что ребенок вообще мыслит не умом, а височной областью коры мозга, что он слышит, зависит от качества условных связей, сформировавшихся в этой височной области коры. Это очень важное положение общей психологии нужно хорошо осознать. Часто говорят - видят, но не понимают. Это не верно. Именно не видит и не слышит, пока не научится различать формы, цвета, размеры. Контуры, пока не научится различать звуки.

В затылочной коре головного мозга должны выработаться дифференцированные условные связи, а затем система таких связей.

Советские психологи: И.М. Сольвьев, М.М. Кудельман, Е.М. Кудрявцев детально изучили особенности восприятия ощущений умственно отсталых детей.

В настоящее время наиболее изученным является зрительное восприятие. Первая группа факторов говорит о замедленности и суженном объеме зрительного восприятия детей. И.И. Соловьев делает вывод о том, что многопредметный участок действительности оказывается для умственно отсталого ребенка малопредметным. Это объясняется особенностью движения взора умственно отсталого ребенка. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации.

Исследования Э.А. Евлаковой показали, что умственно отсталые дети не понимают выражениями, изображенных на картинках, т.е. «чтение» картин представляет значительную трудность для умственно отсталого ребенка.

Отсюда, вторая существенная особенность ощущений и восприятий умственно отсталых детей - выраженная недифференцированностью. Наши дети плохо различают сходные приметы при их узнавании (например: белку за кошку, компас за часы).

Третья особенность восприятия умственно отсталых детей - является неактивность, этого психического процесса. Но ребенок не обнаруживает стремление рассмотреть картинку, предмет во всех его деталях. Например: на вопрос: «Что это такое?» - ребенок отвечает, что это карандаш и все, не называя его цвет, толщину, длину и т.д.

Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у умственно отсталого ребенка с трудом. Такому ребенку нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающемуся ребенку, для того чтобы узнать знакомый объект. Это связано с характерной для олигофренов замедленностью процессов анализа и синтеза, обусловленной существенным понижением подвижности корковых процессов. У детей со сниженным интеллектом отмечается отчетливое замедление переработки сенсорной информации при усложнении перцептивной задачи. Острота зрения умственно отсталого ребенка снижена, что затрудняет видеть близко расположенные друг от друга предметы, окружающий мир представляется детьми как бы слитым, единым, лишенным четких форм, отдаленные предметы выпадают из поля зрения.

Пространственная ориентировка - один из важных видов человеческой активности. Полноценность зрительного компонента пространственной ориентировки предполагает взаимодействие различных функций зрения: его остроты, перцептивного поля глазомера, которое у умственно отсталого ребенка не достигает уровня нормального развития (Т.Н. Толовина).

Недоразвитие высших форм моторного поведения тормозит овладение предметными действиями, что в свою очередь, отрицательно влияет на становление у умственно отсталого ребенка умения ориентироваться в окружающем пространстве, таким образом этап познания пространства оказывается отстраненными затянутым.

Одним из основных видов человеческого восприятия является - осязание. Сенсорная система, которая обеспечивает формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и кинестезический анализаторы. Органом осязания является рука. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами.

Взаимодействие двух сенсорных систем: зрения и осязания - дает более высокий результат, чем каждый из них в отдельности. Все сенсорные системы у человека тесно взаимосвязаны, при нарушении одной из них можно ожидать расстройства и в сфере других.

Очень большую роль в развитии психики играют слуховые восприятия, которые теснейшим образом связаны с развитием речи. Основные причины недоразвития речи - слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных условных связей во всех анализаторах. Нарушение динамики нервных процессов, приводит к замедленному формированию условных связей в слуховом анализаторе, замедленность темпа артикуляции, то есть комплекса движений, необходимых для произношения слов.

Речь умственно отсталого ребенка характеризуется слабостью регулирующих функций, отсюда обязательное проговаривание своих действий, на любом занятии. Словарь беден, грамматический строй нарушен. У всех детей с неполноценной нервной системой способность различать звуки речи возникает с затруднениями и опозданиями.

Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталого ребенка, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке. Если представить себе, что все эти входные «ворота», через которые воздействие внешнего мира должны проникать в сознание ребенка и формировать его узки и труднопроходимы, если очертания внешнего мира предстает перед ребенком размытыми, расплывчатыми и лишь немногое пробивается внутрь, фиксируется в его представлениях - понятным становится происхождение его умственной отсталости. Понятной становится и мысль Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных симптомах умственной отсталости. Именно плохие ощущения и восприятия оказываются теми ядерными симптомами, которые тормозят, задерживают развитие высших психических процессов. В частности мышления.

Слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому, что, несомненно отрицательно сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышлении, воображении, речи) и личности в целом. На начальных этапах восприятие ребенка окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и в фиксации образа в слове, то есть к появлению образа - представления. Важно помнить, что с умственно-отсталыми дошкольниками надо работать, не теряя с ними визуального и ситуативного контакта, накапливая и обобщая практический и чувственный опыт ребенка.

Работа по развитию зрительного восприятия и внимания, развитие слухового внимания и восприятия, тактильно-двигательного восприятия, вкусового проводится в течении первых 3-х лет его пребывания в детском саду. На четвертом году акцент смещается на формирование у детей образов - представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности. Все эти направления реализуются как на специально организованных занятиях, так и в процессе разнообразной детской деятельности.

Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятий сглаживаются и компенсируются в процессе коррекционного обучения и воспитания.

Если мы проведем сравнительный мониторинг от первого года обучения до четвертого, мы с уверенностью можем отметить, что темп, например зрительного восприятия меняется, то есть происходит совершенствование развития ощущений и восприятий.

Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний - основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.

Внимание - важный компонент человеческой деятельности, требующий организованности и точности. В коррекционной педагогике существует небольшое число работ, посвященных вниманию. Баскова, Лурец, Занков, Сухарева установили, что доминирующим является непроизвольное внимание, тогда как у нормально развивающегося ребенка на первый план выступает - произвольное. Вместе с тем у умственно отсталого ребенка нарушено как пассивное, так и активное внимание.

Объем внимания у умственно отсталого ребенка низкий (ограничивается 1-2 объектами).

Устойчивость внимания ниже чем у нормально развивающегося дошкольника, хотя некоторые дети относительно долго могут выполнять односложную работу.

Переключаемость - мало изученная проблема. Но установлено, что в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения, эти дети испытывают большие трудности при переключении с одного объекта на другой.


© 2010-2022