Программа элективного курса «Психология профориентации» (9 класс)

        В возрастной психологии главным новообразованием ранней юности считается самоопределение. Большинство авторов отмечает, что выбор профессии – это главная и существенная сторона общего самоопределения. Адекватно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано:

зам. директора по УВР __________________

«____»____________

2013-2014 уч. год

Утверждаю:

Директор МОУ АОСШ

___________________

«_____»____________

2013-2014 уч. год








Программа элективного курса

«Психология профориентации»

(9 класс)




















Автор: С. А. Вдович - школьный психолог





2013


Элективный курс «Психология профориентации»

Пояснительная записка

В возрастной психологии главным новообразованием ранней юности считается самоопределение. Большинство авторов отмечает, что выбор профессии - это главная и существенная сторона общего самоопределения. Адекватно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

В нашей школе определенно чувствуется необходимость в квалифицированной помощи учащимся школьного психолога, т.к. основной проблемой учащихся считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах. Поэтому данный курс предполагает использование психологических тестов для оценки соответствия профессии личностным особенностям учащихся, включает в себя обсуждение полученных результатов, составление рекомендаций по выбору профессии, апробирование своих сил в реальной деятельности.

В данном курсе используются следующие формы работы:

  • профинформация,

  • профконсультирование,

  • профдиагностика,

  • занятия с элементами тренинга.





Цель:

Изучение индивидуальных особенностей для определения способностей учащихся в выборе сферы профессиональной деятельности, предъявляющих жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида.

Задачи:

  • Выяснить профессиональные намерения учащихся;

  • Определить, какие склонности и способности имеет каждый ученик;

  • Выявить, какие учебные интересы преобладают;

  • Формировать потребность учащихся к самопознанию и самосовершенствованию.

Содержание программы:


Тема занятия

Кол-во

часов

1.

Определение готовности к выбору профессии

1 час

2

Мотивы выбора профессии

1 час

3

Мои ведущие интересы

1 час

4

Мои способности

1 час

5

Мои склонности

1 час

6

Определение социальной направленности личности

1 час

7

Матрица выбора профессии

1 час

8

Профессиональная ориентация

1 час

9 -11

Игры на коммуникативность

3 час

12

Составление резюме

1 час

13

Построение профессиональной личностной перспективы

1 час

14

Итоговое занятие

1 час

Итого:

14 часов




Тема занятия

Содержание

Методики

Кол-во

часов

1.

«Выявление готовности школьника к выбору профессии»

Входящее тестирование.

Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.

1 час

2

Мотивы выбора профессии

Определение преобладающего вида мотивации в процессе выбора профессии. Внутренние мотивы - возникающие из потребностей самого человека. Внешние мотивы - возникающие на основе влияния общества. Социальные мотивы - общественная значимость. Индивидуальные мотивы - личная значимость. Отрицательные мотивы - стимулы негативного характера. Положительные мотивы - стимулы позитивного характера.

Мотивы выбора профессии, творческое сочинение «Что я знаю о профессии»

1 час

3

Мои ведущие интересы

Определение своих интересов с учетом всех внутренних возможностей и внешних обстоятельств. Изучение предпочтений учащихся в разных областях деятельности (биология, география, медицина и т.д.). Осуществление предварительного анализа интересов, близких к тому или иному виду деятельности.

Мои ведущие интересы

1 час

4

Мои способности

Выявление особенностей и качеств, которые помогут учащимся справиться с выбранной профессией (физические, организационные, конструкторско-технические, коммуникативные). Определение соответствия к предполагаемой профессии, и нахождения себя в этой области.

Мои способности

1 час

5

Мои склонности

Исследование склонностей, позволяющих определить, к какому типу профессий может принадлежать дальнейший выбор. Например, человек - природа, человек - техника, человек - человек, человек - знаковая система, человек - художественный образ. Изучение предмета труда каждого типа профессий.

ДДО

1 час

6

Определение социальной направленности личности

Оценка профессионально-личностного типа учащихся (реалистический тип, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический).

Социально-характерологический тип (методика Голланда)

1 час

7

Матрица выбора профессии

Помощь в выборе профессии или уточнение уже сделанного выбора. Привлекательный для учащегося объект деятельности. Привлекательный для учащегося вид деятельности.

Матрица выбора профессии

1 час

8

Профессиональная ориентация

Составление краткого списка профессий, рекомендуемых для каждого учащегося.

«Профориентация»

1 час

9-11

Игры на коммуникативность

Упражнения «Заявление» (составление резюме, необходимого для будущей профессиональной деятельности), «Увольнение» (развитие навыков выхода из экстремальных ситуаций при сохранении физического и психологического здоровья), «Мое призвание» (определение направления или сферы деятельности учащихся с точки зрения других одноклассников, заполнение опросного листа).

3 час

12

Составление резюме

Обучение составлению текста резюме. Работа над содержанием.

1 час

13

Построение профессиональной личностной перспективы

Обучение целеполаганию, построению перспективного личностного и профессионального роста.

Методика ПЛПП

1 час

Итоговое занятие

Формулировка обобщающего вывода. Составление аналитической таблицы. Выявление количества учащихся, определившихся в своем профессиональном направлении.

Зачет

1 час
















































Литература:


  1. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 1984

  2. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… - «Феникс +», Дубна, 2000

  3. ред. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности, М., Творческий центр «Сфера», 2003.

  4. И. В. Пашина, Е. А. Филатова. Основы профессионального самоопределения. Программа для учащихся 9 классов. - Тюмень, ГИМЦ, 2004
































© 2010-2022