• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников специальных коррекционных школ VIII вида

Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников специальных коррекционных школ VIII вида

Коррекционное образование представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаж...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционное образование представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения.

Отношения между детьми с ограниченными возможностями здоровья часто мотивируется сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен кардинально изменить свое отношение к сверстнику. Важно отметить, что межличностное отношение детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется повышенной степенью агрессивности.

Коррекция и компенсация могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития. Процесс образования в целом опирается не только на сформировавшиеся функции, но и на формирующиеся. Отсюда, важнейшей задачей коррекционного обучения является - постепенный и последовательный перевод зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка. Реализация коррекционно-компенсаторных процессов нетипичного развития ребенка возможны только при постоянном расширении зоны ближайшего развития, которая должна выступать ориентиром деятельности психолога, учителя, воспитателя, социального педагога. Необходимо систематическое, повседневное качественное совершенствование и приращение уровня ближайшего развития.

Коррекция и компенсация развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья не могут происходить стихийно. Для этого необходимы условия: квалифицированные педагоги, окружающая среда. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных и коррекционных психолого-педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов с целью включения, по возможности на равных, детей с проблемами в обычные, общепринятые социокультурные отношения.

Общая динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии. Но особенности детей, связанные с нарушением интеллектуальной сферы, ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации. Поэтому психологическая, коррекционно-педагогическая помощь в развитии навыков общения рассматривается многими учёными как необходимое условие реализации специального образования и социокультурной адаптации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития.

Отклонения в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Проблема, над которой я работаю - «Психологическая коррекция межличностных отношений со сверстниками у младших школьников специальных коррекционных школ VIII вида»

Целью моей работы является исследование нарушения межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, а также разработка и апробирование методов коррекции психологического конфликта.

В ходе работы решаю ряд задач:

1. Изучение особенностей формирования личности детей с ОВЗ;

2. Определение места и роли эмоций и чувств в системе межличностных отношений детей с ОВЗ;

3. Определение путей коррекции нарушений отношений между воспитанниками;

4. Исследование эффективности методов для диагностики и коррекции детского неблагополучия;

5. Развитие игровой деятельности и коррекция взаимоотношений между детьми в игровом сообществе;

6. Создание ситуаций общения с окружающими взрослыми и детьми, в которых ребенок может осознать свои потребности и на этой основе выделять собственные мотивы поведения, определять, насколько он социально активен, как соотносятся мотивы его поведения с его активностью.

Место и роль эмоций и чувств в системе межличностных отношений детей с нарушением интеллекта.

В результате органических поражений коры головного мозга и, как следствие, депривированности высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья возникают существенные затруднения в восприятии эмоциональных состояний другого человека, которые могут приводить к неадекватному восприятию информации о человеке в процессе межличностного общения. Наиболее опознаваемыми эмоциональными состояниями по интонации умственно отсталыми являются радость и страдание. Такие эмоции, как страх, восхищение, лукавство, удивление распознаются реже. Это связано с более низкой значимостью посторонних эмоций в регуляции поведения и суженным диапазоном эмоций самих детей.

Деятельность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его общения с взрослыми (а несколько позднее и со сверстниками) - это основные движущие причины его развития. Возможные отклонения или искажения в деятельности и общении приводят к нарушениям в формировании личности и поведения. Чтобы понять происхождение тех или иных нарушений, необходимо рассматривать целостную картину жизни и развития ребёнка. В каждый период жизни у ребёнка имеется определённая структура психологических особенностей. Психологические особенности влияют на всё поведение, определяют характеристики деятельности ребёнка (степень её успешности, интенсивность, соответствие или несоответствие социальным нормам и т.п.). От характера поведения ребёнка зависит, как будут реагировать на него окружающие. Это может проявляться в поощрении, подкреплении одних форм поведения и наказания за другие, в общей оценке ребёнка, в интенсивности общения с ним и т.п. Подобные реакции, в свою очередь, приводят к изменению или, напротив, закреплению имеющихся психологических особенностей ребёнка. Получается замкнутый круг: от психологических особенностей ребёнка зависит его поведение; оно вызывает определённые реакции окружающих, а эти реакции оказывают решающее влияние на психологические особенности ребёнка, устраняя или, наоборот, заостряя их. Именно воспитательный подход, основанный на перестройке отношений взрослых с ребёнком, сможет его разрушить.
По мере взросления у детей младшего школьного возраста возрастает потребность в общении, в приобретении определённого положения в коллективе класса, в уважении и авторитете у одноклассников. В этом возрасте такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.
Для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в качестве ведущих выступают два симтокомплекса - тревога и враждебность.
Первый, отражающий беспокойство, неуверенность ребёнка в том, интересуются ли им сверстники, принимает ли его и любит учитель. Младшие школьники безгранично доверяют взрослым, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий воспитанника являются безоговорочными. Тревога проявляется в чрезмерном желании здороваться с учителем, охотном выполнении своих обязанностей.
Второй свидетельствует о различных формах неприятия и может быть началом враждебности, депрессии, агрессивности, асоциального поведения - исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в хорошем
настроении; иногда на приветствие может выражать злость или подозрительность; очень переменчив в поведении.

Разнообразие эмоций, которые испытывает ребёнок, во многом формирует его поведение. На этом фоне облегчаются или, наоборот, усложняются учебная деятельность и воспитательный процесс. Эмоциональное состояние не только зависит от успешности их выполнения, но влияет на их результат. Успех в учёбе создаёт особый подъём, вызывает ещё большие старания добиться похвалы, способствует формированию уверенности в своих силах. Ребёнок не испытывает состояния напряжённости, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития интеллектуальных, эмоционально-волевых и моральных качеств достаточно высок, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям.
Младший школьник впервые осознаёт отношения между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Именно в младшем школьном возрасте начинают интенсивно формироваться моральные чувства.

Незрелость в эмоциональной сфере ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности. Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

Детский коллектив - достаточно активный субъект воспитательных отношений. Детская среда обучает ребёнка: общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме. Детский коллектив воспитывает у ребёнка социально - психологические качества (социальный интеллект, умение понимать партнёра, тактичность, вежливость, умение вступать в контакт и поддерживать его, коллективистские качества, способность к кооперации и взаимодействию, к сопереживанию), навыки общественной дисциплины. Именно межличностные отношения дают основную пищу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развить механизмы саморегуляции (самоконтроля, самообладания и т.д.). Духовное влияние коллектива и личности взаимно. Ребёнок, овладевая фондом духовного богатства группы, сам обогащает её. Высокий положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно, только из сущности сил ребёнка. Необходимо внешнее педагогическое влияние и руководство. В группе детей с ограниченными возможностями здоровья психологические ограничения более глубоки. Социальные возможности их личности значительно ослаблены. Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, сталкивается с рядом серьёзных психологических проблем. На занятиях детям должны даваться не только знания о правах человека, прививаться общечеловеческие ценности, но и формироваться умения по решению межличностных проблем, вырабатываться навыки бесконфликтного общения, что способствует более успешной адаптации к самостоятельной жизни в современном мире.
Основными формами, применяемыми для развития межличностных отношений у детей с ОВЗ, являются диалоговые (игровые, коммуникативные тренинги, коллективные творческие дела, игровые программы). Они позволяют повысить коммуникативную компетентность ребёнка, способствуя тем самым его популярности в общении с окружающими, позволяют обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс общения. Среди средств и способов общения ведущую роль играет речь, в частности, её эмоционально-выразительная или экспрессивная функция.

Можно предложить многоступенчатую программу для формирования высоких уровней понимания эмоциональных состояний.

Первый этап: первоначальное знакомство с эмоциональным состоянием человека и акустическими характеристиками речи.

Например: Мимическая гимнастика, Анализ доступных литературных произведений, Синестезии, Дневник настроения и др.

Второй этап: соотношение акустических характеристик речи с эмоциональными состояниями человека.

На данном этапе можно использовать следующие упражнения: Угадай настроение, Покажи мимикой настроение, Маски, Определи голос и др.

Третий этап: произвольное выражение эмоциональных состояний через акустические характеристики речи.

Интонационно-ролевая гимнастика, Тренировка вокальной мимики, Зеркало, Оживи героя и др.

Четвертый этап: целенаправленное использование невербального репертуара в межличностном общении.

Оживи картинку, Воздействие без слов и др.

Психолог должен постоянно учитывать сложную психотравмирующую обстановку, в которой находятся дети: отрыв от семьи, постоянно меняющиеся воспитатели, конфликты с другими воспитанниками, которые, так или иначе провоцируют чувство одиночества, тревожности, беспомощности, что, в свою очередь, приводит к аффектированным вспышкам, агрессии, депрессии, способствует развитию психопатических черт характера. Естественно, на уроках эту проблему не решить. Очень многое зависит от педколлектива, от конкретных людей, работающих с ребенком. Очень важно строить коррекционную работу как комплексную, воспитатели должны работать с психологической службой в одном ключе.

Успешной интеграции и социализации младшего школьника с нарушением интеллектуального развития в окружающем мире будет способствовать адекватное восприятие, понимание и употребление невербальной информации. Обучать восприятию и пониманию невербальной информации надо на понятном, доступном и близком к уровню развития детей материале (М. Г. Агавелян, Н. А. Першина, Н. Б. Шевченко).

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребенка.Поэтому использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия просто необходимо. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, поступающие в коррекционную школу VIII вида, не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющейся одним из важнейших аспектов психологической готовности к обучению: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детской группы, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Рекомендации по коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.


Рекомендации для воспитателей и родителей по коррекции межличностных отношений у детей:
1. Установить дружескую атмосферу среди детей.
2. Развитие коммуникативных навыков общения.
3. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности.
4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия.
5. Раскрытие положительных качеств и черт детей.
6. Воспитание интереса к своим сверстникам.
7. Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям.

8.Создание спокойной, дружелюбной обстановки.

9.Медленная речь.

10. Не разговаривать при ребенке о его проблеме.

11.Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей.

12. Следует выявить и развить у них положительные качества.

13.Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

14.Пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Фактор общения обеспечивает формирование личности посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением к взрослым и к сверстникам.

Поскольку нарушение межличностных отношений является вторичным дефектом, оно поддается коррекции и развитию. Групповые коррекционные занятия, включающие упражнения, игры - драмматизации и игры, задачами которых являются совершенствование способности вести диалог, полилог, слушать сверстника; повышение уровня самосознания и саморегуляции; понимание мимики, пантомимики, интонаций речи, ее экспрессивной окраски; выработка доверия, сочувствия, способности к эмпатии; расширение круга интересов, увеличение «арсенала» средств общения, повышение групповой сплоченности, дают положительный результат.

Рекомендации по развитию межличностных отношений в учебном процессе:

- организация совместной деятельности учащихся на уроках. Например, группа (ряд) должна подобрать максимальное количество прилагательных к существительному. Результаты сравниваются с результатами соседнего ряда. Не стоит применять такое задания, всякий раз одинаково группируя детей;

- Передать по цепочке шепотом какую-либо просьбу педагога к ребенку, сидящему на последней парте.

- Организация работы всего класса при ответе у доски одного ребенка.

- Краткие сценки-этюды на тему решения задач, при чтении текстов, содержащих диалоги.

- Беседы на тему различных проявлений подростковой субкультуры с целью выработки соответствующей критической оценки ряда ее явлений.

Что касается внеклассной работы, возможности развития межличностных отношений, несомненно, шире. Это организация подвижных игр на прогулке, целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что воспитанник с ограниченными возможностями здоровья в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, должен руководить небольшим числом сверстников (временное формальное лидерство), каждый ребенок может определить для себя соответствующее положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности.

Областная конференция



Секция педагогов - психологов

Психологическая коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у младших школьников специальных коррекционных школ VIII вида



Подготовила: педагог - психолог

ГБ СКОУ АО «СКОШИ № 4 VIII вида»

Гулак Екатерина Анатольевна





© 2010-2022