- Преподавателю
- Школьному психологу
- Неделя толерантности
Неделя толерантности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Анюхина И.А. |
Дата | 14.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки, культуры и спорта Автономной Республики Крым
Управление образования Симферопольского городского совета
Учебно-воспитательный комплекс «Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко
Программа проведения недели толерантности в школе.
Дата проведения - 18-26 ноября 2013года.
Авторы разработки :
Анюхина И.А., практический психолог
2013год.
План проведения недели толерантности:
№
Дата проведения
Мероприятия
Категория, с которой проводится
Ответственные:
1
18-24 ноября
Выставка методической, художественной, законодательной литературы по теме «Толерантность в современном обществе»
Учащиеся 1-11 классов, библиотека школы
Корсикова К.В.
2
18 ноября - понедельник
Классный час, посвященный Декларации принципов толерантности
Учащиеся 1-11 классов
Классные руководители, актив класса
3
20 ноября - вторник
1.Ознакомление с планом проведения недели толерантности активов классов.
2. «Афиша добрых пожеланий»- сбор информации об отношениях учащихся-педагогов-родителей
Дежурные командиры (оперативка)
Рекреация 2 этажа
Зам. директора по УВР Кудряшова Д.Р., психолог Анюхина И.А.
4
21 ноября- среда
-
«Радуга настроения»
-
«Дерево настроения»
1-4 классы
5-11 классы
Психолог Олейник А.А., классные руководители.
Зам. директора по УВР Кудряшова Д.Р., психолог Анюхина И.А.
5
22 ноября - четверг
Круглый стол «Проблемы толерантности в современном обществе»
8-9 классы
Зам. директора по УВР Кудряшова Д.Р., психолог Анюхина И.А., социальный педагог Добряк Л.А.
6
23 ноября - пятница
-
Конкурс плакатов, рисунков, афиш на тему толерантности.
5-11 классы
Зам. директора по УВР Кудряшова Д.Р., психолог Анюхина И.А., социальный педагог Добряк Л.А.
7
26 ноября - понедельник
Подведение итогов недели, составление приказа.
Зам. директора по УВР Кудряшова Д.Р., психолог Анюхина И.А.
Инструкция по проведению недели толерантности в школе с 14 по 18 ноября 2011 года.
Цели проведения недели:
-
Познакомить учащихся с основными принципами Декларации прав толерантности
-
Обратить внимание учащихся на важность соблюдения принципов в повседневной жизни и их влияние на самочувствие и социальное благополучие
-
Погрузить детей и педагогов УВК на определённый период времени в атмосферу уникальных межличностных отношений, обладающих развивающим и психотерапевтическим коррекционным эффектом;
-
Способствовать раскрытию личностного творческого потенциала и креативных способностей у всех участников недели;
-
Способствовать формированию позитивной Я-концепции участников, а также показать наиболее эффективные способы группового взаимодействия, способствовать сплочению малых коллективов (классов) и всего коллектива школы (педагогов и учеников) в целом.
Задачи:
-
Определить уровень развития детских коллективов в классах.
-
Создать условия для проявления творческой активности и коммуникативных умений учащихся.
-
Помочь разрешению проблемных ситуаций между педагогами и школьниками в конструктивной форме.
-
Создать атмосферу доброжелательности, душевности и активизации межличностных контактов между всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.
Принципы построения недели толерантности:
-
Неделя имеет свою основную идею и девиз.
-
Неделя должна иметь психологически вид целостной и законченной работы.
-
Каждый день недели должен иметь свою психологическую задачу, иметь законченный вид, быть в духе проводимой недели.
-
События недели должны охватывать всю школу, всех участников учебно-воспитательного процесса.
-
Мероприятия недели, по возможности, не должны мешать учебному процессу.
-
Все мероприятия недели должны быть заранее обсуждаются с администрацией школы.
Оборудование:
-
Для анкетирования - разработанные анкеты для разных возрастных групп.
-
Для психологической игры «Радуга настроения» - лист ватмана на каждый класс, расчерченный на один день занятий.
-
Для конкурса плакатов и эмблем - большие и маленькие листы формата А-3 и А-1 на каждый класс.
-
Для заполнения «Дневника недели» - одна тетрадь в клетку на 24 листа в каждом классе.
Ход недели:
-
Организационный этап - организация в неделю, предыдущую неделе толерантности, выставки методической, художественной, законодательной литературы по теме «Толерантность в современном обществе» работниками библиотеки для ознакомления учащихся, педагогов, родителей с темой тематической недели.
Понедельник - на классных часах классные руководители и актив класса проводят в любой форме - беседы, диспуты, круглые столы - ознакомление учащихся с основными положениями Декларации принципов толерантности. Классные руководители дают задание учащимся 5- 8 классов продумать участие в конкурсе плакатов, рисунков, афиш, посвященных принципам толерантности. Каждый класс на время проведении недели толерантности выбирает 2 журналистов класса, которые ведут «Дневник наблюдений». По окончании недели дневник наблюдений сдают в штаб проведении недели. Штаб проведения недели состоит из психолога, зам. директора по УВР, социального педагога, педагога-организатора, активистов штаба самоуправления.
Вторник - дежурные командиры на собрании актива получают информацию о проведении недели толерантности и знакомят с ее планом учащихся классов. В этот день в фойе второго этажа на специально подготовленных местах проходит выражение своих мыслей по поводу межличностных отношений в школе на специально отведенных «афишах»:
- мысли учащихся об учащихся
- мысли учащихся о педагогах
- мысли педагогов об учащихся
- мысли педагогов о коллегах
- мысли родителей о детях
- мысли родителей о педагогах.
В конце дня информация собирается и обрабатывается психологической службой и активистами штаба самоуправления.
Среда - в начальной школе проводится день «Радуги настроения». По итогам учебного дня педагоги с помощью психолога подводят итоги и анализируют их.
В средней и старшей школе проводится «Дерево настроения». Суть акции: в фойе в 8.00 вывешивается 2 макета деревьев - для педагогов и для учащихся. Перед деревьями находится распорядительская служба, у которых приготовлены 3 типа листочков для деревьев: «зеленые» - рабочее настроение; «желтые» - радостное настроение, повышенный эмоциональный фон; «коричневые» - плохое настроение, проблемы со здоровьем. Каждому входящему в школу ученику и учителю предлагается выбрать и наклеить на свое дерево листик своего настроения. После 1 урока все листики снимаются и подсчитывается % отношение в трех группах отдельно по ученикам и педагогам. После 6 и 7 урока процедура наклеивания листочков повторяется при выходе из школы. Подводится итог об изменении настроения за рабочий день у педагогов и учеников.
Четверг - на доске объявлений вывешиваются результаты «Радуги настроения» и «Дерева настроения». После 14.00 для учащихся 8-9 классов ( по 1-2 представителя от класса) организуется круглый стол, на котором освещаются проблемы толерантности как явления в современном мире.
Пятница - в рекреации 2 этажа проводится конкурс плакатов, афиш, рисунков на тему толерантности. Итоги подводятся в понедельник.
Понедельник - на совещании при директоре и совещании педагогического коллектива подводятся итоги недели, составляется приказ по итогам недели.
Командная игра-тренинг «Убить дракона» ( по философской пьесе-сказке).
Цель мероприятия - актуализировать размышления старшеклассников о собственных морально-нравственных ценностях, способствовать оформлению этических убеждений.
В данной игре - эстафете могут принять участие от 4 до 10 команд по 5-15 человек в каждой. Для организации психологу и педагогу понадобятся помощники. Это могут быть учителя, родители, сверстники из другого класса; всего может понадобиться 12 человек для организации деятельности на площадках, один актер для исполнения роли Дракона и несколько (по количеству команд) проводников. Так как на площадках будут разыграны театральные миниатюры, подбирать для организации этой игры необходимо людей артистичных, способных на импровизацию. В качестве мест проведения игры-путешествия могут быть избраны: актовый зал (для проведения старта) и еще девять мест (помещения учебных классов, уголки коридоров, рекреации и т.д.)
При подготовке мероприятия очень важно на эмоциональном уровне создать ожидание сказки - и предложить ребятам прожить сказочную ситуацию (так, как будто это было на самом деле). На сборе-старте ведущий должен познакомить участников с легендой, а также на сцене должна быть разыграна сказочная завязка сюжета игры-путешествия. Завязка предполагает появление Дракона - правителя сказочной страны, который, будучи уверенным в своей победе, снисходительно соглашается на сражение с участниками игры при условии их соответствующей подготовки к поединку. Подготовка к поединку, по мнению Дракона, состоит в собирании четырех волшебных предметов. Заканчивается сбор-старт представлением «проводников» команд и выдачей им маршрутных листов. Передвижение лучше всего организовать так: попросить всех членов команды взяться за руки, закрыть глаза и передвигаться молча. Проводникам следует приготовить разноцветные жетоны, которые будут выдаваться ими в ходе движения наиболее активным старшеклассникам (подросткам).
Варианты площадок:
Площадка 1.
На этой площадке команду встречает матрос с сообщением: «Наша подводная лодка получила пробоину, до затопления осталось 5 мин. К сожалению, в грузовом отсеке не хватит на всех спасательных жилетов, их на три (два) меньше, чем присутствующих здесь людей. Технически решить проблему невозможно - придется троих (двоих) оставить здесь, на лодке. На решение этого вопроса уже почти не осталось времени! Вариант выхода из ситуации один - оставить на подлодке несколько человек. После того, как команда решила, кого они оставляют на лодке, проводник уводит «спасшихся» дальше по маршруту. Оставленные (оставшиеся) направляются в зал, где проходят начальный и финальный сборы.
Площадка 2.
Фрида (в основе - сюжет «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова).
Команду встречает опечаленная женщина. Она рассказывает о том, что однажды, спасаясь гнева родителей, оставила своего незаконнорожденного ребенка, привязав его к дереву платком. Прошли сотни лет, но ее душе нет успокоения. Она постоянно видит платок, который напоминает ей о злодеянии, но дотянуться до него рукой она не может. (Платок действительно находится на некотором расстоянии от Фриды). Варианты выхода из ситуации:
- команда решает отдать платок Фриде
- команда решает не отдавать платок и уходит
Команда решает взять платок с собой для решающей битвы.
После того, как участники приняли решение и отдали (или не отдали) Фриде платок, проводник уводит их на следующую площадку.
Площадка 3.
Девушка и полицейский (милиционер).
Проводник приводит команду в пустое помещение, однако вскоре сюда вбегает девушка. Она обращается к присутствующим с просьбой спрятать ее от погони. Следом за ней врывается полицейский. Он придерживает «окровавленный» платок у щеки, сообщает о сбежавшей из-под ареста опасной преступнице и требует указать на нее. Варианты выхода из ситуации:
- команда остается глуха к требованиям полицейского - в этом случае последний, угрожая вызвать наряд, исчезает
- команда указывает на преступницу, после чего проводник просит всех взяться за руки, закрыть глаза и ведет в другую комнату.
Площадка 4.
Алтарь.
Здесь участники видят хранителя алтаря, который предлагает им меч, способный одолеть Дракона. Но за меч он предлагает принести в жертву одного из членов команды. В ходе обсуждения хранитель алтаря напоминает, что команда хотела победить Дракона, так что меч ей крайне необходим. Варианты выхода из ситуации:
- команда решает не приносить жертву и обойтись без меча
- команда решает получить меч, оставив на алтаре одного из участников.
Независимо от решения, проводник предлагает команде следовать дальше.
Площадка 5.
Девушка с книгой.
На этой площадке команду встречает девушка. Она, торопясь, просит присмотреть за своей книгой, причем берет слово с одного из участников команды, что, даже, если она не вернется через 5 мин, он проследит за тем, чтобы книга осталась на месте. Варианты выхода из ситуации:
- команда забирает книгу с собой
- команда оставляет книгу на месте.
По прошествии 5 мин проводник ведет команду дальше.
Площадка 6.
Кощей.
Еще издали участники слышат стоны о помощи, а, добравшись до места действия, видят прикованного цепями царя Кощея Бессмертного. Невдалеке от него стоит стакан с водой. Кощей умоляет дать ему воды.
Варианты выхода из ситуации:
- команда решает не давать Кощею воды
- команда решает выполнить его просьбу.
Если кто-то выполняет его просьбу, Кощей быстрым движением достает из-за спины меч и заколдовывает своего спасителя.
Проводник действует так же, как и на предыдущих площадках.
Площадка 7.
Три богини судьбы (по мотивам греческой мифологии).
Появившись на площадке, группа обнаруживает трех девушек с завязанными глазами, которые сматывают длинные нити. Перед ними лежит карточка с изображенным на ней глазом. Девушки рассказывают о том, что они - богини судьбы, а нити - это судьбы людей. Для того, чтобы сократить жизнь злобного или непорядочного человека, они могут прервать нить его жизни. Но у них всего один глаз, да и тот лежит в некотором отдалении. Богини просят команду им глаз.
Варианты выхода из ситуации:
- команда отдает глаз богиням
- команда забирает глаз с собой
- команда просто уходит, оставив глаз на том же месте.
Площадка 8.
Смертельно больной.
На площадке стоит кровать, на которой лежит человек. Дрожащим голосом он рассказывает, что смертельно болен, и просит дать ему яд.
Варианты выхода из ситуации:
- команда начинает убеждать больного, что необходимо бороться за жизнь и верить в свое выздоровление. Яд она забирает с собой.
- команда дает больному яд.
Ведущий уводит команду далее.
Площадка 9.
Вампирчик.
Из-за портьеры появляется «вампирчик». Он повествует о своей судьбе и просит капельку крови у кого-нибудь из участников, при этом он трогательно жалуется на давно испытываемый голод. Вампирчик утверждает, что сам не виноват, родившись вампиром.
Варианты выхода из ситуации:
- команда жалеет вампирчика и приносит ему в жертву одного из участников
- команда осуждает вампирчика и уходит из помещения.
Пройдя последнюю площадку, команды возвращается в зал. Там разыгрывается заключительное действие.
Дракон: ну что? Собрали волшебные предметы?
Команды: Да!
Дракон: Покажите их, подойдите к сцене.
( представители от каждой команды подходят к сцене).
Дракон: Вы ведь, если я не забыл, шли биться со злом! Вы уже проиграли эту битву. Ладно, я дам вам еще один шанс. Пусть поднимутся на сцену те, кто получил шесть и более жетонов.
Таких участников должно быть человек пять или шесть. Далее Дракон ставит поднявшихся на сценку перед ситуациями выбора. Это могут быть предложения сражаться с его помощником, биться всем вместе против него одного и т.д. в ходе решения всех ситуаций должен остаться один участник. После этого Дракон признает свое поражение и объявляет победителя новым Драконом. Возможны и другие финалы игры.
После данной игры-путешествия необходимо обсуждение, которое может вылиться в диспут. Для организации последействия подойдет также просмотр фильма М.А. Захарова «Убить Дракона» с последующим обменом мнениями.
Одним из вариантов окончания игры может быть групповое обсуждение принятых в ходе игры решений и, как итог, - рассказ ведущим сказки о мальчике с драконом. ( Приложение 1).
Приложение 1.
Сказка о мальчике с драконом.
Жил-был мальчик, внутри которого жил дракон. Он часто выходил из мальчика и крушил все вокруг: ломал вещи, мебель, задирал ребят. Но когда дракон успокаивался, мальчик становился добрым и послушным. Однажды дракон так разошелся, что сломал любимый цветок мальчика на окне в классе, сорвал с петель дверь и в клочья разнес карту на стене. Когда дракон утих, мальчик задумался: почему это происходит со мной? Почему во мне живет дракон?
Он решил спросить об этом у отца. Отец ответил ему так, смутившись немного: « хм, сынок, во мне тоже живет дракон. Но я загнал его глубоко внутрь, закрыл на семь замков и когда он шевелится во мне, я его закрываю еще сильней, чтобы не выбрался наружу.».
«Да, - подумал мальчик. - теперь понятно, почему папа иногда так себя ведет: замолкает, суетится, нервничает. А еще у кого ни будь, кроме нас с тобой, есть драконы?»
- Да, у твоего дяди тоже есть, вернее был, но он убил своего дракона, - ответил ему отец.
Мальчик вспомнил дядю, который всегда был хмурым и замкнутым, всегда молчал и сторонился людей. И сказал:
- Но я не хочу ни закрывать ни убивать дракона. Я не хочу быть таким, как вы! Что же мне делать папа?
- Ну, сынок, возможно, у кого-то еще есть драконы. Ты походи, поспрашивай, может быть, так ты найдешь ответ на свой вопрос.
И мальчик стал искать тех, у кого есть драконы. Таких оказалось много - и детей, и взрослых, но все они боялись своих драконов - закрывали их в темницы или убивали их, некоторые долго сражались, как и он, не зная, что делать с драконом.
Однажды мальчик после школы решил пойти в лес, чтобы там, наедине, подумать о том, как быть с драконом. Он шел по дорожке и не заметил, как свернул в лесную чащу. В ее центре вдруг показалась полянка, а на ней - ветхий домик, уютный с виду. И вдруг мальчик почувствовал, как шевелится в нем дракон, как просыпается и уже вытягивает свои когти. И мальчик, испугавшись, что дракон разрушит домик, побежал прочь, вглубь леса. Дракон все-таки вышел, стал крушить все вокруг, вырывать с корнем молодые деревья, ломать ветки, жечь костры. Когда дракон успокоился, и вновь забрался внутрь, мальчик побрел к избушке. Войдя в дверь, он увидел старика в белом, который приветливо его окликнул: «Ну, здравствуй, Гоша, ты ведь хочешь победить своего дракона?»
- Да, а откуда вы знаете? - удивился мальчик.
- Я много чего знаю о драконах - ответил старик. - И о людях тоже. Ты, Гоша, молодец, тебе уже многое удалось сделать, чтобы победить.
- Но я ничего не сделал! - сказал мальчик, краснея. - вы ведь видели, что сделал дракон в лесу?
- Ты молодец - ответил старик. - Чтобы справиться с драконом надо 3 раза победить его. 2 раза ты уже одержал победу над драконом, а третий тебе только предстоит…
( после этого можно обратиться к аудитории с вопросами:
- какие победы совершил мальчик?
- что вы бы посоветовали ему в 3 раз?
- что означает дракон внутри?)