Рефлексивный тренинг Призвание - воспитатель

Основными задачами рефлексивного тренинга "призвание-воспитатель" являются: -знакомство с собой и своими личностными особенностями – ресурсами воспитания; - осмысление своих личных интересов, ценностей; - нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми. Данный тренинг расчитан на работу группы из 15 человек и состоит из 4 этапов: - первый этап "Знакомство"; - второй этап "Моя личность - профессиональный инструмент"; - третий этап "Мои ценности и приоритет...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный тренинг «Призвание - воспитатель».

Задачи тренинга:

  1. Знакомство с собой и своими личностными особенностями - ресурсами воспитания.

  2. Осмысление своих личных интересов, ценностей.

  3. Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.

Тренинг рассчитан на работу группы из 15 - 20 человек (состав среднего педагогического коллектива детского сада).

Используемый материал:

Стикеры зеленых, синих и желтых цветов; надписи зеленый - «как все», синий - «как некоторые», желтый - «как никто больше»; красный, желтый, зеленый стикеры; картинки чемодана, корзины, мясорубки; магнитная доска; дерево.

Первый этап - «ЗНАКОМСТВО»

Задача этого этапа работы - настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

«Три цвета личности»

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Психолог объясняет значение каждого цвета:

зеленый - «как все»,

синий - «как некоторые»,

желтый - «как никто больше».

- Уважаемые педагоги, вам сейчас предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее вам в данный момент и объединяющее его (на его взгляд) со всеми другими участниками группы.

На листочке «как некоторые» вам необходимо написать то качество, свойство характера или особенность поведения, стиля жизни, роднящее его с некоторыми, но не со всеми участниками.

На листочке «как никто больше» вами указываются уникальные черты данного человека, которые или вообще не свойственны остальным, или выражены у него значительно сильнее.

После завершения работы участники обращаются к листочку, на котором записаны черты «как все». Их задача - в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснить, действительно ли они обладают такой же особенностью. Затем организуется обсуждение.

Таким же способом психолог просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем - с другой.

С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.

Упражнение позволяет участникам увидеть себя как некое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

Второй этап - «МОЯ ЛИЧНОСТЬ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

Задача этого этапа - осознание своих личностных особенностей с точки зрения того, какие возможности они открывают в профессиональной деятельности и какие накладывают ограничения.

- В работе педагога невозможно разграничить личное и профессиональное. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем, - много профессионализма и не меньше - личностных особенностей, ценностей, предпочтений. Изучение своей личности, стремление к ее самосовершенствованию - мощный ресурс профессионального развития. Это реальная помощь в построении своей деятельности и своего общения с воспитанниками, обучение использованию своих личных достоинств, нивелированию недостатков.

«Моя копилка»

Психолог предлагает стопку карточек с описанием ситуаций. Участники по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в запасниках опыта и личности неожиданные ходы и решения, которые могут сработать в предложенной ситуации.

Примеры ситуаций предложены на карточках:

Третий этап - «МОИ ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ»

Задача этого этапа - помощь в осознании своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. Это то, что стоит за нашими выборами и поступками, что определяет наши реакции на поведение и поступки других людей. Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в нее легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность. Воспитатель, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в работе с детьми, так как сможет сделать ее личностно значимой, а значит - живой, настоящей, идущей от сердца.

«Мораль сей сказки такова»

- В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтной ситуации чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях - о реализующихся ценностях. Педагогу важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях - удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Сейчас мы с вами выполним упражнение, которое тренирует умение вычленять ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами.


  1. Утро вечера мудренее.

  2. Чужая душа - потемки.

  3. Видно птицу по полету.

  4. Без обеда не красна беседа.

  5. Дорога ложка к обеду.

  6. Всякий молодец на свой образец.

  7. На хороший цветок летит и мотылек.

  8. Как проживешь, так и прослывешь.

  9. Кто везде - тот нигде.

  10. Молодость плечами крепче, старость - головою.

Четвертый этап - «ПРИЗВАНИЕ - ВОСПИТАТЕЛЬ»

Психолог предлагает участникам обобщить новые знания и новый опыт, полученные во время данного тренинга.

Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, - значит, нам удалось совместить профессию и собственную личность. Наша личность зазвучала в работе как уникальный инструмент.

Итоговая рефлексия

- Уважаемые педагоги, сегодня на нашем семинаре вы узнали много разной информации. А какой она оказалась для вас-мы сейчас и проверим. Сейчас вам будут предложены разноцветные стикеры. Вам необходимо выбрать 3 стикера любого цвета и разместить их на предложенных картинках. Картинка-чемодан-это то, что вы возьмете с собой с нашего семинара, то есть полезные знания. Картинка - мясорубка- это та информация, которую необходимо проверить, проанализировать, то есть «переварить». Картинка - корзина - это те знания, которые вам показались сегодня ненужными и вы запросто можете выкинуть их.





© 2010-2022