- Преподавателю
- Школьному психологу
- Диагностика копинг-стратегий в кризисных ситуациях подростками
Диагностика копинг-стратегий в кризисных ситуациях подростками
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ситчихина Е.М. |
Дата | 06.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Диагностика копинг-стратегий в кризисных ситуациях подростками.
Назначение методики:
Успешность социализации, адаптации подростка тесно связанно с освоением основных компетенций.
Компетенции - это результат образования, который выражается в овладении подростком определенных способов деятельности по отношению к предмету воздействия.
Данная методика позволяет определить, насколько сформированы основные компетенции социально значимых сфер жизнедеятельности подростка, а значит, способность преодолевать возникающие кризисные ситуации (далее -КС).
В качестве основных способов преодоления трудных, стрессовых ситуаций, выделяют механизмы психологической защиты и механизмы копинг- поведения.
Копинг (coping от английского cope - преодолевать, совладать) - это поведенческие, психологические, познавательные и эмоциональные методы, приемы, стратегии сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
В отличие от механизмов психологической защиты, которые реализуются, как правило, в рамках неосознанной деятельности психики, копинг-поведение строится на осознанном преодолении трудностей.
Методика предполагает анализкопинг-стратегий подростком в кризисных ситуациях, а также сформированности ключевых компетенций позволяющих быть адаптированным в условиях окружающего мира и социально значимым для сверстников и взрослых.
Инструкция для индивидуального диагностирования:
Методика рассчитана на продолжительное время и проводится только в комплексе с другими диагностиками.Диагностирование может проводиться специалистами в области психологии и социальной педагогики. В зависимости от результатов обследования может проходить дважды и более раз. На первичном обследовании заполняется колонка 2. Подсчитывается общий результат преодоления кризисных ситуаций. Строится «Копинг-Колесо». Баллы заносятся на шкалу («спицы колеса»). Затем соединяются. Чем более полученный рисунок похож на колесо, тем наиболее сформированы общие компетенции подростка. «Вмятины», а так же небольшого размера «колесо» требуют дополнительной работы с подростком. Анализируются полученные данные, с помощью которых составляется перечень мероприятий направленных на формирование общих компетенций по тем пунктам, где наиболее низкие результаты. Планируемые мероприятия заносятся в таблицу. Оговариваются сроки коррекционной и реабилитационной работы. По окончании данной работы проводится повторное обследование. Заполняется колонка 3. Подсчитывается общий результат по преодолению кризисных ситуаций. Вносятся новые данные в «Копинг-Колесо». Анализируются полученные и предыдущие результаты. В зависимости от результатов планируется дальнейшая работа, либо испытуемому предоставляются рекомендации.
Активное преодоление, поиск решения- 3 балла;
Поиск поддержки, ориентация на мнение значимых людей -2 балла;
Избегание, изоляция, отрицание, покорность -1 балл.
Лист индивидуального диагностирования:
Ф.И.О. испытуемого_________________________________________________
Дата первичного обследования:_______________________________________
Таблица «Мероприятия по формированию ключевых компетенций позволяющих быть адаптированным в условиях окружающего мира и социально значимым для сверстников и взрослых»
Мероприятие, формы и содержание работы
Планируемый компетентностный результат
Дата проведения
Место и время проведения.
Ответственные за проведение мероприятия.
Отметка об исполнении
Дата вторичного обследования_______________________________________
Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кризисные ситуации
Возможные копинг-стратегии (способы преодоления кризисных ситуаций).
первичное обследование
Способы преодоления КС после развивающей и коррекционной работы.
вторичное обследование
1
2
3
КС возникающие при несформированностикопметенции гражданственности.
КС возникающие при несформированностикопметенции самосовершенствования
КС возникающие при несформированностикопметенции социального взаимодействия и коммуникаций.
КС возникающие на фоне недостаточной информационной компетенции и познавательной деятельности.
КС возникающие на фоне здоровьесовершенствования
Итого:
Интерпретация результатов:
От 5 до 7 баллов - низкий уровень
От 8 до 11 баллов- средний уровень
От 12 до 15 баллов - высокий уровень
Копинг-Колесо.
Пример «Копинг- Колеса».
Инструкция для группового диагностирования:
Групповое диагностирование происходит несколько иначе. Посчитывается сумма баллов по преодолению КС каждого испытуемого. Затем эти баллы суммируются, и находится среднее арифметическое для группы. Так можно проследить процентное соотношение сформированности общих компетенций группы. Сравнить результаты за определенный период, либо с результатами аналогичных групп.
Далее подсчитывается количество испытуемых применяемых копинг-стратегий. Это позволяет проанализировать,по каким кризисным ситуациям у группы наиболее низкие баллы. Оценивается, сколько испытуемых имеют близкие друг с другом результаты. Формируются группы. Составляется перечень мероприятий направленных на формирование общих компетенций для группы.
Лист-карта группового диагностирования.
Кризисные ситуации
КС возникающие при несформированностикопметенции гражданственности.
КС возникающие при несформированностикопметенции самосовершенствования
КС возникающие при несформированностикопметенции социального взаимодействия и коммуникаций.
КС возникающие на фоне недостаточной информационной компетенции и познавательной деятельности.
КС возникающие на фоне здоровьесовершенствования
Сумма баллов по преодолению КС каждого испытуемого
Копин-стратегии
Ф.И.О.
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл
2 балла
3 балла
1 балл
2 балла
3 балла
1.
2.
…
Количество
испытуемых применяемых копинг-стратегии