Мастер - класс Сказкотерапия - как профилактический метод

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказкотерапия - как профилактический метод.

Цель: ознакомление педагогов с арт-терапевтической технологией как одной из профилактических методов обучения.

Задачи:

  • познакомить педагогов с понятием «сказкотерапия», характеристиками сказкотерапии, её классификацией;

  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой при проведении практических заданий.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют в своей работе и врачи, и психологи, и педагоги и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Уникальность этого метода в том, что ребёнок находится в магическом, творческом, сказочном пространстве, что позволяет ему выйти за рамки своего обычного восприятия и легко обнаружить неожиданные пути решения тех проблем, с которыми он столкнулся. Сказкотерапия является удивительным волшебным «зеркалом», в котором преображённый внутренний и внешний мир отражается в гармонии и уникальности.

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:

1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями).

Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.

2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности.

Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».

3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.

Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни - всё в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, - тогда требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся - то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе.

4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Каждый возраст приносит ребёнку новые и новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу - и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Всё это связано с многочисленными трудностями, в преодолении которых нам может помочь сказкотерапия.

В подростковом же возрасте, наряду с уже названными, актуальны вопросы профилактики и терапии вредных привычек и зависимостей, в решении которых может быть использован, наравне с другими, и метод сказкотерапии.

Сказкотерапия зависимостей…Какое странное словосочетание…Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьёзна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако это не совсем так. С помощью псохотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определённым нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии.

Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия подростком своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.

Её основа - формирование нравственных ориентиров.

Сказки структурируются по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Этапы в сказкотерапии:

1 этап: устное народное творчество (длится до 11 - 14 лет), в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.

2 этап: собирание и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейма...), ребенок самостоятельно принимает решения.

3 этап: психотехнический. ("Сочини сказку"), ребенок ищет свое место в жизни: "я такой, какой я есть", "я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал", "я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной".

4 этап: интегративный. (комплексная концепция), ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя.

Виды сказок:

  1. Дидактические (в форме учебного задания)

  2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают - воображают - "колдуют".

  3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя "Я", доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

  4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

  5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)

  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

  • сказки о животных;

  • бытовые сказки;

  • страшные сказки;

  • волшебные сказки.

Функции сказок:

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

о жизненно важных явлениях;

о жизненных ценностях;

о постановке целей;

о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

как устроен этот мир;

что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

как приобретать и ценить дружбу и любовь;

какими ценностями руководствоваться в жизни;

как строить отношения с родителями и детьми;

как прощать.

Сейчас мы с вами на практике попробуем некоторые приемы сказкотерапии.

Знакомство со сказкой.

- Сегодня мы и поговорим о том , как полезно уметь прощать, и по этому поводу давайте послушаем сказку.

Болезнь непрощения

В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это все произошло, вы сейчас узнаете.

В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.

Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.

Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.

Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.

В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название - болезнь непрощения.

1 группа

Нарисовать главную идею, мысль сказки на листе бумаги.

2 группа

Происценировать главную идею этой сказки

3 группа

Организовать обсуждение в группе и ответить на поставленные вопросы:

- Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом? (Разучились прощать)

- Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

- Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

- Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом? (Начнет обижаться, сердиться, дразниться, драться и в конце останется надолго с плохим настроением).

- Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать? (Только самим себе).

- Для кого полезно умение прощать и почему? (Обиженному, прощением он побеждает обиду и свое плохое настроение).

4 группа

Придумать, как по-другому могла бы закончиться эта сказка.

А какое окончание сказки вам больше понравилось? Действительно сказки нам нравятся те, которые хорошо заканчиваюся. Все в наших руках.





1 группа

Нарисовать главную идею, мысль сказки на листе бумаги.

2 группа

Инсценировать главную идею этой сказки

3 группа

Организовать обсуждение в группе и ответить на поставленные вопросы:

- Из-за чего обитатели озера стали ссориться, сердиться и гоняться друг за другом?

- Злость и непрощение похожи на заразную болезнь, когда она с одного переходит на другого?

- Почему вечером опять на озере воцарилось спокойствие и тишина?

- Если кто-то не любит и не хочет прощать другого, то что может случиться потом?

- Кому навредили обитатели озера тем, что расхотели друг друга прощать?

- Для кого полезно умение прощать и почему?

4 группа

Придумать, как по-другому могла бы закончиться эта сказка.


Литература по сказкотерапии


  1. Лабиринт души. Терапевтические сказки. (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева)

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко. - СПб.: Речь, 2009. - 208 с.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2010. - 176 с.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2011. - 168 с.

  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2010. - 240 с.

  6. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2004.- 224

© 2010-2022