Игровое занятие «Проблемы подросткового возраста»

Игровое занятие «Проблемы подросткового возраста» разработано для учащихся 7-9 классов.  На занятии учащиеся самостоятельно определяют задачи и проблемы подросткового возраста, выявляют психологические особенности подростков. В ходе группового обсуждения учащиеся выявляют наиболее важные, актуальные проблемы, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, ищут пути их решения. Учащиеся в ходе занятия развивают свои коммуникативные навыки, способность к рефлексии и самопознанию, умение о...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровое занятие по теме «Проблемы подросткового возраста».

Цели занятия: 1 Развитие рефлексивной позиции учащихся,

самосознания личности.

2 Выявление позиций учащихся в классном кол-

лективе .

3 Выявить возрастные проблемы учащихся.

4 Собрать информацию индивидуального хара-

рактера. (о проблемах каждого учащегося отдельно)

Задачи занятия:1 Представление возможностей для развития

самосознания учащихся.

2 Предоставление учащимися информации об особен-

ностях подросткового возраста.

3 Предоставление возможности для постановки кон-

кретных, актуальных для данных участников задач

и разработка возможных вариантов их решения.

Задача психолога:1Установить контакт с незнакомой аудиторией.

2 Выполнить поставленные цели занятия.

3 Собрать максимальную информацию о психоло-

гических особенностях учащихся.

Этапы занятия.

1.Вступление.

«Здравствуйте. Приятно вас видеть. Надеюсь, что мы с вами сегодня хорошо и плодотворно поработаем, лучше узнаем друг друга, поделимся своими проблемами».

2. Объявление темы занятия.

«Наверное, почти каждый из вас слышал такие суждения взрослых:

У него переходный возраст. Надо его как-то пережить. Подростко-

вый возраст - трудный возраст». Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы определить проблемы этого периода человеческой жизни.

Итак… Подростковый возраст. Вы не сразу оказались в нем… Когда-то… Вы были совсем маленькими детьми, не умеющими ни ходить,

ни говорить, не умеющими делать самые элементарные вещи (само-

стоятельно одеться, накормить себя, убрать за собой вещи). Всему этому вы научились. Вы подросли… Пошли в школу…Вам нужно было привыкнуть к новой для вас жизни…Вы учились читать, писать,

выполнять домашние задания. Вы учились общаться со своими одно-

классниками. Время шло…Вы росли… И наконец …вам исполнилось

13-14 лет. Взрослые говорят, что ребенок 13-14лет уже не совсем ребенок, а некто другой-подросток. У подростка есть свои трудности,

свои проблемы, отличные от детских, которые он, часто в одиночку, пытается решить. Сегодня я предлагаю вам совместно попробовать выявить и обсудить те трудности подросткового возраста, с которыми каждый из вас сталкивается в своей жизни. Возможно, вы поймете, что трудности эти есть не только у каждого из вас отдельно, но такие же проблемы существуют и у ваших одноклассников».

2.Задачи возраста.

Я предлагаю вам здесь и сейчас поговорить о том, чему вы должны научиться в этот период своей жизни.

На обсуждение этого вопроса вам дается 5-10 минут. Для того чтобы как-то облегчить эту непростую для вас задачу, вам предлагается воспользоваться листами-подсказками (показать), которые сейчас находятся на ваших столах. На листах составлен список задач, которые решаются на разных возрастных этапах жизни человека. Нужно из них,выбрать те, которые относятся к подростковому возрасту.(Можно включить в этот список свои задачи.)

Итак…5-10 минут на обсуждение и определение задач.

(Написать на доске «Задачи возраста».Следить за временем. Подхо-

дить к группам, оказывать помощь)

Итак…Я попрошу вас назвать те задачи, которые,по-вашему мнению,

решаются в этом возрасте. Я попрошу каждую группу назвать по одной задаче, чтобы каждая группа у нас поработала.(Первая группа.

Ваш вариант. Идет запись на доске.)

3. Проблемы возраста.

Молодцы…Мы определили с вами задачи возраста. Но ведь все мы с вами знаем, что задачи непросто решаются. Иногда на пути решения мы встречаем различные препятствия и трудности, которые преодо-

леваем. Я предполагаю Вам определить те проблемы, те трудности,

с которыми вы сталкиваетесь в вашим возрасте. На обсуждение Вам дается10 - минут. Вам предлагаетсясписок проблем, которые решает человек на разных возрастных этапах.

Выберите те из них, которые относятся к вашему возрасту. Мож-

но включать в ответы свои проблемы, трудности, дополнять список…

Пожалуйста, соберите задачи возраста и возьмите новые задания.

Итак, обсудите ваше решение, выработайте групповое решение по

этому вопросу (на обсуждение дается 5-10 минут)

На доске написать: «Проблемы (трудности) возраста».

Я попрошу Вас назвать те проблемы, которые по-вашему мнению есть у вас сейчас. Я попрошу каждую команду назвать по одной проблеме. Идет запись…Хорошо…Молодцы..

4 Ранжирование проблем, выявление наиболее значимых.

Теперь я попрошу вас взять маленькие листочки и написать на них

номера проблем, свое имя, фамилию. (Возьмите листочки, а мне принесите список проблем, чтобы у нас не скапливалось множества бумаг на столе.)

Я попрошу вас определить, какая проблема из 7 для вас наиболее важная, трудно решаемая, напротив ее поставить цифру 1.Затем из оставшихся выберите ту проблему, которая для вас наиболее значи-

мая -поставьте цифру 2.Таким образом, определите важность каждой проблемы в вашей жизни…Хорошо…Замечательно…

Теперь я попрошу вас выбрать в каждой группе человека, который

сейчас будет моим помощником и представителем вашей группы.

Пожалуйста, выбираем…(1-2 минут)

Я попрошу вас передать ваши проблемы(листочки с номерами) этому

человеку. Он будет сейчас заниматься обобщением результатов:

1-……………….

2-………………

3-………………и…т. д.

Пока идет подсчет голосов, я предлагаю заполнить бланк «Суждения взрослых о подростках». Вам предстоит оценить несколько суждений взрослых. Верны ли они для вас лично, для ваших друзей и сверст-

ников.

5 Работа с бланками.

Бланки нужно подписать. Раздать бланки. Работаем…

В это время помощникам объясняем, что нужно делать с результа-

тами, как их подсчитать. После того как объяснила, на доске написать

группа 1 2 3 4 5 Общий результат.



6 Сбор бланков. Массаж «Солнышко».

7 Работа с вопросами.

Сейчас я предлагаю вам немножко переключить ваше внимание. Я

Предлагаю вам ответить на ряд вопросов. Я думаю, что ваши ответы помогут отчасти решить ваши проблемы. Вопросы у меня написаны

на листочках. Прошу представителей групп подойти ко мне и выбрать вопрос. Вопрос запишите, ответ запишите на листочке.

Группа 1 № вопроса

Группа 2 № вопроса

Группа 3 № вопроса

Группа 4 № вопроса

8 Подведение общего результата по проблемам на доске (делаю сама).

9 Ответы на вопросы (заслушиваю все ответы, собираю листочки).

10 Сообщение результатов.

Я попрошу обратить ваше внимание на доску. Даётся обобщение результатов по классу

11 Пути решений проблем.

Я предлагаю вам сейчас выполнить еще одно задание. Мы попробуем

сейчас с вами наметить пути решений этих проблем. Мы возьмем первые 4 проблемы, важность которых вы определили для себя и

попробуем с ними поработать. Я попрошу представителей групп подойти ко мне и выбрать номер проблемы. Работаем самостоятель-

но…. Ваше решение попрошу кратко записать (10-минут).

Пожалуйста, попрошу назвать вашу проблему и зачитать ваши решения.

12 Подведение итогов занятия.

Я хочу поблагодарить вас за вашу работу…Ваши мнения услышаны.

Вы, я думаю, с пользой для себя провели это время. Ваши результа-

ты, которые уже получены в ходе занятия, и ваши бланки будут переданы вашему классному руководителю для дальнейшей работы.

Приятно было с вами познакомиться. До свидания…..

© 2010-2022