- Преподавателю
- Школьному психологу
- План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп
План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Контеева А.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7
Приложение
к Распоряжению комитета
общего и профессионального образования
Ленинградской области
от 06 августа 2008 г. № 19-1762/08
Комплексная программа
«Профессиональное самоопределение учащихся»
5 - 11 КЛАССЫ
I. Основные положения программы
В концепции модернизации Российского образования до 2010 г. говорится, что одной из важнейших задач воспитание является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и
интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А. Климова (хочу - могу - надо).
Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.
Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.
Цель программы: содействовать становлению профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути на основе целенаправленной педагогической деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
4.Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
II. Содержание и организация профориентационной деятельности.
Профессиональная ориентация в школе осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медработником под руководством заместителя директора по воспитательной работе.
Она может выстраиваться в три этапа.
1-й этап охватывает период обучения школьников в 5-7-х классах. При этом педагогическая деятельность направлена на:
-
формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;
-
актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;
-
создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;
-
формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.
Направления профориентационной работы:
1.Учебная, информационная и организационная работа.
Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части
базисного учебного плана.
Использование для профоринтации учебных курсов регионального компонента образования «Природа, история и культура Ленинградской области».
Проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.
Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования.
Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.
Проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах труда.
Изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии.
Организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.
2.Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.
2-й этап профориентации проходит в 8-9-х классах.
На этом этапе осуществляется:
-
информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;
-
ознакомление с правилами выбора профессии;
-
помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения
и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными
потребностями;
-
психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;
-
определение предрасположенности учеников к направлениям деятельности в условиях предпрофильной подготовки;
-
формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия и способности к
рефлексии.
Направления профориентационной работы:
-
Учебная, информационная и организационная работа.
Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части базисного учебного плана .
Использование для профориентации регионального компонента «Природа, история и культура Ленинградской области».
Предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов.
Проведение классных часов, бесед, встреч с различными специалистами.
Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов.
Привлечение к участию в органах самоуправления в школе и в учреждениях
дополнительного образования.
Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность. Планирование комплексной системы мероприятий по профориентации.
Трудовая деятельность в каникулярное время ( возможно совместно с
Центром занятости населения).
Ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.
2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.
3-й этап - профессионального самоопределения осуществляется в 10-11-х
классах. Основные задачи педагогов:
способствовать готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способствовать профессиональному самоопределению выпускников.
Направления профориентационной работы:
1.Учебная,информационная и организационная работа.
Профильная подготовка школьников, которая строится на сочетании общеобразовательных, профильных и элективных курсов.
Использование учебных курсов регионального компонента образования «Природа, история и культура Ленинградской области».
Вовлечение школьников в деятельность студий, факультативов, молодежных объединений в школе и в учреждениях дополнительного образования.
Система многоплановых мероприятий по профориентации с участием учителей,
родителей, представителей службы занятости, предприятий, учебных заведений.
Знакомство выпускников с реальной ситуацией на рынке труда.
2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.
Тренинги личностного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности,
креативности.
Профессиональная адаптация. Ролевые, имитационные, профориентационные игры.
III. Оценка результативности программы.
Ожидаемые результаты:
-
сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;
-
самоопределение выпускника школы;
-
ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.
Методические материалы по реализации программы
Использование в профориентационной работе учебных курсов регионального
компонента базисного учебного плана
Программы этих курсов дают возможность в рамках отведенного времени уделить внимание вопросам профориентации школьников применительно к региональным особенностям.
5 класс:
Курс «Серебряный пояс России»,решая пропедевтические задачи исторического образования, знакомит учеников с занятиями, бытом, культурой труда жителей региона в прошлом и настоящем. При освещении темы современной жизни Ленинградской области учитель имеет возможность познакомить их с экономикой области, города, района, рассказать о местных предприятиях, людях различных профессий.
Курс «Народное творчество Ленинградской области» позволяет приобщить детей к традициям народной культуры, дать представление о ремеслах, обрядах, дать некоторые навыки ручного труда /вышивание, вязание, изготовление костюмов, кукол и др./.Занятия могут проводится с участием народных мастеров и умельцев.
6 класс:
Курс «Природа родного края» дает возможность учителю акцентировать внимание на теме «Человек - природа» применительно к профессиям и занятиям людей, сформировать
у школьников потребность в защите окружающей среды ,навыки изучения природы,
работы на земле.
8 - 9 классы:
Курс «История и культура Ленинградской земли» показывает эволюционное развитие хозяйственно-экономической жизни региона, изменения в характере труда его жителей,
отражает появление новых профессий на протяжении длительного периода времени. При изучении заключительных разделов курса учитель знакомит учащихся с современным социально-экономическим потенциалом области, его перспективами ,рынком труда. Полученные знания помогают им ориентироваться при выборе дальнейшего жизненного пути, характера трудовой деятельности на территории своей малой Родины.
10 - 11 классы:
В региональный компонент для старшей школы включены курсы «Экономика и законодательство Ленинградской области» и «Экология и природопользование Ленинградской области».Их программы дополняют соответствующие разделы федеральных предметов «Технология», «Экономика»,»Право»,»Естествознание»/ и помогают методическому обеспечению реализации выбранного учебным заведением профиля. В учебном процессе по этим курсам учитель имеет большие возможности для профориентационной работы, которая формирует у учащихся знания и компетенции, необходимые для самоопределения выпускника как личности и будущего специалиста.
ПРОГРАММА
элективного курса для учащихся 8-9классов
«Путь в профессию»
(36 ч)
Цели программы:
- формирование общей готовности к самоопределению, активизации проблемы выбора профессии;
- выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; расширении представлений о мире профессий и их особенностях;
- уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям;
- воспитание ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Всего
Теорет
Практ
1. Мир профессий
9
5
4
1.1.Деятельность человека
1.2. Многообразие мира профессий
1.3. Анализ профессий
1.4. Условия выбора профессии
2. Я и профессия
9
5
4
2.1. Склонности и интересы в профессиональном выборе
2.2. Возможности личности в профессиональной деятельности
2.3. Роль темперамента в профессиональном становлении личности
2.4. Здоровье и выбор профессии
2.5. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда
2.6. Формирование адекватного образа «Я»
3. Рынок труда
9
4
5
3.1. Современный рынок труда и его требования к персоналу
3.2. Молодежь и рынок труда
3.3. Нормативно-правовая база в профессиональном самоопределении
3.4. Социальные проблемы труда
3.5. Пути получения профессии
3.6. Построение профессионально-образовательного маршрут
4. Профессиональная карьера
9
3
6
4.1. Выбор жизненных целей
4.2. Общение в профессиональной карьере
4.3. Психология контакта
4.4. Стили делового общения
4.5. Имидж профессионала: карьера и стиль
4.6. Технология поиска работы
ПРОГРАММА
Мир профессий
Тема 1. Деятельность человека.
Понятие деятельность. Виды деятельности. Описание и характер трудовой деятельности.
Требования к трудовой деятельности.
Тема 2. Многообразие мира профессий
Понятие профессии. Разнообразие профессий их классификация. Типология (человек -
живая природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - человек, человек
- художественный образ).
Практическое занятие
Тема 3. Анализ профессий.
Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Предмет труда, цель и средства труда в профессиональной деятельности. Условия в труде.
Самостоятельность в трудовой (профессиональной) деятельности.
Практическое занятие
Тема 4. Условия выбора профессий.
Сфера "хочу" - интересы, стремления, склонности, состояние здоровья.
Сфера "могу" - способности, особенности вашего характера, первичные навыки
(внутренние ресурсы); возможности - ресурсы внешние (материальный фактор).
Сфера "надо" - это условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного
профиля либо обоснованный расчет на устройство на работу.
Практическое занятие
Я и профессия
Тема 1. Склонности и интересы в профессиональном выборе.
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Потребности и мотивы как
условие активности личности, виды мотивов.
Практическое занятие - диагностика, тренинг
Тема 2. Возможности личности в профессиональной деятельности
Профессиограмма. Понятие о профпригодности. Профессионально важные качества.
Способности общие, специальные.
Практическое занятие - диагностика, тренинг
Тема 3. Роль темперамента в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов
темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Тема 4. Здоровье и выбор профессии.
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Здоровье и профессионализм.
Тема 5. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Понятие интеллекта. Уровень развития интеллекта. Тип интеллекта. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Общее представление о памяти. Виды памяти. Внимание. Основные свойства внимания. Мышление. Виды мышления. Практическое занятие - диагностика, тренинг
Тема 6. Формирование адекватного образа «Я»
Типы поведения. Формирование адекватной самооценки. Я-концепция. Психологические
аспекты личностного и профессионального роста.
Практическое занятие - диагностика, тренинг
Рынок труда
Тема 1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рынок труда, его функции, структура, особенности. Внутренний и внешний рынок. Субъективные и объективные факторы, влияющие на успешность адаптации к современному рынку труда.
Тема 2. Молодежь и рынок труда.
Региональный рынок труда. Структура единой профессионально-образовательной среды
региона. Профориентационные центры. Федеральная служба занятости, ее функции и
структура.
Тема 3. Нормативно-правовая база в профессиональном самоопределении.
Трудовой Кодекс РФ. Конституция РФ. Права и обязанности при устройстве на работу.
Контракты. Необходимые документы. Нормы труда.
Практическое занятие - деловая игра, тренинг
Тема 4. Социальные проблемы труда
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Престиж и
спрос на профессию.
Тема 5. Пути получения профессий.
Система профессионального образования, уровни образования, формы образования.
образовательные стандарты. Типы учебных заведений, условия приема и обучение.
Тема 6. Построение профессионально-образовательного маршрута
Способы принятия решения. Типичные ошибки школьников при выборе профессии.
Условия планирования профессионального будущего. Самонаблюдение. Сбор и оценка
информации. Принятие и планирование достижения цели. Психологическая готовность к
смене профессии.
Практические занятия, экскурсии, проекты
Профессиональная карьера
Тема. 1. Выбор жизненных целей.
Ценности и цели. Ближние и дальние перспективы. Необходимые сведения о
психологическом тестировании. Карьера: способности и выбор.
Практическое занятие
Тема 2. Общение в профессиональной карьере
Общие понятия. Психологические закономерности, структурный анализ общения. Способы эффективного общения. Вербальный и невербальный язык общения. Особенности приема и передачи информации. Техники активного слушания. Практическое занятие
Тема 3. Психология контакта
Установление контакта и налаживание отношения. Самопрезентация. Правила
формирования впечатления. Самоподача, влияние на воспринимаемый образ. Построение
и предъявление позитивного образа себя. Тренинг уверенности в себе. Моделирование
поведения.
Практическое занятие
Тема 4. Стили делового общения.
Анализ ролевого поведения. Управление конфликтом. Классификация конфликтов.
Причины возникновения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эффективное
реагирование в конфликтных отношениях. Профилактика конфликтных отношений в
коллективе.
Практическое занятие
Тема 5. Имидж профессионала: карьера и стиль
Понятие «имиджа» и его составляющие. Внешность делового человека. Вербальные и
невербальные составляющие имиджа. Самопрезентация.
Практическое занятие
Тема 6. Технология поиска работы
Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета
документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование,
факторы, влияющее на его успешность. Конкурсный отбор.
Практическое занятие
Программа элективного курса «Путь в профессию. Азбука трудоустройства» для учащихся 10-11 классов
(35 часов)
Цели курса:
-
подготовка учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда;
-
осуществление профессиональной ориентации школьников с учетом интересов, профессиональных предпочтений и типа личности;
-
формирование у старшеклассников коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетентностей, являющихся основой для самостоятельной деятельности будущих выпускников в процессе трудоустройства;
-
развитие у старшеклассников интереса и положительной мотивации к учению в целом и направленности на развитие ключевых компетентностей, необходимых для решения широкого круга социальных, экономических и профессиональных задач.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Всего
Теоретических
Практических
1. Как отыскать свое место на рынке труда
1.1. Профессиональный выбор и трудоустройство 1.2. Профессия, специальность, должность
1.3. Классификация профессии
1.4. Ошибки при выборе профессии 1.5.Современный рынок труда и его субъекты Диагностика учащихся: «Определение структуры темперамента»; «Определение психологического типа личности»; «Определение профессиональной направленности личности»
Игровой марафон «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс робинзонов»
6
2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
3,5
1,5
2
Продолжение таблицы
Тема
Количество часов
Всего
Теоретических
Практических
2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма
2.1. Технология трудоустройства
2.2. Составление резюме и сопроводительного письма
2.3. Источники информации о рабочих местах 2.4. Тактика поиска работы
2.5. Варианты трудоустройства для начинающих 2.6. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства
Практическая работа «Резюме гения» Практическая работа «Нашему городу нужны квалифицированные специалисты»
Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс документов»
10
6
1
1
1 1 1 1
4
1
2
1
3. Как наладить конструктивное общение с работодателем
3.1. Что такое конструктивное общение
3.2. Как научиться слушать
3.3. Беседа - основа эффективного общения Игровые упражнения: «Рынок требует, рынок предлагает...»; «Конструирование»
5
3
1 1 1
2
2 2
4. Как успешно пройти профотбор
4.1. Что нужно знать о профотборе
4.2. Методы профотбора
4.3. Переговоры с работодателем по телефону 4.4. Первый личный контакт с работодателем 4.5. Собеседование - важный этап трудоустройства
4.6. Техника ведения диалога с работодателем 4.7. Подготовка к тестированию
Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс кандидатов»
Практическая работа «Готовимся к собеседованию»
9
6
1
1
1
1
1
0,5 0,5
3
21 1
Окончание таблицы
Тема
Количество часов
Всего
Теоретических
Практических
5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг
5.1.Что такое самомаркетинг
5.2.Публичное выступление
Практическая работа «Реальный самомаркетинг» Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс идей»
5
2
1 1
3
2 1
Всего часов
35
19,5
15,5
Программа
Тема 1. Как отыскать свое место на рынке труда
Профессиональный выбор и трудоустройство. Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение. Основные задачи при осуществлении профессионального выбора. Что необходимо для успешного трудоустройства? Профессия, специальность, должность. Новые профессии XXI века. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Классификация профессий на основе учета интересов, способностей и типологических особенностей личности. Ошибки при выборе профессии. Пути избегания подобных ошибок. Современный рынок труда и его субъекты. Трудовые ресурсы. Субъекты современного рынка труда. Потребительская стоимость и конкурентоспособность товара «рабочая сила». Требования работодателей к соискателям рабочих мест. Специальности, востребованные на мировом рынке труда и на региональных рынках.
Тема 2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма
Технология трудоустройства. Этапы технологии трудоустройства: постановка целей, исследование рынка труда, информирование потенциальных работодателей, прохождение профессиональных испытаний, оформление на работу. Составление резюме и сопроводительного письма. Функциональное и хронологическое резюме. Структура и содержание резюме. Резюме начинающего соискателя. Источники информации о рабочих местах. Поиск информации в печатных СМИ и в Интернете. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства. Закон РФ о занятости. Трудовой кодекс РФ. Наем на работу и трудовой договор. Документы, необходимые для трудоустройства. Правовое регулирование увольнения с работы. Социальная и материальная поддержка безработных граждан.
Тема 3. Как наладить конструктивное общение с работодателем
Общение и его роль в процессе трудоустройства. Психологические основы конструктивного общения. Общение как процесс взаимодействия между людьми. Понятие партнерского общения. Три уровня коммуникации: вербальные сигналы, паралингвистические сигналы, невербальные сигналы. Как научиться слушать? Активное слушание. Условия и правила активного слушания. Деловая беседа. Этапы деловой беседы: начало беседы, обмен информацией, аргументация, принятие решений, завершение беседы. Этика делового общения.
Тема 4. Как успешно пройти профотбор
Что нужно знать о профотборе? Назначение профотбора. Принципы профотбора. Из истории профессионального отбора. Профотбор в процессе трудоустройства. Критерии отбора персонала. Методы профотбора: биографический метод, интервью, тестирование, профессиональные пробы. Переговоры с работодателем по телефону. Правила и приемы обмена информацией по телефону. Первый личный контакт с работодателем. Компоненты формирования первого впечатления: внешний вид, взгляд и зрительный контакт, голос и речь, мимика и жесты. Как успешно пройти собеседование? Собеседование как один из самых сложных и важных этапов процесса трудоустройства. Критерии оценки кандидата в процессе собеседования. Обязательные вопросы на собеседовании. Рекомендации исоветы для соискателей по подготовке и прохождению собеседования. Техника ведения диалога с работодателем. Основные типы вопросов. Правила преодоления возражений. Тестирование. Для чего работодатели используют тесты? Подготовка к тестированию. Как отвечать на вопросы теста?
Тема 5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг
Что такое самомаркетинг? «Три кита» самомаркетинга: самооценка, самопозиционирование, самопрезентация. Понятие об имидже. Связь самомаркетинга с технологией трудоустройства. Личная программа самомаркетинга. Планирование. Полезные личные связи. Качества кандидата, необходимые для успешного трудоустройства. Публичное выступление. Примеры публичных выступлений. Публичное выступление как демонстрация своих достижений. Как подготовиться и успешно выступить перед аудиторией? Содержание и форма публичного выступления.
Примерная тематика публичных выступлений
-
Я и моя профессия.
-
Особенности регионального рынка труда (города, района, области).
-
Мой личный план поиска работы.
-
Каким бы я хотел(а) видеть своего работодателя.
-
Представляю свое резюме.
-
Роль общения в процессе трудоустройства.
-
Профессиональный отбор и его виды.
-
Как я буду готовиться к собеседованию.
-
Как успешно пройти собеседование.
Ю.Тесты и их использование в системе профотбора. 11 .Моя личная программа самомаркетинга. 12.Я и моя будущая работа.
Подробное изложение содержания курса и его методологического сопровождения дается в учебном пособии СВ. Чернова «Азбука трудоустройства». Изд-во ВИТА, Москва, 2007.
Основные направления работы по вопросам профориентации в ОУ:
Педагогический совет ОУ
Методический совет ОУ
Утверждает
Разрабатывает
Концепция развития ОУ
Система учебной работы
Система воспитательной работы
Зам дир. по учебной работе
Зам дир. по воспитательной работе
Образовательная область
«Технология»
-
учебные курсы
-
элективные курсы
-
Предметы предпрофильной подготовки
-
элективные курсы
-
Предметы профильной подготовки
-
Система элективных курсов по выборному профилю
Психолог
Классный руководитель
Социальный педагог
Другие организации
Содержание профориентационной работы в образовательном учреждении
по учебно- методическим комплектам, рекомендованным Минобразованием РФ
Образовательная область «Технология»
Основное (полное) образование
Среднее (полное) образования
(базовый уровень)
Среднее (полное) образования
(профильный уровень)
Выполнение Стандарта в разделе «Современное производство и профессиональное образование»
Выполнение Стандарта в разделе «Профессиональное самоопределение и карьера»
Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя составляющие: общетехнологическую и специальную
Специальная технологическая подготовка
-
УМК предмета
«Технология», соответствующий федеральному перечню 2008/2009 уч. года
-
Предметы вариативной части БП
-
Элективные курсы по вопросам профориентации
-
УМК предмета
«Технология», соответствующий федеральному перечню 2008/2009 уч. года
-
Предметы вариативной части БП
-
Элективные курсы по вопросам профориентации
-
в сфере промышленности и сельскогохозяйственного производства;
-
в сфере строительный и ремонтных работ;
-
в сфере телекоммуникаций и информационных техзнологий;
-
в сфере управления,
-
в сфере материально-технического обеспечения;
-
в сфере коммерции;
-
в сфере сервиса;
-
в сфере декоративно- прикладного искусства;
-
др.
Рекомендованный список УМК профориентационного направления в основной (полной) школе на примере предметов «Технология», «Экономика», «Право»./Издания 2007г./
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Технология
Основное (полного) образования
-
Лутцева Е.А. Технология для 1-4 кл.*
-
Н.А.Малыщева Технология для 1-4 кл.*
Вентана -Граф
Дрофа
Самый адаптивный курс по профориентации
-
Технология ( для девочек и мальчиков) 5-8 кл под ред. Симоненко В.Д
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Преемственность курса в начальной школе
-
Павлова.М.А., Сасова И.А., Павлова М.Б. под ред. Сасовой И.В. Технология 5 класс
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
-
Технология. Обслуживающий труд, под ред Сасовой И.В., 6-7 класс.
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
-
Технология. Технический труд, под ред Сасовой И.В., 6-7 класс.
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
-
Леонтьев А.В., Капустин В.С., Сасова И.В. под ред.Сасовой И.А. Технология 8 класс.
Вентана -Граф
(рекомендовано)
Курс построен на основе проектной
деятельности
-
Павлова А.А., Корзинова Е.И. Технология. Черчение и графика. 8-9 кл
Мнемозина
(рекомендовано)
Курс основан на компьютерной графике
-
Твоя профессиональная карьера под ред.С.Н.Чистяковой для 8-9 класса
Просвещение
(допущено)
Цель курса- формирование у уч-ся способности выбирать сферу профессиональной деятельности.
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Технология
Основное (полного) образования*
-
В.А.Соколова Технология Обслуживающий труд для 5-9 класса
Дрофа
Курс разработан на основе традиций русских народных промыслав
-
А.В. Леонтьев Технология предпринимательства
Дрофа
(допущен)
УМК вооружает уч-ся некоторыми методиками своего дела
УМК «Мой выбор» для 9 класса
-
Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования.
-
Михеева Е.В. Информационные технологии
-
Спирин И.В. Транспорт
ИЦ «Академия»
Элективные
ориентационные курсы
(в курс входит программа, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя)
-
Азбука трудоустройства 9-11 классы
Вита -Пресс
Элективный курс в предпрофильной подготовке
Экономика и право
-
И.А. Сасова Экономика 1-4 кл.
Вита- Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
-
В.А. Рубе, Е.С. Шабелик Зачем нужны налоги 2-4
Вита -Пресс
Элект Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Экономика и право
Основное (полного) образования
-
Е.А. Шабелик Ваши права (для нач школы)
Вита -Пресс
Материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира.
-
Е.А.Шабелтник Права ребенка 2-4 кл. Пособие для учащихся
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
-
И.В.Ермакова, Т.А. Протасевич Начало экономики 5-6 класс
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП
-
Н.В.Новожилова и др. под ред. И.А.Сасовой Экономика: моя семья. 5 кл.
-
Т.С.Терюкова под ред Сасовой И.А. Экономика: моя школа. 6 кл.
-
Л.Э. Новикова под ред. Сасовой И.А., Экономика: мое ближайшее окружение 7 кл.
-
Под ред Сасовой И.А., Экономика: я в экономике 8 кл.
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
-
И.В.Липсиц Удивительные приключения в стране «Экономика» для 5-6 кл.
Вита -Пресс
Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе
-
И.В. Липсиц. Экономика: История и современная организация хозяйственной деятельности
7(8-9) кл.
Вита -Пресс
Курс рекомендован использовать в вариативной части БП как предпрофильная подготовка
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Примечание
Экономика и право
Основное (полного) образования
-
Архипов А.П. Страхование 8-9 класс
Вита -Пресс
Элективный курс
-
А.В.Симоненко и др. Азбука потребителя 8-9 класс.
Вита -Пресс
Элективный курс
-
И.В. Липсиц, Бизнес и экономика 8-9 кл.
Вита -Пресс
Элективный курс
-
Н.М. Розанова. Моя фирма. 8-9 класс
Вита -Пресс
Элективный курс
-
Н.М. Розанова Банк: от клиента до президента
8-9 кл.
Вита -Пресс
Элективный курс
-
Н.И. Берзон Рынок ценных бумаг 8-9 кл.
Вита -Пресс
Элективный курс
* Образовательное учреждение в инвариантной части БП в праве работать по любой программе «Технология» в начальном и среднем звена, получившей гриф Минобразования РФ, Мы здесь выделяем лишь курсы, имеющие большую профориентационную направленность.
Рекомендованный список УМК профориентационного направления в профильной школе на примере предметов «Технология», «Экономика», «Право». Издания 2007 г.
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
Технология
Среднее (полного) образования
-
Технология профессионального успеха Под ред С.Н. Чистяковой:10-11 классы
Просвещение
(допущено)
Базовый, все профили
-
Технология 10 класс Под ред Симоненко В.Д.
Вентана-Граф
(рекомендовано)
Базовый, все профили
-
Технология 11 класс Под ред Симоненко В.Д.
Вентана-Граф
(рекомендовано)
Базовый, все профили
-
Технология Семенова Г.А. для 10-11 класса.
Вентана-Граф
(рекомендовано)
Агротехнологический профиль
-
Азбука трудоустройства 9-11 классы
Вита -Прес
Элективный курс, все профили
-
Чистякова С.Н. «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников»
-
Михеева Е.В. «Информационные технологии. Вычислительная техника»
-
Профессия учитель:/под ред. Роботовой А.С.
-
Профессии работников сферы обслуживания/ под ред Ляпиной И.Ю.
-
Твоя профессия - юрист/ под ред Казанцева Л.А.
-
Климов Е.А. Профессии научных работников
-
Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетияч
-
Плаксина Э.Б. Михайловская Л.А.,
Григорьева М.А. Профессии в сфере искусства
-
Гомолова А.И. Профессии в сфере управления и экономики,
-
Стецкий С.В. Профессии в сфере строительства
УМК «Твоя профессия»
ИЦ «Академия»
Элективный курс, базового, профильного и технологического профиля
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
Технология
Среднее (полного) образования
-
Шабашов И.А. Пчеловодство10-11
Просвещение
(допущено)
Элективный, Агротехнологический профиль
-
ЕрмаковаВ.И. Основы кулинарии 10-11 кл.
Просвещение
(допущено)
Элективный,
Базовый уровень
-
Соболева Е.Н. Школьникам о предпринимательстве 10-11 кл.
Просвещение
(допущено)
Элективный,
Базовый и профильный уровень
-
Цыбин В.А.,Галашин В.А. Легковые автомобили
Просвещение
(допущено)
Элективный,
Технологический профиль
УМК по экономике
-
Липсиц И.В. :Экономика:Базовый курс 10 кл.
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
-
Липсиц И.В.:Экономика:Базовый курс 11кл.
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
-
Экономика/ под ред Линькова А.Я.
Вита- Пресс
Гуманитарный профиль
-
Экономика/под ред Ф.-Й.Кайзера для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
-
А. Киреев Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 класса
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
-
Экономика 10-11 кл. /Под ред С.И.Иванова
Вита- Пресс
Профильный уровень
-
В.З.Черняк Введение в предпринимательство10-11 кл.
Вита- Пресс
Профильный уровень
-
В.С.Симоненко Основы потребительской культуры 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
А.П.Архипов Азбука страхования 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
УМК по экономике
Среднее (полного) образования
-
С.Н.Гудырин. Основы маркетинга, для 10-11 кл
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
А.П.Балакина и др. Основы маркетинга, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
С.В. Федин. Основы менеджмента, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
Л.А. Теплова. Основы потребительской кооперации для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
А.П.Балакина Налоги России, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
Основы банковского дела, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
Основы инвестирования, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
Паевые фонды:доходность и риски, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
С.Д.Ахапкин, Лоция бизнеса, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
О.А.Щкаратан Российский порядок: вектор перемен, для 10-11 кл
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
В.Д.Симоненко Основы предпринимательства, для 10-11 кл.
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
-
С.В.Чернов. Азбука трудоустройства
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Предмет
Класс
УМК
Издательство
Тип курса (базовый, Профильный,
Элективный)
УМК по праву
Среднее (полного) образования
-
Т.В.Кашаника,А.В.Кашанина. Право для 10-11 кл
(базовый уровень)
Вита- Пресс
Базовый уровень
Для всех профилей
-
Т.В.Кашаника,А.В.Кашанина. Право для 10-11 кл
( профильный уровень).
Вита- Пресс
Профильный уровень.
-
Элективные курсы см. в разделе Экономика
Вита- Пресс
Элективный, Базовый и
профильный уровень
Примерные формы внеурочной профориентационной работы
Класс
Название мероприятий
Примечание
1.Классные часы и беседы
5-9 класс
-
Учеба твой главный труд.(5 кл)
-
Кем ты хочешь стать ( 7 кл.)
-
Профессии твоих родителей ( 7 кл.)
-
Дело твоей жизни (Анкета) ( 7 кл.)
-
Беседа «Кем я хочу быть) ( 7 кл.)
-
Как готовить себя к будущей профессии.
(7 кл.)
-
Все работы хороши, выбирай на вкус (8кл)
-
Беседы о конкретных профессиях ( 8 кл)
-
Право выбора Беседа психолога. (9кл)
-
Трудовое право. О Конституции (9 кл)
-
Профессия и современность (5-11 кл)
-
Трудом славен человек (5-11 кл)
-
Дороги, которые мы выбираем.
10-11 класс
-
Что значит правильно выбирать профессию.
-
Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности
-
Здоровье и выбор профессии
-
Выбор профессии в условиях рынка
-
Как избежать безработицы
-
Профессия и современность
2.Информационные беседы и консультации
10-11 класс
-
На тему экономической ситуации в районе, городе, области,
-
Информация о рынке труда,
-
Информация о востребованных; специальностях;
-
Информация о правилах приема в учебные заведения и на работу.
-
«Твой выбор»;
-
«Хочу, могу, надо»;
-
Здоровье и профессия;
-
Шаг к успешной карьере»
3.Психологические семинары и тренинги
9-11 кл
-
«Мои возможности»
-
«Интересы, склонности и выбор профессии»;
-
« Я и общество (искусство общения)»;
4.Ролевые, имитационные, профориентационные игры.
5. Проведение дней открытых дверей в образовательных учреждениях
6. Профориентационные встречи по теме
9-11 кл.
-
с психологами,
-
социальными педагогами,
-
представителями различных профессий,
-
со специалистами служб занятости.
8. Анкетирование учащихся с целью выявления их профессиональных предпочтений.
9. Профессиональные праздники
5-9 класс
-
Красота спасет мир. День красоты
-
День работников леса (18 сентября )
-
Всемирный день туризма (27 сентября)
-
Нам, туристам, осень нипочем.
-
День учителя (4 октября)
-
Международный день музыки (1октября)
-
День работников сельского хозяйства (Второе воскресенье октября)
-
День работников пищевой промышленности (19 октября)
-
День работников автомобильного транспорта (30 октября)
-
Моя милиция меня бережет. День милиции (10 ноября)
-
Империя призраков. Всемирный день телевидения (21 ноября)
-
День энергетика (22 декабря)
-
День Аэрофлота (Второе воскресенье февраля)
-
День защитников Отечества (23 февраля)
-
Международный день театра (27 марта)
-
Собиратели камней. День геолога.(3апреля)
-
Всемирный день здоровья (7 апреля)
-
День космонавтики (12 апреля)
-
Международный день танца (29 апреля)
-
Международный день свободной прессы (7мая)
-
День радио и всех отраслей связи (7мая)
-
Международный день музеев (18 мая)
-
День мультипликации (10 июня)
-
День медицинского работника (Третье воскресенье июня)
-
День физкультурника (9 августа)
-
День железнодорожника (Первое воскресенье августа)
-
День строителя (Второе воскресенье августа)
-
День российского кино (27 августа)
Сценарии напечатаны в книге
И.А. Агапова., М.А.Давыдова Современные праздники., М: Сфера,2004.
-
9. Профессиональные праздники
5-9 кл.
-
День робота
-
Праздник чести, отваги и благородства
-
Праздник компьютерщика
10. Игры, конкурсы, праздники
5-9 класс
Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» (познавательная игра - конкурс по трудовому обучению для 8-9 кл.)
Природа - это наши корни, начало нашей жизни (экологическая игра для 6-7 класса)
Сценарии напечатаны В.А.Герасимов Классный час играючи Выпуск 2
М: Сфера,2004
11. Выставки литературы о профессиях, оформление стендов
9-11 класс
Ориентиры профессионального самоопределения.
Здоровье и выбор профессии.
Предприятия и учебные заведения области города, района.
Список литературы для организации внеклассных мероприятий.
№
Список литературы
Примечание
Начальная школа
1.
И.А.Агапонова, М.А. Давыдова Современные праздники (Сценарии воспитательных дел в начальной школе), М: Сфера,2004.
2.
Внеклассные мероприятия (новые сценарии: праздники, утренники, конкурсы, КВНы, викторины, спектакли,) 3 класс, М: ВАКО,2007
3.
Внеклассные мероприятия (новые сценарии: праздники, утренники, конкурсы, КВНы, викторины, спектакли,) 4класс, М: ВАКО, 2007
4.
Давыдов Праздник в школе: Игры, турниры., М: Айрис-пресс
5.
Шин С. Сценарии школьных праздников 3 кл.,М: РнД Феникс
6.
Подгорная.Современные праздники в начальной школе, 3-4 кл,М: Март
7.
Агапова Веселые школьные праздники М:Аркти,2006
Для 5-9 классов
1.
Григоренко Ю. Кипарис М: Пед.общество России, 2006.
2.
Агапова Выпускные балы и школьные праздники, М: Владос-Пресс
3.
Смекалова Школа лидерства.,М: СфераТЦ, 2006
4.
Дубровская Дидактические игры и турниры (5-11 кл), М:Пед. общество России,2006.
5.
Слепенкова. Работа классного руководлителя, М: Аркти, 2006.
6.
Гущина Я и мои ценности, М: Аркти, 2006.
7.
Щуркова Профессиональное мастерство классного руководителя, М: Айрис- пресс 2004
8.
Кукушкин.В. Технология.Экономика., М: Март,2006.
9.
В.А. Герасимова Классный час играючи, М:Сфера ТЦ, 2007.
Для 10-11 классов
1.
Столяренко Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.
2.
Рыбакова Е.А. Технология поиска работы.,М:ПрофОбр.Издат
3.
Трошин Основы социальной реабилитации и профориентации., М.: Сфера ТЦ, 2005.
4.
Павлова Профориентация старшеклассников.,М: СфераТЦ, 2006.
5.
Столяренко., Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.
6.
Дик. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев.
7.
Сгибнева Классные часы в 10-11 кл.
М: РиД Феникс, 2005.
8.
Кукушкин Профильные классы в средней школе., М: РнД Феникс, 2006.
9.
Сгибнева Родительские собрания в средней школе., М: Айрис- пресс, 2005.
10.
Сгибнева Театральные праздники. КВНы. 10-11 кл. М: РнД Феникс, 2004.
11.
Голерова О.А., Гурова Е,В. Выбор професси- дело семейное, М: Просвещение, 2008.