План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Приложение

к Распоряжению комитета

общего и профессионального образования

Ленинградской области


от 06 августа 2008 г. № 19-1762/08


Комплексная программа

«Профессиональное самоопределение учащихся»

5 - 11 КЛАССЫ

I. Основные положения программы

В концепции модернизации Российского образования до 2010 г. говорится, что одной из важнейших задач воспитание является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». Составной частью социализации является профессиональное самоопределение.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому при проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.

Трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.

Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и

интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. В основу профессионального самоопределения положена трехфакторная модель Е.А. Климова (хочу - могу - надо).

Профориентация в предлагаемой программе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамичного рынка труда.

Профессиональное самоопределение рассматривается здесь как важная часть социализации.

Цель программы: содействовать становлению профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути на основе целенаправленной педагогической деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.

4.Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

II. Содержание и организация профориентационной деятельности.

Профессиональная ориентация в школе осуществляется учителями-предметниками, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медработником под руководством заместителя директора по воспитательной работе.

Она может выстраиваться в три этапа.

1-й этап охватывает период обучения школьников в 5-7-х классах. При этом педагогическая деятельность направлена на:


  • формирование добросовестного отношения к труду, понимание роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к трудовой деятельности;

  • актуализацию и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;

  • создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;

  • формирование потребности школьников в профессиональном самоопределении.

Направления профориентационной работы:

1.Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части

базисного учебного плана.

Использование для профоринтации учебных курсов регионального компонента образования «Природа, история и культура Ленинградской области».

Проведение тематических классных часов, бесед, игр, викторин и т.д.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов, детских организаций в школе и в учреждении дополнительного образования.

Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.

Проведение встреч с родителями, как с профессионалами в тех или иных сферах труда.

Изучение технологических основ производственной деятельности на уроках технологии.

Организация различных видов познавательной, трудовой деятельности.

2.Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

2-й этап профориентации проходит в 8-9-х классах.

На этом этапе осуществляется:

  • информирование о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства;

  • ознакомление с правилами выбора профессии;

  • помощь подросткам в формулировке конкретных личностных задач самоопределения

и в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными

потребностями;

  • психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования;

  • определение предрасположенности учеников к направлениям деятельности в условиях предпрофильной подготовки;

  • формирование у школьников навыков эффективного взаимодействия и способности к

рефлексии.

Направления профориентационной работы:


  1. Учебная, информационная и организационная работа.

Выполнение соответствующих требований программ предметов федеральной части базисного учебного плана .

Использование для профориентации регионального компонента «Природа, история и культура Ленинградской области».

Предпрофильная подготовка, активное использование элективных курсов.

Проведение классных часов, бесед, встреч с различными специалистами.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, клубов, студий, факультативов.

Привлечение к участию в органах самоуправления в школе и в учреждениях

дополнительного образования.

Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность. Планирование комплексной системы мероприятий по профориентации.

Трудовая деятельность в каникулярное время ( возможно совместно с

Центром занятости населения).

Ознакомление с картой муниципальной и областной образовательной сети, возможностями при выборе продолжения образования в профессиональных ОУ.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

3-й этап - профессионального самоопределения осуществляется в 10-11-х

классах. Основные задачи педагогов:

способствовать готовности выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда, способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Направления профориентационной работы:

1.Учебная,информационная и организационная работа.

Профильная подготовка школьников, которая строится на сочетании общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

Использование учебных курсов регионального компонента образования «Природа, история и культура Ленинградской области».

Вовлечение школьников в деятельность студий, факультативов, молодежных объединений в школе и в учреждениях дополнительного образования.

Система многоплановых мероприятий по профориентации с участием учителей,

родителей, представителей службы занятости, предприятий, учебных заведений.

Знакомство выпускников с реальной ситуацией на рынке труда.

2. Психолого-педагогическая диагностика, консультирование.

Тренинги личностного роста, уверенности в себе, коммуникативной компетентности,

креативности.

Профессиональная адаптация. Ролевые, имитационные, профориентационные игры.

III. Оценка результативности программы.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;

  • самоопределение выпускника школы;

  • ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования.

Методические материалы по реализации программы

Использование в профориентационной работе учебных курсов регионального

компонента базисного учебного плана

Программы этих курсов дают возможность в рамках отведенного времени уделить внимание вопросам профориентации школьников применительно к региональным особенностям.

5 класс:

Курс «Серебряный пояс России»,решая пропедевтические задачи исторического образования, знакомит учеников с занятиями, бытом, культурой труда жителей региона в прошлом и настоящем. При освещении темы современной жизни Ленинградской области учитель имеет возможность познакомить их с экономикой области, города, района, рассказать о местных предприятиях, людях различных профессий.

Курс «Народное творчество Ленинградской области» позволяет приобщить детей к традициям народной культуры, дать представление о ремеслах, обрядах, дать некоторые навыки ручного труда /вышивание, вязание, изготовление костюмов, кукол и др./.Занятия могут проводится с участием народных мастеров и умельцев.

6 класс:

Курс «Природа родного края» дает возможность учителю акцентировать внимание на теме «Человек - природа» применительно к профессиям и занятиям людей, сформировать

у школьников потребность в защите окружающей среды ,навыки изучения природы,

работы на земле.

8 - 9 классы:

Курс «История и культура Ленинградской земли» показывает эволюционное развитие хозяйственно-экономической жизни региона, изменения в характере труда его жителей,

отражает появление новых профессий на протяжении длительного периода времени. При изучении заключительных разделов курса учитель знакомит учащихся с современным социально-экономическим потенциалом области, его перспективами ,рынком труда. Полученные знания помогают им ориентироваться при выборе дальнейшего жизненного пути, характера трудовой деятельности на территории своей малой Родины.

10 - 11 классы:

В региональный компонент для старшей школы включены курсы «Экономика и законодательство Ленинградской области» и «Экология и природопользование Ленинградской области».Их программы дополняют соответствующие разделы федеральных предметов «Технология», «Экономика»,»Право»,»Естествознание»/ и помогают методическому обеспечению реализации выбранного учебным заведением профиля. В учебном процессе по этим курсам учитель имеет большие возможности для профориентационной работы, которая формирует у учащихся знания и компетенции, необходимые для самоопределения выпускника как личности и будущего специалиста.

ПРОГРАММА

элективного курса для учащихся 8-9классов

«Путь в профессию»

(36 ч)

Цели программы:

- формирование общей готовности к самоопределению, активизации проблемы выбора профессии;

- выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся; расширении представлений о мире профессий и их особенностях;

- уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям;

- воспитание ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теорет

Практ

1. Мир профессий

9

5

4

1.1.Деятельность человека




1.2. Многообразие мира профессий




1.3. Анализ профессий




1.4. Условия выбора профессии




2. Я и профессия

9

5

4

2.1. Склонности и интересы в профессиональном выборе




2.2. Возможности личности в профессиональной деятельности




2.3. Роль темперамента в профессиональном становлении личности




2.4. Здоровье и выбор профессии




2.5. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда




2.6. Формирование адекватного образа «Я»




3. Рынок труда

9

4

5

3.1. Современный рынок труда и его требования к персоналу




3.2. Молодежь и рынок труда




3.3. Нормативно-правовая база в профессиональном самоопределении

3.4. Социальные проблемы труда

3.5. Пути получения профессии

3.6. Построение профессионально-образовательного маршрут

4. Профессиональная карьера

9

3

6

4.1. Выбор жизненных целей




4.2. Общение в профессиональной карьере




4.3. Психология контакта




4.4. Стили делового общения




4.5. Имидж профессионала: карьера и стиль




4.6. Технология поиска работы




ПРОГРАММА

Мир профессий

Тема 1. Деятельность человека.

Понятие деятельность. Виды деятельности. Описание и характер трудовой деятельности.

Требования к трудовой деятельности.

Тема 2. Многообразие мира профессий

Понятие профессии. Разнообразие профессий их классификация. Типология (человек -

живая природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - человек, человек

- художественный образ).

Практическое занятие

Тема 3. Анализ профессий.

Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Предмет труда, цель и средства труда в профессиональной деятельности. Условия в труде.

Самостоятельность в трудовой (профессиональной) деятельности.

Практическое занятие

Тема 4. Условия выбора профессий.

Сфера "хочу" - интересы, стремления, склонности, состояние здоровья.

Сфера "могу" - способности, особенности вашего характера, первичные навыки

(внутренние ресурсы); возможности - ресурсы внешние (материальный фактор).

Сфера "надо" - это условия рынка труда, потребность общества в специалистах данного

профиля либо обоснованный расчет на устройство на работу.

Практическое занятие

Я и профессия

Тема 1. Склонности и интересы в профессиональном выборе.

Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Потребности и мотивы как

условие активности личности, виды мотивов.

Практическое занятие - диагностика, тренинг

Тема 2. Возможности личности в профессиональной деятельности

Профессиограмма. Понятие о профпригодности. Профессионально важные качества.

Способности общие, специальные.

Практическое занятие - диагностика, тренинг

Тема 3. Роль темперамента в профессиональном становлении личности

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов

темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

Тема 4. Здоровье и выбор профессии.

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Здоровье и профессионализм.

Тема 5. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда Понятие интеллекта. Уровень развития интеллекта. Тип интеллекта. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Общее представление о памяти. Виды памяти. Внимание. Основные свойства внимания. Мышление. Виды мышления. Практическое занятие - диагностика, тренинг

Тема 6. Формирование адекватного образа «Я»

Типы поведения. Формирование адекватной самооценки. Я-концепция. Психологические

аспекты личностного и профессионального роста.

Практическое занятие - диагностика, тренинг

Рынок труда

Тема 1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рынок труда, его функции, структура, особенности. Внутренний и внешний рынок. Субъективные и объективные факторы, влияющие на успешность адаптации к современному рынку труда.

Тема 2. Молодежь и рынок труда.

Региональный рынок труда. Структура единой профессионально-образовательной среды

региона. Профориентационные центры. Федеральная служба занятости, ее функции и

структура.

Тема 3. Нормативно-правовая база в профессиональном самоопределении.

Трудовой Кодекс РФ. Конституция РФ. Права и обязанности при устройстве на работу.

Контракты. Необходимые документы. Нормы труда.

Практическое занятие - деловая игра, тренинг

Тема 4. Социальные проблемы труда

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Престиж и

спрос на профессию.

Тема 5. Пути получения профессий.

Система профессионального образования, уровни образования, формы образования.

образовательные стандарты. Типы учебных заведений, условия приема и обучение.

Тема 6. Построение профессионально-образовательного маршрута

Способы принятия решения. Типичные ошибки школьников при выборе профессии.

Условия планирования профессионального будущего. Самонаблюдение. Сбор и оценка

информации. Принятие и планирование достижения цели. Психологическая готовность к

смене профессии.

Практические занятия, экскурсии, проекты

Профессиональная карьера

Тема. 1. Выбор жизненных целей.

Ценности и цели. Ближние и дальние перспективы. Необходимые сведения о

психологическом тестировании. Карьера: способности и выбор.

Практическое занятие

Тема 2. Общение в профессиональной карьере

Общие понятия. Психологические закономерности, структурный анализ общения. Способы эффективного общения. Вербальный и невербальный язык общения. Особенности приема и передачи информации. Техники активного слушания. Практическое занятие

Тема 3. Психология контакта

Установление контакта и налаживание отношения. Самопрезентация. Правила

формирования впечатления. Самоподача, влияние на воспринимаемый образ. Построение

и предъявление позитивного образа себя. Тренинг уверенности в себе. Моделирование

поведения.

Практическое занятие

Тема 4. Стили делового общения.

Анализ ролевого поведения. Управление конфликтом. Классификация конфликтов.

Причины возникновения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эффективное

реагирование в конфликтных отношениях. Профилактика конфликтных отношений в

коллективе.

Практическое занятие

Тема 5. Имидж профессионала: карьера и стиль

Понятие «имиджа» и его составляющие. Внешность делового человека. Вербальные и

невербальные составляющие имиджа. Самопрезентация.

Практическое занятие

Тема 6. Технология поиска работы

Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета

документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование,

факторы, влияющее на его успешность. Конкурсный отбор.

Практическое занятие

Программа элективного курса «Путь в профессию. Азбука трудоустройства» для учащихся 10-11 классов

(35 часов)

Цели курса:

  • подготовка учащихся к самостоятельной деятельности на рынке труда;

  • осуществление профессиональной ориентации школьников с учетом интересов, профессиональных предпочтений и типа личности;

  • формирование у старшеклассников коммуникативной, информационной и социально-трудовой компетентностей, являющихся основой для самостоятельной деятельности будущих выпускников в процессе трудоустройства;

  • развитие у старшеклассников интереса и положительной мотивации к учению в целом и направленности на развитие ключевых компетентностей, необходимых для решения широкого круга социальных, экономических и профессиональных задач.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Всего

Теорети­ческих

Практи­ческих

1. Как отыскать свое место на рынке труда

1.1. Профессиональный выбор и трудоустройство 1.2. Профессия, специальность, должность

1.3. Классификация профессии

1.4. Ошибки при выборе профессии 1.5.Современный рынок труда и его субъекты Диагностика учащихся: «Определение структуры темперамента»; «Определение психологического типа личности»; «Определение профессиональной направленности личности»

Игровой марафон «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс робинзонов»

6

2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

3,5






1,5




2

Продолжение таблицы

Тема

Количество часов

Всего

Теорети­ческих

Практи­ческих

2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма

2.1. Технология трудоустройства

2.2. Составление резюме и сопроводительного письма

2.3. Источники информации о рабочих местах 2.4. Тактика поиска работы

2.5. Варианты трудоустройства для начинающих 2.6. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства

Практическая работа «Резюме гения» Практическая работа «Нашему городу нужны квалифицированные специалисты»

Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс документов»

10

6



1


1

1 1 1 1

4










1

2


1

3. Как наладить конструктивное общение с работодателем

3.1. Что такое конструктивное общение

3.2. Как научиться слушать

3.3. Беседа - основа эффективного общения Игровые упражнения: «Рынок требует, рынок предлагает...»; «Конструирование»

5

3

1 1 1






2








2 2

4. Как успешно пройти профотбор

4.1. Что нужно знать о профотборе

4.2. Методы профотбора

4.3. Переговоры с работодателем по телефону 4.4. Первый личный контакт с работодателем 4.5. Собеседование - важный этап трудоустройства

4.6. Техника ведения диалога с работодателем 4.7. Подготовка к тестированию

Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс кандидатов»

Практическая работа «Готовимся к собеседованию»

9

6

1

1

1

1


1

0,5 0,5

3



21 1

Окончание таблицы

Тема

Количество часов

Всего

Теорети­ческих

Практи­ческих

5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг

5.1.Что такое самомаркетинг

5.2.Публичное выступление

Практическая работа «Реальный самомаркетинг» Игровой марафон: «Объявляется конкурс!». Социально-экономическая игра «Конкурс идей»

5

2

1 1

3




2 1

Всего часов

35

19,5

15,5

Программа

Тема 1. Как отыскать свое место на рынке труда

Профессиональный выбор и трудоустройство. Профессиональная дея­тельность и профессиональное самоопределение. Основные задачи при осу­ществлении профессионального выбора. Что необходимо для успешного трудоустройства? Профессия, специальность, должность. Новые профессии XXI века. Классификация профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Классификация профессий на основе учета интересов, способностей и типологических особенностей личности. Ошибки при выборе профессии. Пути избегания подобных ошибок. Современный рынок труда и его субъекты. Трудовые ресурсы. Субъекты современного рынка труда. Потребительская стоимость и конкурентоспособность товара «рабочая сила». Требования работодателей к соискателям рабочих мест. Специальности, востребованные на мировом рынке труда и на региональных рынках.

Тема 2. Трудоустройство: от поиска работы - до процедуры найма

Технология трудоустройства. Этапы технологии трудоустройства: постановка целей, исследование рынка труда, информирование потенциальных работодателей, прохождение профессиональных испытаний, оформление на работу. Составление резюме и сопроводительного письма. Функциональное и хронологическое резюме. Структура и содержание резюме. Резюме начинающего соискателя. Источники информации о рабочих местах. Поиск информации в печатных СМИ и в Интернете. Наем на работу и правовое регулирование трудоустройства. Закон РФ о занятости. Трудовой кодекс РФ. Наем на работу и трудовой договор. Документы, необходимые для трудоустройства. Правовое регулирование увольнения с работы. Социальная и материальная поддержка безработных граждан.

Тема 3. Как наладить конструктивное общение с работодателем

Общение и его роль в процессе трудоустройства. Психологические ос­новы конструктивного общения. Общение как процесс взаимодействия между людьми. Понятие партнерского общения. Три уровня коммуникации: вербальные сигналы, паралингвистические сигналы, невербальные сигналы. Как научиться слушать? Активное слушание. Условия и правила активного слушания. Деловая беседа. Этапы деловой беседы: начало беседы, обмен информацией, аргументация, принятие решений, завершение беседы. Этика делового общения.

Тема 4. Как успешно пройти профотбор

Что нужно знать о профотборе? Назначение профотбора. Принципы профотбора. Из истории профессионального отбора. Профотбор в процессе трудоустройства. Критерии отбора персонала. Методы профотбора: биографический метод, интервью, тестирование, профессиональные пробы. Переговоры с работодателем по телефону. Правила и приемы обмена информацией по телефону. Первый личный контакт с работодателем. Компоненты формирования первого впечатления: внешний вид, взгляд и зрительный контакт, голос и речь, мимика и жесты. Как успешно пройти собеседование? Собеседование как один из самых сложных и важных этапов процесса трудоустройства. Критерии оценки кандидата в процессе собеседования. Обязательные вопросы на собеседовании. Рекомендации исоветы для соискателей по подготовке и прохождению собеседования. Техника ведения диалога с работодателем. Основные типы вопросов. Правила преодоления возражений. Тестирование. Для чего работодатели используют тесты? Подготовка к тестированию. Как отвечать на вопросы теста?

Тема 5. Почему в трудоустройстве так важен самомаркетинг

Что такое самомаркетинг? «Три кита» самомаркетинга: самооценка, самопозиционирование, самопрезентация. Понятие об имидже. Связь самомаркетинга с технологией трудоустройства. Личная программа самомаркетинга. Планирование. Полезные личные связи. Качества кандидата, необходимые для успешного трудоустройства. Публичное выступление. Примеры публичных выступлений. Публичное выступление как демонстрация своих достижений. Как подготовиться и успешно выступить перед аудиторией? Содержание и форма публичного выступления.

Примерная тематика публичных выступлений

  1. Я и моя профессия.

  2. Особенности регионального рынка труда (города, района, области).

  3. Мой личный план поиска работы.

  4. Каким бы я хотел(а) видеть своего работодателя.

  5. Представляю свое резюме.

  6. Роль общения в процессе трудоустройства.

  7. Профессиональный отбор и его виды.

  8. Как я буду готовиться к собеседованию.

  9. Как успешно пройти собеседование.

Ю.Тесты и их использование в системе профотбора. 11 .Моя личная программа самомаркетинга. 12.Я и моя будущая работа.

Подробное изложение содержания курса и его методологического сопровождения дается в учебном пособии СВ. Чернова «Азбука трудоустройства». Изд-во ВИТА, Москва, 2007.

Основные направления работы по вопросам профориентации в ОУ:

Педагогический совет ОУ

Методический совет ОУ

Утверждает


Разрабатывает

Концепция развития ОУ


Система учебной работы

Система воспитательной работы

Зам дир. по учебной работе

Зам дир. по воспитательной работе


Образовательная область

«Технология»

  • учебные курсы

  • элективные курсы

  • Предметы предпрофильной подготовки

  • элективные курсы

  • Предметы профильной подготовки

  • Система элективных курсов по выборному профилю

Психолог

Классный руководитель

Социальный педагог

Другие организации

Содержание профориентационной работы в образовательном учреждении

по учебно- методическим комплектам, рекомендованным Минобразованием РФ



Образовательная область «Технология»

План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.

ОПлан по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.сновное (полное) образование


Среднее (полное) образования

(План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.базовый уровень)

Среднее (полное) образования

(План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.профильный уровень)

Выполнение Стандарта в разделе «Современное производство и профессиональное образование»

Выполнение Стандарта в разделе «Профессиональное самоопределение и карьера»

Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя составляющие: общетехнологическую и специальную

План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.План по самообразованию. Профориентационная работа с обучающимися НОО, ООО, СОО в рамках образовательной программы Темп.


Специальная технологическая подготовка
  • УМК предмета

«Технология», соответствующий федеральному перечню 2008/2009 уч. года

  • Предметы вариативной части БП

  • Элективные курсы по вопросам профориентации


  • УМК предмета

«Технология», соответствующий федеральному перечню 2008/2009 уч. года

  • Предметы вариативной части БП

  • Элективные курсы по вопросам профориентации

  • в сфере промышленности и сельскогохозяйственного производства;

  • в сфере строительный и ремонтных работ;

  • в сфере телекоммуникаций и информационных техзнологий;

  • в сфере управления,

  • в сфере материально-технического обеспечения;

  • в сфере коммерции;

  • в сфере сервиса;

  • в сфере декоративно- прикладного искусства;

  • др.


Рекомендованный список УМК профориентационного направления в основной (полной) школе на примере предметов «Технология», «Экономика», «Право»./Издания 2007г./

Предмет

Класс

УМК

Издательство

Примечание

Технология

Основное (полного) образования

  • Лутцева Е.А. Технология для 1-4 кл.*

  • Н.А.Малыщева Технология для 1-4 кл.*

Вентана -Граф

Дрофа

Самый адаптивный курс по профориентации

  • Технология ( для девочек и мальчиков) 5-8 кл под ред. Симоненко В.Д

Вентана -Граф

(рекомендовано)

Преемственность курса в начальной школе

  • Павлова.М.А., Сасова И.А., Павлова М.Б. под ред. Сасовой И.В. Технология 5 класс

Вентана -Граф

(рекомендовано)

Курс построен на основе проектной

деятельности

  • Технология. Обслуживающий труд, под ред Сасовой И.В., 6-7 класс.

Вентана -Граф

(рекомендовано)

Курс построен на основе проектной

деятельности

  • Технология. Технический труд, под ред Сасовой И.В., 6-7 класс.

Вентана -Граф

(рекомендовано)

Курс построен на основе проектной

деятельности

  • Леонтьев А.В., Капустин В.С., Сасова И.В. под ред.Сасовой И.А. Технология 8 класс.

Вентана -Граф

(рекомендовано)

Курс построен на основе проектной

деятельности

  • Павлова А.А., Корзинова Е.И. Технология. Черчение и графика. 8-9 кл

Мнемозина

(рекомендовано)

Курс основан на компьютерной графике

  • Твоя профессиональная карьера под ред.С.Н.Чистяковой для 8-9 класса

Просвещение

(допущено)

Цель курса- формирование у уч-ся способности выбирать сферу профессиональной деятельности.

Предмет

Класс

УМК

Издательство

Примечание

Технология

Основное (полного) образования*


  • В.А.Соколова Технология Обслуживающий труд для 5-9 класса

Дрофа

Курс разработан на основе традиций русских народных промыслав

  • А.В. Леонтьев Технология предпринимательства

Дрофа

(допущен)

УМК вооружает уч-ся некоторыми методиками своего дела

УМК «Мой выбор» для 9 класса

  • Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования.

  • Михеева Е.В. Информационные технологии

  • Спирин И.В. Транспорт

ИЦ «Академия»

Элективные

ориентационные курсы

(в курс входит программа, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя)

  • Азбука трудоустройства 9-11 классы

Вита -Пресс

Элективный курс в предпрофильной подготовке

Экономика и право

  • И.А. Сасова Экономика 1-4 кл.

Вита- Пресс

Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе

  • В.А. Рубе, Е.С. Шабелик Зачем нужны налоги 2-4

Вита -Пресс

Элект Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе

Предмет

Класс

УМК

Издательство

Примечание

Экономика и право

Основное (полного) образования

  • Е.А. Шабелик Ваши права (для нач школы)

Вита -Пресс

Материал можно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира.

  • Е.А.Шабелтник Права ребенка 2-4 кл. Пособие для учащихся

Вита -Пресс

Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе

  • И.В.Ермакова, Т.А. Протасевич Начало экономики 5-6 класс

Вита -Пресс

Используется в вариативной части БП

  • Н.В.Новожилова и др. под ред. И.А.Сасовой Экономика: моя семья. 5 кл.

  • Т.С.Терюкова под ред Сасовой И.А. Экономика: моя школа. 6 кл.

  • Л.Э. Новикова под ред. Сасовой И.А., Экономика: мое ближайшее окружение 7 кл.

  • Под ред Сасовой И.А., Экономика: я в экономике 8 кл.

Вита -Пресс

Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе

  • И.В.Липсиц Удивительные приключения в стране «Экономика» для 5-6 кл.

Вита -Пресс

Используется в вариативной части БП, или за счет часов дополнительного образования в школе

  • И.В. Липсиц. Экономика: История и современная организация хозяйственной деятельности

7(8-9) кл.

Вита -Пресс

Курс рекомендован использовать в вариативной части БП как предпрофильная подготовка

Предмет

Класс

УМК

Издательство

Примечание

Экономика и право

Основное (полного) образования

  • Архипов А.П. Страхование 8-9 класс

Вита -Пресс

Элективный курс

  • А.В.Симоненко и др. Азбука потребителя 8-9 класс.

Вита -Пресс

Элективный курс

  • И.В. Липсиц, Бизнес и экономика 8-9 кл.

Вита -Пресс

Элективный курс

  • Н.М. Розанова. Моя фирма. 8-9 класс

Вита -Пресс

Элективный курс

  • Н.М. Розанова Банк: от клиента до президента

8-9 кл.

Вита -Пресс

Элективный курс

  • Н.И. Берзон Рынок ценных бумаг 8-9 кл.

Вита -Пресс

Элективный курс

* Образовательное учреждение в инвариантной части БП в праве работать по любой программе «Технология» в начальном и среднем звена, получившей гриф Минобразования РФ, Мы здесь выделяем лишь курсы, имеющие большую профориентационную направленность.




Рекомендованный список УМК профориентационного направления в профильной школе на примере предметов «Технология», «Экономика», «Право». Издания 2007 г.

Предмет

Класс

УМК

Издательство

Тип курса (базовый, Профильный,

Элективный)

Технология

Среднее (полного) образования

  • Технология профессионального успеха Под ред С.Н. Чистяковой:10-11 классы

Просвещение

(допущено)

Базовый, все профили

  • Технология 10 класс Под ред Симоненко В.Д.

Вентана-Граф

(рекомендовано)

Базовый, все профили

  • Технология 11 класс Под ред Симоненко В.Д.

Вентана-Граф

(рекомендовано)

Базовый, все профили

  • Технология Семенова Г.А. для 10-11 класса.

Вентана-Граф

(рекомендовано)

Агротехнологический профиль

  • Азбука трудоустройства 9-11 классы

Вита -Прес

Элективный курс, все профили

  • Чистякова С.Н. «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников»

  • Михеева Е.В. «Информационные технологии. Вычислительная техника»

  • Профессия учитель:/под ред. Роботовой А.С.

  • Профессии работников сферы обслуживания/ под ред Ляпиной И.Ю.

  • Твоя профессия - юрист/ под ред Казанцева Л.А.

  • Климов Е.А. Профессии научных работников

  • Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетияч

  • Плаксина Э.Б. Михайловская Л.А.,

Григорьева М.А. Профессии в сфере искусства

  • Гомолова А.И. Профессии в сфере управления и экономики,

  • Стецкий С.В. Профессии в сфере строительства

УМК «Твоя профессия»

ИЦ «Академия»


Элективный курс, базового, профильного и технологического профиля

Предмет

Класс

УМК

Издательство

Тип курса (базовый, Профильный,

Элективный)

Технология

Среднее (полного) образования

  • Шабашов И.А. Пчеловодство10-11

Просвещение

(допущено)

Элективный, Агротехнологический профиль

  • ЕрмаковаВ.И. Основы кулинарии 10-11 кл.

Просвещение

(допущено)

Элективный,

Базовый уровень

  • Соболева Е.Н. Школьникам о предпринимательстве 10-11 кл.

Просвещение

(допущено)

Элективный,

Базовый и профильный уровень

  • Цыбин В.А.,Галашин В.А. Легковые автомобили

Просвещение

(допущено)

Элективный,

Технологический профиль

УМК по экономике


  • Липсиц И.В. :Экономика:Базовый курс 10 кл.

Вита- Пресс

Базовый уровень

Для всех профилей

  • Липсиц И.В.:Экономика:Базовый курс 11кл.

Вита- Пресс

Базовый уровень

Для всех профилей

  • Экономика/ под ред Линькова А.Я.

Вита- Пресс

Гуманитарный профиль

  • Экономика/под ред Ф.-Й.Кайзера для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Базовый уровень

Для всех профилей

  • А. Киреев Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 класса

Вита- Пресс

Базовый уровень

Для всех профилей

  • Экономика 10-11 кл. /Под ред С.И.Иванова

Вита- Пресс

Профильный уровень

  • В.З.Черняк Введение в предпринимательство10-11 кл.

Вита- Пресс

Профильный уровень

  • В.С.Симоненко Основы потребительской культуры 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • А.П.Архипов Азбука страхования 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

Предмет

Класс

УМК

Издательство

Тип курса (базовый, Профильный,

Элективный)

УМК по экономике


Среднее (полного) образования

  • С.Н.Гудырин. Основы маркетинга, для 10-11 кл

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • А.П.Балакина и др. Основы маркетинга, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • С.В. Федин. Основы менеджмента, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • Л.А. Теплова. Основы потребительской кооперации для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • А.П.Балакина Налоги России, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • Основы банковского дела, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • Основы инвестирования, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • Паевые фонды:доходность и риски, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • С.Д.Ахапкин, Лоция бизнеса, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • О.А.Щкаратан Российский порядок: вектор перемен, для 10-11 кл

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • В.Д.Симоненко Основы предпринимательства, для 10-11 кл.

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень

  • С.В.Чернов. Азбука трудоустройства

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень


Предмет

Класс

УМК

Издательство

Тип курса (базовый, Профильный,

Элективный)

УМК по праву


Среднее (полного) образования

  • Т.В.Кашаника,А.В.Кашанина. Право для 10-11 кл

(базовый уровень)

Вита- Пресс

Базовый уровень

Для всех профилей

  • Т.В.Кашаника,А.В.Кашанина. Право для 10-11 кл

( профильный уровень).

Вита- Пресс

Профильный уровень.

  • Элективные курсы см. в разделе Экономика

Вита- Пресс

Элективный, Базовый и

профильный уровень





Примерные формы внеурочной профориентационной работы

Класс

Название мероприятий

Примечание

1.Классные часы и беседы

5-9 класс

  • Учеба твой главный труд.(5 кл)

  • Кем ты хочешь стать ( 7 кл.)

  • Профессии твоих родителей ( 7 кл.)

  • Дело твоей жизни (Анкета) ( 7 кл.)

  • Беседа «Кем я хочу быть) ( 7 кл.)

  • Как готовить себя к будущей профессии.

(7 кл.)

  • Все работы хороши, выбирай на вкус (8кл)

  • Беседы о конкретных профессиях ( 8 кл)

  • Право выбора Беседа психолога. (9кл)

  • Трудовое право. О Конституции (9 кл)

  • Профессия и современность (5-11 кл)

  • Трудом славен человек (5-11 кл)

  • Дороги, которые мы выбираем.

10-11 класс

  • Что значит правильно выбирать профессию.

  • Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности

  • Здоровье и выбор профессии

  • Выбор профессии в условиях рынка

  • Как избежать безработицы

  • Профессия и современность

2.Информационные беседы и консультации

10-11 класс

  • На тему экономической ситуации в районе, городе, области,

  • Информация о рынке труда,

  • Информация о востребованных; специальностях;

  • Информация о правилах приема в учебные заведения и на работу.

  • «Твой выбор»;

  • «Хочу, могу, надо»;

  • Здоровье и профессия;

  • Шаг к успешной карьере»

3.Психологические семинары и тренинги

9-11 кл

  • «Мои возможности»

  • «Интересы, склонности и выбор профессии»;

  • « Я и общество (искусство общения)»;

4.Ролевые, имитационные, профориентационные игры.


5. Проведение дней открытых дверей в образовательных учреждениях

6. Профориентационные встречи по теме

9-11 кл.

  • с психологами,

  • социальными педагогами,

  • представителями различных профессий,

  • со специалистами служб занятости.

8. Анкетирование учащихся с целью выявления их профессиональных предпочтений.

9. Профессиональные праздники

5-9 класс

  • Красота спасет мир. День красоты

  • День работников леса (18 сентября )

  • Всемирный день туризма (27 сентября)

  • Нам, туристам, осень нипочем.

  • День учителя (4 октября)

  • Международный день музыки (1октября)

  • День работников сельского хозяйства (Второе воскресенье октября)

  • День работников пищевой промышленности (19 октября)

  • День работников автомобильного транспорта (30 октября)

  • Моя милиция меня бережет. День милиции (10 ноября)

  • Империя призраков. Всемирный день телевидения (21 ноября)

  • День энергетика (22 декабря)

  • День Аэрофлота (Второе воскресенье февраля)

  • День защитников Отечества (23 февраля)

  • Международный день театра (27 марта)

  • Собиратели камней. День геолога.(3апреля)

  • Всемирный день здоровья (7 апреля)

  • День космонавтики (12 апреля)

  • Международный день танца (29 апреля)

  • Международный день свободной прессы (7мая)

  • День радио и всех отраслей связи (7мая)

  • Международный день музеев (18 мая)

  • День мультипликации (10 июня)

  • День медицинского работника (Третье воскресенье июня)

  • День физкультурника (9 августа)

  • День железнодорожника (Первое воскресенье августа)

  • День строителя (Второе воскресенье августа)

  • День российского кино (27 августа)

Сценарии напечатаны в книге

И.А. Агапова., М.А.Давыдова Современные праздники., М: Сфера,2004.

  • 9. Профессиональные праздники

5-9 кл.

  • День робота

  • Праздник чести, отваги и благородства

  • Праздник компьютерщика

10. Игры, конкурсы, праздники


5-9 класс

Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» (познавательная игра - конкурс по трудовому обучению для 8-9 кл.)

Природа - это наши корни, начало нашей жизни (экологическая игра для 6-7 класса)

Сценарии напечатаны В.А.Герасимов Классный час играючи Выпуск 2

М: Сфера,2004

11. Выставки литературы о профессиях, оформление стендов

9-11 класс

Ориентиры профессионального самоопределения.

Здоровье и выбор профессии.

Предприятия и учебные заведения области города, района.



Список литературы для организации внеклассных мероприятий.


Список литературы

Примечание

Начальная школа

1.

И.А.Агапонова, М.А. Давыдова Современные праздники (Сценарии воспитательных дел в начальной школе), М: Сфера,2004.


2.

Внеклассные мероприятия (новые сценарии: праздники, утренники, конкурсы, КВНы, викторины, спектакли,) 3 класс, М: ВАКО,2007


3.

Внеклассные мероприятия (новые сценарии: праздники, утренники, конкурсы, КВНы, викторины, спектакли,) 4класс, М: ВАКО, 2007


4.

Давыдов Праздник в школе: Игры, турниры., М: Айрис-пресс


5.

Шин С. Сценарии школьных праздников 3 кл.,М: РнД Феникс


6.

Подгорная.Современные праздники в начальной школе, 3-4 кл,М: Март


7.

Агапова Веселые школьные праздники М:Аркти,2006


Для 5-9 классов


1.

Григоренко Ю. Кипарис М: Пед.общество России, 2006.


2.

Агапова Выпускные балы и школьные праздники, М: Владос-Пресс


3.

Смекалова Школа лидерства.,М: СфераТЦ, 2006


4.

Дубровская Дидактические игры и турниры (5-11 кл), М:Пед. общество России,2006.


5.

Слепенкова. Работа классного руководлителя, М: Аркти, 2006.


6.

Гущина Я и мои ценности, М: Аркти, 2006.


7.

Щуркова Профессиональное мастерство классного руководителя, М: Айрис- пресс 2004


8.

Кукушкин.В. Технология.Экономика., М: Март,2006.


9.

В.А. Герасимова Классный час играючи, М:Сфера ТЦ, 2007.


Для 10-11 классов

1.

Столяренко Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.


2.

Рыбакова Е.А. Технология поиска работы.,М:ПрофОбр.Издат


3.

Трошин Основы социальной реабилитации и профориентации., М.: Сфера ТЦ, 2005.


4.

Павлова Профориентация старшеклассников.,М: СфераТЦ, 2006.


5.

Столяренко., Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях.


6.

Дик. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев.


7.

Сгибнева Классные часы в 10-11 кл.

М: РиД Феникс, 2005.


8.

Кукушкин Профильные классы в средней школе., М: РнД Феникс, 2006.


9.

Сгибнева Родительские собрания в средней школе., М: Айрис- пресс, 2005.


10.

Сгибнева Театральные праздники. КВНы. 10-11 кл. М: РнД Феникс, 2004.


11.

Голерова О.А., Гурова Е,В. Выбор професси- дело семейное, М: Просвещение, 2008.



© 2010-2022